Автор: Труфанова Надежда Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№1"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: Комплексный анализ текста
Тема: Односоставные предложения
Раздел: полное образование
Тема: Комплексный анализ текста. Односоставные предложения.
Цели образовательные и воспитательные:
вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
формирование внимательного отношения к слову;
развитие коммуникативных навыков;
формирование навыков исследовательской деятельности.
1.
Проверка теоретических сведений.
- На какие группы делятся предложения в зависимости от строения
грамматической основы (наличия одного или двух главных членов)?
- Как называется предложение с главным членом сказуемым? Назовите
виды глагольных отношений.
- Как называются односоставные предложения с главным членом
подлежащим-существительным?
2. Работа с текстом.
- Прочитать (про себя)
-Прочитать выразительно вслух.
Орфографическое сопровождение текста. (Вставить пропущенные буквы,
объяснить).
Выхожу один я на дорогу;
Скво…ь туман кремнистый путь бл…стит;
Ночь тиха. Пустыня внемл…т богу.
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжестве(н,нно) и чудно!
Спит земля в сиянь… голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизн… (не, ни)чего я.
И не жаль мне прошлого (не, ни)чуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыт…ся и заснуть!
- Назовите автора (М.Ю.Лермонтов, отрывок из стихотворения «Выхожу
один я на дорогу…»).
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Определите стиль речи (художественный). Докажите. Примеры.
Олицетворение (такое изображение неодушевленных предметов, при
котором они наделяются свойствами живых существ).
Пустыня внемлет.
И звезда с звездою говорит.
Спит земля.
Эпитеты: кремнистый путь, в сиянье голубом.
Инверсия. Найдите в тексте. Какова ее роль? (Выхожу один я на дорогу…)
- Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).
- Определите жанр текста (эпизод художественного произведения, очерк,
легенда, рассказ, стихотворение).
Работа в группах. Лексика.
- Объясните значение слова «внемлет» (устаревшее, слушает, слышит).
- Какие слова употреблены автором ? (слова возвышенного стиля:
торжественно, Бог, чудно, забыться, сиянье).
- Какова их роль? (стихотворение звучит торжественно).
Работа в группах. Фонетические средства.
- Какие звуки чаще всего повторяются? (Ж, З, Ч, Щ, О, А).
- Произнесите вслух. Что они напоминают? (Жужжание, назойливость, как
будто что-то неотвязно преследует поэта).
- Что же? (Мысли об одиночестве, ему мучительно хочется выразить их,
найти ответ, как жить).
- Приведите примеры аллитерации (повтора определенных согласных звуков).
- Приведите примеры ассонанса (повтора гласных звуков). Какова их роль?
- Ассонанс и аллитерация усиливают образность и фонетическую
выразительность речи, ее смысловую сторону, создают звуковое единство
связанных по смыслу и грамматически понятий и предметов. Звучание слов
образно передает рисуемое явление.
Работа в группах. Морфологические средства.
- Какие части речи больше всего используются в тексте? Почему? (Глаголы.
Их обилие используется для передачи динамичного описания чувств,
действия).
Работа с классом. Синтаксические средства.
- А теперь давайте посмотрим, какие предложения использует
М.Ю.Лермонтов.
- Подчеркните основы, определите, какое предложение (односоставное или
двусоставное).
- Определите вид односоставных предложений.
- Какую роль играют односоставные предложения? (Определенно-личные
придают высказыванию живость звучания, подчеркивают динамизм
изложения. Обобщенно-личные употребляются тогда, когда важно
подчеркнуть часто повторяющееся без акцента, кто совершает это действие.
Безличное предложение используется при изображении явлений природы,
чувств).
Назывные имеют чисто описательный характер и отличаются
выразительностью, наглядностью.
Рефлексия.
- Что получилось хорошо?
- Что вызвало затруднение? Над чем нужно еще поработать?
Инструктаж домашнего задания: используя наработанный материал
составить связное высказывание «Анализ отрывка из стихотворения
М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»