Автор: Канева Татьяна Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Петрунь"
Населённый пункт: с. Петрунь
Наименование материала: Статья
Тема: Обобщение опыта организации исследовательской работы краеведческой деятельности учащихся.
Раздел: среднее образование
Обобщение опыта организации исследовательской работы краеведческой
деятельности учащихся.
Тема: Некоторые проблемы и пути их решения при организации
исследовательских работ (из опыта).
Значение исследования истории родного края велико. Это, во-первых, знаком-
ство с истоками малой родины – наблюдение, изучение, анализ, обобщение и
оформление явлений окружающей природы и общества - всего того, в чем форми-
руется личность. Во-вторых, это связь и параллель с историей Отечества. Возмож-
но, это будет громко сказано, но исследовательские работы способствуют воспита-
нию патриотизма. Со знаниями приходят понимание и любовь к родному краю, к
Родине. Ребенок обогащается навыками исследования: это поиск и определение
круга литературы по теме, анализ текста, умение интервьюировать, знакомиться с
требованиями научного оформления полученной информации. Неоценимы воспи-
тание таких качеств, как целеустремленность и терпение при поиске новых источ-
ников и их обработке. И, конечно, для ощущения удовлетворенности, необходимо
практическое использование исследовательского труда – помимо конкурсов и олим-
пиад, это может быть выступление на уровне класса, школы, города или опублико-
вание заметки в местной газете, детском журнале.
Весьма важное положительное значение в исследовательской работе, на мой
взгляд, имеет совместная работа учащегося
и руководителя – это посещение с
определенной целью общественных организаций, например, Совета ветеранов, ре-
дакции газет, библиотеки, музея, архивного отдела любого уровня от администра-
тивного до национального архива Республики, встреча с возможными информато-
рами, например родственниками. Конечно, это требует от руководителя предвари-
тельной работы, чтобы договориться о времени, месте и цели встреч. Таким об-
разом, ниточки источников остаются у юного исследователя для дальнейшей, воз-
можно, уже самостоятельно исследовательской работы.
Также расширяется круг возможностей учащегося: в ходе исследований не
обойтись без интервью; происходит знакомство с азами интервьюирования: состав-
ление вопросов по теме, запись ответов, приветствие и прощание с благодарностью
и возможностью о новой встрече. Первые интервью юный исследователь не может
брать один – сложно слушать и записывать одновременно. Здесь отрабатываются
собранность, доброжелательная настойчивость, реакция на формулировку новых
вопросов, умение вычленить то, что нужно для работы. Необходимо сообщить ин-
форматору, что именно взято в работу, согласен ли он. Встречи иногда бываю слож-
ными, например, если речь идет о репрессированных. В таких случаях можно пого-
ворить о доме, домашних заботах – и чаще всего, что-либо выясняется, например,
услышав: «он (в данном случае, муж) любит мастерить из дерева, как и прадед (т.е.
репрессированный)», делается вывод, что объект исследования был мастером-сто-
ляром. Практикуется и телефонное интервьюирование, если человек далеко. Таким
образом, расширяется круг знакомства учащегося-исследователя. Как правило, по
просьбе информаторов делаем для них копии работ.
Если позволяют временные рамки, то переписываемся, например, с архивами.
По Интернету выйти на адреса архивных учреждений нам не удалось. На сайте по
архивам Республики Коми был дан единственный номер – дежурного МВД по горо-
ду Сыктывкар. Ухватились за эту ниточку. Дежурный, посоветовавшись с коллега-
ми, дал два примерных адреса. В течение двух недель были получены два ответа:
из г. Сыктывкара и г. Емвы. По ответам узнали настоящие адреса информационного
центра МВД по Республики Коми и Федерального казенного учреждения. Стучать-
ся надо в любую дверь! Очень благодарны обязательному своевременному ответу
архивных органов МВД Республики за их готовность к сотрудничеству с подраста-
ющим поколением.
Уже в г. Инта столкнулись с проблемой дороговизны получения копий доку-
ментов (протокол – 420 рублей). В Государственном учреждении Республики Коми
«Национальный архив Республики Коми» они еще дороже (за 700 рублей). Объяс-
нения, что это для детской исследовательской работы, понимания не находят. Толь-
ко после третьего прихода в Интинский краеведческий музей дали электронные ко-
пии фотографий к детской исследовательской работе. Надеюсь, что ситуация не
безвыходная, и в дальнейшем удастся найти приемлемые формы сотрудничества с
этими организациями.
После определения и поиска необходимой литературы, возникает сложность
для учащегося в обработке огромного объема материала. Мне кажется, что решить
эту проблему с учащимися основного звена, можно только щадящим образом: да-
ется общая характеристика источника и закладками определяются те места, с кото-
рыми надо познакомиться или изучить. Обычно, на закладках делаются надписи, к
какому вопросу или главе относится данная информация. При поиске литературы,
а также отдельных фактов, иллюстраций и т.д. в Интернет ресурсах учащимся да-
ются конкретные задания, например, найти сведения на фамилию «Сорвачев», из-
дания Г.А. Чернова, значение каких-либо понятий и т.д. Юный исследователь на
следующую консультацию приходит уже с полученными сведениями - положитель-
ными или отрицательными для раскрытия темы.
Навыки профессионального оформления литературы учащиеся получают че-
рез консультацию с библиографами Центральной библиотеки Инты, всем сотрудни-
кам которой мы с учащимися очень признательны.
За годы систематических занятий исследовательской деятельностью, учащие-
ся на высоком уровне овладевают навыками компьютерной работы: оформляют
текст по требованиям, регистрируются, отправляют письма, с прикрепленными
файлами, составляют презентации, вводят фотографии, чертят схемы и т.д. Ожида-
ние помощи специалиста – информатика, обращение к услугам Интернет-Центра
остаются в прошлом. К старшему звену юные исследователи достаточно свободно
используют компьютерные технологии.
В условиях ФГОС организации исследовательской деятельности учащихся
придается особое значение. Исследовательская деятельность требует развития ме-
тапредметных навыков и умений, способствует формированию познавательных,
личностных, коммуникативных, регулятивных УУД, повышает уровень самооценки
и самостоятельности.
март 2017
Т.В. Канева,
учитель истории
МБОУ «СОШ с. Петрунь»
г. Инта, Республика Коми