Напоминание

"Особенности работы с интеллектуально одарёнными учащимися по учебному предмету"


Автор: Зорина Елена Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №246 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: Презентация к публикации
Тема: "Особенности работы с интеллектуально одарёнными учащимися по учебному предмету"
Раздел: полное образование





Назад




О

с

о

б

е

н

н

о

с

ти

р

а

б

о

т

ы

с

и

н

т

е

л

л

е

к

т

у

а

л

ь

н

о

о

д

а

р

ё

н

н

ы

м

и

у

ч

а

щ

и

м

и

с

я

В соответствии с Конвенцией о Правах ребёнка, принятой

Генеральной Ассамблеей ООН (1989г.), «образование ребёнка должно

быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и

физических способностей ребёнка в их самом полном объёме…»

(статья 29).

Главной целью обучения и воспитания подрастающего поколения

является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и

талантов учащихся с целью их дальнейшей реализации.

Одарённость —

системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет

возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в

одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок —

это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде

деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).

Признаки одарённости

Мотивационный аспект поведения одарённого

ребёнка:

- повышенная избирательная чувствительность к

определённым сторонам предметной деятельности,

переживание чувства удовольствия;

- повышенная познавательная потребность;

- ярко выраженный интерес;

- предпочтение парадоксальной, противоречивой и

неопределённой информации;

- высокая требовательность к результатам.

Инструментальный аспект поведения одарённого

ребёнка:

- наличие специфических стратегий деятельности;

- сформированность качественно своеобразного

индивидуального стиля деятельности;

- особый тип организации знаний;

- своеобразный тип обучаемости.

Критерии выделения видов одарённости:

1

Вид деятельности и

обеспечивающие её сферы

психики.

2

Степень сформированности

одарённости.

3

Форма проявлений.

4

Широта проявлений

в различных видах деятельности.

5

Особенности возрастного

развития.

6

Уровень развития сфер психики.

С гармоничным типом развития

Качества личности:

- стремление к творческой деятельности,

самостоятельность, любознательность,

увлечённость, интерес, внутренняя мотивация,

перфекционизм, устойчиво высокая самооценка,

независимость.

Взаимоотношения со сверстниками и

педагогами:

- быстро адаптируются к школе, классному

коллективу, пользуются уважением одноклассников,

часто становятся лидерами, «звёздами» класса.

Особенности личности одарённых детей

С дисгармоничным типом развития

Качества личности:

неравномерность психического развития —

значительное опережение в умственном или

художественно-эстетическом развитии; доминирование

интересов, личностные приоритеты, повышенная

впечатлительность и реактивность, доминирование

направленности лишь на усвоение знаний.

Взаимоотношения со сверстниками и педагогами:

плохо развиты навыки социального поведения,

проблемы в общении.

Трудности в обучении одарённых детей

Лень

Отсутствие

мотивации

Неуверенность в

собственных силах

Высокие и низкие

уровни развития

различных

способностей

взаимосвязаны и

маскируют друг друга

В школе их одарённость

не признаётся

Международный

Государственный

Областной

Районный

Учреждение

образования

Уровни организации работы

с высокомотивированными

и одарёнными учащимися

Выявление одарённых учащихся:

1

Психолого-педагогическое

просвещение педагогов по проблеме

одарённости.

2

Диагностика готовности педагогов к

работе с одарёнными учащимися.

3

Психологическое просвещение

родителей по проблеме детской

одарённости.

4

Педагогическая диагностика

одарённости.

5

Психологическая диагностика

одарённых учащихся.

Работа педагогов и психологов с одарёнными учащимися:

1

Индивидуальный

и дифференцированный подход

при организации обучения на уроке.

2

Факультативные занятия.

4

Организация исследовательской

деятельности.

5

Коррекционно-развивающие

занятия психолога.

7

Консультирование родителей.

3

Тьюторское сопровождение

одарённых учащихся.

6

Консультирование педагогов.

Психологическое сопровождение одарённых учащихся на

этапе подготовки и участия

в олимпиадах различного уровня:

1

Формирование уверенности

в себе, состояния готовности,

ориентации на успех (позитивное

мышление, режим, питание).

2

Овладение приёмами саморегуляции:

снятия напряжения, мобилизации на

деятельность (дыхание, массаж,

релаксация,

формулы

самовнушения,

поддержка).

Знания, умения, установки, необходимые для

развития одарённости определённого вида

Знания, умения, установки для развития любой

одарённости

Личностные характеристики, знания, умения и

установки, необходимые для всех учителей, кто

стимулирует раскрытие и развитие каждого ребёнка

(фасилитация)

Уровни квалификации учителей

для обучения одарённых учащихся

Перечень специфических качеств педагога, работающего

с одарёнными детьми:

1

Имеет высокий уровень

интеллектуального развития.

2

Имеет широкий круг интересов и

умений.

3

Готов к выполнению самых

различных обязанностей, связанных с

обучением одарённых детей.

4

Имеет оптимистический настрой и

активный характер.

5

Обладает чувством юмора (но без

склонности к сарказму).

6

Разбирается в особенностях

психологии одарённых детей,

чувствует их потребности и

интересы.

7

Имеет творческое, личное

мировоззрение.

Перечень специфических качеств педагога, работающего

с одарёнными детьми:

8

Проявляет гибкость,

готов к пересмотру своих

взглядов и постоянному

самосовершенствованию.

9

Имеет специальную послевузовскую

подготовку по работе с одарёнными

детьми.

10

Готов к приобретению психолого-

педагогических знаний для работы с

одарёнными детьми.

11

Обладает крепким здоровьем

и жизнестойкостью.

12

Имеет эмоциональную

стабильность, позитивную

Я-концепцию.

14

Обладает способностью к

индивидуализации

обучения.

13

Умеет стимулировать когнитивные

способности учащихся.

Учителя-фасилитаторы - педагогическое правило:

«Внушай

уверенность и помогай!»

Личностные качества педагогов, необходимые

для работы с одарёнными учащимися

Доброжелательность и чуткость к детям

Широкий круг интересов

Креативность

Гибкость

Позитивное видение мира

Целеустремлённость и настойчивость

Личностная и социальная зрелость

Эмоциональная стабильность

Активная жизненная позиция

Теплота в отношениях

Искренность

Эмпатия

Позитивное отношение к другим людям

Уверенность в себе

Оптимизм

Интуиция

1. Умение распознавать (диагностировать) одарённых детей.

2. Умение стимулировать способности учащихся.

3. Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического

обследования ребёнка.

4. Умение модифицировать программы.

5. Умение разрабатывать индивидуальные учебные программы.

6. Умение консультировать родителей, устанавливать с ними доверительные

отношения.

7. Умение работать по экспериментальному плану.

8. Умение выбирать оптимальные формы и технологии

обучения

9. Умение создавать благоприятный психологический

климат в классе.

Профессиональные умения педагогов

для работы с одарёнными детьми:

Поведенческие качества:

1

Умение слушать.

2

3

4

Владение техникой

постановки вопросов.

Умение

располагать к себе.

Умение строить позитивные

взаимоотношения.

принцип развивающего и воспитывающего обучения;

–принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

–принцип учёта возрастных возможностей.

Принципы обучения

одарённых учащихся:

способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-

типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы

дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия

для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения

познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Дифференциация —

Индивидуализация обучения предполагает

дифференциацию учебного материала,

разработку систем заданий различного

уровня трудности и объёма, разработку системы

мероприятий по организации процесса обучения в

конкретных учебных группах с учётом

индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Использование дифференциации в процессеобуче

ния создаёт возможности для развития

творческой целенаправленной

личности, осознающей конечную цель и

задачи обучения; для повышения активности

и усиления мотивации учения.

Одной из важнейших основ индивидуализации и

дифференциации в обучении является учёт

психологических особенностей учащихся.

Основной целью индивидуализации и

дифференциации является сохранение и

дальнейшее развитие индивидуальности

ребёнка, воспитание такого человека, который

представлял бы собой неповторимую,

уникальную личность.

Индивидуализация и дифференциация обучения

Внешняя дифференциация:

1

Дифференциация

параллелей.

2

3

4

Перегруппировка

параллелей.

Выделение группы одарённых

учащихся из параллели.

Попеременное обучение.

Занятия по свободному

выбору.

5

Внутренняя дифференциация:

Разноуровневость содержания

обучения.

1

2

3

Выделение групп учащихся в

зависимости от вида их одарённости,

организация индивидуального

учебного плана, обучение по

индивидуальным программам по

отдельным учебным предметам.

Организация самостоятельной

познавательной деятельности.

Использование современных

информационных технологий

(в том числе дистанционного

обучения).

Использование

рефлексивно-деятельностных

технологий обучения.

Тьюторское сопровождение.

4

5

6

Подходы к отбору содержания обучения одарённых

детей:

Изменение количественных характеристик:

объём учебного материала;

темп обучения.

Изменение качественных характеристик:

соотношение различных направлений;

моделирование содержания;

характер его подачи (алгоритмизированный,

эвристический и др.).

1

2

Стратегии разработки содержания учебных программ

для обучения одарённых учащихся

Ускорение

Углубление

Проблема-

тизация

1

2

4

Обогащение

3

Содержание учебного материала

должно создать для одарённого

школьника условия осознания

познавательного процесса как

перманентного, чтобы

впоследствии он сумел активно

влиять на этот процесс.

Критерии отбора учебного материала при работе

с одарёнными школьниками:

Научный характер содержания

учебного материала

предполагает создание условий,

предшествующих освоению

методов интеллектуальной

деятельности, требующей

абстрактных понятий и

мыслительных процессов более

высокого уровня.

Синтез знаний на основе

усиления межпредметных

связей, их обобщение и

эффективное использование в

конкретной практической

ситуации с учётом законов

творчества.

1

2

3

Программы обучения для интеллектуально одарённых

учащихся должны:

1

включать изучение широких

(глобальных) тем и проблем;

2

использовать в обучении

междисциплинарный подход;

5

содействовать изучению способов

получения знаний;

6

обеспечивать гибкость и

вариативность учебного процесса;

8

гарантировать наличие и свободное

использование разнообразных

источников и

способов

получения

информации.

3

предполагать изучение проблем

«открытого типа»;

7

поддерживать и развивать

самостоятельность в учении;

4

учитывать интересы одарённого

ребёнка;

Программы обучения для интеллектуально одарённых

учащихся должны:

9

предусматривать качественное

изменение самой учебной ситуации и

учебного материала;

10

обучать детей оценивать результаты

своей работы с помощью

содержательных критериев,

формировать у них навыки

публичного обсуждения и

отстаивания своих идей и результатов

творческой деятельности;

11

способствовать развитию рефлексии,

самопознания, а также пониманию

индивидуальных особенностей других

людей;

12

включить элементы

индивидуализированной

психологической поддержки

и помощи.

Урок как основная форма

организации обучения:

— коллективно-индивидуальная форма взаимодействия учителя и учащихся, в результате

которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их

способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование

педагогического мастерства учителя;

— система взаимообусловленной организационной и учебно-воспитательной деятельности

учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на

достижение целей и задач образования, воспитания и развития.

Методы обучения —

способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на

усвоение учащимися знаний и умений, выработку навыков, развитие познавательных

способностей и личностных качеств.

Классификация методов обучения по

источнику получения знаний и умений

Словесные:

устные, письменные,

монологические,

диалогические,

эвристическая беседа,

групповая дискуссия,

опрос

Наглядные:

предметная,

изобразительная

(художественная,

символическая,

текстовая), словесная

наглядность

Практические:

упражнения, решение

задач, деловые игры,

эксперимент,

моделирование

Классификация методов обучения по характеру

познавательной деятельности учащихся в процессе

обучения

Объясните

льно-

иллюстрат

ивный

(рассказ,

объяснение,

показ,

пример)

Репродуктив

ный

(повторение,

упражнение,

пересказ,

тренинг)

Проблемный

(проблемные

ситуации)

Эвристически

й

(эвристическая

беседа,

эксперимент,

лабораторная

работа)

Исследовате

льский

(проект,

учебное

исследовани

е)

Активные методы обучения

Методы

интерактивного

обучения

(дискуссия, учебно-

ролевые игры,

диалог, полилог)

Методы

проблемного

обучения

(разрешение

проблемных

ситуаций)

Методы

программированног

о обучения

(работа по заданным

алгоритмам)

Совокупность наиболее рациональных

способов научной организации труда, обеспеч

ивающих достижение поставленной цели

обучения за минимальное время с наименьше

й затратой сил и средств.

Это алгоритм деятельности учителя и

учеников, направленный на достижение

заранее запланированной цели обучения.

Технология обучения

Педагогическая технологияэто системны

й метод создания, применения и определения

всего процесса преподавания и усвоения

знаний с учётом технических и человеческих

ресурсов и их взаимодействия, ставящий

своей задачей оптимизацию форм

образования (ЮНЕСКО).

Технологии обучения, в рамках которых

осуществляется субъектный подход,

создаются ситуации для рефлексии и

самостоятельной деятельности учащихся, для

развития ключевых компетенций учащихся

можно определить, по мнению В. К.

Зарецкого, как рефлексивно-

деятельностные технологии.

Сочетание рефлексии и деятельности

проявляется в практике проведения большого

числа педагогических технологий, которые

могут быть использованы на различных

уровнях обобщённости (микротехнологии

или педагогические техники, предметно-

тематические технологии, макротехнологии).

Выбор технологий обучения одарённых учащихся

определяется:

1

2

типом одарённости

ученика;

приоритетными задачами работы с одарённым

учащимся: обучающая,

обучающе-развивающая, развивающая;

развитие уже высоких способностей или

недостаточно развитых способностей;

педагогическая поддержка, воспитательная и т.

д.

формой проявления

одарённости;

3

широким использованием коллективных

форм познавательной деятельности;

реализацией индивидуализированного

обучения с учётом стиля познавательной

деятельности одарённого школьника;

использованием рефлексивно-

деятельностных технологий;

Совершенствование технологий и методов обучения

способных и одарённых учащихся обеспечивается:

вовлечением учащихся в самостоятельную

познавательную деятельность, тьюторское

сопровождение;

методами творческого характера –

проблемные, поисковые эвристические,

исследовательские, проектные – в

сочетании с методами

самостоятельной,

индивидуальной

и групповой работы.

Классификация методов и технологий по ведущей функции в

педагогическом взаимодействии – интерактивные методы (С.

С. Кашлев)

Методы организации коммуникации

(прогноз погоды, поменяемся местами,

заверши фразу).

Методы организации обмена

деятельностями (метаплан, мастерская

будущего, аквариум, перекрёстные

группы).

Методы организации рефлексии

(рефлексивный круг, мишень, ключевое

слово и др.).

1

2

4

3

5

Методы организации мыследеятельности

(четыре угла, чьё это?, выбор, логическая

цепочка).

Методы организации смыслотворчества

(заверши фразу, алфавит, работа с

понятиями, интеллектуальные качели,

аллитерация понятия).

Классификация методов и технологий по организации

сотрудничества учащихся

(Н. И. Запрудский):

Методы кооперативного обучения (по Е. С.

Полат — обучение в команде, учимся

вместе, пила или мозаика).

Интегральная технология.

Технология активной оценки.

1

2

5

3

4

Методы проектного обучения.

Технология педагогических мастерских

(индукция, самоконструкция,

социоконструкция, социализация, разрыв,

рефлексия).

Классификация методов и технологий

по критерию развития мышления учащихся

(Д. Стил, К. Мередис, Ч. Темпл «Развитие критического мышления через чтение и

письмо»):

методы мотивации

деятельности с новой

информацией (вызов),

актуализации личного

опыта (мозговой штурм,

прогнозирование по

ключевым словам,

восстановление

логической цепочки,

аллитерация, алфавит;

методы

осмысления

содержания

(карта

идей/понятий,

ЗХУ, зигзаг,

инсерт, кластер,

ротация , 6

шляп);

кейс-

технологии.

1

2

5

3

4

методы рефлексии

(эссе,

рефлексивный круг,

мишень, заверши

фразу, острова,

телеграмма, 5

пальцев, дерево

настроения,

мухомор, ХИМС);

технологии

проблемного

обучения;

вид ориентировочной деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе,

позволяющий установить качество теоретических знаний и практических умений и

навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а

также уровень педагогического мастерства учителя.

Процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием

разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о

ходе и результатах обучения.

Контроль —

Составные структурные

компоненты контроля:

1

Наблюдение и проверка.

2

3

4

5

Выявление.

Измерение.

Учёт.

Оценка (словесный

комментарий).

6

Отметка.

Функции контроля

в образовательном процессе:

Проверочно-оценочная

функция.

1

3

Функция обратной

связи.

Педагогическая

функция:

обучающая,

развивающая,

воспитывающая,

диагностическая,

профилактическая,

ориентирующая.

2

Функции оценки

в образовательном процессе:

Информационная функция.

1

5

Социальная функция.

Образовательная функция.

2

6

4

3

Воспитательная функция.

Эмоциональная функция.

Функция управления.

Виды контроля в образовательном

процессе

Методы, приёмы и формы организации контроля в

образовательном процессе:

1

Устный опрос (диалог,

монолог).

2

4

5

Письменный опрос

(индивидуальный, групповой,

фронтальный).

Самостоятельная работа.

Динамическая самостоятельная

работа.

6

Контрольная

работа.

3

Тестовые задания.

Самостоятельная работа —

деятельность ученика, которую он выполняет без непосредственного участия

учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.

Виды самостоятельной работы учащихся

по дидактической цели:

Применение знаний, умений,

навыков.

1

3

Приобретение

и расширение знаний.

Овладение умениями

и навыками.

2

Виды самостоятельной работы по содержанию деятельности

учащихся:

работа с книгой, учебной и справочной

литературой, интернет-ресурсами,

документами;

составление конспектов;

решение задач и выполнение упражнений;

лабораторные работы и фронтальный

эксперимент;

работа с раздаточным материалом;

рецензирование ответов и выступлений

товарищей;

подготовка сообщений и рефератов;

наблюдение опытов и построение

умозаключений на основе их результатов,

продумывание и конструирование схем и

установок;

изготовление некоторых приборов и

учебных пособий,

выполнение практических заданий во время

экскурсий,

постановка опытов;

выполнение

наблюдений

в домашних условиях.

Виды самостоятельной работы по уровню сложности

деятельности учащихся:

1-й уровень – воспроизводящие работы по образцу

– необходимые для запоминания способов в

конкретных ситуациях (понятий, фактов,

определений), формирование умений и навыков и их

прочного закрепления.

2-й уровень – реконструктивно-вариативные работы

позволяют на основе полученных ранее знаний

найти самостоятельно конкретные способы решения

данного задания, что приводит школьников к

осмыслению, переносу знаний в типовые ситуации,

учат анализировать события, явления, факты.

3-й уровень –эвристические работы формируют

умения и навыки поиска ответа за пределами

известного образца. Ученик сам определяет пути

решения задачи и реализует их. На данном уровне в

ходе продуктивной деятельности формируется

творческая личность.

4-й уровень –творческие работы являются венцом

системы самостоятельной деятельности

школьников; эта деятельность

позволяет учащимся

получать принципиально

новые для них знания

закреплять навыки

самостоятельного поиска

знаний.



В раздел образования