Автор: Бурляева Наталья Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа–интернат АОП с. Родничок"
Населённый пункт: с Родничок Балашовский район Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дети с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Статья на тему «Дети с ОВЗ»
Бурляева Наталья Петровна
учитель начальных классов
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП с. Родничок»
В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с
ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет,
имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения
здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять
ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую
деятельность.
Образование детей с особыми потребностями является одной из
основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно
инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и
востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому
ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью
реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным
его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для
детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных
государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с
Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем
детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Для детей с
ОВЗ разработана адаптированная образовательная программа (АООП НОО,
АООП ООО, АООП ООО классов, реализующих ФК ГОС).
Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными
нарушениями развития.
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с
особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и
ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII
видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в
общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными
потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не
первый год. Поэтому считаю, что самыми главными приоритетами в работе
с такими детьми являются:
- Индивидуальный подход к каждому ученику, с учетом специфики психики и
здоровья каждого ребенка
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные
средства (чередование умственной и практической деятельности,
преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и
красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём
веры в собственные силы и возможности.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога
является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с
другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном
подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий
для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ
не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь
на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
В нашей школе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми
речевыми нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра
(РАС).
Целями работы школы по коррекционно-развивающему направлению
являются следующие:
-создание системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении Адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования и Адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования;
-коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся;
-социальная адаптация детей с ОВЗ.
Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений всем
обучающимся включаться в образовательный процесс и во внеурочные
мероприятия. Дети с ОВЗ посещают школьные секции, кружки. Обучающиеся с
особыми образовательными потребностями наряду с другими школьниками
участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных мероприятиях
(театральный марафон, конкурс патриотической песни, смотр строя и песни).
Я, как педагог, использую следующие методические приемы:
-Поэтапное разъяснение заданий;
-Последовательное выполнение заданий;
-Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
-Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
-Близость к учащимся во время объяснения задания;
-Перемена видов деятельности:
-Чередование занятий и физминуток;
-Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
-Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
-Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и
затраченными усилиями;
-Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении
способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий,
например, изменение формы выполнения задания или частичное его
выполнение.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо
добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей
деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности
Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с
ОВЗ.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года,
включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь
осмысления между пройденным и новым.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной
и социальной деятельности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на
эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии
являются:
-игровые ситуации;
-дидактические игры, ;
-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и
зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
-выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам
деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
расширить рамки общения с социумом;
-создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального
развития ребенка;
-создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе,
другим людям, окружающему миру;
-любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание,
терпение, умение прощать;
-ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать
содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных
оценок и выводов;
-умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,
способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и
другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к
окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании
совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное
заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2017.
–404 с.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными
нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М.
Бгажноковой. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2013. –239 с.: ил. –
(Коррекционная педагогика)
- Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.,
1998.
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука
общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками. СПб., 1998.