Напоминание

Тренинговое занятие по теме "Стресс"


Автор: Трунова Алла Васильевна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБОУ ПСОШ № 1 имени Г. В. Алисова
Населённый пункт: село Песчанокопское Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинговое занятие по теме "Стресс"
Раздел: среднее образование





Назад




Ростовская область, Песчанокопский район, село Песчанокопское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Песчанокопская средняя образовательная школа №1 имени Г.В. Алисова

Тренинговое занятие по теме:

«Стресс. Способы преодоления стресса».

Педагог – психолог Трунова А. В.

2018 – 2019 учебный год

Тренинговое занятие по теме: «Стресс. Способы преодоления стресса»

Цель: развитие жизненно важных навыков.

Задачи:

знакомство с понятием «стресс»;

осознание значения стресса в жизни человека;

оценка различных способов борьбы с последствиями стрессовых ситуаций;

обучение техникам быстрого снятия стресса.

1.Вводная часть.

Приветствие.

Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Сделаем это следующим образом: взяв своего

соседа по кругу за руку, скажем ему комплимент, что-нибудь приятное.

Разминка.

А сейчас предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Заряжающее потягивание».

«Сделайте вдох и потянитесь к потолку, затем выдохните и верните руки в исходное, естественное

положение. Достаньте подбородком до груди; затем запрокиньте голову назад, стараясь достать

затылком до позвоночника; наклонитесь правым ухом к правому плечу, затем левым ухом к левому

плечу;

поверните

голову

и

посмотрите

назад

через

левое

плечо,

затем

поверните

голову

в

противоположную сторону и посмотрите назад через правое плечо. Сделайте 3 круговых движения

плечами вперед, затем 3 – назад.

Эти короткие упражнения можно делать где угодно и когда угодно в целях быстрого ослабления

напряжения и «подзарядки».

Какие у вас ощущения?

Жизнь современного человека настолько сложна, полна напряжений, переживаний, неожиданностей,

риска, успеха и неудач, что все это с неизбежностью приводит к нервно - психическим и физическим

перегрузкам и стрессу.

В связи с этим, я предлагаю вам разобраться в том, что такое стресс, какое влияние он оказывает на

человека, обсудить способы преодоления стресса.

2. Основная часть.

Групповая работа «Признаки стресса».

– Назовите 3 любых цвета, в соответствии с этим поделитесь на 3 группы.

Группа 1. Выполните задание на листочке (Приложение 1)

Группа 2. Выполните задание на листочке (Приложение 2).

Группа 3. Упражнение «Продолжи фразу»:

«Я переживаю сильный стресс, когда…»

«Стресс для меня – это…»

– Существуют признаки, по которым можно отследить, что человек находится в состоянии стресса.

Первой группе было дано задание выбрать признаки стресса.

– Какие признаки вы выбрали?

– А как называются эти признаки?

– Какие признаки выбрала вторая группа?

– Как они называются?

Мини – лекция.

Слово «стресс» в переводе с английского означает давление, напряжение. В медицину и психологию

это

понятие

было

введено

канадским

физиологом

Гансом

Селье

в

1936

году.

Стресс

это

естественная реакция организма на физиологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ

на ситуации, требующие напряжения и дополнительных усилий.

Дискуссия «Стресс – это хорошо или плохо (полезно или нет)?».

– Состояние, когда стресс мобилизует, называют аустрессом.

– «Дистресс» – от английского «несчастье», «недомогание», это когда ситуация разрешилась, а мы

по-прежнему не можем расслабиться.

– Люди по-разному справляются с трудными жизненными ситуациями.

Предлагаю

Вам анкету «Умеете ли Вы справляться со стрессом». (Акцентирование внимания на

собственном умении справляться с трудными жизненными ситуациями. Каждый ребенок отвечает на

анкету и самостоятельно подсчитывает баллы.)

Утверждение

Часто

Редко

Никогда

1.Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2.Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3.Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

4.Я

способен

расслабиться

в

стрессовой

ситуации,

не

прибегая

для

этого

к

алкоголю

или

успокоительным

таблеткам

0

1

2

5.Если

бы

я

испытывал

очень

сильный

стресс,

я

бы

обязательно обратился за помощью к специалисту

0

1

2

6.Я склонен к грусти

2

1

0

7.Мне хотелось бы стать кем – нибудь другим

2

1

0

8.Мне хотелось бы оказаться где – нибудь в другом месте

2

1

0

9.Я легко расстраиваюсь

2

1

0

Интерпретация: 0 – 3 очка: вы умеете владеть собой; 4 – 7 очков: ваша способность справляться со

стрессом на среднем уровне; 8 и более: вам трудно бороться с жизненными невзгодами.

Мозговой штурм «Как помочь себе при стрессе?».

На листе ватмана записываются все способы борьбы со стрессом, предложенные участниками.

Групповая работа «Способы преодоления стресса»».

– Выберите из предложенных способов три, на ваш взгляд, самых действенных.

– Выберите также способ, который, по - вашему мнению, недостаточно эффективен.

Микрогруппы представляют результаты своей работы, обсуждают их в общем кругу.

Вывод. Оказывается, не все способы хороши. Хотя некоторые из них и помогают на короткое время

улучшить состояние, но последствия порой вызывают еще большие проблемы.

Комплекс упражнений для снятия напряжения (формирование навыка преодоления негативного

эмоционального состояния).

Упражнение «Глубокое дыхание».

Упражнение «Массаж».

Упражнение «Убежище».

Предложить детям поделиться своими впечатлениями о самочувствии по окончании упражнений,

обобщить

способы

быстрого

снятия

стресса:

физическое

упражнение,

глубокое

дыхание,

расслабление, отрыв от повседневности, массаж.

3.Завершение занятия.

– Что запомнилось больше всего, вызвало эмоциональный отклик.

«Известно что наши мышцы напрягаются потому, что мы испытываем стресс. Но также верно и

обратное заключение: если мы расслабим мышцы, то станем спокойнее. Если вы хотите поднять себе

настроение, то постарайтесь улыбнуться, и тело напомнит мозгу о состоянии спокойствия и радости.

Этот способ снижения стресса отражается в известном высказывании: «Я улыбаюсь не от того, что

мне хорошо, а мне хорошо: от того, что я улыбаюсь».

– Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу.



В раздел образования