Напоминание

"Масленица"


Авторы: Фомичева Ирина Владимировна, Шемелина Людмила Ивановна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №103"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Масленица"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 103»

Проект на тему:

«Что такое Масленица»

Авторы:

Фомичева Ирина Владимировна

Шемелина Людмила Ивановна

Череповец, 2018

Тема проекта «Что такое масленица?»

Тип проекта: познавательный,

Сроки реализации - 1 неделя

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.

Интеграция – коммуникативно – личностное, речевое,

художественно – эстетическое, физическое.

Цель: воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма

через ознакомление с прошлым и настоящим русского

народа, повышать интерес к его традициям на примере

ознакомления с праздником «Масленица».

Задачи:

познакомить детей с русским праздником «Масленица» и

этапами его проведения;

ориентировать родителей на приобщение детей к русской

культуре;

развивать художественно – эстетическую деятельность путём

ознакомления с предметами декоративно – прикладного

искусства;

повышать познавательный интерес к истории своей Родины;

обогащать духовный мир детей через знакомство с

различными жанрами устного народного творчества и русской

культуры;

вызвать эмоциональное сопереживание и интерес к участию в

празднике.

Проблема: имея богатейшие народные традиции, в которых

переплелись народные и православные корни, в

настоящее время мы отходим от них, тем самым лишая детей

возможности прикоснуться к духовно нравственным основам

культуры русского народа.

Актуальность: наиболее доступным и понятным для детей

является приобщение к проведению русских народных

праздников, в ходе которых дети узнают особенности каждого

из них, устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями

в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в

настоящее время. Одним из таких праздников является

Масленица, которая считается одним из самых радостных и

светлых праздников на Руси, в которой заложено глубокое

нравственное начало.

Предполагаемые результаты:

- приобщение детей к традиции проведения русского

народного праздника Масленица, через сопереживание и

непосредственное участие в общем действии; усвоение

детьми культурных эталонов русского народа при помощи

родителей и педагогов; повышение познавательного интереса

к истории своего народа.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

- подбор методической и художественной литературы,

музыкальных произведений, картин, иллюстраций по теме, а так

же русских народных игр;

- планирование НОД, совместной и игровой деятельности с

детьми

- подготовка информации для родителей о народном празднике

- привлечение родителей к изготовлению угощения для детей

на празднике.

2. Основной (работа по областям):

Познавательное, социально – личностное и речевое

развитие:

- беседа о празднике, о его праздновании на Руси

- рассматривание картин и иллюстраций

- чтение и разучивание закличек, стишков, дразнилок,

частушек

- знакомство с пословицами о Масленице

- наблюдение за изменениями в природе

Художественно – эстетическое:

- разучивание хороводных игр и русских народных

песен

- знакомство с русскими народными инструментами

- Рисование на тему «Зимние развлечения», аппликация

«Снеговик», лепка «Праздничные угощения»

Физическое развитие:

- обучение русским народным играм,

- проведение соревнований и игр – эстафет.

3.Заключительный

- проведение праздника «Проводы масленицы»

- чаепитие с блинами

В результате реализации проекта у детей появились

знания о русском народном празднике « Масленица», они

узнали о том как наши предки провожали зиму и встречали

весну, у них появился познавательный интерес к изучению

традиций и культуры русского народа. Родители тоже

заинтересовались изучением истории наших праздников и

охотно принимали участие в нашей работе.

На следующий год мы решили продолжить эту работу

и познакомить детей с другими русскими народными

праздниками, а также с историей возникновения и

появления самовара на Руси, а также познакомить детей с

правилами этикета русского чаепития.

Используемая литература

1. Программа «Приобщение детей дошкольного возраста к

истокам русской культуры»

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в

современном учебно – воспитательном процессе – М.:

«Школьная пресса», 2003

3.КенеманА.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР:

Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,

1988

4. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный

фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО

«Гном – Пресс», 2000

5.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба Санкт –

Петербург «Детство – Пресс», 2000

Приложение 1

Тема недели «Что такое масленица»

Понедельник

Задача: познакомить детей с русским народным праздником –

Масленицей, его традициями, обычаями.

Беседа «Что такое Масленица»

Рассматривание иллюстраций о Масленице

Разучивание масленичных закличек, потешек, стихов

Знакомство с русской народной игрой «Заря – заряница»

Слушание пьесы П.И.Чайковского «Февраль. Масленица»

Вторник

Задача: продолжить знакомить детей с русским народным праздником,

посвящённому концу зимы.

Беседа «Как отмечать Масленицу»

Познакомить с подвижными играми «Горелки», «Ручеёк»

Знакомство с хороводными играми «А я по лугу гуляла», «Заинька

попляши»

Разучивание масленичных закличек

Фольклорная познавательная интерактивная программа «Русские

народные игры»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»

Среда

Задача: знакомство детей с обрядами масленичной недели и

праздничной кухней

Беседа «Почему на масленицу пекут блины»

Знакомство с народными подвижными играми «Гори, гори

ясно», «Звонарь»

Развлекательный досуг «Откуда хлеб пришёл»

Лепка «Угощение для кукол»

Чаепитие с блинами в группе

Четверг

Задача: Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен,

воспитание уважительного отношения к народным традициям

Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленица»

Игры – эстафеты, « перетягивание каната», «снежный тир»,

«штурм снежного городка»

Чтение стихов о Масленице

Пятница

Задача: приобщать детей к истокам народных традиций

Беседа «Что мы узнали о Масленице»

Слушание русских народных песен

Праздничное мероприятие с участием родителей «Прощай

Масленица»

Работа с родителями:

Помощь в оформлении участка к празднику «Масленица»

Изготовление чучело – Масленицы

Совместное изготовление блинов дома и организация сладкого

стола к празднику

Составление картотеки спортивных игр – забав

Приложение 2

Спортивные игры – забавы

Малечина-калечина.

Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую

палочку (примерно 20-30 см. длиной), и все хором говорят

следующие слова:

Малечина-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

Произнеся «До зимнего?», игроки должны поставить палочку на

ладонь или любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки,

водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот,

кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры

водящий может давать игрокам различные указания: повернуться,

пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.

Заря.

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков -

водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и

приговаривает:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить

ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя

поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить

ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту,

он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и

бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место.

Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять

место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

Карусель.

Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в

верхний конец которого вгоняется металлический стержень, вкапывают

землю или вмораживают в лед. Его высота - 70-80 см. Затем на

металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо.

К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные

шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить

сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости

санки можно сделать широкими (60-90см) или скрепить вместе двое

саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было

скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

Перетягивание каната.

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка -

как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя

спиной друг к другу.

Снежный тир.

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания

снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с

начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60

и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить

на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку

тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать

снежками.

Звонарь

Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при

помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся

слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит

около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже

хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим.

Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру

включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор,

пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в

кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за

ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и

другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без

пары, становится водящим.

Бой мешками

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность

борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице,

действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение

приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника,

использовать его инерцию.

Снежный лабиринт

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему

лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на

противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают

внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, -

стены. Они не должны быть высокими (до1 м), чтобы легко было

обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов -

80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег

лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не

строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

Снежная горка

Высота горки может быть разной, здесь важно наличие

большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-

четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята

готовятся к спуску, и дорожки на раскате - не менее 1 м, а ширина

санной колеи - 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время

оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег

утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать

из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе

могут образоваться проталины. Можно соорудить и более

сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и

спусками, декоративными арками. Разница между уровнями

старта и финиша должна составлять 3-5 м.

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги

(правую ногу одного с левой ногой другого). Парана «трёх

ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на

линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары

придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и

двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По

команде игрок – «тачка» ложится на землю, делая упор на руках, а

«водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был

параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до

поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению

другая «тачка».

«Блинная» эстафета

Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники

пробегают определённую дистанцию. Нужно подбросить блин на

сковороде не менее трёх раз. Разумеется, блин нужно поймать, не

прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший

получает приз. (Блины изготовлены из бумаги).

Сковорода

Участники игры берутся за руки и становятся в круг,

внутри которого чертят окружность - «сковороду».

Участники игры быстро движутся по кругу под музыку.

Когда музыка прекращается, нужно постараться

столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться

можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или

отпустил руку соседа, тот «испёкся». Игра

продолжается, пока не останутся один-два победителя.

Русская метла

Шуточное первенство в метании метлы на дальность.

Метлу удобнее взять без древка.

Масленичные частушки.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

***

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

***

Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

***

На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

***

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

***

Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя -

Можно съесть и лишнего.

***

Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

***

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

***

Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

***

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

***

Весна – не весна,

А с зимой расстались

Блины напекла,

А вы отказались.

***

Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

***

Как на масленой недели

Со стола блины летели,

И сыр, и творог-

Все летели под порог!

***

Масленица – белоножка,

Задержись у нас немножко,

На недельку, на денёчек,

На единственный часочек!

***

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

**

В испытаньях хлопцы стойки,

А в стряпне девчонки бойки -

Сладки блинчики пекут,

Угощенья подают.

***

По деревне в каждый двор

Забегает детский хор.

Из домов несут старье,

Всяко разное тряпье.

***

Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица,

Славна Масленица!

***

Для любимой за платок

Парень лезет на шесток.

А шесток облит водой,

Оттого и ледяной.

***

Улыбается народ,

Дружно водит хоровод.

То ведь Масленица,

Добра Масленица!

***

Веселись, честной народ,

Набивая свой живот.

Это Масленица,

Праздна Масленица!

***

С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

***

На прощанье весь народ

Масленицу подожжет.

Разгорайся поскорей,

Чтоб жилось нам веселей!

***

Я на Масленицу катался,

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

***

Купи, тятя, мне коня –

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

***

У меня четыре шали,

Пятая – пуховая,

Не одна я боевая –

Все мы здесь бедовые.

***

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Приложение 3

Приложение 3

Спасибо за внимание!



В раздел образования