Напоминание

« Использование тестовой технологии при оценивании планируемых результатов на уроках окружающего мира во 2 классе».


Автор: Чех Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №43"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: « Использование тестовой технологии при оценивании планируемых результатов на уроках окружающего мира во 2 классе».
Раздел: начальное образование





Назад




« Использование тестовой технологии при оценивании

планируемых результатов на уроках окружающего мира во 2

классе».

Чех Наталья Сергеевна,

учитель начальных классов

г. Нижневартовск,2018

Современные образовательные тенденции обусловили необходимость

обновления образовательного процесса в начальной школе. Указанные

изменения предусматривают ориентацию на создание условий:

для развития у детей способности самостоятельно решать проблемы на

основе использования социального и собственного опыта;

для формирования способностей объяснять явления социальной и

духовной жизни;

для развития личностных качеств, обеспечивающих социализацию и

самореализацию личности в условиях меняющегося общества.

Новые требования к выпускникам школ включают формирование умений

самостоятельно определять цели, нормы и формы деятельности, делать

выбор, оперативно находить необходимую информацию.

В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не

овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в

учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая

неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и

умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования

универсальных учебных действий очень важно своевременно заметить

возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует

нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации

пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочетов

невозможно без детального анализа деятельности школьников. Анализируя

ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика,

установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет

возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым

учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие

выявлять и устранять возникающие ошибки либо на этапе восприятия нового

знания, либо на этапе его осознания и осмысления.

Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного

понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого

умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно

проверить планируемые результаты обучения является система контроля с

использованием тестовых технологий.

Поэтому, я решила изучить, как изменяется мотивация к учению младших

школьников, а значит и качество образования при систематическом

использовании тестовых заданий на уроках окружающего мира.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно

начинать с начальной школы Тесты как одна из форм контроля заслуживают

внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду

положительных характеристик: быстрота поверки выполненной работы;

оценка достаточно большого количества учащихся; возможность проверки

теоретического материала; проверка большого объема материала малыми

порциями; объективность оценки результатов выполненной работы. Однако в

силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или

методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий,

затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику

ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством

успеваемости учащихся. Существует много разновидностей тестов, которые

разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету

тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста);

по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому

испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на

интеллектуальные, личностные и межличностные. Интеллектуальные тесты

предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта

человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение,

память речь. По особенностям используемых задач выделяются

практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные тесты

включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают,

например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и

содержания различных слов, выполнение различных логических операций.

Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять

оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по

определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при

проверке знаний и оценке результатов обучения.

Тесты, как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов

должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и

письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с

карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.

Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях

младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок,

допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь

сведения о знаниях и умениях каждого обучающегося класса, позволяет

управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и

варьировать с учетом этого процесс обучения.

Главная задача школы первой ступени - научить учиться. Для этого

выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной

деятельности, т.е.

научиться применять полученные знания в любой нестандартной

ситуации;

самостоятельно разбираться в учебной задаче;

находить способ её решения;

сравнивать свой результат с правильным ответом;

адекватно оценивать себя и свои действия.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить алгоритм

действий, постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех

предметных уроках.

В процессе обучения в знаниях учеников, в их умениях и в понимании

происходят определённые изменения. При проверке знаний и умений

ученики каждый раз дают определённое количество правильных и

неправильных ответов, на выполнение заданий тратят соответствующее

время.

Назначение тестов - диагностика состояния и проблем работы учащихся с

программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление

возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и

умения их применять и т.д.

Тестирование может применяться на разных этапах обучения:

а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний

учащихся,

б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и

знаний,

в) итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет

сформированные знания и умения.

При составлении теста нужно придерживаться следующих методических

советов:

- основной текст задания содержит не более 8-10 слов,

- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль,

- задания должны быть краткими, чёткими, легко читаемыми, суждения

иметь утвердительную, а не вопросительную форму,

- располагать задания по возрастанию трудности,

- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке,

- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы,

- ответы не должны содержать подсказки и быть нелепыми,

- тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме,

содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать

материал проверяемой темы.

Достоинства тестов:

Отсутствие возможности посторонних влияний на оценку, не связанных

непосредственно с содержанием проверяемых знаний, в частности:

оформление работы ребёнком ( плохой почерк, помарки и т. д. ) Кроме того,

тесты – это экономная по времени и затратам труда форма проверки как для

учителя, так и для учеников. С их помощью удаётся за короткий срок выявить

уровень знаний у всех учащихся класса, а отсюда вытекает ещё одно

преимущество – массовость проверки. Тесты выявляют не только уровень

знаний, умений и навыков, но и характер работы, конкретные трудности,

пробелы в знаниях и ошибки каждого ученика, так как за каждый

правильный ответ ребёнок получает балл и все результаты фиксируются в

матрицу. Отсюда широкие возможности для обоснованного индивидуального

подхода к учащимся, для предупреждения их отставания и улучшения

методики преподавания.

Однако тестовая форма проверки имеет и свои недостатки, которые нужно

иметь в виду при использовании в процессе обучения:

- не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать

свои мысли,

- недостаточно выявляет эмоционально-волевую сферу деятельности,

старательность ученика, его интерес к работе.

Поэтому тесты не должны исключать другие формы проверки, а гармонично

сочетаться с ними.

Результаты тестирования предлагаю фиксировать (т.е. вести диагностику и

мониторинг), потом проводить работу с учащимися по тем вопросам, где у

них наблюдаются пробелы в знаниях.

Вывод: Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о

том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с

другими. Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает

интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным

уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно

выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний

при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя

тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно

сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать,

обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В

основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой

задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся

таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение,

конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках

деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению

программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом,

применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе

тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний.

При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять

преподавание наиболее оптимально.

Вывод

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что

дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими.

Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает интерес

учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем

знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты

дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом

контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как

одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты

способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить

аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я

применяю в работе, представляют собой задания творческого характера,

направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной

деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они

позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации,

способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом,

логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход

позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и

традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании

“новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание

наиболее оптимально.



В раздел образования