Автор: Казакова Наталия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8 МО Тимашевский район
Населённый пункт: х. Беднягина
Наименование материала: статья
Тема: Развитие УУД в рамках работы над словами с неповторяемыми написаниями
Раздел: начальное образование
Развитие УУД в рамках работы над словами с непроверяемыми
написаниями
(МБОУ СОШ № 8 МО Тимашевский район)
Словарная работа на уроках русского языка имеет большое значение не
только для формирования грамотного письма, но и для развития основных
учебных универсальных действий.
Работая
над
словарным
словом,
обучающиеся
выполняют
орфографические действия.
В орфографическом действии выделяются две ступени - постановка
орфографической
задачи
(выделение
орфограммы)
и
её
решение
(выбор
письменного знака в соответствии с правилом). В своем пособии для студентов
педагогических
заведений
по
специальности
«Педагогика
и
методика
начального обучения» М.С.Соловейчик приводит трактовку орфографической
задачи М.Р. Львова «Правописание в начальных классах», состоящую из 6
ступеней, которые нужны школьнику для её решения:
1) найти орфограмму
2) определить её тип
3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы
4) определить последовательность «шагов» решения задачи
5) выполнить намеченную последовательность
6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Эти этапы выполнения действия способствуют развитию УУД в полной
мере.
Мы
часто
допускаем
ошибку,
представляя
обучающимся
слово
с
«окошком», пропущенной или выделенной орфограммой, ошибочно полагая,
что облегчаем им задание. На самом же деле две первые ступени мы проходим
за них.
Для
правильной
организации
работы
со
словами
с
непроверяемыми
написаниями,
в
первую
очередь
следует
развивать
фонематический
слух
ребёнка, давать представление о сильной и слабой позиции звука, большое
значение уделять как орфоэпическому, так и орфографическому чтению, т.е.,
включать разные виды памяти; вести систематическую работу по обучению
пользованием
учебными
словарями.
Большим
подспорьем
учителю
в
проведении словарной работы является книга «Словарная работа. 1-4 классы.
Составитель С.М. Мельникова.- М.:ВАКО, 2016.- (Мастерская учителя)
Процесс решения проблемы правописания словарных слов способствует
формированию таких универсальных учебных действий, как
а) личностных: самоопределение.
б) познавательных общеучебных: формулирование познавательной цели;
познавательных логических: анализ с целью выделения признаков;
в) коммуникативных:
-
планирование
(определение
цели,
функций
участников,
способов
взаимодействия);
- постановка вопросов (инициативное сотрудничество);
г) регулятивных:
- планирование (определение последовательности промежуточных целей
с
учётом
конечного
результата;
составление
плана
и
последовательности
действий);
оценка (выделение и осознание).
Работа над написанием трудного слова не ограничивается временным
отрезком на уроке. Внеурочная деятельность также предоставляет широкое
поле для формирования универсальных учебных действий.
В
моей
программе
внеурочной
деятельности
«Наши
проекты»
мы
работали
над
темами
«Составление
орфографического
словаря»,
«Сказка
о
словах», «Имя прилагательное в сказках». Эти занятия вызвали у обучающихся
неподдельный интерес, заинтересованность, стремление активно участвовать в
создании мини – проектов.
Результатом нашей большой работы явились книжки, оформленные
самостоятельно или с помощью родителей. Дети предложили использовать
книжки-помощники на уроках русского языка как обучающимся 2-3 классов,
так и пятиклассникам.
Вот некоторые работы обучающихся 4 «А» класса
«Составление орфографического словаря»
Цели:
закрепить
знания
правописания
слов
с
непроверяемыми
написаниями; продолжать работу над словами, вызывающими затруднения.
Задачи: составить свой орфографический словарик, состоящий из двух
разделов:1-ый раздел включает слова, которые запомнились сразу, 2-й раздел -
из слов, вызвавших затруднения при запоминании;
-
развивать
творческие
способности
обучающихся,
воспитывать
позитивное отношение к учебному труду.
Выполняя этот
индивидуальный
мини – проект, дети использовали
загадки, пословицы и поговорки, отрывки из литературных текстов, кто - то
придумал задания со значками – символами: анаграммы, пиктограммы.
«Сказка о словах»
Цель: составить сказку о цифрах, используя словарные слова.
Цифры подружились
Жили-были цифра 0 и цифра 1. Они совсем не дружили, потому что
цифру 0
все
считали
очень
бесполезной
цифрой.
Но
все
жили
в
одном
волшебном математическом городке и на просьбу соседей тоже откликались
все.
Однажды 0 и 1 несли клей, чтобы сделать макет домика для цифры 6.
По дорожке им навстречу шла цифра 5 и случайно их толкнула. Клей вылился
на наших героев. Они склеились и стали спорить, кто из них виноват.
В это время проходила цифра 8, увидела их вместе и говорит:
- А вы вместе - отличное число! - и показала им зеркало.
- И правда! – воскликнули 0 и 1. – А как мы теперь называемся?
-
Я
з н а ю ,
к а к : теперь
в ы
–
ч и с л о
0!
Конечным результатом работы над формированием УУД со словами
с непроверяемыми написаниями является защита проектов.
Такая
работа
обучающихся создает максимальные условия для формирования очень важных
коммуникативных УУД: ученик умеет договариваться несиловыми методами;
умеет вступать в диалог; ребенок может сотрудничать с другими детьми.
Список литературы:
1. Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии».
- М.:-Просвещение 1994
2. В.П.Канакина Работа над трудными словами в начальных классах.
- М.:Просвещение 1991
3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика под редакцией
М.С.Соловейчика.- М.:-«Линка Пресс»1994
4.
Словарная
работа.
1-4
классы.
Составитель
С.М.
Мельникова.
- М.:ВАКО, 2016.- (Мастерская учителя)