Напоминание

"Стихи и песни, рожденные войной"


Автор: Мешкова Светлана Никитична
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сыбайкасинская ООШ"
Населённый пункт: деревня Сыбайкасы Моргаушского района Чувашской Республики
Наименование материала: Методическая разработка литературно–музыкальной композиции
Тема: "Стихи и песни, рожденные войной"
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка литературно-музыкальной композиции

«Песни и стихи, рожденные войной»

Цель:

1.

Воспитывать патриотические чувства, мужество, героизм, готовность

защищать свою землю;

2.

Больше узнать о событиях тех страшных военных лет;

3.

Расширить знания учащихся о литературе и песнях военных лет;

4.

Поклониться священному подвигу ветеранов ВОВ;

5.

Развивать творческие способности, умения декламировать стихи,

исполнять песни.

Оборудование: ПК, презентация, диск с записью песен и фонограмм, выставка

художественной литературы «Мы помним».

Ход мероприятия

1 ученик: Война- жесточе нету слова,

Война- печальней нету слова,

Война- святее нету слова,

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На все , на все четыре года

1 ведущий. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая

кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в

4 часа утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Советские

войска мирно спали, не подозревая, что если вчера было мирное время, то

проснутся в военное.

2 ученик. Стихотворение «22 июня 1941 года»

2 ведущий. Более семидесяти лет отделяет нас от времен Великой

Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов,

которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для

нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об

этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была последней. Поэтому

переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут

привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу

своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняют и передают прежде всего

стихи и песни. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без

него человеку ни на войне , ни в тылу было не прожить, и песни и стихи были

самыми популярными жанрами.

1 ведущий. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом

единства народа в борьбе с врагом, «Священная война» на стихи Василия

Лебедева- Кумача. А вот слова А.Александрова, автора музыки к этой песне:

«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у

всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся

со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым

владею лучше всего – песни…»

Песня «Священная война». (слушаем куплет песни в записи)

2 ведущий.

Почему война названа «священной»? (Эта война за правое дело, за свою Родину,

не наступательная, не захватническая, а оборонительная. Такая война – а

свободу Родины, против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что

объединяет устремления всего народа, она «священная», потому что защита

Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)

1 ведущий. Эта песня вдохновляла тех, кто с первых дней уходил на войну.

Вдохновляли на Победу и стихи Анны Ахматовой, которые тоже появились в

первые же дни войны.

3 и 4 ученики читают стихи «Клятва» и «Мужество»

2 ведущий. Несмотря на то что появились призывающие к мужеству стихи и

песни, по всей стране, почти в каждом доме слышались рыдания матерей и жен,

провожающих своих близких на войну. А материнские слезы лились с самого

начала войны до самого конца, когда сыновья уже возвращались домой…

5 ученик. Стихотворение Алексея Недогонова Материнские слезы»

1 ведущий. Константин Симонов (1915-1979) – известный поэт, прошедший

войну корреспондентом газеты «Красная Звезда». В качестве военного

корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну изнутри. В первые,

особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми

боями и большими потерями, оставляя села и города, было написано

стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное

другу Симонова, поэту Алексею Суркову.

(Прослушивание записи стихотворения)

2 ведущий. Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное

впечатление на людей, стало очень популярным в народе? (Стихотворение не

просто рассказывает о войне, ее трудностях. Это стихотворение лирическое –

передает переживания, которые испытывает весь народ, передает боль, стыд,

горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает

стихотворению особый лиризм, искренность.)

1 ведущий. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу

Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его

известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, песни «Дан

приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную

хату». Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение

«Катюша» было написано в 1938 году, а музыку к нему написал Матвей Блантер.

С историей создания песни «Катюша», с использованием презентации,

ознакомит 6 ученик.

Звучит песня «Катюша» в исполнении хорового коллектива.

2 ведущий. По мнению Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать

о ней, как о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет

ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде

сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но

писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека,

сражающегося на этой войне». Поэтому, наверное, он и написал стихотворение

«Жди меня», чтобы поддержать и тех, кто ждет, и тех, кого ждут.

7 ученик. Стихотворение «Жди меня».

1 ведущий. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность

интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. В 1942 году поэт

Фатьянов и композитор Васильев Соловьев – Седой создают песню «Соловьи».

Маршал Георгий Константинович Жуков назвал эту песню одной из лучших

песен военной эпохи.

Звучит песня «Соловьи».

2 ведущий. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт

Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Свои песни поэт начал писать в

1950 году. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался в своем

творчестве к теме войны. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной

войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики».

8 ученик. Стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики…».

1 ведущий. Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны

Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами

войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они ее и поют

со слезами на глазах.

Звучит песня «Белорусский вокзал»

2 ведущий. Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события

военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор

Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и

сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об

оставшихся на поле боя.

Звучит песня «Дороги».

1 ведущий. Маршал Советского Союза Г.К.Жуков назвал «Дороги» в числе трех

лучших военных песен рядом со «Священной войной» и «Соловьями»

Минули годы и десятилетии… Теперь мы реже вспоминаем те трудные годы

войны.

9 ученик читает стихотворение «Теперь мы реже стали вспоминать…»

2 ведущий. Созданные в годы войны произведения являют собой образцы

творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским

устремлением и жанровым многообразием. Да. Солдаты шли вперед, к Победе.

И дошли. Победа! Какое великое слово Победа! С каким вдохновением, с какой

радостью и в то же время болью пел народ-победитель песню «День Победы».

Послушаем очередной раз и споем вместе эту замечательную песню.

Песня «День Победы»

1 ведущий. Прошли десятилетия со дня победы над фашизмом. Но и сейчас и

ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням,

помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных

лет Великой Отечественной войны.



В раздел образования