Автор: Шатова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 54
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: проект по духовно–нравственному воспитанию
Тема: "Моя Семья – Мой Город"
Раздел: начальное образование
Шатова Елена Александровна учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 54 города Кирова
«Моя семья – Мой город» (проект).
Семья — это та первичная среда, где
человек должен учиться творить
добро.
В. А. Сухомлинский
Духовное образование является одним из ключевых компонентов в
воспитании человека и формировании у него навыков социального поведения.
На сегодняшний день в стране, где произошло разрушение многих морально-
нравственных ценностей и традиций, идет процесс осмысления содеянного и
поиска вариантов сохранения тех ценностей, которые остались, а также
возвращения утраченного. В этом процессе система образования становится
значимым участником, но для того, чтобы деятельность образовательных
учреждений была результативной и эффективной, необходимо не только
возрождать наиболее успешные методики и формы воспитания, но и искать
новые, современные подходы, мотивирующие воспитуемых к более полному
усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для духовного развития
человека.
Введение в рамках образовательной программы курса, направленного на
изучение религий и религиозных учений позволяет школе организовать
системное
образование
и
воспитание
подростков.
Но
временная
ограниченность курса в рамках образовательной программы сильно сужает
возможность глубокого изучения и формирования мотивирующих факторов в
процессе реализации программы. В этой связи особую роль начинает играть
внеурочная работа с детьми в рамках развития знаний по данному курсу и с
ориентацией на развитие умений и навыков воспитанности.
Проект «Моя семья - мой город» ориентирован на развитие учебного
курса «ОРКСЭ» в плоскость системной воспитательной работы учебного
заведения с учащимися по формированию духовно-нравственных ориентиров и
положительных
идеалов.
Основными
мероприятиями
проекта
являются
мероприятия, направленные на семейное участие, а также на знакомство детей
младшего школьного возраста с духовной культурой и историей родного
города.
Разработанный нами проект, активно применяется на практике учителями
нашей
школы
на
протяжении
нескольких
лет.
Успешность
проекта
подтверждена положительными результатами.
Результатом
проекта
является
формирование
целостной
системы
знаний, умений и навыков детей в сфере морали и нравственности, а также
воспитание в детях на уровне навыков поведения определенных ценностных
ориентиров (уважение к семье, родителям, уважение к близким людям, к
1
одноклассникам, этикет, нравственность поступков и т.д.). Дополнительные
результаты проекта:
разработка
модели
учебно-воспитательной
работы
с
детьми
младшего
школьного
возраста
по
духовно-нравственному
направлению;
формирование коммуникационной площадки на базе школы для
решения вопросов воспитания и образования;
новые
формы
внеучебной
(внеклассной)
работы
с
данной
возрастной категорией учащихся.
Реализация данного проекта предполагает формирование сообщества
партнеров.
Как и все проекты данный проект имеет свою цель - духовно-
нравственное образование и воспитание школьников младшего звена и их
родителей; и свои задачи:
- познакомить школьников и их родителей с основами православной
культуры на примере религиозно-культурных традиций родного края;
- развить представление о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
- сформировать базовые ценности у детей и их родителей через
совместную деятельность и мероприятия.
Для достижения планируемых результатов деятельность по проекту
осуществляется в три этапа:
1.
Подготовительный
этап
–
проведение
организационных
встреч,
родительских собраний, заключение договора с партнерами, утверждение
календарного графика реализации проекта.
2.
Основной
этап
–
проведение
мероприятий
образовательной,
развивающей и формирующей направленности, согласно заключенным
договорам и утвержденному календарному графику реализации проекта.
3.
Оценочный этап –
подведение итогов реализации образовательно-
развивающих программ, оценка уровня информированности учащихся,
анализ изменений в семьях участников проекта.
Мероприятия проекта реализовываются в трех направлениях:
1.Образовательное направление.
2
Учителя
нашей школы проводят
серии
учебных
и
практических занятий, в том
числе
экскурсии
и
посещения, посвященные
православной
истории
родного
города
–
это
экскурсия для детей «Вятка – православный
город»; семейный поход на место первого упоминания города (с.Никульчино);
семейный выезд в Великорецкий монастырь (с.Великорецкое). для получения
наибольшего эффекта знакомство с историей и посещение с.Никульчино и
с.Великорецкое осуществляется посредствам похода выходного дня, в рамках
которого организованы как посещение храма, так и досуговые мероприятия для
детей и родителей. Мероприятия проводятся в течение всего периода проекта.
2. Развивающее направление.
Педагоги организуют проведение мастер-классов, творческих занятий,
направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала
учащихся
.
Это мастер-классы с привлечением специалистов по оформлению
русской матрешки; по лепке и росписи дымковской игрушки.
Обмениваясь
опытом
разрабатываем
и
проводим
занятия
по
составление
букетов
с
использованием
веточек
вербы;
роспись
пасхальных яиц и их оформление, а затем выставку
детских изделий в предверии праздников Вербного
воскресенья и Пасхи; творческие конкурсы для
детей, посвященные православным и народным
праздникам
(Вербное
воскресенье,
Пасха,
Масленица и т.д.)
Все творческие мероприятия тесно связаны с православными праздникам
и культурными традициями родного города. К мероприятиям привлечены не
только дети, но и их родители.
3.Формирующее направление. Совместно с
родителями,
педагог
планирует
и
реализует
мероприятия,
направленные
на
развитие
семейных традиций и воспитания у детей и
родителей семейных ценностей. Например:
издание детской газеты для мам; конкурс
детских
презентаций
«Традиции
в
моей
семьи»; детский поэтический конкурс «... о
стране Вятской»; семейный праздник «Наши
дети». Подготовка к данным мероприятиям и
конкурсам позволяет укреплять отношения между родителями и детьми и,
кроме этого, дает возможность познакомить детей и взрослых с вятскими
поэтами.
3
Как
пример:
семейная
театрализованная
постановка
«Этот
День
Победы…» – это мероприятие, направленное на знакомство детей с историей
своей страны и формирование ценностных ориентиров (патриотизм).
Для организации "обратной связи" в рамках реализации проекта мы
проводим, творческие конкурсы и мероприятия, позволяющие оценивать
уровень знаний, умений и навыков; интервьюирование родителей по вопросам
изменений в поведении детей; учет активности участия детей и родителей в
проводимых мероприятиях; итоговое анкетирование детей и родителей.
Оптимальный вариант для достижения максимальных результатов, когда
в проекте охвачено не более 60 человек, учащиеся 2-4х классов и проводится не
менее 20 мероприятий.
В результате реализации проекта у участников формируются целостные
знания по вопросам духовной культуры и православной истории родного
города, края и страны; совместные мероприятия позволяют сформировать
набор семейных традиций; дети получают возможность личностного и
творческого развития.
Необходимость и актуальность данного проекта мы в полной мере
осознали,
получив
ожидаемые
результаты
в
повышении
нравственно-
этического уровня развития детей, а главное, их духовности. В процессе
мероприятий
дети
научились
сопереживать,
сочувствовать,
помогать
и
выручать друг друга, быть доброжелательными. Как естественный результат –
и сплочённость детского коллектива, и высокая оценка наших трудов, и
благодарность со стороны родителей учеников.
Список литературы.
1.
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики.
Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс, М:
Просвещение, 2010
2.
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
родителей, М: Просвещение, 2010
3.
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
учителя, М: Просвещение, 2010
4.
Книга для учителя. 4-5 классы. Тишков В.А., ШапошниковаТ.Д.,
Казьмина О.Е. и др./Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.
5.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А
6.
Лаврентьева, Л.С. и др. Культура русского народа. Обычаи, обряды,
занятия, фольклор / Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. – СПб. : Паритет,
2004.
7.
Праздники и обряды на Руси / авт. – сост. В.Ф. Андреев. – М. : Вече,
2006.
8.
Вятка: Краеведческий сборник. Зонова Г.П. – Киров: Волго-Вятское
книжное издательство, Кировское отделение, 1979
4
9.
Вятка: Краеведческий сборник. Зонова Г.П. – Киров: Волго-Вятское
книжное издательство, Кировское отделение, 1985
5