Автор: Зорина Елена Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №246 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: Статья и презентация к статье
Тема: «Формирование ключевых и предметных компетенций на уроках математики»
Раздел: среднее образование
Формирование основных
Формирование основных
компетенций на уроках
компетенций на уроках
математики
математики
Учебно-познавательная
Учебно-познавательная
компетенция
компетенция
Учебно-познавательная
Учебно-познавательная
компетенция
компетенция
-готовность
-готовность
обучающегося к самостоятельной
обучающегося к самостоятельной
познавательной деятельности:
познавательной деятельности:
целеполаганию, планированию,
целеполаганию, планированию,
анализу, самооценке учебно-
анализу, самооценке учебно-
познавательной деятельности,
познавательной деятельности,
умению отличать факты от
умению отличать факты от
домыслов, владению
домыслов, владению
измерительными навыками,
измерительными навыками,
использованию вероятностных,
использованию вероятностных,
статистических и иных методов
статистических и иных методов
познания.
познания.
Учебно-познавательная компетенция
Учебно-познавательная компетенция
включает в себя:
включает в себя:
- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение
- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение
пояснить свою цель;
пояснить свою цель;
- умение организовывать планирование, анализ, самооценку
- умение организовывать планирование, анализ, самооценку
своей учебно-познавательной деятельности;
своей учебно-познавательной деятельности;
- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать
- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать
причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание
причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание
по отношению к изучаемой проблеме;
по отношению к изучаемой проблеме;
- умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать
необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными
необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными
навыками, работать с инструкциями; использовать элементы
навыками, работать с инструкциями; использовать элементы
вероятностных и статистических методов познания; описывать
вероятностных и статистических методов познания; описывать
результаты, формулировать выводы;
результаты, формулировать выводы;
- умение выступать устно и письменно о результатах своего
- умение выступать устно и письменно о результатах своего
исследования с использованием компьютерных средств и
исследования с использованием компьютерных средств и
технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Методы
Методы
формирования учебно-познавательной компетенции
формирования учебно-познавательной компетенции
Создание
проблемной,
поисковой
ситуации
Воспитание,
развитие
творческих
способностей
Обучение их
системе
активных
умственных
действий
Использование
практического
опыта
Творческий
поиск
Основные методы
Основные методы
формирования учебно-
формирования учебно-
познавательной компетенции
познавательной компетенции
создания ситуации творческого поиска
создания ситуации творческого поиска
является варьирование задачи, переформулировка вопроса
является варьирование задачи, переформулировка вопроса
В 5 классе при решении задачи: «Мама старше Юли в 3 раза, а Юля
В 5 классе при решении задачи: «Мама старше Юли в 3 раза, а Юля
старше сестры Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме
старше сестры Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме
и сколько девочкам?» Целесообразно дать ученикам уже составленные
и сколько девочкам?» Целесообразно дать ученикам уже составленные
уравнения (х-5)+х+3х=55; х+(х+5)+3(х+5)=55; х+(х+5)+3х=55; и
уравнения (х-5)+х+3х=55; х+(х+5)+3(х+5)=55; х+(х+5)+3х=55; и
предложить ответить на вопросы:
предложить ответить на вопросы:
а) Какая величина принята за неизвестное в каждом случае?
а) Какая величина принята за неизвестное в каждом случае?
б) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное
б) Правильно ли составлены уравнения? Если есть ошибочное
уравнение, найди его и укажи, в чем ошибка.
уравнение, найди его и укажи, в чем ошибка.
в) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?
в) Чем различаются между собой правильно составленные уравнения?
Основные методы
Основные методы
формирования учебно-познавательной
формирования учебно-познавательной
компетенции
компетенции
Создание противоречия между
Создание противоречия между
теоретически возможным путем решения задачи и
теоретически возможным путем решения задачи и
практической неосуществимостью избранного способа решения
практической неосуществимостью избранного способа решения
При изучении темы
При изучении темы
“Сравнение чисел“
“Сравнение чисел“
ученикам возможно
ученикам возможно
задание.
задание.
Отметьте на прямой
Отметьте на прямой
числа: -5; -7; -2; -10; -3; -12; -18;
числа: -5; -7; -2; -10; -3; -12; -18;
-6.
-6.
Сравните:
Сравните:
-5 и -3; -12 и -2 ; -7 и -6; -5 и -10; -18 и -9; -3543 и
-5 и -3; -12 и -2 ; -7 и -6; -5 и -10; -18 и -9; -3543 и
-2759.
-2759.
Задачи учителя
Задачи учителя
привить своим ученикам
привить своим ученикам
привычку к упорному,
привычку к упорному,
самостоятельному,
самостоятельному,
творческому труду,
творческому труду,
выработать у учащихся
выработать у учащихся
умение преодолевать
умение преодолевать
трудности при решении
трудности при решении
задач, а также при любой
задач, а также при любой
работе, связанной с
работе, связанной с
учебной деятельностью.
учебной деятельностью.
Учебные исследования
Учебные исследования
на уроках делают
на уроках делают
процесс изучения математики интересным,
процесс изучения математики интересным,
увлекательным, так как они дают возможность детям в результате
увлекательным, так как они дают возможность детям в результате
наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки,
наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки,
формулировки вывода – познать новое.
формулировки вывода – познать новое.
В 5-6 классах полезно включение мини-
В 5-6 классах полезно включение мини-
исследования на основе изучения
исследования на основе изучения
геометрического материала. Например:
геометрического материала. Например:
задание-исследование: «Определение
задание-исследование: «Определение
зависимости длины окружности от
зависимости длины окружности от
радиуса». Результатом экспериментальной
радиуса». Результатом экспериментальной
деятельности с помощью реальных,
деятельности с помощью реальных,
доступных шестикласснику предметов
доступных шестикласснику предметов
(нитка,окружность) становится нахождение
(нитка,окружность) становится нахождение
приближенного значения
приближенного значения
числа
числа
π
π
.
.
. Решение задач считается
. Решение задач считается
гимнастикой ума
гимнастикой ума
Одним из мощных рычагов
Одним из мощных рычагов
воспитания трудолюбия, желания и
воспитания трудолюбия, желания и
умения хорошо учиться является
умения хорошо учиться является
создание условий, обеспечивающих
создание условий, обеспечивающих
ребенку успех в учебной программе,
ребенку успех в учебной программе,
на пути от незнания к знанию, от
на пути от незнания к знанию, от
неумения к умению. К таким
неумения к умению. К таким
условиям, безусловно, можно отнести
условиям, безусловно, можно отнести
процесс решения нестандартных,
процесс решения нестандартных,
логических задач, задач –
логических задач, задач –
головоломок, на соображение и
головоломок, на соображение и
догадку
догадку
Функция задана формулой у= х + 5
Функция задана формулой у= х + 5
Найдите значение функции при х = 0,
Найдите значение функции при х = 0,
7, -5, 1.
7, -5, 1.
Приглашаю к доске ученика, даю ему
Приглашаю к доске ученика, даю ему
карточку, на которой написано
карточку, на которой написано
у= х + 5. На доске заготовлена
у= х + 5. На доске заготовлена
таблица.
таблица.
Ученик из класса называет какое-
Ученик из класса называет какое-
нибудь значение х. Ученик у доски
нибудь значение х. Ученик у доски
вписывает это число в таблицу и,
вписывает это число в таблицу и,
поставив его в формулу, находит и
поставив его в формулу, находит и
вписывает в таблицу
вписывает в таблицу
соответствующее ему значение у.
соответствующее ему значение у.
Затем другой ученик из класса
Затем другой ученик из класса
называет другое значение х и ученик
называет другое значение х и ученик
у доски проделывает те же
у доски проделывает те же
операции. Задача класса – “угадать”
операции. Задача класса – “угадать”
формулу, записанную на карточке.
формулу, записанную на карточке.
Выигрывает тот ученик, который
Выигрывает тот ученик, который
первый назовет формулу
первый назовет формулу
.
.
Незнайка и Знайка хотели сравнить
Незнайка и Знайка хотели сравнить
углы, где работа Незнайки. Почему?
углы, где работа Незнайки. Почему?
Как правильно сравнивать углы?
Как правильно сравнивать углы?
В своей практике я использовала такие занимательные
В своей практике я использовала такие занимательные
элементы урока:
элементы урока:
1. “Вася учится в 11 классе, а Коля – в 7 классе. В каком классе
1. “Вася учится в 11 классе, а Коля – в 7 классе. В каком классе
учился Коля, когда Вася был в 6 классе?”
учился Коля, когда Вася был в 6 классе?”
2. Кирпич весит 1,5 кг
2. Кирпич весит 1,5 кг
и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?
и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?
А также задачи на внимание и сравнение.
А также задачи на внимание и сравнение.
3. Определите, сколько треугольников вы видите?
3. Определите, сколько треугольников вы видите?
4. Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.
4. Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.
Математические игры
Математические игры
Игры ставят ученика в условия поиска,
Игры ставят ученика в условия поиска,
пробуждают интерес к победе, а отсюда –
пробуждают интерес к победе, а отсюда –
стремление быть быстрым, собранным,
стремление быть быстрым, собранным,
ловким, находчивым, уметь четко выполнять
ловким, находчивым, уметь четко выполнять
задания, соблюдать правила.
задания, соблюдать правила.
Игра «Угадай
Игра «Угадай
слово»
слово»
Например, тема «Сложение и
Например, тема «Сложение и
вычитание смешанных чисел». Дается
вычитание смешанных чисел». Дается
задание:
задание:
Расшифруйте название дерева,
Расшифруйте название дерева,
похожего на елку, у которого шишки
похожего на елку, у которого шишки
растут вверх, а не вниз. Для этого
растут вверх, а не вниз. Для этого
решите примеры.
решите примеры.
Практические задачи:
Практические задачи:
Некоторые из задач
Некоторые из задач
требуют не только
требуют не только
знания математики и
знания математики и
арифметики, но и
арифметики, но и
практической смекалки,
практической смекалки,
умения
умения
ориентироваться в
ориентироваться в
конкретной обстановке.
конкретной обстановке.
Сколько будет стоить
Сколько будет стоить
жалюзи на одно окно,
жалюзи на одно окно,
если проем окна
если проем окна
составляет 2м 10см в
составляет 2м 10см в
высоту и 2м в ширину,
высоту и 2м в ширину,
стоимость одной планки
стоимость одной планки
размером 1, 5 см на 1м
размером 1, 5 см на 1м
составляет 80 рублей,
составляет 80 рублей,
работа по сбору
работа по сбору
изделия стоит 200
изделия стоит 200
рублей ?
рублей ?
развитие творческих
развитие творческих
способностей учащихся.
способностей учащихся.
написать сочинение,
написать сочинение,
придумать сказку или
придумать сказку или
стихотворение, составить
стихотворение, составить
кроссворд, ребус или
кроссворд, ребус или
викторину, нарисовать свой
викторину, нарисовать свой
рисунок и записать
рисунок и записать
координаты точек для
координаты точек для
собственного рисунка.
собственного рисунка.
Благодаря творческим
Благодаря творческим
заданиям, развивается у
заданиям, развивается у
учащихся умения
учащихся умения
самостоятельной творческой
самостоятельной творческой
работы, вызывая мотивацию к
работы, вызывая мотивацию к
учению, интерес к предмету.
учению, интерес к предмету.
памятка
памятка
каждому учителю необходимо выработать свою
каждому учителю необходимо выработать свою
стратегию формирования учебно -
стратегию формирования учебно -
познавательной компетенции. Есть стратегия,
познавательной компетенции. Есть стратегия,
значит легче обеспечить практику, которая
значит легче обеспечить практику, которая
включает все то, что значимо в ближайшие
включает все то, что значимо в ближайшие
уроки: оснащение задач жизненным
уроки: оснащение задач жизненным
материалом, включение игровых и деловых
материалом, включение игровых и деловых
ситуаций, поощрений, соревнований,
ситуаций, поощрений, соревнований,
различных форм сотрудничества
различных форм сотрудничества