Напоминание

Развитие УУД в рамках работы над словами с неповторяемыми написаниями


Автор: Казакова Наталия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8 МО Тимашевский район
Населённый пункт: х. Беднягина
Наименование материала: статья
Тема: Развитие УУД в рамках работы над словами с неповторяемыми написаниями
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие УУД в рамках работы над словами с непроверяемыми

написаниями

(МБОУ СОШ № 8 МО Тимашевский район)

Словарная работа на уроках русского языка имеет большое значение не

только для формирования грамотного письма, но и для развития основных

учебных универсальных действий.

Работая

над

словарным

словом,

обучающиеся

выполняют

орфографические действия.

В орфографическом действии выделяются две ступени - постановка

орфографической

задачи

(выделение

орфограммы)

и

её

решение

(выбор

письменного знака в соответствии с правилом). В своем пособии для студентов

педагогических

заведений

по

специальности

«Педагогика

и

методика

начального обучения» М.С.Соловейчик приводит трактовку орфографической

задачи М.Р. Львова «Правописание в начальных классах», состоящую из 6

ступеней, которые нужны школьнику для её решения:

1) найти орфограмму

2) определить её тип

3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы

4) определить последовательность «шагов» решения задачи

5) выполнить намеченную последовательность

6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Эти этапы выполнения действия способствуют развитию УУД в полной

мере.

Мы

часто

допускаем

ошибку,

представляя

обучающимся

слово

с

«окошком», пропущенной или выделенной орфограммой, ошибочно полагая,

что облегчаем им задание. На самом же деле две первые ступени мы проходим

за них.

Для

правильной

организации

работы

со

словами

с

непроверяемыми

написаниями,

в

первую

очередь

следует

развивать

фонематический

слух

ребёнка, давать представление о сильной и слабой позиции звука, большое

значение уделять как орфоэпическому, так и орфографическому чтению, т.е.,

включать разные виды памяти; вести систематическую работу по обучению

пользованием

учебными

словарями.

Большим

подспорьем

учителю

в

проведении словарной работы является книга «Словарная работа. 1-4 классы.

Составитель С.М. Мельникова.- М.:ВАКО, 2016.- (Мастерская учителя)

Процесс решения проблемы правописания словарных слов способствует

формированию таких универсальных учебных действий, как

а) личностных: самоопределение.

б) познавательных общеучебных: формулирование познавательной цели;

познавательных логических: анализ с целью выделения признаков;

в) коммуникативных:

-

планирование

(определение

цели,

функций

участников,

способов

взаимодействия);

- постановка вопросов (инициативное сотрудничество);

г) регулятивных:

- планирование (определение последовательности промежуточных целей

с

учётом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности

действий);

оценка (выделение и осознание).

Работа над написанием трудного слова не ограничивается временным

отрезком на уроке. Внеурочная деятельность также предоставляет широкое

поле для формирования универсальных учебных действий.

В

моей

программе

внеурочной

деятельности

«Наши

проекты»

мы

работали

над

темами

«Составление

орфографического

словаря»,

«Сказка

о

словах», «Имя прилагательное в сказках». Эти занятия вызвали у обучающихся

неподдельный интерес, заинтересованность, стремление активно участвовать в

создании мини – проектов.

Результатом нашей большой работы явились книжки, оформленные

самостоятельно или с помощью родителей. Дети предложили использовать

книжки-помощники на уроках русского языка как обучающимся 2-3 классов,

так и пятиклассникам.

Вот некоторые работы обучающихся 4 «А» класса

«Составление орфографического словаря»

Цели:

закрепить

знания

правописания

слов

с

непроверяемыми

написаниями; продолжать работу над словами, вызывающими затруднения.

Задачи: составить свой орфографический словарик, состоящий из двух

разделов:1-ый раздел включает слова, которые запомнились сразу, 2-й раздел -

из слов, вызвавших затруднения при запоминании;

-

развивать

творческие

способности

обучающихся,

воспитывать

позитивное отношение к учебному труду.

Выполняя этот

индивидуальный

мини – проект, дети использовали

загадки, пословицы и поговорки, отрывки из литературных текстов, кто - то

придумал задания со значками – символами: анаграммы, пиктограммы.

«Сказка о словах»

Цель: составить сказку о цифрах, используя словарные слова.

Цифры подружились

Жили-были цифра 0 и цифра 1. Они совсем не дружили, потому что

цифру 0

все

считали

очень

бесполезной

цифрой.

Но

все

жили

в

одном

волшебном математическом городке и на просьбу соседей тоже откликались

все.

Однажды 0 и 1 несли клей, чтобы сделать макет домика для цифры 6.

По дорожке им навстречу шла цифра 5 и случайно их толкнула. Клей вылился

на наших героев. Они склеились и стали спорить, кто из них виноват.

В это время проходила цифра 8, увидела их вместе и говорит:

- А вы вместе - отличное число! - и показала им зеркало.

- И правда! – воскликнули 0 и 1. – А как мы теперь называемся?

-

Я

з н а ю ,

к а к : теперь

в ы

ч и с л о

0!

Конечным результатом работы над формированием УУД со словами

с непроверяемыми написаниями является защита проектов.

Такая

работа

обучающихся создает максимальные условия для формирования очень важных

коммуникативных УУД: ученик умеет договариваться несиловыми методами;

умеет вступать в диалог; ребенок может сотрудничать с другими детьми.

Список литературы:

1. Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии».

- М.:-Просвещение 1994

2. В.П.Канакина Работа над трудными словами в начальных классах.

- М.:Просвещение 1991

3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика под редакцией

М.С.Соловейчика.- М.:-«Линка Пресс»1994

4.

Словарная

работа.

1-4

классы.

Составитель

С.М.

Мельникова.

- М.:ВАКО, 2016.- (Мастерская учителя)



В раздел образования