Напоминание

" Причины трагизма Базарова". ( По роману И.С.Тургенева " Отцы и дети")


Автор: Бурова Галина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Дубровская СОШ им.Н.П.Сергеенко
Населённый пункт: с. Дубровка Суражский район Брянская область
Наименование материала: Урок–семинар
Тема: " Причины трагизма Базарова". ( По роману И.С.Тургенева " Отцы и дети")
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская средняя общеобразовательная школа

им. Н.П. Сергеенко

Урок - семинар

на тему «Трагизм образа Базарова»

10 класс

Составила учитель русского языка и литературы

высшей категории

Бурова Галина

Владимировна

Урок- семинар на тему: Трагизм образа Базарова.

Тип урока- урок формирования и обобщения знаний по роману Тургенева

«Отцы и дети.

Форма урока: Урок- семинар

Оборудование:

портрет

Тургенева,

иллюстрации

к

роману,

тексты

романа.

Цели урока: раскрыть суть отношений Базарова с другими героями; понять

в чем трагизм образа Базарова

.

Задачи:

формирование умения анализировать текст,

аргументировать собственное суждение;

развитие самостоятельной деятельности учащихся,

умения понимать окружающих людей.

Предварительная подготовка к семинару.

совместное проектирование

содержания урока и самостоятельной деятельности;

самостоятельная работа с литературой;

подготовка сообщений.

Эпиграф к уроку: Если читатель не поймет Базарова со всей

его

грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и

резкостью,

если он его не сможет полюбить…-- я виноват и

не достиг своей цели.

И. С. Тургенев.

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя.

За время изучения романа Тургенева мы привыкли к Базарову,

личности противоречивой ,но сильной и обаятельной. Мы прошли по

пути душевных изменений и поняли , что такой Базаров , не всегда

уверенный, влюбленный, мечущийся между своими чувствами и

взглядами, стал еще дороже нам. И вот в такой момент Тургенев

заставляет своего героя умереть нелепо и неожиданно.

Такой финал в литературе называется трагическим. По правде говоря,

драматизм в образе Евгения Базарова ощущался задолго до его смерти.

Нам предстоит разобраться, в чем трагизм образа Базарова, но прежде

дайте краткую характеристику герою.

Сообщение учащегося «Евгений Васильев Базаров».

Вывод сообщения: Базаров - типичный представитель новых людей,

нигилист. Вышедшие из рядов разночинцев, нигилисты отрицали все,

что не приносит, по их мнению, практической пользы. Они выбирали

себе род занятий, который приносит пользу людям и одновременно

дает средства к существованию, вот почему так много среди новых

людей медиков. Отрицание литературы и искусства часто происходило

не только из-за представления о них, как бесполезных, но и из-за

презрения к аристократам, которые преклонялись перед литературой и

искусством.

Учитель: из 28 глав романа Базаров отсутствует только в двух. Он

центр, к которому, как к магниту, притягиваются другие герои. Но

постоянно возникает ощущение, что Базаров со всеми и ни с кем,

ощущение одиночества героя. А ведь у него есть друг,

единомышленники, родные. Расскажите об отношениях Базарова с

другими героями романа.

2.Сообщение учащегося «Базаров и Аркадий Кирсанов»

Вывод: настоящей дружбы между Аркадием и Базаровым не было .Было

восхищение, преклонение одного и снисходительное разрешение

преклоняться другого. Романтическая душа Аркадия постоянно требовала

любви к кому-то. Стоило появиться в жизни Аркадия Катеньки, как он тут же

переключился на нее, стал совершенно похожим на своего отца..

Сообщение «Отношения Базарова с единомышленниками».

Вывод: Хотя Базаров и говорит часто «мы», но читатель не видит рядом с

ним единомышленников.

Ситников, Кукшина – это жалкая пародия на нигилистов, демократов. Это

понимает и сам Базаров, поэтому не относится к ним серьёзно.

Сообщение « Базаров и Одинцова»

Вывод: любовь к Одинцовой стала настоящим испытанием для Евгения

Базарова. Она вторглась в его мысли и душу, заставила страдать,

пересмотреть свои взгляды, но у этой любви не было будущего. Слишком

разные разночинец Базаров и аристократка Анна Сергеевна. Она так долго

шла к достатку и спокойствию, что не могла поменять их на любовь.

Сообщение « Отношения Базарова с родителями»

Вывод: Базарова напрасно обвиняют в черствости, он любит своих

родителей. Недаром последние его минуты наполнены заботой о стариках.

Его родители безгранично любят своего сына, но понять его они не могут,

просто потому, что они люди другого поколения, другого образования, других

взглядов.

Учитель: Базаров не только одинок среди окружающих его людей, он

испытывает глубокий внутренний разлад.

Сообщение «Причины душевного смятения Базарова»

Вывод: подавленное настроение героя вызвано недовольством собой, потому

что жизнь заставила его принимать вещи, не входившие ранее в его

убеждения, и вел он себя не так, да и события шли не так, как бы он хотел

Учитель: и все же мы так и не назвали причины, из-за которых Тургенев

заставляет умереть своего героя. Почему в своих письмах писатель

утверждает, что Базаров «обречен на гибель»?

Сообщение «Причины обреченности героя»

Вывод: Базаров, посвятивший себя служению народу, не находит

понимания у этого народа. Если в Марьино его дворовые принимают за

своего, то в деревне отца он – « шут гороховый», «барин чудит». Но главная

беда Базарова в том, что он не видит будущего своей борьбы. Для него

главное—«площадку расчистить», а на вопрос «ну, а дальше?» он ответить не

может.

Общий вывод : в чем трагизм образа Евгения Базарова?

Базаров в романе одинок, ему не на кого опереться: у него нет настоящих

единомышленников, его отталкивает Одинцова, пробудившая любовь в

сердце героя.

Базаров опередил свое время. Он оказался первопроходцем в сложной

исторической обстановке. Он не понят окружающими, и сам не видит

перспектив своей деятельности. Он знает, что его дело « площадку

расчистить, а строить будут другие». Базаров не видит своего будущего,

поэтому смерть – это единственное, что может сделать для него писатель.

И.С.Тургенев так писал о своем герое: «Мне мечталась фигура

сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная,

злобная, честная—и всегда обреченная на гибель, потому что она все-

таки стоит в преддверии будущего»

3. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

--Чье сообщение вам понравилось больше других?

4. Подведение итогов.

5.Домашнее задание: Прочитать статьи о романе Писарева и Добролюбова,

выписать цитаты, позволяющие понять отношение критиков к роману,

главному герою. Подготовить выразительное чтение стихов в прозе

Тургенева.



В раздел образования