Автор: Малая Инна Олеговна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ № 2 ЗАТО Видяево
Населённый пункт: Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: "ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"
Раздел: дошкольное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической
службы МБДОУ № 2 является работа с родителями детей с ОВЗ. Работе с
родителями
детей
с
ОВЗ
неслучайно
уделяется
достаточно
большое
внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,
неизмеримо
возрастает
роль
семьи.
Семье
принадлежат
значительные
возможности
в
решении
определённых
вопросов:
воспитания
детей,
включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как
активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют
о
том,
что
появление
в
семье
ребёнка
с
ОВЗ
нарушает
сложившуюся
жизнедеятельность
семьи:
меняются
психологический
климат
семьи,
супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с
подобной
ситуацией,
испытывают
множество
трудностей.
Деформация
позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с
отклонениями
в
развитии,
влечет
за
собой
нарушения,
которые
могут
проявляться
на
социальном,
соматическом,
психологическом
уровнях.
Личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации
препятствуют
установлению
гармоничного
контакта
с
ребенком
и
окружающим миром:
Неприятие личности ребенка;
Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их
частичное или полное отрицание;
Страх ответственности;
Вера в чудо;
Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.
Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие,
обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения
характера
взаимодействий.
Остановимся
на
последнем
понятии
—«партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип
совместной
деятельности
родителей
и
специалистов.
Партнерство
подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи
детям,
имеющим
особые
потребности
в
индивидуальном
и
социальном
развитии.
Установление
партнерских
отношений
требует
времени
и
определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической
поддержки
родителей
является
длительным
и
требует
обязательного
комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка .
Исходя
из
всего
вышесказанного,
учитывая
проблемы,
возникающие
в
семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, с целью эффективной организации
работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья нами
была
разработана
специальная
модель
сотрудничества
с
родителями
воспитанников с особыми образовательными потребностями. Мы определили
общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей:
повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по
адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Основными задачами по взаимодействию с семьей являются:
1.
Обеспечение
психолого
–
педагогической
поддержки
семьи,
воспитывающих
детей
с
ОВЗ
и
повышение
педагогической
грамотности родителей.
2.
Гармонизация
детско
–
родительских
отношений,
развитие
продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности
профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
3.
Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
4.
Повышение
потенциала
взаимного
доверия
между
образовательной
организацией и семьей.
5.
Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода
детства, как базиса всей последующей жизни человека.
Первый этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на
комплексное обследование семьи, с участием всех специалистов, которое
отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических
трудностях.
Второй этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и
анализ полученной информации, определяется направление взаимодействия с
конкретной
семьей,
выявляем
проблемы
семьи,
ребенка,
выбираем
адекватные
способы
и
средства
помощи.
Намечаем
пути
организации
совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.
Третий этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в
себя следующие направления:
теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-
педагогического просвещения родителей
практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и
умения
применить
на
практике
полученную
теоретическую
информацию.
В
рамках
этого
направления
применяем
наиболее
эффективные
формы
работы
с
родителями
–
н а гл я д н о -
информационные, познавательные и досуговые:
Формы организации психолого-педагогической помощи семье:
Наглядно-информационные формы работы:
Оформление
родительских
уголков,
изготовление
памяток,
буклетов,
консультации и беседы, материалы на сайте ДОУ, в разделе «Организация
обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов».
Познавательные и досуговые формы работы:
Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения,
занятия
для
родителей,
практикумы,
решение
педагогических
ситуаций,
совместные мероприятия детей и родителей.
Темы
групповых
консультаций: «Развитие
познавательных
процессов
детей», «Секреты психологического здоровья», «Как помочь ребенку и себе
преодолеть
негативные
эмоции?»,
« О со бе нно с ти
дете й
с
ОВЗ», «Особенности
детско-родительских
отношений,
их
влияние
на
развитие личности ребёнка» и др.
В результате такой работы: формируется активная родительская позиция и
адекватная
самооценка,
появляется
интерес
родителей
к
работе
ДОУ,
повышается
компетентность
родителей
в
психолого-педагогических
и
правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.