Напоминание

"ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"


Автор: Малая Инна Олеговна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ № 2 ЗАТО Видяево
Населённый пункт: Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: "ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической

службы МБДОУ № 2 является работа с родителями детей с ОВЗ. Работе с

родителями

детей

с

ОВЗ

неслучайно

уделяется

достаточно

большое

внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,

неизмеримо

возрастает

роль

семьи.

Семье

принадлежат

значительные

возможности

в

решении

определённых

вопросов:

воспитания

детей,

включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как

активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют

о

том,

что

появление

в

семье

ребёнка

с

ОВЗ

нарушает

сложившуюся

жизнедеятельность

семьи:

меняются

психологический

климат

семьи,

супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с

подобной

ситуацией,

испытывают

множество

трудностей.

Деформация

позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с

отклонениями

в

развитии,

влечет

за

собой

нарушения,

которые

могут

проявляться

на

социальном,

соматическом,

психологическом

уровнях.

Личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации

препятствуют

установлению

гармоничного

контакта

с

ребенком

и

окружающим миром:

Неприятие личности ребенка;

Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их

частичное или полное отрицание;

Страх ответственности;

Вера в чудо;

Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие,

обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения

характера

взаимодействий.

Остановимся

на

последнем

понятии

—«партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип

совместной

деятельности

родителей

и

специалистов.

Партнерство

подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи

детям,

имеющим

особые

потребности

в

индивидуальном

и

социальном

развитии.

Установление

партнерских

отношений

требует

времени

и

определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической

поддержки

родителей

является

длительным

и

требует

обязательного

комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка .

Исходя

из

всего

вышесказанного,

учитывая

проблемы,

возникающие

в

семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, с целью эффективной организации

работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья нами

была

разработана

специальная

модель

сотрудничества

с

родителями

воспитанников с особыми образовательными потребностями. Мы определили

общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей:

повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по

адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Основными задачами по взаимодействию с семьей являются:

1.

Обеспечение

психолого

педагогической

поддержки

семьи,

воспитывающих

детей

с

ОВЗ

и

повышение

педагогической

грамотности родителей.

2.

Гармонизация

детско

родительских

отношений,

развитие

продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности

профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.

3.

Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.

4.

Повышение

потенциала

взаимного

доверия

между

образовательной

организацией и семьей.

5.

Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода

детства, как базиса всей последующей жизни человека.

Первый этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на

комплексное обследование семьи, с участием всех специалистов, которое

отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических

трудностях.

Второй этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и

анализ полученной информации, определяется направление взаимодействия с

конкретной

семьей,

выявляем

проблемы

семьи,

ребенка,

выбираем

адекватные

способы

и

средства

помощи.

Намечаем

пути

организации

совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.

Третий этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в

себя следующие направления:

теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-

педагогического просвещения родителей

практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и

умения

применить

на

практике

полученную

теоретическую

информацию.

В

рамках

этого

направления

применяем

наиболее

эффективные

формы

работы

с

родителями

н а гл я д н о -

информационные, познавательные и досуговые:

Формы организации психолого-педагогической помощи семье:

Наглядно-информационные формы работы:

Оформление

родительских

уголков,

изготовление

памяток,

буклетов,

консультации и беседы, материалы на сайте ДОУ, в разделе «Организация

обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов».

Познавательные и досуговые формы работы:

Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения,

занятия

для

родителей,

практикумы,

решение

педагогических

ситуаций,

совместные мероприятия детей и родителей.

Темы

групповых

консультаций: «Развитие

познавательных

процессов

детей», «Секреты психологического здоровья», «Как помочь ребенку и себе

преодолеть

негативные

эмоции?»,

« О со бе нно с ти

дете й

с

ОВЗ», «Особенности

детско-родительских

отношений,

их

влияние

на

развитие личности ребёнка» и др.

В результате такой работы: формируется активная родительская позиция и

адекватная

самооценка,

появляется

интерес

родителей

к

работе

ДОУ,

повышается

компетентность

родителей

в

психолого-педагогических

и

правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.



В раздел образования