Напоминание

Методика использования интерактивной доски на уроках русского языка


Автор: Фролова Елена Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 27
Населённый пункт: Комсомольск–на–Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Методика использования интерактивной доски на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Методика использования ИД на уроках.

Интерактивная

доска

-

это

сенсорный

экран,

подсоединенный

к

компьютеру,

изображение

с

которого

передает

на

доску

проектор.

Достаточно

только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

ИД реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором,

представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на

обычном компьютере.

В

интерактивной

доске

объединяются

проекционные

технологии

с

сенсорным

устройством,

поэтому

такая

доска

не

просто

отображает

то,

что

происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить

поправки

и

коррективы,

делать

цветом

пометки

и

комментарии,

сохранять

материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру,

и,

как

следствие,

к

интерактивной

доске

может

быть

подключён

микроскоп,

документ-камера,

цифровой

фотоаппарат

или

видеокамера.

И

со

всеми

отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Работая

с

интерактивной

доской,

учитель

всегда

находится

в

центре

внимания,

обращен

к

ученикам

лицом

и

поддерживает

постоянный

контакт

с

классом.

Используя

такую

доску,

мы

можем

сочетать

проверенные

методы

и

приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных

возможностей.

Однако,

важно

понимать,

что

эффект

от

использования

ИД

во

многом

зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные возможности

доски.

Методика разработки занятий с использования интерактивной доски.

Использование ИД может улучшить планирование, темп и течение урока, так

как файлы и страницы можно подготовить заранее.

Для

того

чтобы

эффективно

проводить

занятия

с

использованием

интерактивной доски был разработан алгоритм, следуя которому преподаватель

может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

1.

Определить тему, цель и тип занятия.

2.

Продумать

этапы

урока,

на

которых

необходимы

инструменты

интерактивной доски.

3.

Из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные

средства.

4.

Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными

средствами.

5.

Отобранные

материалы

оценить

по

времени:

их

продолжительность

не

должна

превышать

санитарных

норм;

рекомендуется

просмотреть

и

прохронометрировать

все

материалы,

учесть

интерактивный

характер

материала.

6.

Составить временную развертку (поминутный план) урока.

7.

Из найденного материала собрать презентационную программу. Для этого

написать ее сценарий.

8.

Заранее

подготовить

учащихся

к

восприятию

занятия

с

использованием

интерактивной доски.

9.

Апробировать урок.

Перечень типовых программных и информационных ресурсов, которые

позволяет использовать интерактивная доска.

1.

Офисное программное обеспечение.

2.

Информацию на CD и DVD.

3.

Интернет.

4.

Визуальную

информацию

(видео,

фото,

рисунки,

диаграммы

и

др.

графические объекты).

5.

Звуковые файлы.

6.

Программное обеспечение для ИД.

7.

Специальное программное обеспечение.

Простота использования и разнообразие этих ресурсов увлекает учащихся больше,

чем традиционные занятия. Однако, учителям часто приходится тратить достаточно

много времени на поиск необходимых материалов.

При

создании

занятия

с

использованием

интерактивной

доски

необходимо

пользоваться определенными критериями отбора информации.

1.

Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать

познавательным

возможностям

и

уровню

работоспособности

учащихся,

учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.

2.

При отборе материала для зрительного ряда избегать дальних планов и

мелких деталей.

3.

Следует

избегать

больших

текстовых

фрагментов.

Недопустимо

использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от

экрана к экрану.

4.

Выделять

в

текстах

наиболее

важные

части,

используя

полужирное

и

курсивное начертание знаков, выделение маркером.

Инструменты ИД и направления их воздействия на учащихся.

Инструмент

Воздействие

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на ИД, позволяет учителям

выделять

важные

области

и

привлекать

внимание

к

ним,

связывать

общие

идеи

или

показывать

о тл и ч и е ,

демонстрировать ход размышления. Примером может быть

работа с географической картой или схемой пищеварительной

системы организма.

Записи на экране

Возможно сть

делать

записи

позволяет

д о б а вл я т ь

информацию,

вопросы

и

идеи

к

тексту,

диаграммам

или

изображениям на экране. Все примечания можно сохранить,

еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио-

и

видео-

вложения

Зрительно усиливают подачу материала.

Перемещение

объектов

Помогает

учащимся

группировать

идеи,

определять

достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать

карты, рисунки, схемы и многое другое.

Выделение

отдельных частей

экрана

Текст,

схему

или

рисунок

на

ИД

можно

выделить.

Это

помогает учителям и учащимся фокусироваться на отдельных

аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его,

когда будет нужно.

В ы р е з а т ь

и

вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и

вставлять, действия – отменять или возвращать. Это придает

учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут

вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы

Страницы

можно

листать

вперед

и

назад,

демонстрируя

определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые

из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать

в любом порядке.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы

и отражения.

С о е д и н е н и е

с

электронным

микроскопом

Позволяет

рассматривать

и

исследовать

микроскопические

изображения.

Фон страницы

Выбор фона или фонового рисунка из коллекции усиливает

восприятие.

Временное

скрытие

ч а с т и

экрана

Применение

временного

затенения

экрана

(шторки)

для

скрытия правильного ответа.

Сравнительная

характеристика

эффективности

некоторых

этапов

образовательного

процесса,

проводимых

с

помощью

ИД

и

других

технических средств и классических уроков.

Рассмотрим, за счет чего происходит это повышение эффективности урока на

некоторых этапах образовательного процесса:

Этап урока

Урок с применением ИД

“Классический” урок

Проверка

домашнего

задания

Д о м а ш н е е

з а д а н и е

переводится

в

электронный

в и д .

Р а б о т а

у ч е н и к а

выводится

наИД,

а

ученик

поясняет

свое

решение.

При

необходимости

учитель

или

другие

ученики

исправляют

допущенные

ошибки.

Если

задача

имеет

н е с ко л ь ко

решений,

на

ИД

выводятся

другие

варианты,

и

ученики

имеют

возможность

быстро

Ученик выходит к доске со

с в о е й

т е т р а д ь ю ,

переписывает

решение,

а

затем

объясняет

его.

При

этом

тратится

значительно

б о л ь ш е

в р е м е н и

н а

подготовку к ответу. Если же

задача

решена

несколькими

способами,

то

время

на

в о с п р о и з в е д е н и е

э т и х

з а д а н и й

н а

д о с к е

увеличивается.

сравнить различные способы

решения задачи.

Объяснение

нового материала.

Материал,

которого

нет

в

у ч е б н и к е ,

г о т о в и т с я

и

р а з д а е т с я

у ч е н и к а м

в

печатном

виде

(создается

с п р а в о ч н и к

у ч е н и к а ,

с о д е р ж а щ и й

о с н о в н ы е

формулы

или

схемы

или

понятия и способы решения и

пояснительные

примеры).

Материал

распечаток

при

этом

выводится

на

ИД.

У ч и т е л ь

н а

д о с к е

комментирует

раздаточный

материал,

дополняя

е го

д р у г и м и

п р и м е р а м и ,

о б р а щ а е т

в н и м а н и е

н а

наиболее

важные

моменты,

о т в е ч а е т

н а

в о п р о с ы

учащихся.

Материал,

которого

нет

в

у ч е б н и к е ,

д и к т у е т с я

ученикам,

затем

на

доске

п р и в о д я т с я

п р и м е р ы

решения,

которые

ученики

также записывают в тетради.

Тратится время на диктовку.

Кроме

потери

времени

на

конспектирование, здесь есть

еще

один

недостаток:

если

ученик не очень внимателен,

при

списывании

решения

с

доски

он

может

допустить

ошибки.

Первичное

закрепление

материала.

Отработку

материала

можно

разнообразить

примерами

из

различных

источников,

для

этого достаточно осуществить

п од б о р к у

н е о бх о д и м ы х

материалов

или

примеров,

объединить

их

в

единый

ресурс

и

выводить

на

доске

з а р а н е е

з а г о т о в л е н н ы е

материалы.

Использование

образовательных материалов

о г р а н и ч е н о

н а л и ч и е м

п е ч а т н ы х

и з д а н и й

и

размерами обычной доски.

Закрепление

материала,

самостоятельная

работа учащихся.

Учащиеся решают задания в

т е т р а д я х

и л и

н а

персональных

компьютерах,

затем

решение

проецируется

на

ИД,

и

учитель

просит

прокомментировать

п о л у ч е н н о е

р е ш е н и е

(исключается

бе зд ум н о е

списывание

с

доски,

плюс

э к о н о м и я

в р е м е н и

н а

воспроизведение решения).

1)

О с н о в н а я

ч а с т ь

учащихся выполняет задания

в

тетрадях,

а

один

ученик

решает

задание

у

доски.

Недостаток в том, что часть

учащихся вместо того, чтобы

решать

с а м о с тоя те ль н о,

списывают с доски, а значит,

данный

материал

остается

неотработанным.

2)

Сначала

все

ученики

решают задания на местах, а

затем один выходит к доске и

воспроизводит свое решение.

П р и

э т о м

п р о ц е н т

и с п о л ь з у ю щ и х

ч у ж о е

решение

сокращается,

но

идет потеря времени.

Постановка

домашнего

задания.

Учащимся может быть задано

н е

тол ь ко

о б щ ее,

н о

и

индивидуальное

домашнее

задание,

которое

выдается

в

виде распечаток.

Домашнее

задание

задается

п о

у ч е б н и к у

и л и

записывается

на

доске

(все

у ч а щ и е с я

п о л у ч а ю т

одинаковое задание).

Устная работа.

НаИД

поочередно

выводятся

заранее

п од гот о вл е н н ы е

з а д а н и я .

У ч е н и к и

р а с с к а з ы в а ю т

р е ш е н и е

з а д а ч и ,

в ы п о л н я ю т

дополнительные

построения,

строят графики и т.д.

Задания

записаны

на

доске

заранее. Большое количество

и н ф о р м а ц и и

н а

д о с к е

мешает некоторым ученикам

с о с р е д о т о ч и т ь с я

н а

конкретной задаче, на доске

остается

мало

места

для

дополнительных выкладок к

каждой конкретной задаче.

Решение задач на

построение.

И с п ол ь з о ва н и е

г о т о в ы х

ч е р т е ж е й

п о з в о л я е т

письменно

решить

на

уроке

значительно больше задач, а

также

сравнить

различные

способы решения одной и той

же задачи. На одном и том же

ч е рт е же

м ож н о

р е ш и т ь

несколько

задач,

быстро

удаляя

рукописные

пометки.

Сам

чертеж

при

этом

не

стирается.

Письменно решаются только

1-2

задачи

очень

редких

случаях

3).

Времени

на

разбор

разных

спо собов

решения задачи, как правило,

не остается.

Подведение итогов

урока.

В с я

и н ф о р м а ц и я ,

появляющаяся

в

процессе

урока

наИД

сохраняется,

и

можно

быстро

просмотреть

задачи,

решенные

на

уроке,

повторить основные моменты

теории, сделать выводы.

Из-за

нехватки

свободного

места

на

доске

большая

часть решенных задач была

стерт

а,

а

значит,

п р и

подведении

итогов

урока

единственное к чему может

а д р е с о в а т ь

у ч е н и к о в

учитель,

-

это

их

тетради.

Если у ученика возникает в

конце урока вопрос по какой-

либо

решенной

задаче

или

при формулировке выводов,

чертеж

к

задаче

или

этапы

рассуждений

приходится

восстанавливать

на

доске

заново.

Дополнительные

преимущества

ИД.

Если

ученик

по

какой-либо

причине пропустил урок, все

записи

урока

сохраняются

в

электронном виде, и он может

в любой момент просмотреть

их

и

отработать

материал

самостоятельно.

Что меняется в методике обучения при использовании интерактивной

доски?

Объяснительно-иллюстративный метод

Используется наглядный материал более высокого качества.

Наглядный материал интерактивно управляется.

Материал имеет большую привлекательность (как новый).

Исследовательско-поисковый метод

Интеграционный характер урока ведет к укреплению межпредметных связей.

Появляются большие возможности для творчества учащихся.

Возможность организовать проектную работу по созданию ресурсов.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся

Разнообразие способов контроля – задания с последующей компьютерной

проверкой,

публичное

обсуждение

с

демонстрацией

результатов

самостоятельной

работы

учащихся

(

групповой

или

индивидуальной),

организация

контроля

по

заранее

подготовленным

материалам

(тестам,

схемам, рисункам) и многие другие.

Какие формы работы на уроке с использованием интерактивной доски

способствуют поддержке активности учащихся?

Мотивация и вовлеченность обучающихся на занятии может быть увеличена

за

счет

использования

ИД.

Исследования

показали,

что

ИД,

используя

разнообразные

динамичные

ресурсы

и

улучшая

мотивацию

делают

занятия

увлекательными для учащихся.

Задачи

исследовательского

плана

(компьютерные

наблюдения,

экспериментальные задачи исследования, лабораторные работы).

Игровые ситуации (дидактические игры).

Творческие задания.

Использование дополнительных устройств - документ-камеры, видеокамеры,

сканера, микроскопа и др.

В

чем

состоят

отличия

в

подготовке

урока

с

использованием

интерактивной доски?

Подбор необходимых цифровых ресурсов занимает большое время.

1.

Необходим очень высокий уровень ИКТ-компетентности.

2.

Необходима режиссура урока (учитель "привязан" к месту расположения ИД

в классе, надо продумать как этого избежать, разнообразить).

3.

Поиск новых методов опроса детей (доска вносит ограничения).

4.

Сначала придумывается метод использования доски, потом разработка урока

(если наоборот, то доска притягивается "за уши" к задуманному).

Какую дополнительную подготовку необходимо провести с учениками

для проведения урока с интерактивной доской?

Знания: показать возможности инструментов ИД.

Умения:

научить

пользоваться

маркерами,

указкой,

виртуальной

клавиатурой.

Навыки: прививаются на основе постоянного (регулярного использования на

уроках), возможно проведение специальных занятий учителем, который и

использует ИД на своих уроках.

Важно! Отсутствие у ребенка навыка работы с ИД не должно отражаться на

его успешности в продвижении в конкретном предмете.

В

чем

заключаются

сильные/слабые

стороны

использования

интерактивной доски для учителя?

Сильные стороны:

Демонстрация личного профессионального опыта.

Экономия времени на уроке (заранее подготовленные чертежи, схемы, текст

позволяют экономить время урока, за счет чего повышается его плотность).

Многократное использование (все наглядные материалы и ресурсы можно

хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их.

Накапливается электронный банк данных для каждого учителя)

Привлечение учеников к сотрудничеству в разработке ресурсов.

Слабые стороны:

Большая затрата времени на подготовку к урокам.

Ограниченный набор готовых ресурсов, либо нет возможности использовать

готовые шаблоны из-за конфликта кодировок.

В

чем

заключаются

сильные/слабые

стороны

использования

интерактивной доски для ученика?

Сильные стороны:

Повышается инициативность, активность, мотивация ученика.

Более качественная наглядность.

Возможность увидеть динамические процессы в укрупненном виде.

Слабые стороны:

Перегруженность визуального канала восприятия информации.

Уменьшается время "живого" общения на уроке.

Интерактивные доски влияют на образовательный процесс комплексно. Они

существенно увеличивают степень вовлеченности ученика в процесс обучения,

стимулируют его интерес и вызывают желание учиться. Использование педагогами

интерактивной доски помогает более эффективно интегрировать информационные

и коммуникационные технологии в образовательный процесс.



В раздел образования