Напоминание

Односоставные предложения


Автор: Труфанова Надежда Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№1"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: Комплексный анализ текста
Тема: Односоставные предложения
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Комплексный анализ текста. Односоставные предложения.

Цели образовательные и воспитательные:

вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;

формирование внимательного отношения к слову;

развитие коммуникативных навыков;

формирование навыков исследовательской деятельности.

1.

Проверка теоретических сведений.

- На какие группы делятся предложения в зависимости от строения

грамматической основы (наличия одного или двух главных членов)?

- Как называется предложение с главным членом сказуемым? Назовите

виды глагольных отношений.

- Как называются односоставные предложения с главным членом

подлежащим-существительным?

2. Работа с текстом.

- Прочитать (про себя)

-Прочитать выразительно вслух.

Орфографическое сопровождение текста. (Вставить пропущенные буквы,

объяснить).

Выхожу один я на дорогу;

Скво…ь туман кремнистый путь бл…стит;

Ночь тиха. Пустыня внемл…т богу.

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжестве(н,нно) и чудно!

Спит земля в сиянь… голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизн… (не, ни)чего я.

И не жаль мне прошлого (не, ни)чуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыт…ся и заснуть!

- Назовите автора (М.Ю.Лермонтов, отрывок из стихотворения «Выхожу

один я на дорогу…»).

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Определите стиль речи (художественный). Докажите. Примеры.

Олицетворение (такое изображение неодушевленных предметов, при

котором они наделяются свойствами живых существ).

Пустыня внемлет.

И звезда с звездою говорит.

Спит земля.

Эпитеты: кремнистый путь, в сиянье голубом.

Инверсия. Найдите в тексте. Какова ее роль? (Выхожу один я на дорогу…)

- Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).

- Определите жанр текста (эпизод художественного произведения, очерк,

легенда, рассказ, стихотворение).

Работа в группах. Лексика.

- Объясните значение слова «внемлет» (устаревшее, слушает, слышит).

- Какие слова употреблены автором ? (слова возвышенного стиля:

торжественно, Бог, чудно, забыться, сиянье).

- Какова их роль? (стихотворение звучит торжественно).

Работа в группах. Фонетические средства.

- Какие звуки чаще всего повторяются? (Ж, З, Ч, Щ, О, А).

- Произнесите вслух. Что они напоминают? (Жужжание, назойливость, как

будто что-то неотвязно преследует поэта).

- Что же? (Мысли об одиночестве, ему мучительно хочется выразить их,

найти ответ, как жить).

- Приведите примеры аллитерации (повтора определенных согласных звуков).

- Приведите примеры ассонанса (повтора гласных звуков). Какова их роль?

- Ассонанс и аллитерация усиливают образность и фонетическую

выразительность речи, ее смысловую сторону, создают звуковое единство

связанных по смыслу и грамматически понятий и предметов. Звучание слов

образно передает рисуемое явление.

Работа в группах. Морфологические средства.

- Какие части речи больше всего используются в тексте? Почему? (Глаголы.

Их обилие используется для передачи динамичного описания чувств,

действия).

Работа с классом. Синтаксические средства.

- А теперь давайте посмотрим, какие предложения использует

М.Ю.Лермонтов.

- Подчеркните основы, определите, какое предложение (односоставное или

двусоставное).

- Определите вид односоставных предложений.

- Какую роль играют односоставные предложения? (Определенно-личные

придают высказыванию живость звучания, подчеркивают динамизм

изложения. Обобщенно-личные употребляются тогда, когда важно

подчеркнуть часто повторяющееся без акцента, кто совершает это действие.

Безличное предложение используется при изображении явлений природы,

чувств).

Назывные имеют чисто описательный характер и отличаются

выразительностью, наглядностью.

Рефлексия.

- Что получилось хорошо?

- Что вызвало затруднение? Над чем нужно еще поработать?

Инструктаж домашнего задания: используя наработанный материал

составить связное высказывание «Анализ отрывка из стихотворения

М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»



В раздел образования