Автор: Маринина Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 5 "Радуга"
Населённый пункт: г. Тутаев, Ярославской области, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности коррекционно – развивающей среды для детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Особенности коррекционно-развивающей среды для детей с ОНР
Речевая функция – одна из важнейших функций человека. В процессе речевого
развития
формируется
познавательная
деятельность
и
мышление
ребёнка.
Благодаря
нормальной речи у детей формируются и уточняются представления об окружающей
действительности.
Нарушение
речи
отрицательно
влияет
на
всё
психическое
развитие
ребёнка,
отражается на его деятельности и поведении, сказывается на овладении грамотой и на
успеваемости в целом, а в дальнейшем и на выбор профессии.
Дети
с
ОНР
отличаются
от
своих
сверстников
особенностями
психических
процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и
продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.
Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью,
что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения
моторики
артикуляционного
аппарата:
изменение
мышечного
тонуса
в
речевой
мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная
возможность произвольных движений.
Коррекционная работа с детьми, имеющими общеенедоразвитие речи, нуждается в
использовании игровых приёмов в ещё большей степени, чем в обычных воспитательных
мероприятиях.
Проблема
преодоления
общего
недоразвития
речи
у
дошкольников
относится
к
числу
наиболее
актуальных
для
современной
педагогики.
Практика
показывает, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы
выросло.
До 60% дошкольников имеют речевые нарушения. В чём же причина задержки
развития речи?
На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие
факторы, а также их сочетания.
Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи – это степень речевого
общения детей со взрослыми. Конечно, это важное условие, чтобы ребёнок заговорил. Но
нужно учесть ещё и другое.
Если внимательно посмотреть на снимки головного мозга, то становится ясно, что
речевая область расположена рядом с двигательной областью и является её частью. Около
трети
всей
площади
двигательной
проекции
занимает
проекция
кисти
руки,
расположенная
близко
от
речевой
зоны.
Тренировка
тонких
движений
пальцев
рук
оказывает
большое
влияние
на
развитие
активной
речи
ребенка.
Проведённые
исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают
со степенью развития речи у детей.
Поскольку
существует
тесная
взаимосвязь
и
взаимозависимость
речевой
и
моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание
необходимо обратить на тренировку его пальцев.
В
литературе
последних
лет
описаны
приёмы
работы
по
развитию
мелкой
моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б.
Филичева), с моторной алолией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественской), с дизартрией (Л.В.
Лопатина, Н.В.Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все педагоги и
логопеды
считают, развитие мелкой моторики невозможно без создания развивающей
среды.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы вовлекает детей в
образовательный процесс и обеспечивает развитие всех процессов, влияющих на развитие
речи, в том числе и на мелкую моторику.
Наша РППС группы оборудовалась постепенно, совершенствовалась, изменялась.
Создавая
её,
мы
пользовались
рекомендациями
кандидата
педагогических
наук
Ю.Н.Кисляковой в статье «Создание образовательной коррекционно – развивающей среды
с множественными нарушениями в развитии», программой Н.В. Нищевой, ФГОСДО.
В Государственном стандарте дошкольного образования – разработаны требования
к образовательным программам, одним из которых является требование к организации
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
ДОУ,
являющейся
неотъемлемым
компонентом педагогического процесса.
Существуют
принципы
организации
развивающей
предметно-пространственной
среды. Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной.
1Логопедический центр речевой группы, как часть предметно-развивающей среды
Одним из главных составляющих в организации среды групп
для детей с ОНР
является
-
логопедический
центр.
Специально
оборудованное
пространство
для
индивидуальной коррекционной работы. В основу наполняемости коррекционного уголка
положено
тематическое
планирование
по
лексическим
темам.
Подбор
игрового
и
дидактического
материала
осуществляется
на
основе
рекомендаций
логопеда.
В его оборудование входят: зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, игры
на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных
навыков,
слухового
внимания,
артикуляционной
моторики.
Настольно-печатные
игры,
сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации
поставленных звуков;алгоритмы и схемы описания предметов и объектов, для заучивания
стихов, пересказа текста.
Наполняемость коррекционного уголка осуществляется по разделам:
– артикуляционная
гимнастика
в
картинках:
(картинки
к
артикуляционным
упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
– мелкая моторика: (волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для
штриховки, для внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.);
– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, игры на воздушную струю и т.п.;
– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний»,
«Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др…
– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков
– звукопроизношение:
альбомы
по
автоматизации
звуков,
игры
на
автоматизацию
звуков: ( «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Подбери и назови» и т.д.);
– лексика:
(картинки,
отражающие
изучаемую
лексическую
тему
(сюжетные
и
предметные); (развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет»,
«Часть и целое» и др).;
– грамматический
строй
речи:
игры:«Чей
хвост?»,
«Один
—
много»,
«Назови
ласково», «Чего нет?» и др.;
– связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем
в профессии» и др.;
– грамота:
схемы
слов,
предложений,
игры:
«Подбери
слово
к
схеме»,
«Составь
предложения по схеме», «Сложи слово».
Особое условие совершенствования речевой деятельности дошкольников имеет
игровое общение детей. Игровоеобщение есть тот необходимый базис, в рамках которого
происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
В группах имеются материалы и оборудование:
-
для
сюжетной
игры
(предметы
оперирования
(игрушки,
имитирующие
реальные
предметы, инструменты, игрушки – персонажи);
- для игры с правилами (предметы и пособия для игр на физическое развитие). Игровой
материал подбирается с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового
типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа;
-
для
продуктивной
деятельности
-
материал
для
изобразительной
деятельности
и
атрибуты для конструирования (строительный материал, детали конструкторов, бумага
разных цветов, разных размеров и фактуры, природные и бросовые материалы), а также
оборудование общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф,
доска для размещения работ по лепке и др.).
-для творческой игры.
Материал меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. Это помогает
актуализировать словарь, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном
употреблении грамматических форм языка.
Для познавательно - исследовательской деятельности: различные материалы для
сенсорного
развития, образно-символический материал (схемы-таблицы, глобус, карта
Земли и т. п.) и нормативно-знаковый материал (разнообразные наборы букв и цифр,
приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п.).
Для
двигательной
активности,
в
группах
имеется
специальное
разнообразное
оборудование. Пространственная среда в группах предусматривает достаточно широкие
возможности
для
разнообразной
двигательной
деятельности
детей,
т.к.
с
общим
недоразвитием речи дети плохо координированы.
Особенностью
организации
предметно-пространственной
развивающей
среды
в
старшей группе детей с ОНРявляется:
2.Центр «Играем в театр»:все виды театра (настольный, кукольный, пальчиковый,
плоскостной и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам, декорации и костюмы
для постановки. Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в
«Театр пальчиков».
3.Очень
важной
частью
работы
по
развитию
мелкой
моторики
являются
пальчиковые
игры.
Пять
минут
в
день
достаточно
для
того,
чтобы
стимулировать
речевую функцию ребёнка.
4.В
центре «Науки и природы»имеются: игрушки-головоломки, калейдоскопы,
приборы(лупы,
безмен,
песочные
часы,
аптечные
весы).
А
также:
журнал
фиксации
результатов
опытов,
дидактические
игры,
инструменты
для
ухода
за
комнатными
растениями, детские поделки из природного материала и др.
5.Центр «Мы творцы» содержит игры:
-пособия по застёгиванию кнопок, крючков, пуговиц;
-шнуровка (шнуровка-пуговица, шнуровка- ботинок.);
-трафареты для обводки (внутри и снаружи);
-пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
-мозаика (мелкая и крупная), разные пирамидки;
-конструктор (мелкий и крупный);
-«Золушка» (разобрать крупу по цвету по баночкам);
-цветные клубочки ниток для перематывания;
-набор верёвочек разной толщины для завязывания;
-наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание на ощупь);
-дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров по образцу;
-разноцветные прищепки (прикрепи солнцу лучики, ёжику иголки и т.д);
-конструирование из бумаги(оригами).
В этом году по самообразованию я взяла тему: »Развитие мелкой моторики рук с
помощью
нетрадиционной
техники
рисования».Это
рисование:
по
мокрому
фону,
восковыми
карандашами,
выдувными
фломастерами,
штампами,
свечкой,
ватными
палочками,
поролоновыми
палочками,
на
мятой
бумаге,
кляксография
(выдувание
трубочкой), монотипия и др.
Инновационные технологии:
1..Методическое пособие «Коврограф Ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В.Это
уникальное
пособие
Вячеслава
Воскобовича,
известного
производителя
развивающих
игрушек. Коврограф представляет собой полотно из ковролина, которое крепится к стене.
В пособии представлены игровые мини-ситуации с упражнениями и задачами.
Коврограф Ларчик Воскобовича - центральное пособие методики, поэтому использование
персонажей сказок «Фиолетового леса» обязательно. Главные герои «Ковровой Полянки»
(такое название даетсяКоврографу в сказках) просят детей о помощи. Лопушок и Гусеница
Фифа рассказывают малышам истории и дают задания.
Пособие рассчитано на несколько возрастных групп: младший дошкольный возраст
(3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет),
старший дошкольный возраст (6-7 лет). Для каждой группы разработаны задания для
развития сенсорных способностей, внимания, мышления, памяти и воображения.
Коврограф
помогает
познакомить
малышей
с
окружающим
миром,
дает
соответствующие возрасту задания по математике, а для детей постарше - задания для
обучения грамоте и развития речи. У нас в группе имеются и другие настольные игры В.
В. Воскобовича.
2.Песочная терапия.
Песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения,
избавиться
от
психо-соматических
заболеваний,
страха.
Неврозов.
Пробуя
рисовать
песком,
дети
быстрее
осваивают
буквы
и
цифры.
Песочная
терапия
в
детском
саду
способствует развитию наглядно-образного мышления. Восприятия и памяти. Тактильной
чувствительности и мелкой моторики рук.
3.Массаж.
Массаж включает в себя следующие типы движения:
-поглаживание;
-растирания;
-массаж с помощью су - джока.
Восточные
медики
установили,
что
массаж
большого
пальца
повышает
функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно
воздействует на состояние желудка, среднего
на кишечник, безымянного на почки и
печень, мизинца на сердце.
В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими иголками.
В Японии широко используются упражнения с грецкими орехами. В своей работе мы
используем грецкие орехи, плоды каштана, еловые шишки. Прекрасное тонизирующее
воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.Работа
по развитию движений рук проводится регулярно.
Результаты работы по развитию мелкой моторики рук отражены в диагностике,
которую мы взяли из книги Волковой Галины Анатольевны «Логопедическая ритмика».
Диагностика детей средней группы за 2015-2016г.
Выполнениеупражнения по показу воспитателя.
Выполнение
под счёт
П о ка з
2 и 3
(зайца)
П о ка з
2 и 5
(козу)
Положить
2-
е на 3-и
Положить
3-и на 2-е
Начало года
18%
24%
6%
12%
18%
Конец года
42%
60%
36%
42%
48%
Выполнение по словесной инструкции.
Выполнение
под счёт
показ 2 и 3
(зайца)
Показ
2и5(козу)
Положить
2-е на3-и
Положить
3 на 2-е
Начало г.
0%
13%
6%
13%
13%
Конец года
20%
65%
41%
47%
52%
Из диагностики видно, что развитие мелкой моторики рук у детей улучшилось на
30-35 %.По итогам выпуска 2015 года все речевые дети с диагнозом ОНР выпущены с
чистой
речью.
Следовательно,
тренировка
тонких
движений
пальцев
рук
является
стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.
Таким
образом,в
коррекционно-развивающей
среде
группы
детей
с
ОНР
учреждения
созданы
все
условия
для
сознательно-регулируемой
деятельности
детей,
которая
несёт
в
себе
направленность
коррекционного
воздействия
на
речевое
и
психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.Тем самым при организации
предметно-развивающей среды выполняются федеральные государственные требования к
условиям
реализации
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.