Напоминание

"Использование математических диктантов на уроках алгебры в соответствии с ФГОС"


Авторы: Кожина Ольга Вячеславовна, Белякова Ольга Евгеньевна
Должность: учителя математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методические разработки
Тема: "Использование математических диктантов на уроках алгебры в соответствии с ФГОС"
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: среднее образование





Назад




ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ КАК СПОСОБ

ПОВЫШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»

ВЫПОЛНИЛИ:

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МБОУ СОШ № 17 Г. ТВЕРИ

БЕЛЯКОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

КОЖИНА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Г. ТВЕРЬ,

2018

Актуальность темы

С

2010

года

все

образовательные

учреждения

России

перешли

на

новый

Федеральный

го суд а р с т ве н н ы й

образовательный

стандарт

основного

общего

образования

(ФГОС ООО).

Математические

диктанты

являются

одним

из

наиболее

эффективных средств‚ способствующих хорошему усвоению

математики.

Часть II Федерального Государственного образовательного

стандарта

основного

общего

образования

выделяет

новые

требования к результатам освоения основной образовательной

программы основного общего образования.

Достижение прочности знаний школьников остаётся одной

из основных проблем в психологии и дидактики обучения.

«Знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих занятиях, являются ступенькой, базой для усвоения более сложного материала. Без этой базы

не может быть роста учащихся, продвижения их вперед. Овладение научными знаниями способствуют развитию памяти, логического мышления, творческой

активности и самостоятельности учащихся в различных видах деятельности. Но чтобы приобретенные знания, умения и

навыки служили базой для

дальнейшего овладения системой научных знаний, они должны быть прочно усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти

учащихся. В этом заключается принцип прочности, несоблюдение которого порождает неуспеваемость учащихся, отставание их в учебе.» В. С. Кукушкин.

Объект исследования - процесс формирования прочных

базовых знаний школьников среднего звена.

Предмет

исследования

м е т од и к а

с и с т е м ы

повторительных

математических

диктантов

как

средства

повышения прочности усвоения базовых знаний учащихся

среднего звена.

Цель

проведённой

работы

экспериментально

проверить

методику

создания

и

использования

системы

повторительных диктантов.

Задачи исследования:

-

ВЫЯВИТЬ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЮ ПРОЧНЫХ

ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА;

-

ВЫЯСНИТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВТОРЕНИЮ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМУ ПРОЧНОСТЬ

УСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ;

-

ИЗУЧИТЬ АЛГОРИТМ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА, ПОДЛЕЖАЩЕГО

ПОВТОРЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ;

-

ОПРЕДЕЛИТЬ ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ;

-

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРДИТЬ ПОВЫШЕНИЕ ПРОЧНОСТИ УСВОЕНИЯ

БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗРАБОТАННОЙ СИСТЕМЫ

ПОВТОРИТЕЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ.

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП

В

основе

констатирующей

части

использованы

исследования и разработки Г. Г. Левитаса,

М. Б. Воловича, Е. Б. Арутюняна, Ю. А. Глазкова,

И. А. Адровой.

Цель

констатирующего

этапа –

провести

диагностику

усвоенных

знаний,

умений

и

навыков

у

школьников

среднего звена.

РЕЗУЛЬТАТ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 7-х КЛАССАХ (ДО ЭКСПЕРИМЕНТА)

На

формирующем

этапе

диагностического

исследования

в

учебно-

воспитательный

процесс

было

внедрено

68

занятий

в

класс

2

по

методике Г. Г. Левитаса, направленных на развитие у школьников среднего

звена математических навыков, согласно школьной программе.

В процедуре проведения математических диктантов выделены три этапа:

- этап подачи знаний;

-

этап проверки правильности выполнения заданий по ответам;

-

этап

разбора

решений

заданий,

вызвавших

затруднения;

коррекция

ошибок.

На

проведение

математических

диктантов

в

течение

68

занятий

выделялось 10-15 минут. В классах по 25 учеников.

Содержание

каждого

математического

диктанта

включало

базовый

материал разных тем математического курса, пройденных в текущем году

или

предыдущих

годах,

вне

зависимости

от

содержания

текущего

материала.

Контрольное исследование было проведено по тем же диагностическим

методикам, что и на этапе констатации.

ПРАВИЛА ДЖОНА ХЭТТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ НА

УРОКЕ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИКТАНТОМ

Чем чётче учитель формулирует цель, тем больше ученик

вовлекается в работу для достижения этой цели.

Чем

больше

ученик

знает

об

успешности

выполнения

задания,

тем

точнее

он

может

определить

конкретные

действия для достижения правильного результата.

Чем чаще предоставляется обратная связь о прогрессе по

достижению

желаемых

результатов,

тем

больше

положительных признаков наблюдается у ученика.

Динамика уровня сформированности

математических умений и навыков школьников

7-х классов после контрольного этапа исследования.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Математические

диктанты

являются

эффективным

средством активации учебной деятельности.

Использование

математических

диктантов

позволяет

включить каждого ученика класса в целенаправленную

учебную

деятельность,

что

соответствует

главному

подходу в обучении: знания не могут быть усвоены и

сохранены

без

активной

собственной

работы

обучаемых.

Прочность усвоения базовых знаний учащихся может

быть существенно повышена за счёт применения

системы повторительных математических диктантов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Совершенствование навыков написания математических

диктантов зависит не только от методики организации занятий,

но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к

этой форме работы.

Формулировки заданий, по возможности должны быть

рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для

этого они должны быть четкими и лаконичными,

сформулированы легко и определенно, не допускать различного

толкования.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о достижении цели исследования, которая

состояла в теоретическом обосновании, разработке, экспериментальной проверке методики создания

и использования средства повышения прочности усвоения базовых знаний – системы повторительных

математических диктантов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Математический диктант играет немаловажную роль в

повышении у детей познавательного интереса к урокам

математики, как одного из важнейших мотивов учебно-

познавательной деятельности, в развитии логического

мышления, личностных качеств ребенка.

Прививая интерес к математическим диктантам, учитель

тем самым воспитывает у учащихся навыки

сознательного усвоения изучаемого материала,

приучает ценить и экономить время, развивает желание

поиска рациональных путей решения задачи, помогает

определить слабые стороны и искать пути их развития.

Иными словами он формирует познавательные, включая

логические и знаково-символические, универсальные

учебные действия.

Пример математического диктанта по

алгебре для 7 класса

1. Найти среднее арифметическое всех целых чисел от – 3

до 3 включительно.

2. Найти 200% от числа 50.

3. Разложить на множители: (х – у)² ‒ 4.

4. Решить уравнение х – ( ‒ 2) = 6.

5. Построить график функции у = 1 ‒ |х|.

Спасибо за внимание!



В раздел образования