Напоминание

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики»


Автор: Фионина Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №17 "Сказка" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Новая Ладога, Ленинградская область
Наименование материала: Проект по гендерному воспитанию
Тема: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №17 «Сказка» комбинированного вида»

Проект

по гендерному воспитанию детей

«

Дружат

в

нашей

группе

девочки

и

мальчики»

СРЕДНЯЯ ГРУППА № 17 «ЗВЁЗДОЧКИ»

Авторы:

Фионина Татьяна Александровна

Срыбная Ольга Николаевна

Содержание проекта

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный – 1 год (сентябрь – май)

Участники

проекта: дети

средней

группы

4

5

лет,

воспитатели,

родители,

психолог, музыкальный руководитель.

Цель

проекта: Создание условий для естественного развития ребенка в детском

саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Задачи в работе с детьми:

Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру.

Формирование адекватной полу модели поведения.

Дать

представление

о

содержании

социальных

ролей

мужчины

и

женщины,

развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.

Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные

для мальчиков и девочек.

Развивать

интерес

к

культуре

своего

народа,

формировать

представление

о

традициях воспитания мальчиков и девочек.

Воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками.

Задачи в работе с родителями:

Формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по

воспитанию ребёнка.

Создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности

мальчиков и девочек.

Привлечение к активному участию в жизни ребёнка, осведомлённости о его

знаниях, умениях и опыте, приобретённых в дошкольном учреждении.

Задачи педагогов:

Развитие профессиональной компетентности в данном вопросе.

Создание

благоприятной

атмосферы

и

условий

для

всестороннего

развития,

воспитания и образования мальчиков и девочек в группе.

Изучение склонностей, интересов воспитанников.

Консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания мальчиков и

девочек.

Ожидаемые результаты проекта

У детей:

определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям

через игровую деятельность;

осознание собственного «Я» мальчика (девочки), развитие ребенка как личности

в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

приобретены

навыки

положительных

взаимоотношений

с

противоположным

полом.

У родителей:

получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в

семье;

проявление

позиции

активных

участников

воспитательнообразовательного

процесса в ДОО.

У педагогов:

расширены представления об особенностях полоролевого развития детей;

разработаны комплексы занятий, дидактических игр;

разработаны консультации для родителей.

Актуальность

Как известно в детстве происходит становление образа мальчика (девочки) и

приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает

для

себя

свой

пол

(физический,

социальный,

поведенческий,

ролевой

и

т.д.)

Самовыражение

личности

начинается

с

самого

близкого

для

него

с

семьи:

родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным

компонентом которого является осознание себя как представителя определенного

пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых,

он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности,

проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности,

их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения

детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками

и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания

детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в национальных семейных

традициях и в фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность.

Благодаря

игре

формируется

система

потребностей,

интересов,

ценностных

ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного

пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является

воспитание

у

мальчиков

и

девочек

гендерной

устойчивости,

которая

зависит

в

первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также

от воспитания его в дошкольном учреждении.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА И ЭТАПЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Этапы

Цели

Самостоятельная деятельность

Содержание

I.

Вводный

этап

Сентябрь

2018 г.

Изучить литературу по

проблеме гендерного

воспитания.

Заинтересовать

родителей важностью

данной проблемы.

Систематизировать материал

по данной теме.

Внести иллюстрации с

изображением детей для

последующего

самостоятельного

рассматривания.

1.

Проведение с детьми педагогической

диагностики с использованием методов

беседы.

2.

Анкетирование родителей: «Какие обязанности

есть у вашего ребенка дома?», «Обязанности в

вашей семье».

3.

Оформление памятки для родителей «Мы

умеем сами» (о том, что в средней группе дети

умеют делать самостоятельно в плане

самообслуживания).

4.

Игра-беседа «Кто мы?»

Октябрь

2018 г.

Продолжить

самообразование

воспитателей по теме

гендерного воспитания

детей.

Обогащение знаний

детей о своей семье,

роде, традициях,

знакомство с функцией

семьи.

Вовлечь родителей в

работу по гендерному

воспитанию.

Оформить лучший опыт

родителей по семейному

воспитанию детей

(видеоклипы «Моя семья»).

Предложить рассмотреть

иллюстрации к сказкам «Гуси-

лебеди», «Василиса

Прекрасная», «Каша из

топора», «Мужик и медведь».

1.

Оформление

папки-передвижки

« Ка к

воспитывать

дочек»

и

«Как

воспитывать

сыновей».

2.

Рисование

на

тему

«Это

Я»

(характерные

детали прически, костюма).

3.

Оформление стенда «Пословицы и поговорки о

семье».

4.

Сбор

материала

о

семье

(взрослые

люди

и

дети,

одежда

людей

девочки

и

мальчики,

профессии – мужские и женские и т.д.).

5.

Игра словесная «Узнай ребенка по описанию».

6.

Игровой тренинг «Какие мы нарядные».

Ноябрь

2018 г.

Знакомство с

качествами

женственности, с ролью

женщины в семье.

Сделать различные маркеры с

акцентом на гендерную

особенность детей (шкафчики,

физ. форма и др.).

1.

Рисование на тему: «Это мамочка моя».

2.

Д/и «Наденем куклу на праздник»

3.

Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у

вас?».

Осознание себя, как

представителя

определенного пола.

Я – девочка.

Через фольклор

познакомить детей с

русскими традициями.

Формировать у детей

понятие о

положительных чертах

характера и поступках

мальчиков и девочек.

Руками родителей сделать

новый книжный уголок.

Подобрать книги

направленные на

формирование

положительного женского

образа: Г.Х. Андерсен «Дикие

лебеди», р.н.с. «Сестрица

Аленушка и братец

Иванушка», С.Аксаков

«Аленький цветочек»,

Е.Благинина «Научу одеваться

братца» и др.

4.

Продуктивная деятельность – подарок маме (к

Дню Матери).

5.

Консультация для родителей «Одинаково ли

воспитывать дочерей и сыновей».

6.

СОД «Хорошо быть девочкой, хорошо быть

мальчиком».

7.

Развлечение для мам: «Мамин праздник».

8.

Прослушивание песни «Из чего же?»,

«Настоящий друг» М. Пляцковского.

II.

Основной

этап

Декабрь

2018г.

Раскрытие ребенком

образа «Какой Я».

Активизация своего «Я»

в процессе игры.

Пополнить предметно-

развивающую среду новыми

атрибутами для сюжетно-

ролевых игр.

Оформление мини-музея

«Домик для кукол» (спальня,

гостиная, кухня, ванная

комната, туалет – вся

соответствующая мебель для

игр с куклами).

1.

Беседа «Мальчики – юные мастера. Девочки –

маленькие хозяюшки».

2.

Рассматривание своих фотографий «Это я» и

рассказывание о себе.

3.

С/р игра «Салон красоты».

4.

С/р игра «Пароход»

5.

С/р игра «Ждем гостей».

6.

Д/и игра «Опиши одежду мальчика (девочки)».

Узнают по описанию детей группы.

7.

Чтение книги «Как стать «Неболейкой»

(внешнее строение человека, части тела).

Январь 2018г.

Дать знания о том, что

мы живем среди других

людей. Они не похожи

на нас. У них есть свои

достоинства и

недостатки.

Учить вежливому

общению.

Внесение альбома «Чем

увлекаются мальчики

(девочки)» для

самостоятельного

рассматривания.

Предложить детям атрибуты

для самостоятельного

конструирования и аппликации

1.

Чтение книги «Правила для воспитания

детей».

2.

С/р игра «Поликлиника».

3.

Оформить стенд для родителей: «Маленький

спасатель»; «Если ты потерялся».

4.

Продуктивная деятельность – «Подарок

другу».

5.

Настольная игра «Прогулка».

на тему «Подарок для друга».

6.

Игровая обучающая ситуация «Одень Машу

(Мишу) на прогулку».

7.

Создание коллективной работы, изготовление

коллажа «Наша дружная группа».

8.

Игра-этюд «Поссорились – помирились».

Февраль

2018г.

Более подробно

раскрыть роль мужчины

в семье и в жизни

общества.

Формировать чувство

общности группы,

активное проявление

положительных эмоций

по отношению к

сверстникам.

Внести альбомы для

самостоятельного

рассматривания детьми: «Мир

красоты», «Военная техника»,

«Маленькие принцессы»,

«Мир техники: машины».

1.

Беседа на тему «Мой папа самый лучший».

2.

Спортивный праздник с участием родителей

«Форт-Байяр».

3.

Словесная игра «Кто больше хороших слов

скажет о папе».

4.

Аппликация «Подарок папе».

5.

Выпуск семейной фотогазеты «Я как папа».

6.

С/р игра «Шоферы».

7.

Подборка худож. литературы о мужестве и

смелости: С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном

герое», «Пожар»; К. Чуковский «Айболит»;

р.н.с. «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Март

2018г.

Учить мальчиков и

девочек жить дружно,

договариваться.

Формировать

представления детей об

обязанностях членов

семьи, воспитывать

желание оказывать

помощь членам семьи.

Оформить альбом «Мама в

профессии».

Предложить детям атрибуты

для самостоятельного

конструирования и аппликации

на тему «Подарок на 8 марта».

1.

Коммуникативная игра «Кто позвал?».

2.

С/р игра «Семья».

3.

Развлечение «Я самая» (для девочек).

4.

Почитайте дома: «Советы вежливым

девчонкам»; «Советы вежливым мальчикам».

5.

Выпуск семейной фотогазеты «Я как мама».

6.

Д/и «За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

7.

Чтение детям произведения С. Маршака «О

девочках и мальчиках».

8.

Развивающая игра «Дом добрых дел».

Апрель 2018г.

Учить детей гордиться

тем, что мы русские

люди. У нас есть свои

традиции, праздники,

фольклор.

Предложить детям

рассмотреть карточки с

изображением ситуаций

нравственно-эстетического

характера.

1.

Фотоконкурс «Самые похожие» (ребенок с

родителем).

2.

С/р игра «Стройка».

3.

Имитационная игра «Испуганный мальчик

(девочка)».

Учить проявлять

интерес не только к

внешнему виду, но и к

потребностям друг

друга, желаниям,

формировать умение

учитывать их при

организации

совместных игр.

Оформление генеалогического

дерева семьи.

4.

Родительское собрание на тему: «Семейный

альбом или путешествие в прошлое своей

семьи».

5.

Памятки для родителей «Словесные

поощрения мальчиков и девочек».

6.

Игра «За что нам нравятся мальчики

(девочки)?».

III. Итоговый

этап

Май

2018г.

Закрепить у детей

представление о себе,

как представителе

определенного пола, о

взаимодействии полов в

общении, в жизни;

представление о

социальной роли

мужчин и женщин в

обществе.

Анализ проделанной работы.

1.

Фотовыставка «Предметно-развивающая среда

в нашей группе».

2.

Повторная педагогическая диагностика детей.

3.

Презентация работы по проекту.

Литература

Е.К. Ривина «Знакомство дошкольника с семьей и родословной».

С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» средняя группа.

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:

ОБОРУДОВАНИЕ:

альбомы,

видеоклипы,

фотографии,

рисунки,

иллюстрации,

материалы

для

продуктивной

деятельности,

костюмы,

атрибуты для сюжетно- ролевых игр, телевизор, компьютер и др.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Плакаты

с

пословицами

и

поговорками,

выставки

генеалогических

древ,

оформление стендов по гендерному воспитанию для родителей, сценарии

праздников, развлечений, собраний. Художественная литература по данной

теме, анкеты для родителей.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА: 6000 (Шесть) тысяч рублей.

ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА:

Ф.И.О.

должность

Функции,

выполняемые

в

проекте

Продукты деятельности

Сергеева Н.В.-

воспитатель

Клюшина О.В.-

воспитатель

Составляют

календарный

план

н а

г о д

п о

г е н д е р н о м у

воспитанию.

По

окончанию

проекта проводят презентацию.

К о о р д и н и р у ю т

р а б о т у

родителей.

Портфолио

на

каждого

ребенка.

О б н о в л е н н а я

предметно-

развивающая

среда, с учетом гендерной

направленности.

Бондаренко Т.С.

Совместно

с

воспитателями

составляет годовой план.

Помогает в информационно

методическом обеспечении.

Соловьева О.В.-

зав. д/садом

Дополняет

группу

новыми

ш к а ф а м и

д л я

и г р у ш е к

и

пособий,

координирует

работу

других служб (плотник, зав. по

хозяйственной части).

Новая мебель и игрушки.

Пономарев Н.А.

инструктор по

физ. культуре

Н а

з а н я т и я х

ф и з и ч е с ко й

культурой

и

в

индивидуальной

работе

делит

детей

на

две

группы:

у

мальчиков

работает

над

силой

и

смелостью,

у

д е в о ч е к

ф о р м и р у е т

пластичность и ловкость.

Физкультура,

праздник

«Форт-Баярд».

Муз.

руководитель

Р а б о т а

с

д е т ь м и

н а

ф о р м и р о в а н и е

п е в ч е с к и х

навыков и движений в танцах,

характерных

для

мальчиков

и

девочек.

Фольклорный

праздник,

развлечение «Посиделки».

Родители

группы

Проводят

работу

в

семье

по

данной

теме,

участвуют

в

групповых

мероприятиях,

на

п р а в а х

п а р т н е р о в .

И з го т а в л и в а ю т

м е б е л ь

и

атрибуты для с/р игр.

Новая

детская

мебель:

кухня для девочек; пароход

для

мальчиков.

Книжный

у г о л о к ,

в и д е о к л и п ы

фотографии,

генеалогические древа.

ПРОДУКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: в группе создана новая предметно -

развивающая

среда

с

различными

маркерами

с

акцентом

на

гендерную

особенность детей.

ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА: если у родителей появилась заинтересованность по

проекту:

«Дружат

в

нашей

группе

девочки

и

мальчики»;

создана

новая

предметно - развивающая среда, которая помогает усвоить половую роль и

гендерную модель поведения.

ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:

1.

Календарный план работы по проекту на год.

2.

Конспекты занятий.

3.

Сценарий

родительского

собрания:

«Семейный

альбом

или

путешествие в прошлое своей семьи».

4.

Сценарий заседания родительского клуба «Весенняя сказка».

5.

Сценарий развлечения «Посиделки».

6.

Сценарий спортивного праздника «Форт- Баярд».

7.

Сценарий фольклорного праздника.

8.

Портфолио на каждого ребенка.



В раздел образования