Напоминание

Обобщение опыта организации исследовательской работы краеведческой деятельности учащихся.


Автор: Канева Татьяна Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Петрунь"
Населённый пункт: с. Петрунь
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение опыта организации исследовательской работы краеведческой деятельности учащихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Обобщение опыта организации исследовательской работы краеведческой

деятельности учащихся.

Тема: Некоторые проблемы и пути их решения при организации

исследовательских работ (из опыта).

Значение исследования истории родного края велико. Это, во-первых, знаком-

ство с истоками малой родины – наблюдение, изучение, анализ, обобщение и

оформление явлений окружающей природы и общества - всего того, в чем форми-

руется личность. Во-вторых, это связь и параллель с историей Отечества. Возмож-

но, это будет громко сказано, но исследовательские работы способствуют воспита-

нию патриотизма. Со знаниями приходят понимание и любовь к родному краю, к

Родине. Ребенок обогащается навыками исследования: это поиск и определение

круга литературы по теме, анализ текста, умение интервьюировать, знакомиться с

требованиями научного оформления полученной информации. Неоценимы воспи-

тание таких качеств, как целеустремленность и терпение при поиске новых источ-

ников и их обработке. И, конечно, для ощущения удовлетворенности, необходимо

практическое использование исследовательского труда – помимо конкурсов и олим-

пиад, это может быть выступление на уровне класса, школы, города или опублико-

вание заметки в местной газете, детском журнале.

Весьма важное положительное значение в исследовательской работе, на мой

взгляд, имеет совместная работа учащегося

и руководителя – это посещение с

определенной целью общественных организаций, например, Совета ветеранов, ре-

дакции газет, библиотеки, музея, архивного отдела любого уровня от администра-

тивного до национального архива Республики, встреча с возможными информато-

рами, например родственниками. Конечно, это требует от руководителя предвари-

тельной работы, чтобы договориться о времени, месте и цели встреч. Таким об-

разом, ниточки источников остаются у юного исследователя для дальнейшей, воз-

можно, уже самостоятельно исследовательской работы.

Также расширяется круг возможностей учащегося: в ходе исследований не

обойтись без интервью; происходит знакомство с азами интервьюирования: состав-

ление вопросов по теме, запись ответов, приветствие и прощание с благодарностью

и возможностью о новой встрече. Первые интервью юный исследователь не может

брать один – сложно слушать и записывать одновременно. Здесь отрабатываются

собранность, доброжелательная настойчивость, реакция на формулировку новых

вопросов, умение вычленить то, что нужно для работы. Необходимо сообщить ин-

форматору, что именно взято в работу, согласен ли он. Встречи иногда бываю слож-

ными, например, если речь идет о репрессированных. В таких случаях можно пого-

ворить о доме, домашних заботах – и чаще всего, что-либо выясняется, например,

услышав: «он (в данном случае, муж) любит мастерить из дерева, как и прадед (т.е.

репрессированный)», делается вывод, что объект исследования был мастером-сто-

ляром. Практикуется и телефонное интервьюирование, если человек далеко. Таким

образом, расширяется круг знакомства учащегося-исследователя. Как правило, по

просьбе информаторов делаем для них копии работ.

Если позволяют временные рамки, то переписываемся, например, с архивами.

По Интернету выйти на адреса архивных учреждений нам не удалось. На сайте по

архивам Республики Коми был дан единственный номер – дежурного МВД по горо-

ду Сыктывкар. Ухватились за эту ниточку. Дежурный, посоветовавшись с коллега-

ми, дал два примерных адреса. В течение двух недель были получены два ответа:

из г. Сыктывкара и г. Емвы. По ответам узнали настоящие адреса информационного

центра МВД по Республики Коми и Федерального казенного учреждения. Стучать-

ся надо в любую дверь! Очень благодарны обязательному своевременному ответу

архивных органов МВД Республики за их готовность к сотрудничеству с подраста-

ющим поколением.

Уже в г. Инта столкнулись с проблемой дороговизны получения копий доку-

ментов (протокол – 420 рублей). В Государственном учреждении Республики Коми

«Национальный архив Республики Коми» они еще дороже (за 700 рублей). Объяс-

нения, что это для детской исследовательской работы, понимания не находят. Толь-

ко после третьего прихода в Интинский краеведческий музей дали электронные ко-

пии фотографий к детской исследовательской работе. Надеюсь, что ситуация не

безвыходная, и в дальнейшем удастся найти приемлемые формы сотрудничества с

этими организациями.

После определения и поиска необходимой литературы, возникает сложность

для учащегося в обработке огромного объема материала. Мне кажется, что решить

эту проблему с учащимися основного звена, можно только щадящим образом: да-

ется общая характеристика источника и закладками определяются те места, с кото-

рыми надо познакомиться или изучить. Обычно, на закладках делаются надписи, к

какому вопросу или главе относится данная информация. При поиске литературы,

а также отдельных фактов, иллюстраций и т.д. в Интернет ресурсах учащимся да-

ются конкретные задания, например, найти сведения на фамилию «Сорвачев», из-

дания Г.А. Чернова, значение каких-либо понятий и т.д. Юный исследователь на

следующую консультацию приходит уже с полученными сведениями - положитель-

ными или отрицательными для раскрытия темы.

Навыки профессионального оформления литературы учащиеся получают че-

рез консультацию с библиографами Центральной библиотеки Инты, всем сотрудни-

кам которой мы с учащимися очень признательны.

За годы систематических занятий исследовательской деятельностью, учащие-

ся на высоком уровне овладевают навыками компьютерной работы: оформляют

текст по требованиям, регистрируются, отправляют письма, с прикрепленными

файлами, составляют презентации, вводят фотографии, чертят схемы и т.д. Ожида-

ние помощи специалиста – информатика, обращение к услугам Интернет-Центра

остаются в прошлом. К старшему звену юные исследователи достаточно свободно

используют компьютерные технологии.

В условиях ФГОС организации исследовательской деятельности учащихся

придается особое значение. Исследовательская деятельность требует развития ме-

тапредметных навыков и умений, способствует формированию познавательных,

личностных, коммуникативных, регулятивных УУД, повышает уровень самооценки

и самостоятельности.

март 2017

Т.В. Канева,

учитель истории

МБОУ «СОШ с. Петрунь»

г. Инта, Республика Коми



В раздел образования