Автор: Бадина Любовь Леонидовна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: г. Саров, Нижегородская обл.
Наименование материала: Консультация
Тема: Проблемы поведения
Раздел: дошкольное образование
Проблемы
поведения
В последнее время в детских садах достаточно остро стоит проблема
неконструктивного поведения детей. И многие из педагогов, работающих с
детьми,
находятся в затруднительном положении при ее решении. Наш
детский сад компенсирующего вида, и
его особенностями является, во-
первых, то, что основной контингент детей – это мальчики; во-вторых, в
последнее время 70%- 85% от общего состава детей – это преимущественно
старшие дошкольники. Кроме того, каждый учебный год детский коллектив в
группах
значительно
обновляется.
(Кто-то
из
детей
выписывается,
часть
детей выводятся на ПМПК со сменой Программы).
Я,
как
педагог-психолог,
ежегодно
собираю
информацию
о
детях
«группы
риска».
К
сожалению,
с
каждым
годом,
список
таких
детей
увеличивается. Намечается тенденция к возрастанию детей с поведенческими
проблемами.
Поэтому
тема
оптимизации
взаимодействия
с
детьми,
демонстрирующими
неконструктивное
поведение,
и
сегодня
остается
актуальной.
Каким
бы
«золотым»
ни
был
ребенок,
все
равно
родителям
и
воспитателям приходится сталкиваться с такими его поступками, которые
можно квалифицировать как плохое или неконструктивное поведение. Чаще
всего обозначаются такие его формы, как: нытье, негативизм, капризы,
упрямство,
«зажатость»
или
«закомплексованность»,
речевая
расторможенность во время учебного процесса.
Но
прежде,
чем
говорить
конкретно
о
выше
перечисленных
поведенческих
реакциях
и
методах
воздействия
на
ребенка,
необходимо
о с т а н о в и т ь с я
н а
«О Б Щ И Х
П О Д Х О Д А Х
К
П Р О Б Л Е М Е
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ».
Каждый педагог когда-то набирает вновь свою группу детей. Практика
показывает,
что
целесообразнее в
первые
недели
взаимодействия
взрослого с детьми быть с ними и строгими и ласковыми, постепенно
устанавливая «границы дозволенного». По мере привыкания ребенка к
взрослым
и
их
требованиям
нам,
воспитателям,
необходимо
научиться
уважать его волю и его «Я».
Надо
сказать,
что
и
при
появлении
ребенка
в
семье
следует
придерживаться такой же позиции: сначала строгость и ласка, «установление
границ»,
а
затем
уже
взаимодействие
с
ребенком,
образно
говоря,
на
«демократической основе».
Для предупреждения негативного поведения
важно
дать
ребенку
представление
о
допустимом
и
недопустимом
поведении. Используя метафору, предложенную доктором Фрицем Родлером,
можно сказать, что по степени дозволенности поведение детей делится на три
цветовых поля: зеленое, желтое, красное.
Поле зеленого цвета обозначает такое поведение ребенка, которое
мы, взрослые, допускаем и поощряем.
Желтое
поле
–
поведение,
которое
допустимо
лишь
в
исключительных случаях (только когда рядом взрослый).
Поле
красного
цвета
обозначает
такое
поведение,
которое
совершенно неприемлемо и недопустимо ни при каких обстоятельствах.
(Например, «В детском саду нельзя бить детей и взрослых»).
При
определении
границ
дозволенного
можно
использовать
4
«табу»: нельзя причинять вред природе, вещам, себе, другим людям.
В
этой
связи
необходимо
подчеркнуть
важность
и
значимость
групповых правил, по которым может жить
детский коллектив в детском
саду. Эти «правила» обсуждаются вместе с детьми, воспитатель помогает их
сформулировать; принятые «правила» можно оформить в виде схематичных
изображений или иллюстративного материала (в зависимости от возраста
детей). ЭТИ
ПРАВИЛА
НУЖНЫ
и
УЖЕ
В
САМОМ
РАННЕМ
ВОЗРАСТЕ!
И последний важный момент, касающийся общего подхода к проблеме
дисциплины – единые требования взрослых, воспитывающих ребенка. (И
родителей в семье, и воспитателей в группе): нельзя, чтобы один разрешал
то,
что
запрещает
другой.
Разнобой
в
требованиях
приводит
к
приспособленчеству:
со
строгим
взрослым
ребенок
будет
вести
себя
дисциплинированно, а с «добрым» - начнет «выкаблучиваться» и добиваться
своего. И если, например, в группе раньше с дисциплиной обстояло все более
- менее благополучно, а потом вдруг «стали вылезать» проблемы, это тоже
должно стать сигналом, что что-то взрослые е согласовывают друг с другом,
предъявляют к детям разные требования.
Важно помнить, что установление «границ дозволенного» - это одно из
проявлений любви к ребенку. Нам, педагогам, важно донести до родителей
известную истину: Любовь и требовательность – зависимые друг от друга
понятия,
и
они
ни
как
не
исключают,
а,
наоборот,
подразумевают
проявление
родительской
любви.
А
позиция
вседозволенности:
пока
ребенок еще мал,
его нужно только баловать, все разрешать – это,
напротив,
причинение
зла
своему
ребенку.
Потому
что
такая
родительская позиция только затруднит взаимодействие их ребенка со
сверстниками и другими взрослыми и сделает его несчастным.
А
сейчас
поговорим
о
конкретных
формах
неконструктивного
поведения.
НЫТЬЕ. Порой оно настолько может быть раздражающим, что нам с вами
приходится
бороться
с
искушением
«обрушиться»
со
своим
гневом
на
ребенка: «Перестань сейчас же ныть; или я тебя накажу!». Обрушивая гнев на
ребенка, мы тем самым даем ему в руки дополнительное оружие, которое он
может использовать против нас же. А именно, ребенок, почувствовав, что
смог вывести нас из равновесия, позже захочет манипулировать нами таким
же способом, будет знать, что «нытье срабатывает». И чем больше гнева мы
обрушиваем на ребенка, тем выше вероятность, что он снова станет ныть.
Как в таких случаях вести себя с ребенком.
Для большинства детей достаточно просто проигнорировать нытье.
Если нет, то можно в спокойном и довольно прохладном тоне сказать:
«Я
ничего
не
могу
разобрать,
когда
ты
говоришь
таким
голосом,
попробуй сказать спокойно, разборчиво, чтобы я могла понять, чего ты
хочешь».
Еще один прием – отвлечение. Отвлечение можно «сыграть», для этого
нужно в карманах иметь какие-либо «неожиданные пустяки» (какой-
нибудь шарик, колечко, камушек и т.п.) Это может выглядеть так:
начинается нытье. Взрослый делает вид, что поглощенно рассматривает
вытащенный
из
кармана
предмет.
Рассматривает
и
удивленно
рассуждает сам с собой: «Интересный какой камушек. Точно помню,
когда выходила из дома, он был синего цвета, а теперь коричневый.
Может он, побывав в темноте, в кармане изменил свой цвет? Ну-ка ты,
попробуй, положи его в карман, а потом вытащи, каким он станет?»
Какие
предметы
могут
стать
вашими
помощниками
в
подобных
ситуациях, можно поискать, подумать.
Иногда
помогают
шутка,
юмор.
В
некоторых
ситуациях
можно
беззлобно пошутить: «Ой, какие большие слезки пропадают! Давай их
в бутылочку соберем!» или «Смотри, у тебя на плече каприза сидит и
плачет, давай ее прогоним!»
Особая проблема для воспитателя, когда ребенок использует нытье на
занятиях. («Помогите мне!», «А у меня не получается», «А я не знаю,
как это делать!»). В некоторых своих рекомендациях воспитателям я
советовала
попробовать
такой
прием,
как
использование
сигналов.
Можно
придумать
какие-то
нарисованные
значки,
обозначающие
конкретную вещь. (Например, красный восклицательный знак – «мне
срочно
нужна
помощь»
и
т.п.)
И
договориться
с
ребенком,
что
воспитатель будет реагировать на его просьбы только в том случае,
если
он
будет
пользоваться
подобными
сигналами.
Если
ребенок
бесконечно «дергает» вас по поводу того, что он не знает что дальше
делать.
В
этом
случае
можно
придумать
для
него
схему
последовательных операций выполнения задания и выложить ему на
стол.
На мой взгляд, с такой категорией детей действенной может быть
пропедевтическая работа: перед занятием, содержание которого может
оказаться для него трудным, проговорить, что и как будете делать. Это
может касаться занятий, связанных и с продуктивной деятельностью и
всех остальных.
Следующая форма неконструктивного поведения, с которой мы все
практически
сталкиваемся,
это
различные
проявления
бунтарского
поведения.
Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или
требованиям; ребенок может настаивать, что сыр – масло, синее – это
зеленое, лев – это собака; как только взрослый соглашается с ним,
мнение ребенка может измениться на противоположное.
Упрямство. Ребенок настаивает на своем, не потому, что ему этого
сильно
хочется,
а
потому,
что
он
этого
потребовал
(«Я
хочу»).
Капризность – это вторая сторона нарушения поведения. Понимает, что
нельзя, но настаивает («Я не хочу»). У слабых – капризы, у сильных –
упрямство.
Взаимодействие
воспитателя
с
капризным
ребенком
несколько
перекликается с тем, как он ведет себя ребенком – «нытиком». Вот некоторые
рекомендации по взаимодействию с капризными детьми.
Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в
своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза;
Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него
внимания,
не
принимайте
в
этой
сцене
участия.
Сохраняйте
спокойствие и равнодушие, что бы ребенок не делал; Если ребенку
когда-то
удалось
добиться
своего
с
помощью
каприза,
он
будет
прибегать, к этому способу все чаще и чаще;
Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как
вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем
он будет вести себя лучше;
Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины.
Поэтому
нельзя
проявлять
после
истерики
ребенка
недовольство,
ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он
уже достаточно наказал самого себя, и показать, что несмотря ни на
что, вы его любите;
Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им,
если
будет
совершенно
уверен
в
том,
что
его
любят
безусловной
любовью, если поверит в доброе отношение к себе;
Постарайтесь
поменьше
читать
мораль,
устанавливать
запреты,
наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности,
спокойствия,
терпения,
ласки,
снисходительности,
даже
ценой
некоторых компромиссов.
В
некоторых
детских
группах
достаточно
остро
стоит
проблема
упрямства.
Его
проявляют
чаще
всего
дети
с
ярко
выраженным
эгоцентризмом (направленностью на себя, свои интересы). Такие дети видят
в своем сверстнике скорее не товарища, а конкурента, соперника, которого
надо
обязательно
«вытеснить»,
перегнать,
«обойти»
и
т.д.
Преодоление
упрямства предусматривает решение нескольких задач.
1.
Преодоление детского эгоцентризма.
2.
Гармонизация противоречивости личности.
3.
Формирование доверительного отношения к своим сверстникам.
С помощью каких игр можно корректировать детский эгоцентризм?
С этой целью рекомендуется использовать игровые ситуации под
условной
рубрикой
«Мир
с
точки
зрения
другого».
Например,
игровая
ситуация «Просмотр мультфильма».
Устанавливается «телевизор». Вокруг
него
рассаживаются
игрушки,
или
сами
дети
могут
принимать
непосредственное участие в игре. Дети или игрушки рассаживаются справа
от
него,
слева,
сзади,
сбоку.
Телевизор
«демонстрирует»
какую-либо
картинку, а дети рассуждают, что видят со своего места игрушки или они
сами. Делается вывод: передача-то одна и та же, а увидели все немного по-
разному, а тот, кто сидел за телевизором, вовсе ничего не увидел. Можно
использовать фотографии одного и того же предмета, здания, сделанные с
разных ракурсов. Затем обсудить с детьми, где мог находиться тот человек,
который видит именно данное изображение.
И постепенно подводить детей к тому, что все мы разные и на мир
мы смотрим каждый по-своему. И это совсем не значит, кто-то из нас прав, а
кто-то нет. Потому что мы все уникальны. Закреплять эти знания можно на
конкретных ситуациях, увиденных в группе. Часто можно столкнуться с тем,
что дети предлагают, например, разное развитие сюжета, предлагают свои
варианты изготовления какой-либо поделки и т.д. и т.п. - каждое мнение
имеет право на существование, а не только Димино, или, например, Лизино.
При этом важно делать акцент на чувствах, которые мы испытываем, на том,
что потребности наши могут быть одинаковыми, и нам нужно их учитывать и
учиться договариваться. («Соня точно так же хочет встать первой в строю,
как ты, Лиза!»; Надо сказать, что проблема первенства в строю существует
почти в каждой группе. Возможно, надо выработать какое-то одно правило
относительно первенства, чтобы дети его придерживались.)
(Притча про
юношу, полюбившего принцессу, которая соглашалась выйти за него замуж,
если он принесет ей в ладонях сердце своей матери). При обсуждении данной
проблемы с родителями
нужно донести до них, что все идет из семьи.
Возможно, даже рекомендовать родителям попробовать ввести в семье новые
традиции.
Например,
семейное
чаепитие
в
выходные
или
совместное
семейное мероприятие (прогулка, выход в лес). Обязательно всем вместе их
обсуждать: пусть у всех будут разные варианты – как проведем выходной,
какие сладости купим к чаю. И установить в семье какие-то правила, как они
будут приходить к согласию, какое окончательное решение примут. Чтобы
ребенок на личном опыте убеждался, что у всех, а не только у него, есть свои
желания и с этим надо считаться.
Что касается противоречивости личности упрямых детей, то здесь
важно предоставить ребенку возможность сопоставить самого себя с двумя
образцами
поведения
–
положительным
и
отрицательным:
предлагать
исполнять противоположные роли. («Добрая мама и злая мачеха», «капризная
принцесса и заботливая добрая принцесса», «волк – весельчак и защитник
слабых зверей и злой волк»). В этом случае ребенку проще отделить свои
негативные действия, черты характера в роли игрового персонажа от себя
самого, сделать их определенной внешней моделью, оценить их в контексте
игровой ситуации, понять их смысл и назначение, наконец, отказаться от них.
Полезны
так
же
игровые
задания
такого
рода:
«раскрасить
доброго
волшебника и злого колдуна», «зонтик, уснув под которым увидишь добрые
веселые сны, зонтик, уснув под которым увидишь только страшные сны»,
«приятное – неприятное», «веселое – грустное» и др.
Очень значимой составляющей в преодолении упрямства является
формирование доверительного отношения к сверстникам. Это тоже можно
делать с помощью игр. Мы о них уже говорили, когда обсуждали программу
по формированию гуманных отношений между детьми В. Холмогоровой. Я
напомню вам некоторые из них: «слепой и поводырь», «ласковые волны»,
«щепка».
(Суть
этих
игр
заключается
в
том,
что
кто-то
один
из
детей
закрывает
глаза,
остальные
дети
выстраиваются
в
два
ряда,
а
«щепка»,
например,
«плывет
по
течению»,
волны
ее
ласково
омывают;
«слепого
ребенка»
ведет
поводырь
очень
осторожно,
чтобы
тот
не
споткнулся.
Основная цель таких игр – сформировать доверие к окружающим. Полезны в
этом
плане
и
игры
парами
или
небольшими
группами,
где
есть
либо
совместная
деятельность,
либо
свое
задание
у
каждого
ребенка,
но
обязательно
существует
необходимость
договариваться
друг
с
другом,
обращаться за помощью к другому. (Недавно у нас шла речь о формировании
межличностных отношений у дошкольников и Е.И. рассказывала нам о игре
«собери куклу на бал», кто захочет припомнить правила этой игры, можно
посмотреть в материалах консультации).
И, наконец, поговорим о том, когда дети ведут себя «скованно». У
таких детей необходимо повышать самооценку, уверенность в себе, своих
силах.
Можно,
например,
пустить
мяч
по
кругу
и
предложить
детям
рассказать: «какой я», «что я люблю», «что я умею», «мне нравится», «мои
желания», «я уже научился» и т.п. Или: «кто громче скажет: «я смелый, я
никого
не
боюсь!»,
«кто
страшнее
порычит,
как
лев»
и
т.п.
Можно
использовать игру «золотой стул» (ребенок садится на нарядный стул, а
остальные
дети
говорят
про
него
хорошее);
Игра
«Король»
тоже
очень
нравится детям (король может отдавать любые приказы, а остальные дети их
выполняют). Помогут в этом случае и образные игры: предложить изобразить
«зайчишку – трусишку» и зайца смелого, например. А взрослому помочь
почувствовать ребенку привлекательность смелых персонажей.
Внимание
к
ребенку,
понимание
его,
тех
чувств,
которые
он
испытывает, умелое руководство его поведением, организация его социального
опыта в условиях теплого, ровного эмоционального климата в детском саду
может предупредить появление неконструктивного поведения у дошкольника.
Пусть не все, но многое в наших с вами силах!