Напоминание

"Моя Семья – Мой Город"


Автор: Шатова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 54
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: проект по духовно–нравственному воспитанию
Тема: "Моя Семья – Мой Город"
Раздел: начальное образование





Назад




Шатова Елена Александровна учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 54 города Кирова

«Моя семья – Мой город» (проект).

Семья — это та первичная среда, где

человек должен учиться творить

добро.

В. А. Сухомлинский

Духовное образование является одним из ключевых компонентов в

воспитании человека и формировании у него навыков социального поведения.

На сегодняшний день в стране, где произошло разрушение многих морально-

нравственных ценностей и традиций, идет процесс осмысления содеянного и

поиска вариантов сохранения тех ценностей, которые остались, а также

возвращения утраченного. В этом процессе система образования становится

значимым участником, но для того, чтобы деятельность образовательных

учреждений была результативной и эффективной, необходимо не только

возрождать наиболее успешные методики и формы воспитания, но и искать

новые, современные подходы, мотивирующие воспитуемых к более полному

усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для духовного развития

человека.

Введение в рамках образовательной программы курса, направленного на

изучение религий и религиозных учений позволяет школе организовать

системное

образование

и

воспитание

подростков.

Но

временная

ограниченность курса в рамках образовательной программы сильно сужает

возможность глубокого изучения и формирования мотивирующих факторов в

процессе реализации программы. В этой связи особую роль начинает играть

внеурочная работа с детьми в рамках развития знаний по данному курсу и с

ориентацией на развитие умений и навыков воспитанности.

Проект «Моя семья - мой город» ориентирован на развитие учебного

курса «ОРКСЭ» в плоскость системной воспитательной работы учебного

заведения с учащимися по формированию духовно-нравственных ориентиров и

положительных

идеалов.

Основными

мероприятиями

проекта

являются

мероприятия, направленные на семейное участие, а также на знакомство детей

младшего школьного возраста с духовной культурой и историей родного

города.

Разработанный нами проект, активно применяется на практике учителями

нашей

школы

на

протяжении

нескольких

лет.

Успешность

проекта

подтверждена положительными результатами.

Результатом

проекта

является

формирование

целостной

системы

знаний, умений и навыков детей в сфере морали и нравственности, а также

воспитание в детях на уровне навыков поведения определенных ценностных

ориентиров (уважение к семье, родителям, уважение к близким людям, к

1

одноклассникам, этикет, нравственность поступков и т.д.). Дополнительные

результаты проекта:

разработка

модели

учебно-воспитательной

работы

с

детьми

младшего

школьного

возраста

по

духовно-нравственному

направлению;

формирование коммуникационной площадки на базе школы для

решения вопросов воспитания и образования;

новые

формы

внеучебной

(внеклассной)

работы

с

данной

возрастной категорией учащихся.

Реализация данного проекта предполагает формирование сообщества

партнеров.

Как и все проекты данный проект имеет свою цель - духовно-

нравственное образование и воспитание школьников младшего звена и их

родителей; и свои задачи:

- познакомить школьников и их родителей с основами православной

культуры на примере религиозно-культурных традиций родного края;

- развить представление о значении нравственных норм и ценностей для

достойной жизни личности, семьи, общества;

- сформировать базовые ценности у детей и их родителей через

совместную деятельность и мероприятия.

Для достижения планируемых результатов деятельность по проекту

осуществляется в три этапа:

1.

Подготовительный

этап

проведение

организационных

встреч,

родительских собраний, заключение договора с партнерами, утверждение

календарного графика реализации проекта.

2.

Основной

этап

проведение

мероприятий

образовательной,

развивающей и формирующей направленности, согласно заключенным

договорам и утвержденному календарному графику реализации проекта.

3.

Оценочный этап –

подведение итогов реализации образовательно-

развивающих программ, оценка уровня информированности учащихся,

анализ изменений в семьях участников проекта.

Мероприятия проекта реализовываются в трех направлениях:

1.Образовательное направление.

2

Учителя

нашей школы проводят

серии

учебных

и

практических занятий, в том

числе

экскурсии

и

посещения, посвященные

православной

истории

родного

города

это

экскурсия для детей «Вятка – православный

город»; семейный поход на место первого упоминания города (с.Никульчино);

семейный выезд в Великорецкий монастырь (с.Великорецкое). для получения

наибольшего эффекта знакомство с историей и посещение с.Никульчино и

с.Великорецкое осуществляется посредствам похода выходного дня, в рамках

которого организованы как посещение храма, так и досуговые мероприятия для

детей и родителей. Мероприятия проводятся в течение всего периода проекта.

2. Развивающее направление.

Педагоги организуют проведение мастер-классов, творческих занятий,

направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала

учащихся

.

Это мастер-классы с привлечением специалистов по оформлению

русской матрешки; по лепке и росписи дымковской игрушки.

Обмениваясь

опытом

разрабатываем

и

проводим

занятия

по

составление

букетов

с

использованием

веточек

вербы;

роспись

пасхальных яиц и их оформление, а затем выставку

детских изделий в предверии праздников Вербного

воскресенья и Пасхи; творческие конкурсы для

детей, посвященные православным и народным

праздникам

(Вербное

воскресенье,

Пасха,

Масленица и т.д.)

Все творческие мероприятия тесно связаны с православными праздникам

и культурными традициями родного города. К мероприятиям привлечены не

только дети, но и их родители.

3.Формирующее направление. Совместно с

родителями,

педагог

планирует

и

реализует

мероприятия,

направленные

на

развитие

семейных традиций и воспитания у детей и

родителей семейных ценностей. Например:

издание детской газеты для мам; конкурс

детских

презентаций

«Традиции

в

моей

семьи»; детский поэтический конкурс «... о

стране Вятской»; семейный праздник «Наши

дети». Подготовка к данным мероприятиям и

конкурсам позволяет укреплять отношения между родителями и детьми и,

кроме этого, дает возможность познакомить детей и взрослых с вятскими

поэтами.

3

Как

пример:

семейная

театрализованная

постановка

«Этот

День

Победы…» – это мероприятие, направленное на знакомство детей с историей

своей страны и формирование ценностных ориентиров (патриотизм).

Для организации "обратной связи" в рамках реализации проекта мы

проводим, творческие конкурсы и мероприятия, позволяющие оценивать

уровень знаний, умений и навыков; интервьюирование родителей по вопросам

изменений в поведении детей; учет активности участия детей и родителей в

проводимых мероприятиях; итоговое анкетирование детей и родителей.

Оптимальный вариант для достижения максимальных результатов, когда

в проекте охвачено не более 60 человек, учащиеся 2-4х классов и проводится не

менее 20 мероприятий.

В результате реализации проекта у участников формируются целостные

знания по вопросам духовной культуры и православной истории родного

города, края и страны; совместные мероприятия позволяют сформировать

набор семейных традиций; дети получают возможность личностного и

творческого развития.

Необходимость и актуальность данного проекта мы в полной мере

осознали,

получив

ожидаемые

результаты

в

повышении

нравственно-

этического уровня развития детей, а главное, их духовности. В процессе

мероприятий

дети

научились

сопереживать,

сочувствовать,

помогать

и

выручать друг друга, быть доброжелательными. Как естественный результат –

и сплочённость детского коллектива, и высокая оценка наших трудов, и

благодарность со стороны родителей учеников.

Список литературы.

1.

Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики.

Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс, М:

Просвещение, 2010

2.

Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для

родителей, М: Просвещение, 2010

3.

Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для

учителя, М: Просвещение, 2010

4.

Книга для учителя. 4-5 классы. Тишков В.А., ШапошниковаТ.Д.,

Казьмина О.Е. и др./Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.

5.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А

6.

Лаврентьева, Л.С. и др. Культура русского народа. Обычаи, обряды,

занятия, фольклор / Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. – СПб. : Паритет,

2004.

7.

Праздники и обряды на Руси / авт. – сост. В.Ф. Андреев. – М. : Вече,

2006.

8.

Вятка: Краеведческий сборник. Зонова Г.П. – Киров: Волго-Вятское

книжное издательство, Кировское отделение, 1979

4

9.

Вятка: Краеведческий сборник. Зонова Г.П. – Киров: Волго-Вятское

книжное издательство, Кировское отделение, 1985

5



В раздел образования