Напоминание

"Дети с ОВЗ"


Автор: Бурляева Наталья Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа–интернат АОП с. Родничок"
Населённый пункт: с Родничок Балашовский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дети с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему «Дети с ОВЗ»

Бурляева Наталья Петровна

учитель начальных классов

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП с. Родничок»

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с

ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет,

имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения

здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять

ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую

деятельность.

Образование детей с особыми потребностями является одной из

основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно

инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и

востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому

ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью

реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным

его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для

детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных

государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с

Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем

детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Для детей с

ОВЗ разработана адаптированная образовательная программа (АООП НОО,

АООП ООО, АООП ООО классов, реализующих ФК ГОС).

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха,

зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными

нарушениями развития.

В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с

особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и

ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII

видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в

общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными

потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не

первый год. Поэтому считаю, что самыми главными приоритетами в работе

с такими детьми являются:

- Индивидуальный подход к каждому ученику, с учетом специфики психики и

здоровья каждого ребенка

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные

средства (чередование умственной и практической деятельности,

преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и

красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность

учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих

необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие

успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём

веры в собственные силы и возможности.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога

является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с

другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном

подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий

для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ

не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь

на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

В нашей школе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми

речевыми нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра

(РАС).

Целями работы школы по коррекционно-развивающему направлению

являются следующие:

-создание системы комплексной помощи детям с ограниченными

возможностями здоровья в освоении Адаптированной основной

образовательной программы начального общего образования и Адаптированной

основной образовательной программы основного общего образования;

-коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии

обучающихся;

-социальная адаптация детей с ОВЗ.

Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений всем

обучающимся включаться в образовательный процесс и во внеурочные

мероприятия. Дети с ОВЗ посещают школьные секции, кружки. Обучающиеся с

особыми образовательными потребностями наряду с другими школьниками

участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,

спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных мероприятиях

(театральный марафон, конкурс патриотической песни, смотр строя и песни).

Я, как педагог, использую следующие методические приемы:

-Поэтапное разъяснение заданий;

-Последовательное выполнение заданий;

-Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

-Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

-Близость к учащимся во время объяснения задания;

-Перемена видов деятельности:

-Чередование занятий и физминуток;

-Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

-Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

-Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и

затраченными усилиями;

-Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении

способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий,

например, изменение формы выполнения задания или частичное его

выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо

добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей

деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с

ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года,

включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь

осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья

образования является одним из основных и неотъемлемых условий их

успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни

общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной

и социальной деятельности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на

эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии

являются:

-игровые ситуации;

-дидактические игры, ;

-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и

зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

-выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам

деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

-создать условия для индивидуального развития ребенка;

-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

расширить рамки общения с социумом;

-создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального

развития ребенка;

-создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе,

другим людям, окружающему миру;

-любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание,

терпение, умение прощать;

-ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать

содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных

оценок и выводов;

-умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,

способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и

другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к

окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании

совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное

заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Литература:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2017.

–404 с.

- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными

нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М.

Бгажноковой. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2013. –239 с.: ил. –

(Коррекционная педагогика)

- Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.,

1998.

- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука

общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и

сверстниками. СПб., 1998.



В раздел образования