Напоминание

«Урок — исследование с позиции личностно – ориентированного обучения »


Автор: Родионова Людитла Александровна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п.Новозаволжский"
Населённый пункт: п.Новозаволжский,Озинский район,Саратовская область
Наименование материала: методическая разоаботка
Тема: «Урок — исследование с позиции личностно – ориентированного обучения »
Раздел: среднее образование





Назад




Публикация по теме:

«Урок — исследование с позиции личностно - ориентированного

обучения »

Выполнила

Родионова Людмила Александровна

учитель физики 1категории

Личность учащегося, его интересы, склонности, познавательные возможности и

потребности, его отношение к знаниям ставятся в приоритете при создании

комфортной среды на основе личностно ориентированного подхода в обучении и

воспитании подростков на уроках физики. Используя личностно-ориентированный подход

в обучении, ставится и решается методическая цель: обеспечение , развитие и

саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей.

Для достижения намеченного решаются следующие задачи:

1.

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности,

которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка;

2.

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

3.

стимулирование учащихся к высказываниям, к использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

4.

использование в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику

выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

5.

поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать

способ деятельности других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее

рациональные;

6.

создание ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять

инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Организацию и проведение

урока — исследования с позиции

личностно -

ориентированного обучения

рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме

«

ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА

»

Цель урока: познакомить учащихся с такой характеристикой вещества как

плотность, выяснить физический смысл плотности, узнать способы измерения.

Задачи урока: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

способствовать развитию умения сопоставлять факты; развивать исследовательские

навыки; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность

приобретаемых знаний и умений; создать условия для развития навыков общения и

совместной деятельности, развивать интерес к физике как к науке о природе.

Методы обучения: проблемно – поисковый метод, исследовательский метод, практический

метод, демонстрационный метод.

Оборудование: видеопроектор; рычажные весы, разновесы; несколько тел равного объёма,

но разной плотности, одного объёма, но различных масс; измерительный цилиндр

(мензурка), вода; комплект тестовых заданий , таблицы плотностей веществ,

измерительные линейки, тела разного объёма.

Х о д

у р о к а

I.

Контроль знаний по теме «Взаимодействие тел. Масса тела»

тест по теме «Взаимодействие тел. Масса тела»

Изменение скорости тела происходит…

а) …пока на него действует другое тело;

б) …без действия на него другого тела;

в) …после действия на него другого

тела.

Может ли тело само по себе

изменять свою скорость?

а) Не может;

б) может;

в) всё зависит от желания тела.

Человек прыгнул из неподвижной лодки на

берег. В каком случае

а) Если масса лодки больше массы

человека;

скорости человека и лодки,

приобретённые при прыжке,

будут одинаковыми?

б) если их массы одинаковы;

в) если масса лодки меньше массы

человека.

В каком направлении будет двигаться мяч,

спокойно лежащей на столе при

равномерном движении поезда , если поезд

резко затормозит

а) вперёд по направлению поезда

б) назад против направления поезда

в) вправо

г)влево

Основная единица массы…

а) г; б) кг; в) т; г) мг; д) ц.

Выразить в кг массу яблока, равную 120 г.

а) 0,012 кг;

б) 1,2 кг;

в) 0,12 кг.

Весы уравновесили, разместив

на левой чашке взвешиваемое тело,

а на правой – набор гирь, представленный

на рисунке. Чему равна

масса тела?

а) 52,62 г;

б) 50,62 г;

в) 550,120 г.

Вычислите массу тележки № 2, если известно, что после пережигания нити,

удерживающей пружину, тележки начали двигаться со скоростями, показанными на

рисунке стрелками.

II. Изучение нового материала

Б л о к 1. Представление о плотности вещества

1. Эксперимент показывает, что…

а) …тела одинаковой массы имеют

разный объём.

б) …тела равного объёма имеют разную

массу.

Вывод: все вещества обладают свойством, которое называется плотностью, разные

вещества обладают разной плотностью. Плотность обозначается буквой ρ (ро).

Б л о к 2. Каков физический смысл плотности вещества?

Плотность показывает, чему равна

масса 1 см

3

или 1 м

3

вещества.

Она измеряется в г/см

3

или кг/м

3

.

11,3 г/см

3

Свинец

Например, плотность железа равна

11,3 г/см

3

. Что это значит?

Это значит, что 1 см

3

железа имеет массу

11,3 г.

Как плотность связана с внутренним

строением вещества?

Самый удобный способ разобраться с понятием

плотности это рассмотреть три состояния

вещества

молекулы в каждом из состояний меняют взаимное расположение, промежутки между молекулами

уменьшаются. Значит плотность зависит от того как располагаются молекулы внутри

тела.

Вывод: чтобы вычислить плотность вещества, из которого изготовлено вещество, нужно

массу тела разделить на его объём, то есть:

плотность =

масса

объем

или

ρ

m

V

Б л о к 3. Представление об экспериментальном методе определения

плотности твердого тела

Для экспериментального определения

плотности вещества нужно иметь

следующее оборудование:

1) весы и разновески для измерения

массы тела m (в г);

2) мензурка для измерения объёма

тела V в см

3

.

Вывод: зная формулу вычисления плотности вещества, из которого изготовлено

вещество, можно определить массу тела и его объём, то есть .

m= ρ*V V= m/ ρ [ρ =1кг/м ] ] [ρ =1 гсм

3

]

вычислив плотность вещества по формуле и посмотрев в таблицу плотностей, можно

узнать, из какого вещества изготовлено тело!

Запомни:

1. Для определения плотности жидкостей применяется специальный прибор, который

называется ареометром.

2. ρльда > ρводы > ρводяного пара

3. Плотности различных веществ можно найти в таблице плотностей.

4. Нужно уметь переводить единицы плотности, например, ρалюм = 2,7 г/см

3

. Умножим

это число на 1000 и получим другую единицу плотности алюминия 2700 кг/м

3

. Можно

поступить и наоборот. Например, ρкапрона = 1100 кг/м

3

. Разделим это число на 1000 и

получим плотность капрона 1,1 г/см

3

.

Закрепление изученного .

Используя таблицу плотностей применим новые знания при выполнении

практического задания по группам. У каждой группы на партах есть набор оборудования

и задание . (выполняя измерения объема тела неправильной формы, найти плотность

(массы известны): по завершению подготовить отчёт используя предоставленные

вопросы.

1 группа: 100 г меди ;

2 группа: 100 г деревянного бруска ;

3 группа: 150 г мёда;

3 группа: 100 г мыла .

Вопросы для отчета:

1.

Какие величины вам необходимо было узнать для выполнения задания?

2.

Как вы их нашли?

3.

Какой получился результат в г/см

3

, а в кг/м

3

?

Из рубрики « Это интересно»

Средняя плотность Земли 5500 кг/м

3

, Солнца – 1400 кг/м

3

, Луны – 3300 кг/м

3

.

Плотность крови человека 1050 кг/м

3

.

Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3.

Ответьте почему? Отрывок из рассказа Л.Н Толстого «Сырость»:

«...Осенью и зимою двери разбухают и не растворяются, а летом ссыхаются и

притворяются. От чего слабое дерево — осина больше разбухает, а дуб меньше?»

От того, что в крепком дереве — дубе пустого места меньше и воде некуда набраться, а в

слабом дереве — осине пустого места больше и воде есть куда набраться.

(ρ осины = 500

, ρ дуба = 700

)

Подведение итогов урока. Анализ домашнего задания.

- Итак, чтобы узнать плотность тела, необходимо знать массу тела и его объём.

IV. Домашнее задание: § 21, ответить на вопросы к § 21, выполнить упражнение 7

(№ 1-3 устно; № 4,5 письменно)

Используемая литература

1.Архив газеты 1 Сентября. Подборка статей по методике проведения уроков физики.

2.Методика преподавания и инновации в сфере образования , статьи из журнала «Физика в

школе» «Открытая физика»

3.Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник для общеобразовательных учреждений-М Дрофа

2010

4.Коренчук Т.М., Дифференцированный подход в обучении.//Открытая школа. - 2009 г. -

стр. 50 — 52.

5.Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М., 1996.



В раздел образования