Напоминание

"Деятельностный подход в обучении математике"


Автор: Чиханова Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №2 р.п.Колышлей
Населённый пункт: р.п.Колышлей Пензенская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Деятельностный подход в обучении математике"
Раздел: полное образование





Назад




"Деятельностный подход в обучении математике"

« Единственный путь, ведущий к

знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют

сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить

оптимальные

решения

сложных

вопросов,

проявляя

гибкость

и

творчество,

не

теряться

в

ситуации

неопределенности,

уметь

налаживать

эффективные

коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача

школы

- подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний,

умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной

жизни.А, значит, одной из

главных задач учителя является организация учебной

деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в

осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения

новыми знаниями.

Поэтому

основной

целью

своей

педагогической

деятельности

считаю

формирование

у

школьников

компетенции

«учебная

самостоятельность»,

формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует,

как показывает практика, использование системно - деятельностного подхода в

обучении, в сочетании с современными образовательными технологиями.

Обратимся к истории деятельностного характера образования.

Немецкий педагог Адольф Дистервег еще 200 лет назад говорил о том, что не

надо ученика вести с завязанными глазами, он должен открыть истину сам. А

учитель должен руководить этим процессом.

Наш соотечественник, педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что

главная цель обучения и воспитания - «дать человеку деятельность, которая бы

наполнила его душу».

Основоположник

отечественной

теории

учения

психолог

Л.С.Выготский

считал,

что

источник

развития

индивида

кроется

не

в

самом

человеке

и

не

в

содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения.

К сожалению, эти важнейшие идеи на долгое время оказались забытыми. Но

недавно

их

вспомнили,

и

сейчас

учителя

приходят

к

ним

через

собственный

профессиональный опыт.

Обучающемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по

парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, родителями. А это ориентирует на

налаживание деловых партнерских отношений. Так формируются задатки умения

сотрудничать.

1

Итак, деятельностный подход к обучению обеспечивает тесную увязку знаний,

действий, отношений, развитие личности.

В

результате

систематической

собственной

познавательной

деятельности

человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации

и действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку непрерывно

повышать

свой

профессиональный

уровень,

обеспечивающий

возможность

комфортно жить в современном бурно меняющемся мире.

Рассмотрим технологию деятельностного метода обучения. Метод обучения,

при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в

процессе

собственной

учебно-познавательной

деятельности

называется

деятельностным методом.

Реализация технологии системно — деятельностного метода в практическом

преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая

знания

не

в

готовом

виде,

а

добывая

их

сам,

осознает

при

этом

содержание и формы своей учебной деятельности

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и

методик с учетом возрастных психологических особенностей развития

детей.

Принцип

целостности

предполагает

формирование

учащимися

обобщенного системного представления о мире.

Принцип

минимакса –

заключается

в

следующем:

школа

должна

предложить ученику возможность освоения содержания образования на

максимальном

для

него

уровне

(определяемом

зоной

ближайшего

развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на

уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта

знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех

стрессообразующих

факторов

учебного

процесса,

созд а н и е

доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип

вариативности – предполагает

формирование

учащимися

способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

2

Принцип

творчества –

означает

максимальную

ориентацию

на

творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся

собственного опыта творческой деятельности.

Для

того

чтобы

осуществлять

деятельностный

подход

к

обучению

на

урокенужно

определить цель обучения - «Зачем учить?»

подобрать содержание материала - «Чему учить?»

продумать формы организации деятельности учащихся - «Как учить?»

Поэтому структура урока с позиций деятельностного подхода выглядит так:

- учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на

путь к её решению, для этого я использую различные методы и приёмы организации

обучения:

новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей

темой и предлагаю найти способ его разрешения;

излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к

высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической

деятельности выбрать правильное решение;

предлагаю

классу

рассмотреть

определённые

явления

с

позиций

имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению

фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации;

ставлю

конкретные

вопросы,

требующие

обобщения,

логики

рассуждения, обоснования;

создаю

проблемные

теоретические

и

практические

задания

исследовательского характера;

даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

3

Например, на уроке математики в 6 классе при изучении темы "Сложение и

вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями" предлагаю ученикам

выполнить задание на сложение и вычитание обыкновенных дробей c одинаковыми

знаменателями,

с

которым

школьники

успешно

справляются.

Выражаю

положительную оценку выполненной детьми работы, демонстрируя уверенность в

том, что и следующее задание они выполнят так же блестяще. Затем ученикам

предлагается поработать с другим заданием, которое похоже на предыдущее с одним

отличием: у дробей разные знаменатели. Возникает проблемная ситуация.Не хватает

имеющихся

математических

знаний.

Для

решения

примеров

данного

вида

необходимо знать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными

знаменателями.

В

процессе

этой

совместной

деятельности

и

рождается

новая

учебная задача, которую, по сути, ставят сами ребята.

Еще один пример создания проблемной ситуации: урок геометрии в 7 классе –

первый

урок

по

теме

«Неравенство

треугольника».

Прошу

построить

два

треугольника, длины которых известны. Причем измерения первого треугольника

позволяют построить таковой, а второго – нет. Выполняя практическую работу, у

обучающихся

возникает

проблема.

После

размышления

учащиеся

выдвигают

предположения, одно из которых: «Сумма двух сторон треугольника всегда больше

третьей стороны». Затем предлагается сравнить свое утверждение с анимационным

показом и формулировкой на слайде.

На

уроках

математики,

особенно

геометрии,

учащимся

очень

часто

приходиться

заучивать определения. Чтобы облегчить данный процесс, прошу

прочитать его в учебнике

и установить, можно ли его видоизменить каким-то

образом. Ясно, что такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого

чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.В таком случае учащиеся

лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.

Для активизации деятельности обучающихся, применяю такие формы работы

как парная и групповая. Что вы могли увидеть сегодня на уроке.

Приведу примеры организации работы в парах:

Очень интересно парная работа осуществляется при выполнении творческих

заданий. Так изучая прямую и обратную пропорциональную зависимость, дается

задание: поработайте с книгой пословиц и поговорок, подберите те, в которых

устанавливается прямая или обратная зависимость. Затем происходит обмен работ

между парами, задача - которых распределить данные пословицы в два столбика.

Работу в парах организую

не только на уроках математики, но и на уроках

информатики в процессе компьютерного практикума: каждый ученик сначала сам

составляет практическую работу, а затем происходит обмен заданиями.

4

Таким

образом,

работая

в

парах,ученики

приобретают

не

только

опыт

конструктивного общения,формируют коммуникативные навыки, что само по себе

очень важно, но и приобретают более качественные знания по предмету. Математику

нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.

Примеры применения групповой формы работы:

Урок информатики в 5 классе«Редактирование и форматирование текстового

документа»-

актуализация

знаний

осуществлялась

по

группам

(1-разгадать

кроссворд,

2-определить

способы

форматирования

документа,

3-

произвести

редактирование документа)

Урок математики в 5 классе тема «Действия с десятичными дробями».

Перед обучающимися была поставлена задача – определить стоимость материала

для

постройки

школьной

теплицы.

Каждая

группа

(их

3)

высчитывала

необходимую сумму денег для закупки стройматериала для строительства крыши,

стен и фундамента.

На фрагменте сегодняшнего урока

решение проблемы - где более выгодно

закупить комплект спортивного инвентаря- тоже происходило в группах.

В

результате

такой работы формируются практические умения применения теории.

При изучении нового материала

использую такую форму работы, когда

каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные сведения ученик

получает от других обучающихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает со

мной, а затем объясняет одноклассникам,

выступая в роли учителя.Активность

ученика

на

уроке

заметно

возрастает,

когда

он

становится

носителем

функции

учителя.

К

примеру,

таким

образомдети

учились

выполнять

действия

с

многочленами в 7 классе.

В процессе взаимообучения, консультирования друг

друга происходит наилучшее усвоение знаний.

Деятельностный

характер

применяю

не

только

на

уроках,

но

при

формулировке домашнего задания. Например, составить проверочную работу уровня

А(более легкий), уровня В(более сложный) и подобрать занимательные задачи по

определенной теме, используя ресурсы Интернета.

Таким образом, работая в группах выполняя общую работу, имея возможность

научить

кого-то

тому,

что

знаешь

сам,

и

получить,

в

случае

необходимости,

консультацию или разъяснение, обучающиеся формируют и позитивное отношение

к предмету, и навыки выполнения различных заданий.

В

заключение,

хотелось

бы

остановится

на

положительных

эффектах

использования деятельностного подхода.

Познавательная

мотивация.Большинство

учащихся,

с

которыми

я

работаю,

ходят

в

школу

по

собственному

внутреннему

убеждению,

им

нравится учиться, участвовать в различных конкурсах и т.д.

5

Коммуникативность.Обучающиеся не боятся говорить и спрашивать то,

что

им

не

понятно,

отстаивать

и

доказывать

свою

точку

зрения,

выступать публично на аудиторию.

Креативность.Дети творчески подходят к решению любого задания, они

любят

открывать

знания

самостоятельно,

знают,

что

любое

задание

имеет разные способы решения, они не боятся предлагать свои способы, им

нравится высказывать свое мнение и аргументировать его.

Успешность.Каждый ребенок успешен, потому что в образовательном

процессе

находится

та

«ниша»,

в

которой

он

учится

действовать,

в

которой

ему

интересно,

в

которой

у

него

получается.

Каждый

ребенок

оценивает относительно себя самого.

Здоровьесохранность. Учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с

классом, учителем.

Подводя итоги, мне хочется вспомнить притчу. Жил – был мудрец, который

знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в

ладонях

бабочку,

он

спросил:

«Скажи,

мудрец,

какая

бабочка

у

меня

в

руках:

мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет

мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Все в наших

руках, уважаемые коллеги.

6



В раздел образования