Напоминание

Ковры Табасарана


Автор: Джанмагомедова Фируза Сабдуллаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Изюминка"
Населённый пункт: Республика Дагестан, г.Дагестанские Огни
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Ковры Табасарана
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №2 «Изюминка» г.Дагестанские Огни

Конспект НОД в старшей группе к конкурсу

«Воспитатель года Дагестана - 2018»

Тема: «Табасаранские ковры»

Воспитатель:

Джанмагомедова

Фируза Сабдуллаевна.

Дагестанские Огни – 2018

год.

Программное содержание:

Обучающие задачи: продолжать знакомство с Табасаранским

ковроткачеством. Познакомить с инструментами, необходимыми для

ковроделия. Закрепить умение вырезывать геометрические фигуры, подбирать

их по размеру, цвету, наклеивать на фон. Закрепить знание основных

элементов узора, умение самостоятельно составлять узор на ковре, передавать

характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью

разнообразного материала. Учить проявлять замысел, творчество.

Развивающие: Развивать наблюдательность, творческую способность и

эстетическое восприятие окружающего.

Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.

Воспитательные: Воспитывать у детей чувство причастности к культуре

народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям

разных народов Дагестана. Воспитывать интерес к составлению узора по

мотивам народных орнаментов. Воспитывать умение радоваться результатам.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Словарная работа: артель, ткут, уют, ворсовые и безворсовые ковры,

халачи, халав, бархал.

Материал: нарезанные нитки разного цвета, полоски цветной бумаги,

клейкая бумага, клей, ножницы, салфетки, разные формы бумаги для ковриков,

заготовки для ковров.

ХОД НОД:

Я, Джанмагомедова Фируза Сабдуллаевна, воспитатель в детском саду №2

«Изюминка» проведу НОД с детьми старшей группы детского сада «Родничок»

по теме «Ковры Табасарана».

Дети заходят в зал.

Здороваются: Ассаламу алейкум! Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров

Дагестана. Великий поэт Расул Гамзатов сказал: «Дагестан - не просто

экзотическая страна, не просто красивые холмы и скалы. Дагестан - это

республика, у которой три сокровища». Давайте их вспомним.

Первое сокровище- земля, горы и равнины.

Второе сокровище- вода, реки, озера, море.

Третье сокровище - люди: их дружба с другими народами мира и

дагестанское гостеприимство.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти фотографии. Сколько

интересных фотографий! Эти фотографии были сняты на праздничной ярмарке

в городе Дербенте.

Воспитатель: - что вы видите? (красивые украшения, глиняные кувшины,

ковры)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это карта нашей Республики Дагестан.

- Правильно (обвести контур) посмотрите, какая она красочная, похожа на

мозаику. Как вы думаете, что означает каждый кусочек мозаики?

Дети: Это районы Дагестана.

Воспитатель: В каждом районе живет свой народ. У каждого народа свой язык,

обычаи, традиции. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен.

Воспитатель: Дети, какие сёла вы знаете? (я знаю а Кубачи, Балхар )

Воспитатель: А вы знаете сёла Хив, Хучни?

Воспитатель: Правильно дети. А где находятся эти села?

Дети: В Табасаране.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем славится Табасаран?

Дети: Табасаран славен ковроткачеством.

Воспитатель: Девушки – табасаранки

Струны ниток разноцветных

Пальцами перебирают,

Словно музыку играют.

Переливы звуков этих

Ты увидишь на паркете,

На стенах внутри домов

Всюду музыка ковров

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о труде мастеров

ковроткачества.

Давайте пройдём по дорожке и присядем на коврики. (Дети садятся). Когда я

была маленькой девочкой, я часто ездила к бабушке в село Хив. Это село

славится табасаранскими коврами. Однажды мне захотелось с бабушкой

поиграть, но она все время была занята каким-то делом. А как вы думаете,

каким?

Дети: Делала ковер.

Воспитатель: Правильно, но еще правильней сказать ТКАЛА ковер. И вот

бабушка посадила меня рядом и показала, как ткать ковер. Она постоянно в

руках держала вот такой ножик с крючком. Оказывается, это инструмент для

того, чтобы ткать ковёр. У бабушки были еще и такие инструменты. Вот этот

инструмент на какой предмет похож? (Гребешок). А на табасаранском языке

называется РЯГЪ. А вот это что за инструмент? (Нож). Правильно дети — это

нож, но не тот нож, который используется на кухне. На табасаранском языке он

называется ГАРКЪАР, а этот УБРУЩ (Ножницы). Эти инструменты помогают

мастерам ткать ковер. И вот я своими неумелыми ручками ткала узелок за

узелком. Так образовался орнамент ковра. Как вы думаете, что такое орнамент?

Дети: Это один элемент узора

Воспитатель: Я расскажу вам как мастерицы ткут ковёр.

(во время рассказа воспитателя идёт показ слайдов)

Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные нити туго и тесно натягивают

на раму. Затем к станку садятся несколько женщин — и начинается основная работа. Работая

специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи.

Когда закончен ряд, его прессуют специальным тяжёлым гребешком РЯГЪ, а неровные концы

обрезают большими ножницами УБРУЩ. Таким образом, образуется определённой глубины ворс.

Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые

опытные ковровщицы знают узор на память.

Ковры ткутся в десятках сёл, в каждом из которых преобладают два-три

излюбленных рисунка. Широко распространены узоры «сафар», «топанча" и др.

В табасаранских сёлах ткутся ворсовые и безворсовые ковры и двусторонние

паласы. На табасаранском языке называется ворсовый ковер. (ХАЛАЧИ), а

безворсовый ? (ХАЛАВ). Ворсовые ковры отличаются от безорсовых тем, что

мягче и при надавливании палец оставляет след, а безворсовые ковры как бы

нарисованы красками.

-А как вы думаете, для чего же нужны ковры? (для тепла, красоты, уюта и

т.д.)

Давайте подойдём поближе и рассмотрим узоры ковров.

Сафар

Сафар — это звезда, очень интересный узор табасаранских ковров. Название

подразумевает расположение звезды в центре коврового изделия. Бывает, что в

середину добавляют маленький медальон, хотя встречаются орнаменты и без

него. Формой сафар напоминает цветок с правильными лепестками.

Турар, топанча, шашки и пистолеты

Самым востребованным рисунком табасаранских ковровых изделий является

топанча. Узорные фигуры в этом виде рисунка размещаются диагонально.

Название произошло от ассоциации со скрещенными шашками или

пистолетами.

Такой вид рисунка выполняется светлыми оттенками голубого, синего,

красного.

Воспитатель: Эти ковры рассказывают нам о родном крае. Посмотрите, вот

эти линии похожи на волны, которые бегут по морю, а этот узор говорит о

наших высоких горах.

Дети: Вот здесь поют птицы, а здесь бутоны распустились. Нужно большое

мастерство и труд, чтобы создать такие красивые ковры, где каждая линия,

каждый завиток был бы на своем месте.

А сейчас давайте с вами поиграем: Игра «Подними платок»

Воспитатель: Молодцы дети. А еще в Хиве есть фабрика по изготовлению

ковров, называется АРТЕЛЬ. Правда, ребята, необычное слово. В артели

работают много людей. Чтобы соткать ковер, нужно приложить много усилий.

Давайте представим, что мы находимся в Артели. Мы сегодня смастерим

красивые ковры. А теперь слушайте внимательно, ковры мы ткать не будем, а

будем выполнять необычным способом. Каждый из вас будет работать над

таким ковром, который вам больше нравится. Ворсовый – за этим столом,

безворсовый – за этим (показывает). Не забывайте, ножницами пользуйтесь

осторожно, аккуратно используйте клей, в артели должно быть тихо, чтобы вы

не мешали друг другу. Пройдите на рабочие места.

Дети выполняют работу самостоятельно под музыку

Воспитатель: Кто закончил работу над своим ковром, убирайте свое рабочее

место.

Умнички, дети. Вы справились с заданием. Я думаю, вы сможете стать

мастерами по изготовлению ковров.

Вопросы:

- Какой ковер вы смастерили?

- Какой узор вы изобразили?

Спасибо, дети, до свидания!



В раздел образования