Напоминание

Конспект заключительного урока по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Автор: Ипполитова Елена Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект заключительного урока по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Раздел: полное образование





Назад




Заключительный урок

по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Учитель: Ипполитова Елена Вячеславовна

(ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт-Петербурга)

Тема: «Авторский замысел романа»

Цель урока: выявить на основе литературного материала авторский замысел

романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Задачи урока:

- совершенствовать навык анализа текста литературного произведения;

- продолжать формирование умения работы в группе;

- способствовать развитию речи, мышления, памяти.

Оборудование урока:

1.

«Уроки

литературы

Кирилла

и

Мефодия»,

видеофрагмент

«Писатели

России» (А. М. Панченко);

2. Аудиоспектакль «И. С. Тургенев «Отцы и дети» (заключение);

3. Мультимедийное оборудование для показа слайдов, сопровождающих ход

урока.

План урока:

1.

Вступительное слово учителя

5 минут

2.

Проверка домашнего задания

2 минуты

3.

Постановка цели урока

2 минуты

4.

Работа в группах

7 минут

5.

Просмотр видеосюжета

3 минуты

6.

Реализация работы в группах

16 минут

7.

Вывод по теме урока

5 минут

8.

Прослушивание заключительной части

романа

4 минуты

9.

Подведение итогов урока

1 минута

Ход урока.

Учитель:

Сегодня у нас заключительный, обобщающий урок по роману

И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1

На протяжении нескольких недель мы читали произведение, много спорили и

так и не пришли к единому мнению. Это закономерно, потому что в 1862

году, когда роман был опубликован в «Русском вестнике», он также вызвал

противоречивые

отклики

читающей

публики.

На

предыдущем

уроке

вы

познакомились с критическими статьями Д. Писарева и Н. Страхова, Вы

записали в тетради основные положения (тезисы) этих статей (на экране), и

вам было предложено сравнить тезисы и написать, чем отличаются подходы

двух критиков, какие расхождения наблюдаются в оценках романа.

Д. Писарев «Базаров»

Н. Страхов

«И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

- С недобрым чувством начал

И .

С .

Т у р г е н е в

с в о е

п о с л е д н е е

произведение

- Художник начинает искать в нигилисте и

беспощадном

отрицателе

слабого

места;

находит против него только одно обвинение

– обвинение в черствости и резкости

- Автор видит, что Базарову некого любить,

потому что вокруг него все мелко , плоско и

дрябло, а сам он свеж, умен и крепок

- Для него нет деятельности, нет счастья

-

Весь

интерес,

весь

смысл

романа

заключается в смерти Базарова

-

Базаров

не

оплошал,

и

смысл

романа

вышел

такой:

теперешние

молодые

люди

увлекаются и впадают в крайности, но в

самых

увлечениях

сказываются

свежие

силы

и

неподкупный

ум,

они

выведут

молодых

людей

на

прямую

дорогу

и

поддержат их в жизни.

- Написан ли роман за молодое поколение

и л и

п р о т и в ?

П р о г р е с с и в н ы й

и л и

ретроградный?

Тургенев

создал

роман,

имеющий

всевозможные

направления,

он

имел гордую цель во временном указать на

вечное и написал роман …всегдашний

- Хотя Базаров головою выше всех других

лиц, есть что-то, что в целом стоит выше

Базарова: это высшее –

не какие-нибудь

лица, а та жизнь, которая их воодушевляет:

страх, любовь, слезы, которые он внушает,

обаяние

природы,

прелесть

искусства,

любовь

женская,

семейная,

родительская,

даже религия.

-

Тургенев

стоит

за

вечные

начала

человеческой

жизни,

за

те

элементы,

которые

могут

бесконечно

изменять

свои

формы,

но

в

сущности

всегда

остаются

неизменными. Общие силы жизни – вот на

что устремлено все его внимание

Б а з а р о в

п о б е ж д е н

н е

л и ц а м и

и

случайностями

жизни,

но

самою

идеею

этой жизни

Прочитайте, что у вас получилось.

Варианты ответов учеников:

- И тот и другой критик отмечают превосходство Базарова над другими

лицами…

- Писарев рассматривает только личность Базарова, считая, что вокруг нет

ничего достойного внимания и уважения…

- Страхов отмечает, что есть некая сила, которая стоит выше Базарова: это

сама жизнь с вечными ценностями: обаянием природы, любовью,

состраданием…

2

Учитель:

Цель нашего урока - ответить на вопрос «Кто из критиков, с вашей точки

зрения, ближе к пониманию авторского замысла?

Попробуйте аргументированно ответить на этот вопрос, опираясь на текст

романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Я предлагаю вам в течение 7 минут в группах подумать над проблемой, в

помощь предлагаю опорные вопросы, ответ на которые вы фиксируете на

листе, а потом представляете классу.

Работа в группах.

Карточки с заданиями для 6 групп

Задание 1 группы

- Что такое эпиграф? Какова его роль в произведении?

- Какая мысль заключена в эпиграфе к роману «Отцы и дети»

Молодой человек (человеку средних лет):

- В вас было содержание, но не было силы.

Человек средних лет:

- А в вас – сила без содержания.

(Из современного разговора)

- Почему, на ваш взгляд, эпиграф, находившийся в рукописи, был отменен

И. С. Тургеневым?

Задание 2 группы

- В чем особенность композиции романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева?

- С какой целью автор проводит своего героя дважды по кругу: Марьино –

Никольское – родительский дом?

3 группа

- Как прошел Базаров испытание любовью?

- Охарактеризуйте взгляды Базарова на любовь, женщину, брак.

- Что изменилось в Базарове после встречи с А. С. Одинцовой?

4 группа

- Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова

композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности

Базарова?

- Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-

композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера

главного героя?

5 группа

- Почему Тургенев приводит героя к смерти?

- Как умирает Базаров?

3

- Как в этом отражаются взгляды писателя?

6 группа

- Почему И. С. Тургенев не оборвал роман смертью главного героя?

- Что нового рассказано в 28 главе?

- Зачем нужен эпилог?

Реализация задания в группах.

Учитель:

-

Какова

авторская

позиция,

нам

подскажет

текст

произведения:

это

и

система образов, и природа конфликта, и композиция, и заглавие, и эпиграф.

К роману «Отцы и дети» был в рукописи предпослан эпиграф - в печатных

изданиях он отсутствует. Как можно объяснить этот факт?

Представление работы 1 группы.

Эпиграф предваряет произведение полностью или его главы, в нем заключена

идея, авторская позиция. В данном эпиграфе звучит мысль, что молодое

поколение,

представителем

которого

является

Базаров,

бессодержательно,

прослеживается отрицательная оценка молодежи. Отменив эпиграф, Тургенев

снял

со

своих

героев

однозначную

авторскую

оценку

и

тем

самым

предоставил возможность читателю самому решать, как относится к герою.

Может быть, автор задумал обругать молодое поколение (Базарова), а в

процессе написания (создания) романа изменил свое отношение к героям.

Так ли это?

Просмотр видеофрагмента «Писатели России»

(Александр Михайлович Панченко, русский филолог, исследователь русской

литературы, 40 лет связано с Пушкинским домом),

после

чего

делается

вывод

о

противоречивости

авторского

отношения

к

своему герою, об особенности творчества И. С. Тургенева не «нести крест

истины»,

не

быть

«лжепророком»,

о

мастерстве

писателя,

обладающего

зорким взглядом.

Учитель:

Автор, как мы услышали, не дает однозначной оценки своему герою, но

внимательный

читатель,

ознакомившись

с

текстом

произведения,

может

постичь авторский замысел.

Представление работы 2 группы

Рассказ

о

кольцевой

композиции

романа,

о

двух

кругах

путешествия

Базарова, в первом круге перед нами Базаров-нигилист, Базаров-теоретик, во

втором круге – личность, освободившаяся от пут гибельной теории.

4

Автор развенчал теорию Базарова, но показал нам человека, способного на

сильные чувства, мужественно встречающего смерть… Автор не признает

теорию

нигилизма

(да

и

не

может

согласиться

с

отрицанием

искусства,

природы,

любви

по

причине

дворянского

воспитания),

он

отрицает

«базаровщину», но любит Базарова.

Представление работы 3 группы

Не

признавал

Базаров

любовь

в

идеальном,

романтическом

смысле,

не

понимал

таинственных

отношений

между

мужчиной

и

женщиной,

загадочного

взгляда,

брака

не

признавал,

к

женщинам

относился

пренебрежительно («свободно мыслить могут только уроды», «богатое тело»,

«нравится тебе женщина – добейся толку…»), но после встречи с Одинцовой

осознал романтика в самом себе, у героя начался конфликт в душе, мы видим

разлад теории с жизнью. Автор говорит о том, что нельзя отрицать любовь,

она есть, и никакой теорией, разумом от нее не избавишься.

Представление работы 4 группы

Аркадий

и

Николай

Петрович

близки,

сын

во

многом

похож

на

отца,

несмотря на некоторое превосходство, которое чувствует Аркадий в начале

романа, поддавшись влиянию Базарова, Аркадий искренне любит отца и

становится продолжателем семейных традиций и дел отца (помогает ему в

устройстве фермы). Базаров презирает жизнь, которую ведут родители, хотя

признается в любви к ним, он считает, что воспитал себя сам, отказываясь от

«корней», но несмотря на это, родители чувствуют к сыну преданность,

любовь,

испытывают

за

него

гордость.

Автор

показывает,

что

семья,

родительский дом – это то, что дает силы, основы человеку и позволяет

двигаться дальше, Базаров же погибает (как Антей).

Представление работы группы 5

Базаров умирает от пореза случайно, но это символично, закономерно.

Он отрицал основы жизни, саму жизнь: природу, любовь, искусство,

религию, нравственные основы, семью… За это и наказан. Теория его убила:

перед лицом смерти Базаров осознает ошибку, ему незачем жить, так как во

всем разочаровался, нет надежды ни на что…

Представление работы группы 6

Из эпилога узнаем о судьбе героев, но это можно было предположить и без 28

главы. Автор показывает временное и вечное, жизнь продолжается, яркая

личность Базарова осветила жизни других лиц, но ни одна человеческая

жизнь не может быть бессмысленной и бесполезной…

«Кто из критиков, с вашей точки зрения, ближе к пониманию авторского

замысла?

Подведение итога, ответ на вопрос урока о том, кто из критиков ближе к

пониманию авторского замысла (Страхов Н. Н.)

5

Прослушивание заключительной части романа (аудиоспектакль с

видеорядом)

"...Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его

канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими

когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их

подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы

безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не

касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и

поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по

обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой

деревушки,

часто

приходят

два

уже

дряхлые

старичка

--

муж

с

женою.

Поддерживая

друг

друга,

идут

они

отяжелевшею

походкой;

приблизятся

к

ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и

внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются

коротким

словом,

пыль

смахнут

с

камня

да

ветку

елки

поправят,

и

снова

молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына,

до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели

любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное,

грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней,

безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном

спокойствии

говорят

нам

они,

о

том

великом

спокойствии

"равнодушной"

природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной..."

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по роману И. С. Тургенева

"Отцы и дети".

6



В раздел образования