Автор: Шалаганова Лариса Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Черногорская школа– интернат"
Населённый пункт: республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: урок математики
Тема: "Геометрические фигуры. Признаки и характеристика предметов"
Раздел: начальное образование
Урок разработан Шалагановой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов
ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
МАТЕМАТИКА. 2 КЛАСС
ТЕМА: Геометрические фигуры. Признаки и характеристика предметов
ЦЕЛЬ:
Закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны).
Развитие мыслительных операций обобщения, классификации.
Развитие устойчивости внимания.
Развития памяти.
Цель занятия:
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины,
цветового спектра.
Формирование способности анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать и
сопоставлять результаты восприятия,
воспитание усидчивости и самоконтроля.
Наглядность: набор цветных геометрических фигур, образец снеговика, картины.
Оборудование: компьютер
Ход урока
1.
Организационный момент.
Сегодня у нас гости. Подарите им свою улыбку.
Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь - это ж просто.
Лучик солнца - это вам.
(РАЗДАТЬ ЖЕЛТЫЕ ПОЛОСКИ)
Эти лучики нам пригодятся в конце урока!
1.
Постановка цели урока (сформировать представления детей о том, что нового они
узнают на уроке, чему научатся):
- Сегодня мы будем сравнивать предметы по разным признакам – по количеству, форме,
цвету, размеру.
2.
Перед вами конверты с геометрическими фигурами.
Достаньте фигуры из конверта. Что у вас в конверте?
Как одним словом можно назвать то, что лежит на столе? (Геометрические фигуры).
Обратите внимание, что у вас разные фигуры. Покажите квадрат, круг, треугольник и
прямоугольник.
Покажите мне квадраты. Что общего у этих фигур? (Форма).
Разложить фигуры по форме. Сколько квадратов?
По какому признаку вы их сравнили. По форме.
Разложите фигуры по величине (большие и маленькие). Сколько треугольников?
По какому признаку вы их сравнили. По размеру.
Разложите фигуры по цвету. Сколько кругов?
По какому признаку вы их сравнили. По цвету.
Итог: сравнивать и составлять группы предметов можно по разным признакам.
3.Игра «Убери лишнюю фигуру». По какому признаку они различаются? Какая фигура
лишняя?
Повторить расклад фигур с доски.
4.Какой праздник приближается? Как мы встречаем новый год? Правильно, мы наряжаем
елку. А какую форму имеет елка? Молодцы! Вот треугольники, из них вы должны составить
елку. Приступайте. (2ученика у доски большая и средняя елка).
Какая у вас елка получилась?
Какие елочки по размерам у вас получились?
Ёлочку сложили, но скучно ей стоять одной.
- Слепим ей снеговика?
- Из каких геометрических фигур сложим снеговика?
- Одинакового размера эти круги?
- Какие фигуры использовали? Сложить на парте снеговика.
Их (большой, средний и маленький)
Что мы использовали? По какому признаку вы их сравнили.
(Размер, цвет, форма, количество)
Соберите все фигуры в конверт.
5. Физминутка
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков
6.
Зрительная гимнастика
У снеговиков беда, потеряли свои носы,
(зрительно пройдись по линиям)
7.
Посмотрите на свои листочки и скажите, что здесь нарисовано? А теперь взяли
красный карандаш. Вам нужно обвести только большие геометрические фигуры.
Посчитайте их.
1.
А теперь взяли синий карандаш. Вам нужно обвести только маленькие
геометрические фигуры. Посчитайте их.
2.
А теперь взяли зеленый карандаш. Вам нужно раскрасить только фигуры круглой
формы. Посчитайте их.
Итог: сравнивать и составлять группы предметов можно по разным признакам.
8. Недостающие фигуры.
А сейчас мы попробуем с вами правильно поставить недостающие геометрические фигуры.
Перед вами листок, на нем изображены геометрические фигуры. Назовите мне их (ответы
детей).
А теперь внимательно посмотрите и везде ли есть фигуры? (ответы детей). Вам нужно
поставить в пустые клетки недостающие геометрические фигуры. Принимайтесь за работу.
Молодцы!
Подведение итогов.
Сегодня на занятии мы повторили признаки предметов.
Итог: сравнивать и составлять группы предметов можно по разным признакам.
- По каким признакам можно сравнивать предметы? (По размеру, по цвету, форме).
- Назовите мне цвета? (Красный, жёлтый, синий, белый, зелёный, чёрный).
- Назовите мне форму геометрических фигур?
- Назовите мне размер предметов? (Большой, маленький)
Заключительная часть.
На доске елка, снеговик. А, как вы думаете законченная ли картинка?
Что добавим? Поставим домик в левый нижний угол...крышу над..
Добавим детей….в правый нижний угол…и т.д. (картика - дом, дети, елка)
Прикрепим солнышко. Свои лучики добавим, если вам понравился наш урок. У всех детей
должен быть дом, елка, семья!
Сюрприз «Ветка ели».
Определить на ощупь с закрытыми глазами, на что это похоже.
Рефлексия деятельности.
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Оценка детьми
своей деятельности на уроке.
Мне на уроке было…
Меня удивило…
Я научился…
Перед вами альбомные листы. Нарисовать то, что запомнили на уроке. Раскрасить картинку.
Спасибо за урок!