Напоминание

Рабочая программа по предмету "Химия" в 8–9 классах в соответствии с ФГОС ООО


Автор: Дмитриева Светлана Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Траковская СОШ"
Населённый пункт: с.Красноармейское ЧУвашской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по предмету "Химия" в 8–9 классах в соответствии с ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад




Приложение

к основной образовательной

программе

основного общего образования

Рабочая программа по предмету

«Химия»

в 8-9 классах

с. Красноармейское

1. Планируемые результаты освоения предмета химия

1) Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к

прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и

долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная

значимость

использования

русского

языка

и

языков

народов

России,

осознание

и

ощущение

личностной

сопричастности

судьбе

российского

народа).

Осознание

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,

основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с

российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,

находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,

традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

основе

мотивации

к

обучению

и

познанию;

готовность

и

способность

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной

траектории

образования

на

базе

ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов.

3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем

на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

собственным

поступкам

(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное

отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных

норм

морали,

нравственных,

духовных

идеалов,

хранимых

в

культурных

традициях

народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,

поведении,

расточительном

потребительстве;

сформированность

представлений

об

основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и

истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской

государственности;

понимание

значения

нравственности,

веры

и

религии

в

жизни

человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;

уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира.

5.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и

способность

вести

диалог

с

другими

людьми

и

достигать

в

нем

взаимопонимания

(идентификация

себя

как

полноправного

субъекта

общения,

готовность

к

конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа

допустимых

способов

диалога,

готовность

к

конструированию

процесса

диалога

как

конвенционирования

интересов,

процедур,

готовность

и

способность

к

ведению

переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной

жизни

в

пределах

возрастных

компетенций

с

учетом

региональных,

этнокультурных,

социальных

и

экономических

особенностей

(формирование

готовности

к

участию

в

процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые

формируют

сами

учащиеся;

включенность

в

непосредственное

гражданское

участие,

готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,

продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;

идентификация

себя

в

качестве

субъекта

социальных

преобразований,

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской

деятельности;

интериоризация

ценностей

созидательного

отношения

к

окружающей

действительности,

ценностей

социального

творчества,

ценности

продуктивной

организации

совместной

деятельности,

самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,

формирование

компетенций

анализа,

проектирования,

организации

деятельности,

рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации

собственного лидерского потенциала).

7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

интериоризация

правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на

транспорте и на дорогах.

8.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность

понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей

духовной

культуры,

как

особого

способа

познания

жизни

и

средства

организации

общения;

эстетическое,

эмоционально-ценностное

видение

окружающего

мира;

способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации

в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры

своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в

общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к

традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой

ценности).

9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей

современному

уровню

экологического

мышления,

наличие

опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической

деятельности

в

жизненных

ситуациях

(готовность

к

исследованию

природы,

к

занятиям

сельскохозяйственным

трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том

числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

2) Метапредметные результаты

2.1. Регулятивные УУД

1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые

задачи

в

учебе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать

конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;

формулировать

учебные

задачи

как

шаги

достижения

поставленной

цели

деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и

обосновывая логическую последовательность шагов.

2.

Умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

учебных и познавательных задач;

определять/находить,

в

том

числе

из

предложенных

вариантов,

условия

для

выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать

жизненные

планы

на

краткосрочное

будущее

(заявлять

целевые

ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая

логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы

для решения задачи/достижения цели;

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения:

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии

решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять

совместно

с

педагогом

и

сверстниками

критерий

планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых

результатов и оценки своей деятельности;

отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата:

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся

ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе

анализа

изменений

ситуации

для

получения

запланированных

характеристик

продукта/результата;

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать

изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять

свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости,

исправлять

ошибки

самостоятельно.

4.

Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для

выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя

из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать

продукт

своей

деятельности

по

заданным

и/или

самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих

внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.

Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность

и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной

деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно

определять

причины

своего

успеха

или

неуспеха

и

находить

способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно

определять,

какие

действия

по

решению

учебной

задачи

или

параметры

этих

действий

привели

к

получению

имеющегося

продукта

учебной

деятельности;

демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/

эмоциональных

состояний

для

достижения

эффекта

успокоения

(устранения

эмоциональной

напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта

активизации (повышения психофизиологической реактивности).

2.2. Познавательные УУД

6.

Умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное,

по

аналогии)

и

делать

выводы.

Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и

свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных

ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять

их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между

явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной

данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных

явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом

общие признаки:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и

применять способ проверки достоверности информации:

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять

явления,

процессы,

связи

и

отношения,

выявляемые

в

ходе

познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением

формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки

зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее

вероятные

причины,

возможные

последствия

заданной

причины,

самостоятельно

осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять

логические

связи

между

предметами

и/или

явлениями,

обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением

существенных

характеристик

объекта

для

определения

способа

решения

задачи

в

соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную

предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического

или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный

ранее

алгоритм

на

основе

имеющегося

знания

об

объекте,

к

которому

применяется

алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,

исследования

(теоретического,

эмпирического)

на

основе

предложенной

проблемной

ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить

в

тексте

требуемую

информацию

соответствии

с

целями

своей

деятельности);

ориентироваться

в

содержании

текста,

понимать

целостный

смысл

текста,

структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать

текст

(художественный

и

нехудожественный

-

учебный,

научно-популярный,

информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

9.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать

влияние

экологических

факторов

на

среду

обитания

живых

организмов;

распространять

экологические

знания

и

участвовать

в

практических

делах

по

защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.

10.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и

других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать

множественную

выборку

из

поисковых

источников

для

объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

2.3. Коммуникативные УУД

11.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:

мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять

свои

действия

и

действия

партнера,

которые

способствовали

или

препятствовали продуктивной коммуникации;

строить

позитивные

отношения

в

процессе

учебной

и

познавательной

деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь

выдвигать

контраргументы,

перефразировать

свою

мысль

(владение

механизмом

эквивалентных замен);

критически

относиться

к

собственному

мнению,

с

достоинством

признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться

о

правилах

и

вопросах

для

обсуждения

в

соответствии

с

поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять

в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные

непониманием/неприятием

со

стороны

собеседника

задачи,

формы

или

содержания

диалога.

12.

Умение

осознанно

использовать

речевые

средства

в

соответствии

с

задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять

задачу

коммуникации

и

в

соответствии

с

ней

отбирать

речевые

средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять

в

устной

или

письменной

форме

развернутый

план

собственной

деятельности;

соблюдать

нормы

публичной

речи,

регламент

в

монологе

и

дискуссии

в

соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в

рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием

необходимых речевых средств;

использовать

вербальные

средства

(средства

логической

связи)

для

выделения

смысловых блоков своего выступления;

использовать

неверба льные

средства

или

наглядные

м а т е р и а л ы ,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после

завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.

Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые

для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать,

строить

и

использовать

адекватную

информационную

модель

для

передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с

условиями коммуникации;

выделять

информационный

аспект

задачи,

оперировать

данными,

использовать

модель решения задачи;

использовать

компьютерные

технологии

(включая

выбор

адекватных

задаче

инструментальных

программно-аппаратных

средств

и

сервисов)

для

решения

информационных

и

коммуникационных

учебных

задач,

в

том

числе:

вычисление,

написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать

информационные

ресурсы

разного

типа

и

для

разных

аудиторий,

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

3) Предметные результаты

8 класс

Обучающийся научится:

характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их

существенные признаки;

раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,

«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,

«химическая реакция», используя знаковую систему химии;

раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава,

атомно-молекулярной теории;

различать химические и физические явления;

называть химические элементы;

определять состав веществ по их формулам;

определять валентность атома элемента в соединениях;

определять тип химических реакций;

называть признаки и условия протекания химических реакций;

выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при

выполнении химического опыта;

составлять формулы бинарных соединений;

составлять уравнения химических реакций;

соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе

реагентов или продуктов реакции;

характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и

водорода;

получать, собирать кислород и водород;

распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

раскрывать смысл закона Авогадро;

раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

характеризовать физические и химические свойства воды;

раскрывать смысл понятия «раствор»;

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

называть соединения изученных классов неорганических веществ;

характеризовать физические и химические свойства основных классов

неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов

неорганических веществ;

распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски

индикатора;

характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического

элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в

пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их

положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их

атомов;

составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы

Д.И. Менделеева;

раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа

кристаллической решетки;

определять вид химической связи в неорганических соединениях;

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами

химических связей.

Обучающийся получит возможность научиться:

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах

веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические

реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать

причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений

неорганических веществ различных классов.

9 класс

Обучающийся научится:

раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»,

«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень

окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

определять степень окисления атома элемента в соединении;

раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного

обмена;

составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

определять возможность протекания реакций ионного обмена;

проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

определять окислитель и восстановитель;

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

классифицировать химические реакции по различным признакам;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств

газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол,

этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота,

олеиновая кислота, глюкоза;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм

человека;

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

определять возможность протекания реакций некоторых представителей

органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями,

галогенами.

Обучающийся получит возможность научиться:

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным

уравнениям;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или

восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в

его состав;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия

различных факторов на изменение скорости химической реакции;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в

окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и

учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и

распознавания веществ;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в

средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической

деятельности человека;

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях

по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

2. Содержание учебного курса «Химия»

8 класс

Введение (2 ч)

Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития

химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы

с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Демонстрации. Таблицы и слайды, показывающие исторический путь развития науки,

достижения химии и их значение; лабораторное оборудование.

Практическая работа 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение

пламени.

Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного

учения

Тема

1 Химические

элементы

и

вещества

в

свете

атомно-молекулярного

учения (9 часов)

Понятие

«вещество»

в

физике

и

химии.

Физические

и

химические

явления.

Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Фазовые

переходы. Описание

веществ. Химические элементы:

их

знаки

и сведения

из

истории

открытия. Состав

веществ.

Закон

постоянства

состава,

химические

формулы.

Формы

существования

химических элементов. Вещества простые и сложные. Простые вещества: металлы и

неметаллы.

Общая

характеристика

металлов

и

неметаллов.

Некоторые

сведения

о

металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Описание

наиболее

распространенных

простых

веществ. Некоторые сведения о молекулярном и

немолекулярном

строении

веществ. Атомно-молекулярное

учение

(АМУ)

в

химии.

Относительные атомная и молекулярная массы. Классификация химических элементов и

открытие

периодического

закона. Система

химических

элементов

Д.И.

Менделеева.

Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов по

периодической системе. Валентность. Определение валентности по положению элемента в

периодической системе.

Количество вещества. Моль — единица количества вещества. Молярная масса.

Демонстрации. 1. Физические и химические явления. 2. Измерение плотности жидкостей

ареометром. 3. Плавление серы. 4. Определение электропроводности и теплопроводности

веществ.

5.

Опыты

с

коллекцией

«Шкала

твердости».

6.

Модели

атомов и молекул.

Кристаллические

решетки.

7.

Коллекция

металлов

и

неметаллов.

8.

Получение

углекислого газа разными способами. 9. Электролиз воды. 10. Возгонка иода. Кипячение

воды. Накаливание кварца. Нагревание нафталина. 11. Опыты по диффузии. 12. Коллекция

простых

веществ,

образованных

элементами

1-Ш

периодов.

13.

Набор

кодограмм:

образцы решения расчетных задач. 14. Коллекция веществ количеством 1 моль. 15. Ди-

намическое пособие: количественные отношения в химии.

Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами

(медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.). 2. Испытание твердости веществ с

помощью образцов коллекции «Шкала твердости». 3. Примеры физических явлений:

сгибание

стеклянной

трубки,

кипячение

воды,

плавление

парафина.

4.

Примеры

химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 5.

Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.).

6. Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния (IV).

Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой

доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2.

Определение

массы

вещества

по

известному

количеству

вещества

и

определение

количества по известной массе.

Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения.

Тема 2. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ (5 ч)

Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки и

условия

протекания

химических

реакций.

Причины

и

направления

протекания

химических реакций. Экзо-и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энер -

гии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических

реакций.

Расчеты

по

уравнениям

химических

реакций.

Типы

химических

реакций:

разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.

Демонстрации. 1. Примеры химических реакций разных видов: разложение малахита,

бихромата аммония, получение сульфида железа, горение магния, взаимодействие соляной

кислоты с карбонатом натрия и др. 2. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы

вещества: горение свечи на весах с поглощением продуктов горения, окисление металлов

в закрытых сосудах со взвешиванием, обменные реакции в приборах для иллюстрации

закона. 3. Набор моделей атомов.

Лабораторные опыты. 1. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной

проволоки;

взаимодействие

растворов

едкого

натра

и

хлорида

меди;

взаимодействие

растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия. 2. Типы химических реакций:

разложение гидроксида меди (II); взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II),

взаимодействие оксида меди (II) с раствором соляной кислоты.

Расчетные задачи.

Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а)

вступивших в реакцию; б) образовавшихся в результате реакции.

Тема 3. Методы изучения химии (1 ч)

Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с

непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический

эксперимент.

Анализ

и

синтез

веществ

экспериментальные

методы

химии.

Качественный и количественный анализ. Понятие об индикаторах. Химический язык

(термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической

пауке. Способы выражения закономерностей в химии (качественный, количественный,

математический, графический). Химические опыты и измерения, их точность. Единицы

измерений, наиболее часто испоьзуемые в химии. Расчеты в химии, количественные

химические задачи.

Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике (6 ч)

Вещества

в

природе:

основные

сведения

о

вещественном

составе

геосфер и

космоса. Понятие о техносфере. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды

загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей.

Очистка

веществ

фильтрование,

перегонка

(дистилляция),

выпаривание

(кристал-

лизация), экстрагирование, хроматография, возгонка. Идентификация веществ с помощью

определения температур плавления и кипения. Природные смеси — источник получения

чистых веществ.

Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах.

Значение

растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства.

Растворимость веществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды.

Факторы,

влияющие

на

растворимость

твердых

веществ.

Изменение

растворимости

кислорода в связи с загрязнением вод. Коэффициент растворимости. Способы выражения

концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с

помощью делительной воронки. 2. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 3. Растворение

веществ

с

различным

коэффициентом

растворимости.

4.

Условия

изменения

растворимости твердых и газообразных веществ. 5. Тепловые эффекты при растворении:

растворение серной кислоты, нитрата аммония.

Лабораторные опыты. 1. Приготовление и разделение смеси серы и железа, разделение

смеси нефти и воды.

2. Исследование физических и химических свойств природных

веществ (известняков). 3. Обугливание органических веществ. 4. Сравнение проб воды:

водопроводной, из городского открытого водоема.

Практические работы. 2. Очистка веществ. 3. Растворимость веществ. 4. Приготовление

растворов заданной концентрации.

Расчетные

задачи.

1.

Использование

графиков

растворимости

для

расчета

коэффициентов

растворимости

веществ.

2.

Вычисление

концентрации

растворов

(массовой доли, молярной концентрации) по массе растворенного вещества и объему или

массе растворителя.3. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и

растворителя по определенной концентрации раствора.

Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (8 ч)

Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух — смесь газов. Относительная плотность

газов.

Кислород

химический

элемент

и

простое

вещество.

История

открытия

кислорода. Схема опытов Д. Пристли и Л.-Л. Лавуазье.

Аллотропия.

Озон.

Значение

озонового

слоя

Земли.

Проблема

нарушения

его

целостности. Повышение содержания озона в приземном слое атмосферы.

Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства

кислорода. Процессы, горения и медленного окисления. Применение кислорода.

Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмосфере кислорода серы, угля,

красного фосфора,

железа.

3. Взаимодействие озона с растворами индиго и иодида

калия.

4.

Опыты,

подтверждающие

состав

воздуха.

5.

Опыты

по

воспламенению

и

горению.

Расчетные

задачи. 1.

Определение относительной плотности газов по значениям их

молекулярных масс. 2. Определение относительных молекулярных масс газообразных

веществ по значению их относительной плотности.

Практическая работа 5. Получение кислорода и изучение его свойств.

Темы творческих работ.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Тенденции к

изменению состава воздуха в XX веке. Основные источники

загрязнения атмосферы.

Транспортный перенос загрязнений. Международное соглашение о защите атмосферы.

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (15 ч)

Классификация

неорганических

соединений.

Оксиды

состав,

номенклатура,

классификация. Понятие о гидроксидах — кислотах и основаниях. Названия и состав

оснований.

Гидроксогруппа.

Классификация

кислот

том

числе

органические

и

неорганические),

их

состав,

названия.

Состав,

названия

солей,

правила

со ставления

формул солей.

Химические

свойства

оксидов.

Общие

химические

свойства

кислот.

Ряд

активности металлов.

Физические свойства свойства и способы получения щелочей.

Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и

металлами. Классификация генетическая связь неорганических веществ.

Демонстрация.

1.

Образцы

соединений

представителей

классов

кислот,

солей,

нерастворимых оснований, щелочей, оксидов. 2. Опыты, иллюстрирующие существование

генетической

связи

между

соединениями

фосфора,

углерода,

натрия,

кальция.

3.

Взаимодействие

кальция

и

натрия

с

водой.

4.

Действие

индикаторов.

5.

Опыты,

иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. 6.

Образцы

простых

веществ

и

их

соединений

(оксидов

и

гидроксидов),

образованных

элементами одного периода.

Лабораторные

опыты.

1.

Рассмотрение

образцов

оксидов

(углерода

(IV),

водорода,

фосфора,

меди,

кальция,

железа,

кремния).

2.

Наблюдение

растворимости

оксидов

алюминия, натрия, кальция и меди в воде. 3. Определение кислотности-основности среды

полученных растворов с помощью индикатора. 4. Взаимодействие оксидов кальция и

фосфора с водой, определение характера образовавшегося оксида с помощью индикатора.

5. Взаимодействие оксида меди (II) и оксида цинка с раствором серной кислоты. 6.

Получение

углекислого

газа

и

взаимодействие

его

с

известковой

водой.

7.

Взаимодействие

металлов

(магния,

цинка,

железа,

меди)

с

растворами

кислот.

8.

Взаимодействие растворов кислот со щелочами. 9. Взаимодействие растворов кислот с

нерастворимыми основаниями. 10. Получение нерастворимых оснований и исследование

их свойств (на примере гидроксида цинка и гидроксида меди (II)).

Практическая работа 6. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.

Разд ел II

Химические

элементы,

вещества

и

химические

реакции

в

свете

электронной теории

Тема 7. Строение атома (3 ч)

Строение атома. Строение ядра. Изотопы. Химический элемент — определенный

вид

атома.

Состояние

электронов

в

атоме.

Строение

электронных

оболочек

атомов

элементов: .s-, р-. Место элемента в периодической системе и электронная структура

атомов. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов.

Демонстрации.

1. Схемы опытов Томсона, Резерфорда, Милликена. 2. Схемы опытов,

подтверждающих свойства электрона как частицы и как волны. 3. Модели атомов

различных элементов.

Тема

8.

Периодический

закон

и

периодическая

система

элементов

Д.И.

Менделеева (3 ч)

Свойства

химических

элементов

и

их

периодические

изменения.

Современная

трактовка

периодического

закона.

Периодическая

система

в

свете

строения

атома.

Физический

смысл

номера

периода

и

группы.

Семейства

элементов

(па

примере

щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств

элементов главных подгрупп и переходных элементов и периодичность их изменения в

свете электронного строения атома. Относительная электроотрицательность элементов.

Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической си стеме Д.И.

Менделеева. Научное значение периодического закона.

Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон и строение

атома». 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие

щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.

Тема творческой работы. Значение периодического закона для развития науки и техники.

Роль периодического закона в создании научной картины мира.

Тема 9. Строение вещества (4 ч)

Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные

электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования.

Неполярная и полярная ковалентные связи. Свойства ковалентной связи. Электронные и

структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее образования. Катионы и

анионы. Степень окисления.

Природа химической связи и ее типы. Относительность типоло гии химической

связи. Влияние типа химической связи па свойства химического соединения.

Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки: атомная, ионная,

молекулярная — и их характеристики.

Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от их

строения.

Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с хлором. 2. Модели кристаллических решеток

веществ

с

ионным,

атомным

и

молекулярным

строением.

3.

Воссоздание

целостной

структуры

хлорида

натрия

путем

наложения

набора

кодокарт.

4.

Возгонка

иода.

5.

Испарение твердого углекислого газа.

Тема

творческой

работы.

Рассмотрение

и

анализ

взаимообусловленности

состава,

строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере).

Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории (4 ч)

Физическая сущность химической реакции.

Реакции,

протекающие

с

изменением

и

без

изменения

степеней

окисления.

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления; их

единство и противоположность. Окислитель и восстановитель. Составление уравнений

окислительно-восстановительных

реакций.

Расстановка

коэффициентов

методом

электронного баланса. Общая характеристика окислительно-восстановительных реакций.

Классификация химических реакций в свете электронной теории.

Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов:

горение веществ, взаимодействие металлов с галогенами, серой, азотом (образование

нитрита лития), растворами кислот и солей.

Тема 11. Водород и его важнейшие соединения (3 ч)

Водород в космосе и на Земле. Ядерные реакции на Солнце. Получение водорода в

лаборатории. Водород — химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода.

Физические и химические свойства водорода. Применение водорода. Промышленное по-

лучение

водорода.

Водород

экологически

чистое

топливо;

перспективы

его

использования. Оксид водорода — вода: состав, пространственное строение, водородная,

связь. Физические и химические свойства воды. Изотопный состав воды. Тяжелая вода и

особенности ее свойств. Пероксид водорода: состав, строение, свойства, применение.

Демонстрации. 1 . Получение водорода в лаборатории. 2. Зарядка аппарата Киппа. 3.

Легкость водорода. 4. Диффузия водорода. 5. Горение водорода. 6. Восстановление меди из

ее оксида в токе водорода. 7. Опыты, подтверждающие химические свойства воды. 8.

Химические свойства пероксида водорода.

Практическая работа 7. Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 12. Галогены (5 ч)

Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение

атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства

галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная

кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов.

Демонстрации. 1. Получение хлора. 2. Взаимодействие с хлором натрия, сурьмы, железа,

красного

фосфора.

3.

Обесцвечивание

хлором

красящих

веществ.

4.

Синтез

хлороводорода. 5. Получение хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде. 6.

Взаимодействие брома и иода с металлами; раствора иода с крахмалом. 7. Растворение

брома и иода в воде и органических растворителях. 8. Взаимное вытеснение галогенов.

Лабораторные

опыты.

1 . Распознавание соляной

кислоты

и

хлоридов, бромидов,

иодидов.

2.

Отбеливающие

свойства

хлора.

3.

Взаимное

вытеснение

галогенов

из

растворов их солей.

Практическая

работа

8.

Получение

соляной

кислоты

и

опыты

с

ней.

Решение

экспериментальных задач по теме «Галогены».

Расчетные задачи. Вычисление объема газов по количеству веществ.

9 класс

Повторение некоторых вопросов курса 8 класса (2часа)

Химические элементы и их свойства. Периодический закон и периодическая

система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств

элементов в периодах и группах. Электроотрицательность, степень окисления. Валентность.

Сведения о составе и номенклатуре основных классов неорганических соединений.

Демонстрации. 1. Образцы неорганических соединений. 2. Модели кристаллических

решеток. 3. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения и свойств: а) возгонка иода; б)

нагревание нафталина; в) нагревание серы и поваренной соли.

Лабораторный опыт. Рассмотрение образцов оксидов, солей, кислот, оснований.

Раздел 1 Теоретические основы химии (14 ч)

Тема 1 Химические реакции (3 ч)

Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Закон действия масс. Зависимость

скорости от условий протекания реакции. Катализ и катализаторы. Общие сведения о

гомогенном

и

гетерогенном

катализе.

Константа

равновесия.

Химическое равновесие,

принцип Ле Шателье.

Демонстрации. 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. 2.

Зависимость скорости реакции от

температуры.

3.

Зависимость

скорости

реакции

от

природы

реагирующих

веществ.

4. Влияние концентрации реагирующих веществ на

химическое равновесие (на примере взаимодействия хлорида железа (III) с роданидом

калия), 5. Взаимодействие алюминия с йодом в присутствии воды. 6. Взаимодействие

пероксида водорода с оксидом марганца (VI). 7. Димеризация оксида азота (IV).

Лабораторные опыты. 1. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от

природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от

площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру гранул цинка с

соляной кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие оксида меди (11) с серной

кислотой различной концентрации при разных температурах). 2. Разложение пероксида водорода

в присутствии катализатора.

Практическая работа 1. «Влияние различных факторов на скорость химической

реакции».

Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 2 Растворы. Теория электролитической диссоциации (11 ч)

Сведения о растворах; определение растворов, растворители, растворимость,

классификация растворов. Электролиты и неэлектролиты. Дипольное строение молекулы

воды. Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении веществ

в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Диссоциация

электролитов с разным типом химической связи. Свойства ионов. Сильные и слабые

электролиты. Степень диссоциации. Индикаторы. Реакции ионного обмена. Химические

свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической

диссоциации.

Гидролиз

солей.

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих

веществ дано в избытке.

Демонстрации. Испытание веществ, их растворов и расплавов на электрическую

проводимость.

Лабораторные опыты. 1. Растворение веществ в воде и в бензине. 2. Реакции

обмена между растворами электролитов.

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Растворы. Теория

электролитической диссоциации».

Тема творческой работы. Значение научной теории для понимания окружающего мира,

научной и практической деятельности.

Раздел II Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения (26 ч)

Тема 3 Общая характеристика неметаллов (3 ч)

Химические элементы-неметаллы. Положение элементов-неметаллов в периодической

системе Д.И. Менделеева. Неметаллы - р-элементы. Особенности строения их атомов:

общие

черты

и

различия.

Относительная

электроотрицательность.

Степени

окисления,

валентные

состояния

атомов

неметаллов.

Закономерности

изменения

значений

этих

величин

в

периодах

и

группах периодической

системы.

Типичные

формы

водородных

и

кислородных

соединений

неметаллов.

Распространение

неметаллических

элементов

в

природе.

Простые вещества-неметаллы. Особенности их

строения. Физические свойства (агрегатное состояние, температура плавления,

кипения,

растворимость

в

воде).

Понятие

об

аллотропии.

Аллотропия

углерода,

фосфора,

серы.

Обусловленность свойств аллотропов особенностями их строения; применение

аллотропов. Химические свойства простых веществ-неметаллов, Причины химической

инертности

благородных

газов,

низкой

активности

азота,

окислительных

свойств

и

двойственного

поведения

серы,

азота,

углерода

и

кремния

в

окислительно-

восстановительных

реакциях.

Общие

свойства

неметаллов

и

способы

их

получения.

Водородные соединения неметаллов. Формы водородных соединений. Закономерности

изменения физических и химических свойств водородных соединении в зависимости от

особенностей строения атомов образующих их элементов. Свойства водных растворов

водородных соединений неметаллов. Кислотно-основная характеристика их растворов.

Высшие

кислородные

соединения

неметаллов.

Оксиды

и

гидроксиды.

Их

состав,

строение, свойства.

Демонстрации.1. Образцы простых веществ-неметаллов и их соединений. 2. Коллекция

простых веществ-галогенов.

Лабораторные

опыты. 1. Ознакомление с образцами соединений галогенов.

Тема 4 Подгруппа кислорода и ее типичные представители (7 ч)

Общая

характеристика

элементов

подгруппы

кислорода.

Закономерные

изменения

в

подгруппе.

Физические

и

химические свойства

халькогенов

-

простых

веществ.

Биологические

функции

халькогенов.

Сера

как

простое

вещество.

Аллотропия

серы.

Химические свойства серы. Применение серы. Сероводород, строение, физические и

химические

свойства.

Восстановительные свойства

сероводорода.

Качественная

реакция на сероводород и сульфиды. Сероводород и сульфиды в природе. Воздействие

сероводорода на организм человека. Получение сероводорода в лаборатории.

Кислородсодержащие

соединения

серы.

Оксид

серы

(IV).

Сернистая

кислота.

Состав,

строение,

свойства.

Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединений серы (IV).

Сульфиты.

Гидросульфиты.

Качественная

реакция

на

сернистую

кислоту

и

ее

соли.

Применение

кислородсодержащих

соединений

серы

(IV).

Оксид

серы

(VI),

состав,

строение,

свойства.

Получение

оксида

серы

(VI).

Серная

кислота,

состав,

строение,

физические

свойства.

Особенности

ее

растворения

в

воде.

Химические

свойства

разбавленной и концентрированной серной кислоты. Окислительные свойства серной

кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты.

Демонстрации.1. Получение моноклинной и пластической серы. 2. Растворение серы

в воде. 3. Взаимодействие серы с медью кислородом. 4. Качественная реакция на

сероводород и сульфиды. 5. Опыты, подтверждающие общие химические свойства

кислот. 6. Гигроскопичность концентрированной серной кислоты. 7. Обугливание сахара

концентрированной серной кислотой. 8. Взаимодействие меди с концентрированной

серной кислотой.

Лабораторные

опыты.

1.

Ознакомление

с

образцами

серы

и

ее

природных

соединений. 2.

Качественные реакции на анионы: сульфид-ион, сульфат-ион.

Тема 5 Подгруппа азота и ее типичные представители (9 ч)

Общая

характеристика

элементов

подгруппы

азота.

Свойства

простых

веществ

элементов

подгруппы

азота.

Важнейшие водородные

и

кислородные

соединения

элементов

подгруппы

азота,

их

закономерные

изменения.

Азот

как

элемент

и

как

простое

вещество.

Химические

свойства

азота.

Аммиак,

строение,

свойства.

Механизм

образования

иона

аммония.

Соли

аммония,

их

химические

свойства.

Качественная

реакция

на

ион

аммония.

Применение аммиака

и

солей

аммония. Оксиды азота.

Строение оксида азота (II), оксида азота (IV). Физические и химические свойства оксидов азота

(II), (IV) . Азотная кислота, состав и строение. Физические и химические свойства

азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты -

нитраты. Качественные реакции на азотную кислоту и ее соли. Получение и применение

азотной кислоты и ее солей. Фосфор как элемент и как простое вещество. Аллотропия

фосфора.

Физические

и

химические

свойства

фосфора.

Применение

фосфора.

Водородные и кислородные соединения фосфора, их свойства. Фосфорная кислота и ее

соли. Качественная реакция на фосфат-ион.

Демонстрации.1.Взаимодействие азота с литием. 2.Получение аммиака и исследование

его свойств. 3. Получение оксидов азота (II), (IV). 4. Горение угля, серы в азотной кислоте.

5. Воспламенение скипидара в азотной кислоте. 6. Получение белого фосфора и его

возгорание на воздухе.

Лабораторные

опыты.

Качественные реакции на анионы: нитрат-ион, фосфат-ион; катион

аммония.

Практическая работа 3. «Получение аммиака и изучение его свойств»

Тема 6 Подгруппа углерода и ее типичные представители (7 ч)

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов

элементов подгруппы углерода, распространение в природе. Углерод как простое

вещество. Аллотропия углерода: алмаз, графит, фуллерены. Адсорбция. Химические

свойства углерода. Кислородные соединения углерода. Оксиды углерода, строение,

свойства, получение. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний и его свойства. Кислородные соединения кремния: оксид кремния (IV),

кремниевая кислота, состав, строение, свойства. Силикаты. Силикатная промышленность.

Краткие сведения о керамике, стекле, цементе.

Демонстрации. 1 . Кристаллические решётки алмаза и графита. 2. Явление адсорбции. 3.

Получение и исследование свойств диоксида углерода. 4. Получение кремниевой кислоты.

Лабораторные

опыты.

1. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. 2.

Качественные реакции на анионы: карбонат-ион.

Практические

работы.

Практическая работа 4. «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Распознавание карбонатов».

Расчетные

задачи. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной

массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Раздел III Металлы (13 ч)

Тема 7 Общие свойства металлов (4 ч)

Положение

металлов

в

периодической

системе.

Особенности

строения

атомов

металлов: s-,

р- и d-элементов.

Металлическая связь.

Кристаллические

решетки.

Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства

металлов.

Электрохимический

ряд

напряжения металлов. Общие способы получения

металлов. Понятие об электролизе. Общие сведения о

сплавах. Понятие

о

коррозии

металлов. Виды коррозии и способы защиты от неё.

Демонстрации. 1. Образцы металлов и их соединений, изучение их электрической

проводимости.

2.

Теплопроводность металлов. 3. Модели

кристаллических

решеток

металлов. 4. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. 5. Опыты по коррозии

металлов и защите металлов от нее.

Лабораторные

опыты. 1. Рассмотрение образцов металлов и сплавов. 2.

Взаимодействие металлов

с

растворами

солей.

Тема 8 Металлы главных и побочных подгрупп (9 ч)

Металлы - элементы I-II групп. Строение атомов химических элементов 1А- и IIА-

групп, их сравнительная характеристика.

Физические и химические свойства простых

веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Применение щелочных и щелочноземельных

металлов. Минералы кальция, их состав, особенности свойств, области практического

применения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий: химический элемент,

простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе.

Основные минералы. Применение в современной технике. Важнейшие соединения

алюминия: оксиды и гидроксиды; амфотерный характер их свойств. Железо как простое

вещество. Физические и химические свойства. Состав, особенности свойств и применение

чугуна и стали как важнейших сплавов железа. Соединения железа - Fе

2+

, Fе

3+

.

Качественные реакции на ионы железа. Биологическая роль металлов.

Демонстрации. 1. Горение, взаимодействие с водой лития, натрия и кальция. 2.

Взаимодействие с водой оксида кальция. 3. Качественные реакции на ионы кальция и

бария. 4 Устранение жесткости воды. 5. Механическая прочность оксидной пленки

алюминия. 6. Взаимодействие алюминия с водой. 7. Взаимодействие алюминия с бромом,

кислотами, щелочами.

Лабораторные

опыты.

1.

Знакомство

с

образцами

металлов,

рудами

железа,

соединениями алюминия. 2. Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария.3.

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Практическая работа 5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Раздел IV Общие сведения об органических соединениях (9 ч)

Тема 9. Углеводороды (5 часов)

Соединения углерода - предмет самостоятельной науки - органической химии.

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Некоторые положения и

роль теории А.М. Бутлерова в развитии этой науки. Понятие о гомологии и изомерии.

Основные классы углеводородов. Алканы. Гомологический ряд, изомерия,

номенклатура. Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к

реакции замещения и изомеризации. Непредельные углеводороды — алкены.

Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Физические и химические свойства

алкенов.

Способность

алкенов

к

реакции

присоединения

и

полимеризации.

Понятие

о

полимерных химических соединениях: мономер, полимер, степень

полимеризации. Полиэтилен, полипропилен - представители полимеров.

Тема 10. Кислородсодержащие органические соединения (2 часа)

Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих

органических соединений. Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как

представители кислородсодержащих органических соединений. Уксусная кислота

и бензойная кислоты как консерванты пищевых продуктов.

Тема 11. Биологически важные органические соединения (2 часа)

Биологически важные соединения. Химия и пища: жиры, углеводы, белки -

важнейшие составные части пищевого рациона человека и животных.

Калорийность белков, жиров, углеводов. Свойства жиров и углеводов. Роль белков в

природе и их химические свойства: гидролиз, денатурация.

Демонстрации. 1. Модели молекул органических соединений. 2. Коллекции «Нефть

и нефтепродукты», «Каменный уголь и продукты его переработки». 3. Горение

углеводородов и обнаружение продуктов их горения. 4. Образцы изделий из

полиэтилена. 5. Качественные реакции на этилен и белки.

Раздел V. Химия и жизнь (4 часа)

Тема 12. Человек в мире веществ (2 часа)

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды. Полимеры и

жизнь. Химия и здоровье человека. Минеральные удобрения на вашем участке.

Тема 13. Производство неорганических веществ и их применение (2 часа)

Химическая технология как наука. Металлургия.

Тематическое планирование

Химия

8 класс

Тема

Кол-

во

часов

Введение (2 часа)

1

Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

1

2

Практическая работа № 1 «Приемы обращения с

лабораторным оборудованием. Строение пламени».

1

Раздел I. Вещества и химические явления

с позиций атомно-молекулярного учения

Тема 1. Химические элементы и вещества

в свете атомно-молекулярного учения (9 часов)

3

Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и

химические явления. Описание физических свойств веществ.

1

4

Атомы. Молекулы. Химические элементы. Формы

существования химических элементов. Простые и сложные и

вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного

строения.

1

5

Состав вещества. Закон постоянства состава. Химические

формулы.

1

6

Атомно-молекулярное учение в химии. Масса атома.

Атомная единица массы. Относительная атомная масса

элемента.

1

7

Относительная молекулярная масса веществ. Массовые доли

элементов в соединениях. Что показывают химический знак и

химическая формула.

1

8

Система химических элементов Д.И. Менделеева. Валентность

химических элементов. Определение валентности в бинарных

соединениях.

1

9

Составление формул по валентности.

1

10

Количество вещества. Моль - единица количества вещества.

1

11

Молярная масса.

1

Тема 2. Химические реакции.

Закон сохранения массы и энергии. (5 часов)

12

Сущность, признаки и условия протекания химических реакций.

Тепловой эффект химической реакции.

1

13

Закон сохранения массы и энергии.

1

14

Составление уравнений химических реакций. Расчеты по

химическим уравнениям.

1

15

Типы химических реакций.

16

Контрольная работа №1 по теме «Химические элементы и

вещества в свете атомно – молекулярного учения»

1

Тема 3. Методы химии. (1 час)

17

Методы науки химии. Химический язык как средство и метод

познания химии.

1

Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. (6 часов)

18

Чистые вещества и смеси.

1

19

Практическая работа №2 «Очистка веществ».

1

20

Растворы. Растворимость веществ.

1

21

Практическая работа № 3 «Растворимость веществ»

1

22

Массовая доля растворенного вещества.

1

23

Практическая работа № 4 «Приготовление раствора заданной

концентрации».

1

Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (8 часов)

24

Законы Гей-Люссака и Авогадро.

1

25

Воздух – смесь газов. Относительная плотность газов.

1

26

Решение расчетных задач на основании газовых законов.

1

27

Кислород – химический элемент и простое вещество. Получение

кислорода в лаборатории.

1

28

Химические свойства и применение кислорода.

1

29

Практическая работа №5. «Получение кислорода и изучение его

свойств».

1

30

Обобщение знаний по темам 4,5

1

31

Контрольная работа № 2 по теме: «Смеси. Растворы. Газы.

Кислород. Горение».

1

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (15 часов)

32

Оксиды.

1

33

Основания – гидроксиды основных оксидов.

1

34

Кислоты.

1

35

Соли: состав и номенклатура.

1

36

Химические свойства оксидов.

1

37

Химические свойства кислот.

1

38

Щелочи, их свойства и способы получения.

1

39

Нерастворимые основания, их получение и свойства.

Амфотерность.

1

40

,

41

Химические свойства солей.

2

42

,

43

Генетическая связь неорганических соединений.

2

44

Практическая работа №6 «Исследование свойств оксидов, кислот,

оснований».

1

45

Обобщение темы: «Основные классы неорганических

соединений».

1

46

Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы

неорганических соединений».

1

Раздел II Химические элементы, вещества

и химические реакции в свете электронной теории

Тема 7. Строение атома (3 часа)

47

Состав и важнейшие характеристики атома. Изотопы. Химические

элементы.

1

48

,

49

Строение электронных оболочек атомов

2

Тема 8.Периодический закон и

периодическая система Д.И. Менделеева (3 часа)

50

Периодические изменения свойств химических элементов.

Современная трактовка периодического закона.

1

51

Периодическая система в свете теории строения атома

1

52

Характеристика химического элемента и его свойств на основе

положения в периодической системе Д.И. Менделеева и теории

строения атома.

1

Тема 9. Строение вещества (4 часа)

53

Ковалентная связь атомов при образовании молекул простых

веществ.

1

54

Виды ковалентной связи и ее свойства

1

55

Ионная связь и ее свойства

1

56

Кристаллическое состояние веществ.

1

Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории (4 часа)

57

Степень окисления

1

58

Окислительно-восстановительные реакции.

1

59

Составление уравнений окислительно-восстановительных

реакций. Сущность и классификация химических реакций в свете

электронной теории.

1

60

Контрольная работа № 4 по теме: «Строение атома.

Периодический закон. Строение вещества. Окислительно-

восстановительные реакции».

1

Тема 11. Водород - рождающий воду и энергию (3 часа)

61

Водород – химический элемент и простое вещество.

1

62

Практическая работа №7 «Получение водорода и изучение его

свойств».

1

63

Вода – оксид водорода. Пероксид водорода.

1

Тема 12. Галогены (5 часов)

64

Строение атомов галогенов. Галогены – простые вещества.

1

65

Хлороводород, соляная кислота и их свойства.

1

66

Практическая работа №8. Получение соляной кислоты и опыты с

ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены».

1

67

Обобщение курса химии 8 класс.

1

68

Промежуточная аттестация

1

69

,

70

Резерв

2

Химия

9 класс

Тема

Кол-

во

часов

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (2 часа)

1

Периодический закон и периодическая система Д.И.

Менделеева в свете строения атомов.

1

2

Основные классы неорганических соединений: оксиды,

кислоты, основания, соли. Состав и свойства.

1

Раздел 1 Теоретические основы химии (14 ч)

Тема 1. Химические реакции и закономерности их протекания (3 часа)

3

Скорость химической реакции. Химическое равновесие.

1

4

Практическая работа №1 «Влияние различных факторов на

скорость химической реакции».

1

5

Энергетика химических реакций.

1

Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (11 часов)

6

Немного о растворителях. Ионы – переносчики

электрических зарядов.

1

7

Механизм электролитической диссоциации веществ с

ковалентной полярной связью.

1

8

Сильные и слабые электролиты. Количественные

характеристики процесса электролитической диссоциации.

1

9

Реакции электролитов в водных растворах и их уравнения.

1

10

Кислоты как электролиты.

1

11

Основания как электролиты.

1

12

Соли как электролиты.

1

13

Гидролиз солей.

1

14

Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из

реагирующих веществ дано в избытке.

1

15

Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по

теме «Растворы. Теория электролитической диссоциации».

1

16

Контрольная работа №1 по теме «Растворы. Теория

электролитической диссоциации»

1

Раздел II Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения (26 ч)

Тема 3. Общая характеристика неметаллов (3 часа)

17

Элементы-неметаллы в Периодической системе Д.И. Менделеева

и в природе.

1

18

Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие

свойства и способы получения.

1

19

Водородные и кислородные соединения неметаллов

1

Тема 4. Подгруппа кислорода и ее типичные представители (7 часов)

20

Общая характеристика неметаллов подгруппы кислорода и их

простых веществ.

1

21

Кислород. Озон.

1

22

Сера как простое вещество. Аллотропия и свойства серы.

1

23

Сероводород. Сульфиды. Кислородсодержащие соединения серы

(IV).

1

24

Кислородсодержащие соединения серы (VI).

1

25

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты

1

26

Обобщение знаний по теме «Подгруппа кислорода и ее типичные

представители».

1

Тема 5. Подгруппа азота и ее типичные представители (9 часов)

27

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот как

элемент и простое вещество.

1

28

Аммиак.

1

29

Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его

свойств».

1

30

Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода

продукта реакции от теоретически возможного.

1

31

Оксиды азота.

1

32

,

33

Азотная кислота и ее соли.

2

34

Фосфор как элемент и простое вещество.

1

35

Соединения фосфора.

1

Тема 6. Подгруппа углерода (7 часов)

36

Положение элементов подгруппы углерода в периодической

системе, строение их атомов. Аллотропные модификации

углерода. Адсорбция. Химические свойства углерода.

1

37

Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли.

1

38

Практическая работа № 4 «Получение оксида углерода (IV) и

изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

1

39

Кремний и его свойства. Соединения кремния.

1

40

Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции

по известной массе, или объему исходного вещества, содержащего

примеси.

1

41

Обобщение по разделу «Элементы неметаллы и их важнейшие

соединения»

1

42

Контрольная работа №2 по разделу «Элементы неметаллы и их

важнейшие соединения»

1

Раздел III Металлы (13 ч)

Тема 7. Общие свойства металлов (4 часа)

43

Элементы-металлы. Особенности строения их атомов. Положение

металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева.

1

44

Химические свойства металлов.

2

,

45

46

Сплавы.

1

Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп (9 часов)

47

Характеристика элементов IА-группы периодической системы и

образуемых ими простых веществ.

1

48

Металлы IIА-группы Периодической системы Д.И. Менделеева и

их важнейшие соединения.

1

49

Распространение и роль металлов IIА-группы в природе.

Жесткость воды.

1

50

Алюминий.

1

51

,

52

Железо и его важнейшие соединения.

2

53

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по

теме «Металлы».

1

54

Обобщение по разделу «Металлы»

1

55

Контрольная работа №3 по разделу «Металлы»

1

Раздел IV Общие сведения об органических соединениях (9 ч)

Тема 9. Углеводороды (5 часов)

56

Возникновение и развитие органической химии – химии

соединений углерода.

1

57

Классификация углеводородов.

1

58

Физические и химические свойства предельных углеводородов

(алканов).

1

59

Непредельные углеводороды этиленового ряда (алкены).

1

60

Непредельные углеводороды ацетиленового ряда (алкины).

1

Тема 10. Кислородсодержащие органические соединения (2 часа)

61

Спирты.

1

62

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.

1

Тема 11. Биологически важные органические соединения (2 часа)

63

Жиры. Углеводы.

1

64

Белки.

1

Раздел V. Химия и жизнь (4 часа)

Тема 12. Человек в мире веществ (2 часа)

65

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды.

Полимеры и жизнь.

1

66

Химия и здоровье человека. Минеральные удобрения на вашем

участке.

1

Тема 13. Производство неорганических веществ и их применение (2 часа)

67

Химическая технология как наука. Металлургия.

1

68

Промежуточная аттестация

1



В раздел образования