Автор: Айменов Куаныш Амирбекович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ СШ № 3 им. С.П. Королёва
Населённый пункт: город Байконур
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Резание металла слесарной ножовкой»
Раздел: среднее образование
Открытый урок по технологии
«Резание металла слесарной ножовкой»
6 класс
Учитель технологии
Айменов А.А.
г. Байконур, 2018
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Класс: 6
Раздел: Технологии изготовления изделий из сортового проката и
искусственных материалов.
Тема: Резание металла слесарной ножовкой.
Цель:
1. Изучение назначения, устройства слесарной ножовки и приѐмов работы;
2. Организовать повторение и закрепление полученных знаний;
3. Оценить знания учащихся по всем видам работ.
Задачи:
Обучающая – добиться усвоения учащимися знаний о слесарной
ножовке, еѐ наладке, правильным приѐмам работы;
Развивающая – способствовать
формированию и развитию
познавательного интереса учащихся к предмету;
Воспитательная – сформировать культуру общения при работе
индивидуально.
Оснащение занятия: Чертежи изделия, заготовки, наборы слесарного
инструмента, слесарные ножовки, ножовочные полотна, масленка,
Плакаты: пиление слесарной ножовкой, техника безопасности при
работе слесарной ножовкой, образцы ножовочных полотен, инструментов
для резания металла. Компьютер, мультимедиа и навесной экран.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
результаты
Предметные
результаты
Метапредметные результаты
Стремление к
совершенствованию
своих умений
Понимание и
определение понятия
«резание слесарной
ножовкой». Умение
наладить и настроить
слесарную ножовку.
Регулятивные
Планирование собственной
деятельности, оценка
качества и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой
информации из беседы,
рассказа.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество,
участие в беседе
ХОД УРОКА
Организационная часть.
Проверка присутствующих на уроке, наличие спецодежды.
Повторение пройденного материала.
а. Назовите виды сортового проката.
б. До какой точности можно измерять размеры штангенциркулем?
в. Какие размеры можно измерить штангенциркулем?
г. Определите размеры, показанные на макете штангенциркуля.
Объяснение нового материала.
Доклад одного из учеников на тему «Оборудование для резки металла» с
применением мультимедиа.
Затем учитель называет тему и цель урока. Объясняет новый материал.
Ручная ножовка применяется для разрезания толстого листового, полосового,
круглого и профильного металла, а также для прорезания пазов, щлицев
в головках винтов, обрезки заготовки по контуру. Ножовка состоит из
станка (рамки) и ножовочного полотна. На станке с одной стороны
закреплена неподвижная головка с хвостовиком и ручкой, на
другой стороне подвижная головка с винтом для натяжения полотка.
Полотно устанавливается на штифты головок таким образом, чтобы наклон
зубьев шел от рукоятки. Для распиливания длинных заготовок полотно
может быть закреплено под углом 90
0
. Полотно в станке должно быть
натянуто. Ножовочное полотно – тонкая узкая стальная пластина с зубьями
на одном или двух ребрах. Зубья на полотне имеют развод для уменьшения
трения при пилении. Полотна изготавливают их инструментальных сталей
марок Х6ВФ или Р9. От свойств обрабатываемого материала зависти
число и размер зубьев полотна. На производстве для отрезания заготовок
применяют специальные станки, отрезные круги.
Инструктаж.
Место разрезания должно быть расположено как можно ближе к тискам.
На заготовку наносят разметочные риски. Ребром напильника делают
углубление. При пилении металла надо следить за тем, чтобы линии разметки
оставались невредимыми. При работе ножовку держат двумя руками.
Двигают ее плавно, без рывков. Скорость движения ножовкой 30-60 двойных
ходов в минуту. Полотно ножовки режет только при движении вперед.
Для уменьшения трения о разрезаемый материал полотно периодически
смазывают маслом. Наклон полотна допускается от плоскости к ребру
заготовки. Начинать пиление с острого ребра нельзя.
Необходимо поддерживать отрезаемую деталь в конце пиления, что бы она
не упала на ноги. При резании необходимо использовать всю длину
ножовочного полотна. Правильная рабочая поза и хватка инструмента
способствуют достижению высокой производительности при меньшей
утомляемости.
Самостоятельная работа.
Прежде, чем приступить к практической работе, давайте научимся правильно
налаживать слесарную ножовку.
На этом занятии вы изготовите крепежный уголок. Он необходим для
выполнения ремонтных работ в школе. Он может использоваться для
ремонта школьных парт, мебели в кабинетах школы. Изделие выполняется
из сортового проката.
Первое с чего начинаем работу – выбираем заготовку.
Длина уголка дана на чертеже. Разметка выполняется чертилкой с помощью
линейки и угольника.
Размер откладывается 1 раз по линейке, дальше с помощью угольника риска
переносится на всю поверхность заготовки.
Запил выполняем напильником со стороны от линии (со стороны отходов).
Возможный брак:
1) Косой разрез, образующийся при уводе ножовочного полотна в сторону.
2) Несоблюдение заданных размеров, полученных после разрезания
частей заготовки. (Причины: невнимательность во время работы,
неправильная предварительная разметка)
Техника безопасности:
Нельзя работать не исправным инструментом. (Не натянуто полотно, не
исправен станок, выкрашены зубья на полотне, полотно погнуто или с
надломами). Опилки по окончании работы убирают щеткой-сметкой в совок.
Запрещается сдувать опилки – они могут попасть в глаза.
Заключительная часть.
Уборка рабочих мест.
Выставление оценок. Проверка работ учащихся.
Общая оценка работ учащихся.
Домашнее задание: параграф 21, вопросы 2 и 6 в тетради.
Технологическая карта
Этап урока
Содержание и
деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
(универсальные
учебные
действия)
I.
Организацион
ный
приветствие
проверка явки
обучающихся
проверка готовности
обучающихся к уроку
настрой обучающихся на
работу
-приветствуют
учителя,
-визуально
контролируют
свою готовность к
уроку
-рассаживаются
на рабочие места.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность
регулировать свои
действия,
прогнозировать
деятельность на
уроке
II. Повторение
пройденного
материала.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся
Активизация
обучающихся с
использованием вопросов
ловушек. Забыл я виды
сортового проката.
Можете ли вы мне их
напомнить?
Спасибо, напомнили мне. А
до какой точности можно
измерять размеры
штангенциркулем?
Какие размеры можно
измерить
штангенциркулем?
Определите размеры,
показанные на макете
штангенциркуля.
Молодцы! А вот ещѐ одна
проблема.
В мастерской у девочек
поломался стул. Надо
разрезать болт. Как вы
думаете, каким
-отвечают на
вопросы,
-рассуждают,
- приводят
примеры
Личностные:
умение излагать
свои мысли,
приводить
примеры, делать
вывод.
способность к
рассуждению
Коммуникативные
: взаимо-
действовать с
учителем группой.
Познавательные:
Умение
анализировать,
выделять и
формулировать
задачу; умение
осознанно строить
речевое
высказывание.
инструментом это можно
сделать?
III. Изучение
нового
материала
К сегодняшнему уроку один
из учеников вашего
класса закончил
исследование темы
«Способы резки металла»,
поэтому, прежде чем
объяснять вам новый
материал, я хочу
предоставить ему слово.
Выходит учащийся и с
помощью презентации
знакомит класс с
оборудованием
производящим резку
металла.
Затем следует объяснение
учителя. А вот ещѐ одна
проблема. В мастерской у
девочек поломался стул.
Надо разрезать болт. Как вы
думаете, каким
инструментом это можно
сделать? Правильно-ручной
ножовкой. Ручная ножовка
применяется для
разрезания толстого
листового, полосового,
круглого и профильного
металла, а также для
прорезания пазов, щлицев в
головках винтов, обрезки
заготовки по контуру.
Ножовка состоит из станка
(рамки) и ножовочного
полотна. На станке с одной
стороны
закреплена неподвижная
головка с хвостовиком и
ручкой, на другой стороне
подвижная головка с винтом
для натяжения
полотка. Полотно
устанавливается на штифты
головок таким
-отвечают на
вопросы;
-выбирают
оптимальные
решения;
-фиксирование
темы урока в
тетрадь;
-наблюдение и
фиксация
наблюдаемых
процессов
(письменно и
устно)
Личностные:
построение
логических
рассуждений
Коммуникативные
:
выражение своих
мыслей,
аргументация
своих мнений
Регулятивные:
планирование
последовательных
действий
образом, чтобы наклон
зубьев шел от рукоятки.
Для распиливания
длинных заготовок
полотно может быть
закреплено под углом 90
0
.
Полотно в станке должно
быть натянуто.
Ножовочное полотно –
тонкая узкая стальная
пластина с зубьями на
одном или двух ребрах.
Зубья на полотне имеют
развод для уменьшения
трения при пилении.
Полотна изготавливают их
инструментальных сталей
марок Х6ВФ или Р9. От
свойств обрабатываемого
материала зависти число и
размер зубьев полотна. На
производстве для отрезания
заготовок
применяют специальные
станки, отрезные круги.
IV.
Закрепление
материала
Планирование практической
работы.
-отвечают на
вопросы.
Познавательные:
умение
ориентироваться в
понятиях.
Коммуникативные
взаимодействовать
с учителем
группой.
V.
Самостоятель
ная работа
Инструктаж по
выполнению работы.
Показывает правильность
наладки слесарной ножовки.
На этом занятии вы
изготовите крепежный
уголок. Он необходим для
выполнения ремонтных
работ в школе. Он может
использоваться для ремонта
школьных парт, мебели в
кабинетах школы. Изделие
выполняется из сортового
-формирование
безопасной
работы;
-выполнение
практической
работы
Личностные:
овладение
нормами и
правилами
организации
труда;
Развитие
трудолюбия
и тветствен-
ности за качество
своей
деятельности
Регулятивные:
проката. Первое с чего
начинаем
работу – выбираем
заготовку. Длина уголка
дана на чертеже. Разметка
выполняется чертилкой с
помощью линейки и
угольника.
Показывает правильные и
безопасные приѐмы
работы.
умение применять
полученные
знания
на практике
осуществлять
контроль по
результату,
выявление
допущенных
ошибок
в процессе труда и
обоснование
способов их
исправления
VI. Итог урока
Молодцы! Вижу все
справились с заданием. А
теперь оценим ваши работы.
(Работа в парах
Давайте посмотрим, какие
же оценки получили,
например, Саша и Денис.
Хорошо, вы оценили друг
друга правильно.
-проводят
самооценку и
взаимооценку
работ;
-определяют
качество
выполненной
работы;
-рассказывают,
слушают;
-выставляют
отметки в
дневники.
Личностные:
формироваие
эстетического
вкуса.
Коммуникативные
:
формулирование,
высказывание и
обоснование своих
мыслей
Регулятивные:
оценка
выполненной
работы.
Познавательные:
выводы о
проделанной
работы
VII.
Рефлексия
А, теперь поделитесь
мнениями об уроке.
Попрошу желающих
высказать своѐ мнение
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научился…
меня удивило…
мне захотелось…
VIII.
Домашнее
задание
На этом урок закончим и
запишем домашнее
задание: пар. 21, в.2 и 6 в
Обучающиеся
слушают и
записывают
Личностные:
развитие и
углубление
тетради.
Инструктаж учителя по
выполнению домашнего
задания
домашнее
задание в
дневниках.
потребностей и
мотивов учебно-
познавательной
деятельности.