Напоминание

"Установление тоталитаризма в Европе"


Автор: Исхаков Артур Дамирович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Михайловка
Населённый пункт: Уфимский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект урока по истории
Тема: "Установление тоталитаризма в Европе"
Раздел: среднее образование





Назад




Тип урока: комбинированный

Форма урока : урок-проблема

П.З.:

Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система как

тоталитаризм?

План:

1.

Рождение тоталитаризма

2.

Установление тоталитарных режимов в Европе

3.

Основные мероприятия тоталитарных правительств

4.

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Литература: О.В. Волобуев, В.А. Клоков «Россия и мир» 11 класс

М. 2006 год. Гаджиев «Введение в политологию» М. 2003 год. А.Ф

Никитин «Право и политика» М. 2001 год. У. Ширер «Взлет и

падение третьего рейха» М. 1999 год.

Оборудование: Книги, рабочие листы с текстом, карточки с Д/З,

мультимедийный

проектор.

Учащиеся

делятся

на

2

рабочих

группы и группу аналитиков, в течение урока выполняют задания

Цели урока:

Образовательные:

Обеспечить

усвоение

учащимися

условий

формирования

тоталитарных

режимов

и

причин

их

установления

в

странах

Европы

Охарактеризовать

основные

мероприятия

тоталитарных

правительств в Италии и Германии

Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий

(фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения

Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века

Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б.

Муссолини

Развивающие:

Развитие аналитического и синтезирующего мышления

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы

Отработка навыков работы в должном темпе

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно

Реализация принципа проблемности развивающего обучения

Воспитательные:

Воспитание

чувства

неприятия

к

насилию,

бесчеловечности

тоталитарных режимов

Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности

Воспитание гуманности

Вступительное слово

Мы

продолжаем

изучение

истории

стран

мира

в

межвоенный

период

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на

основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и

завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную

истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть

будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим

на

занятии.

На

прошлом

уроке

мы

рассмотрели

причины,

особенности

и

последствия

Мирового

экономического

кризиса.

Итак,

проверим

домашнее

задание,

по

карточкам

работают

3

человека.

Вопросы

в

карточках

об

особенностях

проявления

кризиса в:

1.

США

2.

Великобритании

3.

Франции

А каковы были причины экономического кризиса? Когда он был?

Какие последствия имел этот кризис для стран?

Ответ: главной серьезной причиной было серьезное нарушение,

дисбаланс в экономике, нарушения в цепи производство-обмен-

потребление. Промышленное производство росло быстрее роста

зарплаты,

низкий

спрос

на

массовое

производство.

Кризис

перепроизводства. Вышел из строя рыночный механизм. Рынок и

конкуренция как регуляторы перестали работать. Он был с 1929-

1933 гг. Он обострил социальные и политические противоречия

капиталистического

общества.

Произошло

разочарование

в

институтах демократии, которые не смогли защитить от неурядиц,

обрушившихся

на

людей.

Пессимизм.

Экономический

кризис

1929-33 годов вызвал ряд противоречий во всех областях жизни

общества в странах Европы. Эти противоречия породили конфликт,

противоборство

двух

политических

режимов:

тоталитаризма

и

демократии.

В

ХХ

веке

тоталитаризм

утвердился

в

качестве

политических систем в самой большой стране мира – России, в

одной из самых культурных стран – Германии, а также Италии,

Испании, Японии. И сегодня мы с вами рассмотри установление

т о т а л и т а р н ы х

р е ж и м о в

в

Европе на примере двух государств – Германии и Италии. Работать

будем по определенному плану. Запишем число и тему урока

Рождении тоталитаризма

Переходим

к

первому

пункту

плана.

Термин

«тоталитаризм»

возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился нет

единого

мнения

среди

политологов,

одни

считают

его

вечным

атрибутом

истории

(исторический

прототип

восточные

деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи –

феноменом ХХ века. Давайте вспомним из курса обществознания,

что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?

Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми

сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.

Признаки:

- наличие единой правящей партии

- сращивание партийного и государственного аппарата

- ликвидация гражданских прав и свобод

- контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

- культ вождя, наличие лидера-диктатора

- монополии на СМИ

- террористический и полицейский контроль

Правильно.

Одной

из

форм

тоталитаризма

является фашизм

открытая

террористическая

диктатура,

опирающаяся

на

прямое

насилие, шовинизма, расизм (с ит. пучок, связка, объединение).

Национализм и

идеологии

и

политика

основана

на

идее

национальной

исключительности, национальном

превосходстве.

Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм

идеология:

культ

силы,

расовое

превосходство,

антисемитизм,

экспансия, насаждение образа врага. Согласны ли вы с тем, что

этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ

веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Формулировка проблемы.

Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король

поручил

лидеру

фашистов

Б.

Муссолини

сформировать

правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур

к

власти

пришла

самая

недемократическая

сила

фашизм.

В

Германии

в

начале

30-х

годов

демократические

партии

имели

большинство

голосов

и

мест

в

парламенте,

чем

национально-

социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в

1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году

нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.

Установление фашистских режимов

Каждая группа получает задание.

1

группа:

что

способствовало

приходу

фашистов

к

власти

в

Италии?

2

группа:

что

способствовало

установлению

тоталитаризма

в

Германии?

3 группа (аналитики): для чего утвердились тоталитарные режимы

в 20-30х годах?

1 и 2 группы: работа с учебником и фиксирование ответа в тетради

3 группа: анализируют текст дополнительного материала и ответы

2 рабочих групп

О т в е т

1

г р у п п ы :

- тяжелое экономическое положение

-

массовое недовольство, движение трудящихся

- во всех бедах винили правительство либералов

- фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую

рабочую буржуазию)

- царившая обстановка неуверенности

- неспособность правительства справиться с острыми проблемами

в экономике и политике

Ответ второй группы:

- экономический и политический кризис

- отсутствие политической стабильности

-

снижение

авторитетности

правительства

из-за

экономических

трудностей

- чувство национального унижения, охватившее общество после

войны (инфляция, контрибуция)

- популярность националистических идей

- страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим

движением

Ответ 3 группы:

-

для

решения

задач

выхода

из

экономического

кризиса,

преодоление разрухи

-

для

предотвращения

угрозы

революции

для

создания

нового

порядка и внешней экспансии

- либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить

победу тоталитаризма

А почему демократические силы не смогли предотвратить приход

фашистов

власти? Они были разобщены, социалистическая и

коммунистическая

партии

недооцени

фашистскую

угрозу,

и

продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский

фронт в таких условиях оказалось невозможным. Большую роль в

становлении тоталитарных режимов сыграли лидеры фашизма –

Гитлер и Муссолини. Итак, мы выяснили, кто и для чего установил

тоталитаризм, а теперь рассмотрим реализацию на практике этого

режима. Переходим к 3 пункту плана.

Сообщения учащихся о личностях Гитлера и Муссолини

Мероприятия тоталитарных правительств

Работа в группах

1

группа:

выписать

основные

мероприятия

тоталитарного

правительства в Италии

2

группа:

выписать

основные

мероприятия

тоталитарного

правительства в Германии

3 группа: проанализировать тексты, выслушав ответы 1 и 2 групп,

определить различия фашистских режимов в Италии и Германии

(работа с документами)

1

и

2

группы

работают

с

учебником,

выписывают

основные

мероприятия тоталитарных правительств

Ответ 1 группы:

- ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)

- Муссолини, фактически, единоличный правитель

- чистка гос. аппарата

- вмешательство в экономику

- политика авточего-то там (ликвидация зависимости страны от

ввоза стратегического сырья для промышленности)

- активная внешняя политика

Ответ 2 группы:

- террор противников

- запрет всех партий, кроме НСДАП

- максимальная централизация хозяйственной жизни

- организация общественных работ для ликвидации безработицы

- «ариизация» экономики

- вооружении армии

- поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика

Ответ 3 группы:

- в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому

псевдорелигия фашизма не так сильна

- антисеменизм в Италии не возродился в ранг гос. пол.

- в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в

руках Фюрера

- Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки

- партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

Большое

значение

при

формировании

тоталитарного

режима

сыграла жесткая цензура и контроль за каждой сферой культурной

жизни.

О

том,

как

это

происходило

наглядно

описано

в

……

Ширера «Взлет и падение третьего рейха»

Давайте

сделаем

вывод

по

3

пункту

плана.

Соответствовали

проводимые

мероприятия

принципам

тоталитаризма?

Да,

проводимые

мероприятия

соответствовали

принципам

тоталитаризма. Политические системы германского и итальянского

фашизма

были

схожи

по

ряду

признаков,

но

далеко

не

были

одинаковыми

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Обратимся

к

нашему

главному

вопросу,

мы

выяснили,

почему

создавались тоталитарные режимы, а давайте подумаем, почему

тоталитаризм

и

фашизм

возникли

именно

в XX

веке?

Политиче ская

идеология

тоталитаризма

о снована

н а

принципиально новом представлении о политике (в частности на

политическом

принуждении).

Тоталитаризм

стал

возможен

благодаря

определенным

чертам

индустриальной

эпохи.

Он

не

мыслим

без

современных

технических

средств.

Причем

они

выступают как средства контроля и пропаганды (радио). Прежде

было невозможно все общество держать под присмотром, поэтому

принято считать тоталитаризм феноменом ХХ века. Стремление

тоталитаризма к переделке человеческой природы, создание нового

типа

личности

путем

стандартизации,

растворения

человека

в

массе.

Дальше небольшой кусочек, где я совершенно не могу разобрать

почерк

Итак, сделаем вывод, почему фашистам удалось прийти к власти в

ХХ веке?

Вывод: тоталитарные партии приходят к власти и устанавливают

свой

режим

в

условиях

глубочайших

потрясений,

которые

поражают все сферы жизни общества. Именно такая ситуация и

возникла в 20-30 гг. в странах Европы

Ответить

на

вопрос:

подумайте,

чем

была

вызвана

крайняя

агрессивность фашизма? Обсудите …. связь фашизма и войны

Д/З: итоги (оценки)

Макет доски

План

1.

Рож д е н и е

тоталитаризма

2.Установление

фашистских

режимов

3.Сообщения

4.Мероприятия

тоталитарных

правительств

6.

Тоталитаризм –

феномен

ХХ

века

Тоталитарные

режимы

в

Европе

«Отсутствие

экономической

свободы

ведет

к

политической

несвободе»

Ф.Хайек

« Ф а ш и з м

л о ж ь ,

изрекаемая бандитами»

Э.Хмингуэй

Почему в ХХ веке возникла

с т о л ь

б е с ч е л о в е ч н а я

с и с т е м а ,

к а к

тоталитаризм?

Д/З п. 15

№1

Тоталитариз

м

Фашизм

Нацизм

Фюрер

Дуче

А.Гитлер

Б.Муссолини

ПРИЛОЖЕНИЕ!

Т о т а л и т а р н ы е

р е ж и м ы

в

3 0 - е

г г .

Италия, Германия, Испания

Мировой

экономический

кризис

1929-1933

гг.

обострил

социальные

и

политические

противоречия

капиталистического

общества.

Возникла

непосредственная

угроза

разрушения

европейской цивилизации со стороны правоэкстремистских сил,

фашизма. Каждая из крупных европейских индустриальных стран

и

США

имела

свои

своеобразные

пути

и

методы

выхода

из

кризиса,

но

между

ними

была

четка

грань,

разделявшая

государства

тоталитарные

и

государства

демократические

и,

следовательно, те методыкоторые использовались ими для выхода

и з

к р и з и с а .

Появление в межвоенный период группы фашистских государств,

где была чрезвычайно велика роль государства и насилия, не было

случайным

стечением

обстоятельств.

В

Италии

и

Германии

фашизм пришли к власти при опоре на массовые движения и

утверждался

с

соблюдением

поначалу

легальных

форм

коалиционного

правительства.

И

это

о б с тоя т е л ь с т в о

первоначально притупило бдительность европейской либеральной

демократии,

недооценившей

масштабы

угрозы

европейской

цивилизации. Именно об этой опасности, таившейся в кризисе

европейского

общества,

предупреждали

еще

до

прихода

германского фашизма к власти и распространения тоталитарных

режимов

в

своих

романах

писатели,

которых

считали

а н т и у т о п и с т а м и

( Ф . К а ф к а ,

Е . З е м я т и н ) .

Для

чего

же

утверждались

тоталитарные

и

авторитарные

режимы

в

20-е

и

30-е

гг.?

для

решения

задач

выхода

из

э к о н о м и ч е с к о г о

к р и з и с а ,

п р е од о л е н и я

р а з р у х и ,

предотвращения

угрозы

революции,

создания

нового

социального порядка и в конечном итоге внешней экспансии.

Это было характерно для Германии, Италии, Испании, Японии

и

ряда

других

стран

с

профашистскими,

авторитарными

режимами. В этих случаях либеральная демократия оказалась

неспособной предотвратить победу тоталитаризма.

Вопрос:

каковы

различия

между

фашистскими

режимами

в

Германии и Италии?

Наиболее близко к нацистской системе политического господства

стоит фашизм Б.Муссолини, который пришел к власти в Италии в

1922 г. Политические системы германского нацизма и итальянского

фашизма схожи по ряду признаков, но далеко не тождественны.

В промышленно развитой Германии нацизм стал специфической

формой преодоления кризиса. Поскольку по своему социально-

экономическому развитию Италия заметно отставала от Германии,

то режим Б.Муссолини сосредоточился на индустриализии страны,

достигнув

при

этом

значительных

успехов.

Стремление

согласовывать

свои

действия

с

многими

традиционными

представлениями

и

ценно стями

было

отл и ч и т е л ь н о й

характеристикой

фашистского

корпоративного

государства.

В

годы

фашизма

Италия

номинально

оставалась

монархией,

а

католицизм,

объявленный

единственной

религией

в

стране,

ограничивал претензии фашизма на тотальное проникновение в

общество его псевдорелии. Антисемитизм в Италии не возводился

в ранг государственной политики, а сам Муссолини многократно с

усм еш кой

от з ы ва лся

о

го сп од стве

«в ы сш ей »

р а с ы .

Нацистский

и

фашистский

режимы

различались

системами

властных

отношений.

В

руках

дуче

концентрировалась

значительно

меньшая

власть,

чем

в

руках

фюрера.

Наряду

с

фашистской партией в стране значительный вес имели военные,

аристократия, церковь и бюрократия. Сама фашистская партия со

временем становилась менее монолитной и не могла претендовать

на

руководящую

роль.

Центральным

звеном

политического

м е х а н и з м а

о с т а в а л о с ь

г о с у д а р с т в о .

Нацизм

подавил

все

видимые

оппозиционные

силы,

и

сопротивление

гитлеровской

диктатуре

оставалось

уделом

подпольных

групп

коммунистов

и

социал-демократов,

в

также

заговорщиков из военных и аристократии, но оно не причиняло

массового характера. Муссолини не смог добиться такой массовой

поддержкой, и но фашистская диктатура рухнула после вступления

союзников на территорию Италии и нарастания сопротивления

у д а р о в

С о п р о т и в л е н и я

и з н у т р и .

Политика

нацистской

Германии

и

фашистской

Италии

носила

откровенно имперский характер. Ее агрессивность ввергла мир в

кровавый кошмар Второй мировой войны, в которой и потерпел

к р а х

п р а в ы й

т о т а л и т а р и з м .

Основатели

тоталитарных

систем

полагали,

что

они

выносят

смертный

приговор

либеральному

демократизму.

Следует

признать, что и социалистическая модель, которая была построена

в

СССР,

и

нацистский

тоталитаризм

как

альтернативы

демократической

государственности

в

экономиче ском,

политическом и морально смысле не состоялись



В раздел образования