Автор: Исхаков Артур Дамирович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Михайловка
Населённый пункт: Уфимский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект урока по истории
Тема: "Установление тоталитаризма в Европе"
Раздел: среднее образование
Тип урока: комбинированный
Форма урока : урок-проблема
П.З.:
Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система как
тоталитаризм?
План:
1.
Рождение тоталитаризма
2.
Установление тоталитарных режимов в Европе
3.
Основные мероприятия тоталитарных правительств
4.
Тоталитаризм – феномен ХХ века
Литература: О.В. Волобуев, В.А. Клоков «Россия и мир» 11 класс
М. 2006 год. Гаджиев «Введение в политологию» М. 2003 год. А.Ф
Никитин «Право и политика» М. 2001 год. У. Ширер «Взлет и
падение третьего рейха» М. 1999 год.
Оборудование: Книги, рабочие листы с текстом, карточки с Д/З,
мультимедийный
проектор.
Учащиеся
делятся
на
2
рабочих
группы и группу аналитиков, в течение урока выполняют задания
Цели урока:
Образовательные:
Обеспечить
усвоение
учащимися
условий
формирования
тоталитарных
режимов
и
причин
их
установления
в
странах
Европы
Охарактеризовать
основные
мероприятия
тоталитарных
правительств в Италии и Германии
Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий
(фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения
Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века
Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б.
Муссолини
Развивающие:
Развитие аналитического и синтезирующего мышления
Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы
Отработка навыков работы в должном темпе
Развитие умений действовать в группе и самостоятельно
Реализация принципа проблемности развивающего обучения
Воспитательные:
Воспитание
чувства
неприятия
к
насилию,
бесчеловечности
тоталитарных режимов
Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности
Воспитание гуманности
Вступительное слово
Мы
продолжаем
изучение
истории
стран
мира
в
межвоенный
период
Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на
основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и
завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную
истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть
будущего.
Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим
на
занятии.
На
прошлом
уроке
мы
рассмотрели
причины,
особенности
и
последствия
Мирового
экономического
кризиса.
Итак,
проверим
домашнее
задание,
по
карточкам
работают
3
человека.
Вопросы
в
карточках
об
особенностях
проявления
кризиса в:
1.
США
2.
Великобритании
3.
Франции
А каковы были причины экономического кризиса? Когда он был?
Какие последствия имел этот кризис для стран?
Ответ: главной серьезной причиной было серьезное нарушение,
дисбаланс в экономике, нарушения в цепи производство-обмен-
потребление. Промышленное производство росло быстрее роста
зарплаты,
низкий
спрос
на
массовое
производство.
Кризис
перепроизводства. Вышел из строя рыночный механизм. Рынок и
конкуренция как регуляторы перестали работать. Он был с 1929-
1933 гг. Он обострил социальные и политические противоречия
капиталистического
общества.
Произошло
разочарование
в
институтах демократии, которые не смогли защитить от неурядиц,
обрушившихся
на
людей.
Пессимизм.
Экономический
кризис
1929-33 годов вызвал ряд противоречий во всех областях жизни
общества в странах Европы. Эти противоречия породили конфликт,
противоборство
двух
политических
режимов:
тоталитаризма
и
демократии.
В
ХХ
веке
тоталитаризм
утвердился
в
качестве
политических систем в самой большой стране мира – России, в
одной из самых культурных стран – Германии, а также Италии,
Испании, Японии. И сегодня мы с вами рассмотри установление
т о т а л и т а р н ы х
р е ж и м о в
в
Европе на примере двух государств – Германии и Италии. Работать
будем по определенному плану. Запишем число и тему урока
Рождении тоталитаризма
Переходим
к
первому
пункту
плана.
Термин
«тоталитаризм»
возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился нет
единого
мнения
среди
политологов,
одни
считают
его
вечным
атрибутом
истории
(исторический
прототип
–
восточные
деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи –
феноменом ХХ века. Давайте вспомним из курса обществознания,
что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?
Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми
сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.
Признаки:
- наличие единой правящей партии
- сращивание партийного и государственного аппарата
- ликвидация гражданских прав и свобод
- контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью
- культ вождя, наличие лидера-диктатора
- монополии на СМИ
- террористический и полицейский контроль
Правильно.
Одной
из
форм
тоталитаризма
является фашизм
–
открытая
террористическая
диктатура,
опирающаяся
на
прямое
насилие, шовинизма, расизм (с ит. пучок, связка, объединение).
Национализм и
идеологии
и
политика
основана
на
идее
национальной
исключительности, национальном
превосходстве.
Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм
идеология:
культ
силы,
расовое
превосходство,
антисемитизм,
экспансия, насаждение образа врага. Согласны ли вы с тем, что
этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ
веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?
Формулировка проблемы.
Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король
поручил
лидеру
фашистов
Б.
Муссолини
сформировать
правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур
к
власти
пришла
самая
недемократическая
сила
–
фашизм.
В
Германии
в
начале
30-х
годов
демократические
партии
имели
большинство
голосов
и
мест
в
парламенте,
чем
национально-
социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в
1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году
нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.
Установление фашистских режимов
Каждая группа получает задание.
1
группа:
что
способствовало
приходу
фашистов
к
власти
в
Италии?
2
группа:
что
способствовало
установлению
тоталитаризма
в
Германии?
3 группа (аналитики): для чего утвердились тоталитарные режимы
в 20-30х годах?
1 и 2 группы: работа с учебником и фиксирование ответа в тетради
3 группа: анализируют текст дополнительного материала и ответы
2 рабочих групп
О т в е т
1
г р у п п ы :
- тяжелое экономическое положение
-
массовое недовольство, движение трудящихся
- во всех бедах винили правительство либералов
- фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую
рабочую буржуазию)
- царившая обстановка неуверенности
- неспособность правительства справиться с острыми проблемами
в экономике и политике
Ответ второй группы:
- экономический и политический кризис
- отсутствие политической стабильности
-
снижение
авторитетности
правительства
из-за
экономических
трудностей
- чувство национального унижения, охватившее общество после
войны (инфляция, контрибуция)
- популярность националистических идей
- страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим
движением
Ответ 3 группы:
-
для
решения
задач
выхода
из
экономического
кризиса,
преодоление разрухи
-
для
предотвращения
угрозы
революции
для
создания
нового
порядка и внешней экспансии
- либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить
победу тоталитаризма
А почему демократические силы не смогли предотвратить приход
фашистов
власти? Они были разобщены, социалистическая и
коммунистическая
партии
недооцени
фашистскую
угрозу,
и
продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский
фронт в таких условиях оказалось невозможным. Большую роль в
становлении тоталитарных режимов сыграли лидеры фашизма –
Гитлер и Муссолини. Итак, мы выяснили, кто и для чего установил
тоталитаризм, а теперь рассмотрим реализацию на практике этого
режима. Переходим к 3 пункту плана.
Сообщения учащихся о личностях Гитлера и Муссолини
Мероприятия тоталитарных правительств
Работа в группах
1
группа:
выписать
основные
мероприятия
тоталитарного
правительства в Италии
2
группа:
выписать
основные
мероприятия
тоталитарного
правительства в Германии
3 группа: проанализировать тексты, выслушав ответы 1 и 2 групп,
определить различия фашистских режимов в Италии и Германии
(работа с документами)
1
и
2
группы
работают
с
учебником,
выписывают
основные
мероприятия тоталитарных правительств
Ответ 1 группы:
- ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)
- Муссолини, фактически, единоличный правитель
- чистка гос. аппарата
- вмешательство в экономику
- политика авточего-то там (ликвидация зависимости страны от
ввоза стратегического сырья для промышленности)
- активная внешняя политика
Ответ 2 группы:
- террор противников
- запрет всех партий, кроме НСДАП
- максимальная централизация хозяйственной жизни
- организация общественных работ для ликвидации безработицы
- «ариизация» экономики
- вооружении армии
- поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика
Ответ 3 группы:
- в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому
псевдорелигия фашизма не так сильна
- антисеменизм в Италии не возродился в ранг гос. пол.
- в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в
руках Фюрера
- Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки
- партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини
Большое
значение
при
формировании
тоталитарного
режима
сыграла жесткая цензура и контроль за каждой сферой культурной
жизни.
О
том,
как
это
происходило
наглядно
описано
в
……
Ширера «Взлет и падение третьего рейха»
Давайте
сделаем
вывод
по
3
пункту
плана.
Соответствовали
проводимые
мероприятия
принципам
тоталитаризма?
Да,
проводимые
мероприятия
соответствовали
принципам
тоталитаризма. Политические системы германского и итальянского
фашизма
были
схожи
по
ряду
признаков,
но
далеко
не
были
одинаковыми
Тоталитаризм – феномен ХХ века
Обратимся
к
нашему
главному
вопросу,
мы
выяснили,
почему
создавались тоталитарные режимы, а давайте подумаем, почему
тоталитаризм
и
фашизм
возникли
именно
в XX
веке?
Политиче ская
идеология
тоталитаризма
о снована
н а
принципиально новом представлении о политике (в частности на
политическом
принуждении).
Тоталитаризм
стал
возможен
благодаря
определенным
чертам
индустриальной
эпохи.
Он
не
мыслим
без
современных
технических
средств.
Причем
они
выступают как средства контроля и пропаганды (радио). Прежде
было невозможно все общество держать под присмотром, поэтому
принято считать тоталитаризм феноменом ХХ века. Стремление
тоталитаризма к переделке человеческой природы, создание нового
типа
личности
путем
стандартизации,
растворения
человека
в
массе.
Дальше небольшой кусочек, где я совершенно не могу разобрать
почерк
Итак, сделаем вывод, почему фашистам удалось прийти к власти в
ХХ веке?
Вывод: тоталитарные партии приходят к власти и устанавливают
свой
режим
в
условиях
глубочайших
потрясений,
которые
поражают все сферы жизни общества. Именно такая ситуация и
возникла в 20-30 гг. в странах Европы
Ответить
на
вопрос:
подумайте,
чем
была
вызвана
крайняя
агрессивность фашизма? Обсудите …. связь фашизма и войны
Д/З: итоги (оценки)
Макет доски
План
1.
Рож д е н и е
тоталитаризма
2.Установление
фашистских
режимов
3.Сообщения
4.Мероприятия
тоталитарных
правительств
6.
Тоталитаризм –
феномен
ХХ
века
Тоталитарные
режимы
в
Европе
«Отсутствие
экономической
свободы
ведет
к
политической
несвободе»
Ф.Хайек
« Ф а ш и з м
–
л о ж ь ,
изрекаемая бандитами»
Э.Хмингуэй
Почему в ХХ веке возникла
с т о л ь
б е с ч е л о в е ч н а я
с и с т е м а ,
к а к
тоталитаризм?
Д/З п. 15
№1
Тоталитариз
м
Фашизм
Нацизм
Фюрер
Дуче
А.Гитлер
Б.Муссолини
ПРИЛОЖЕНИЕ!
Т о т а л и т а р н ы е
р е ж и м ы
в
3 0 - е
г г .
Италия, Германия, Испания
Мировой
экономический
кризис
1929-1933
гг.
обострил
социальные
и
политические
противоречия
капиталистического
общества.
Возникла
непосредственная
угроза
разрушения
европейской цивилизации со стороны правоэкстремистских сил,
фашизма. Каждая из крупных европейских индустриальных стран
и
США
имела
свои
своеобразные
пути
и
методы
выхода
из
кризиса,
но
между
ними
была
четка
грань,
разделявшая
государства
тоталитарные
и
государства
демократические
и,
следовательно, те методыкоторые использовались ими для выхода
и з
к р и з и с а .
Появление в межвоенный период группы фашистских государств,
где была чрезвычайно велика роль государства и насилия, не было
случайным
стечением
обстоятельств.
В
Италии
и
Германии
фашизм пришли к власти при опоре на массовые движения и
утверждался
с
соблюдением
поначалу
легальных
форм
коалиционного
правительства.
И
это
о б с тоя т е л ь с т в о
первоначально притупило бдительность европейской либеральной
демократии,
недооценившей
масштабы
угрозы
европейской
цивилизации. Именно об этой опасности, таившейся в кризисе
европейского
общества,
предупреждали
еще
до
прихода
германского фашизма к власти и распространения тоталитарных
режимов
в
своих
романах
писатели,
которых
считали
а н т и у т о п и с т а м и
( Ф . К а ф к а ,
Е . З е м я т и н ) .
Для
чего
же
утверждались
тоталитарные
и
авторитарные
режимы
в
20-е
и
30-е
гг.?
для
решения
задач
выхода
из
э к о н о м и ч е с к о г о
к р и з и с а ,
п р е од о л е н и я
р а з р у х и ,
предотвращения
угрозы
революции,
создания
нового
социального порядка и в конечном итоге внешней экспансии.
Это было характерно для Германии, Италии, Испании, Японии
и
ряда
других
стран
с
профашистскими,
авторитарными
режимами. В этих случаях либеральная демократия оказалась
неспособной предотвратить победу тоталитаризма.
Вопрос:
каковы
различия
между
фашистскими
режимами
в
Германии и Италии?
Наиболее близко к нацистской системе политического господства
стоит фашизм Б.Муссолини, который пришел к власти в Италии в
1922 г. Политические системы германского нацизма и итальянского
фашизма схожи по ряду признаков, но далеко не тождественны.
В промышленно развитой Германии нацизм стал специфической
формой преодоления кризиса. Поскольку по своему социально-
экономическому развитию Италия заметно отставала от Германии,
то режим Б.Муссолини сосредоточился на индустриализии страны,
достигнув
при
этом
значительных
успехов.
Стремление
согласовывать
свои
действия
с
многими
традиционными
представлениями
и
ценно стями
было
отл и ч и т е л ь н о й
характеристикой
фашистского
корпоративного
государства.
В
годы
фашизма
Италия
номинально
оставалась
монархией,
а
католицизм,
объявленный
единственной
религией
в
стране,
ограничивал претензии фашизма на тотальное проникновение в
общество его псевдорелии. Антисемитизм в Италии не возводился
в ранг государственной политики, а сам Муссолини многократно с
усм еш кой
от з ы ва лся
о
го сп од стве
«в ы сш ей »
р а с ы .
Нацистский
и
фашистский
режимы
различались
системами
властных
отношений.
В
руках
дуче
концентрировалась
значительно
меньшая
власть,
чем
в
руках
фюрера.
Наряду
с
фашистской партией в стране значительный вес имели военные,
аристократия, церковь и бюрократия. Сама фашистская партия со
временем становилась менее монолитной и не могла претендовать
на
руководящую
роль.
Центральным
звеном
политического
м е х а н и з м а
о с т а в а л о с ь
г о с у д а р с т в о .
Нацизм
подавил
все
видимые
оппозиционные
силы,
и
сопротивление
гитлеровской
диктатуре
оставалось
уделом
подпольных
групп
коммунистов
и
социал-демократов,
в
также
заговорщиков из военных и аристократии, но оно не причиняло
массового характера. Муссолини не смог добиться такой массовой
поддержкой, и но фашистская диктатура рухнула после вступления
союзников на территорию Италии и нарастания сопротивления
у д а р о в
С о п р о т и в л е н и я
и з н у т р и .
Политика
нацистской
Германии
и
фашистской
Италии
носила
откровенно имперский характер. Ее агрессивность ввергла мир в
кровавый кошмар Второй мировой войны, в которой и потерпел
к р а х
п р а в ы й
т о т а л и т а р и з м .
Основатели
тоталитарных
систем
полагали,
что
они
выносят
смертный
приговор
либеральному
демократизму.
Следует
признать, что и социалистическая модель, которая была построена
в
СССР,
и
нацистский
тоталитаризм
как
альтернативы
демократической
государственности
в
экономиче ском,
политическом и морально смысле не состоялись