Автор: Родионова Людитла Александровна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п.Новозаволжский"
Населённый пункт: п.Новозаволжский,Озинский район,Саратовская область
Наименование материала: методическая разоаботка
Тема: «Урок — исследование с позиции личностно – ориентированного обучения »
Раздел: среднее образование
Публикация по теме:
«Урок — исследование с позиции личностно - ориентированного
обучения »
Выполнила
Родионова Людмила Александровна
учитель физики 1категории
Личность учащегося, его интересы, склонности, познавательные возможности и
потребности, его отношение к знаниям ставятся в приоритете при создании
комфортной среды на основе личностно ориентированного подхода в обучении и
воспитании подростков на уроках физики. Используя личностно-ориентированный подход
в обучении, ставится и решается методическая цель: обеспечение , развитие и
саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей.
Для достижения намеченного решаются следующие задачи:
1.
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности,
которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка;
2.
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
3.
стимулирование учащихся к высказываниям, к использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
4.
использование в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику
выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
5.
поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать
способ деятельности других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее
рациональные;
6.
создание ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Организацию и проведение
урока — исследования с позиции
личностно -
ориентированного обучения
рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме
«
ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА
»
Цель урока: познакомить учащихся с такой характеристикой вещества как
плотность, выяснить физический смысл плотности, узнать способы измерения.
Задачи урока: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
способствовать развитию умения сопоставлять факты; развивать исследовательские
навыки; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность
приобретаемых знаний и умений; создать условия для развития навыков общения и
совместной деятельности, развивать интерес к физике как к науке о природе.
Методы обучения: проблемно – поисковый метод, исследовательский метод, практический
метод, демонстрационный метод.
Оборудование: видеопроектор; рычажные весы, разновесы; несколько тел равного объёма,
но разной плотности, одного объёма, но различных масс; измерительный цилиндр
(мензурка), вода; комплект тестовых заданий , таблицы плотностей веществ,
измерительные линейки, тела разного объёма.
Х о д
у р о к а
I.
Контроль знаний по теме «Взаимодействие тел. Масса тела»
тест по теме «Взаимодействие тел. Масса тела»
Изменение скорости тела происходит…
а) …пока на него действует другое тело;
б) …без действия на него другого тела;
в) …после действия на него другого
тела.
Может ли тело само по себе
изменять свою скорость?
а) Не может;
б) может;
в) всё зависит от желания тела.
Человек прыгнул из неподвижной лодки на
берег. В каком случае
а) Если масса лодки больше массы
человека;
скорости человека и лодки,
приобретённые при прыжке,
будут одинаковыми?
б) если их массы одинаковы;
в) если масса лодки меньше массы
человека.
В каком направлении будет двигаться мяч,
спокойно лежащей на столе при
равномерном движении поезда , если поезд
резко затормозит
а) вперёд по направлению поезда
б) назад против направления поезда
в) вправо
г)влево
Основная единица массы…
а) г; б) кг; в) т; г) мг; д) ц.
Выразить в кг массу яблока, равную 120 г.
а) 0,012 кг;
б) 1,2 кг;
в) 0,12 кг.
Весы уравновесили, разместив
на левой чашке взвешиваемое тело,
а на правой – набор гирь, представленный
на рисунке. Чему равна
масса тела?
а) 52,62 г;
б) 50,62 г;
в) 550,120 г.
Вычислите массу тележки № 2, если известно, что после пережигания нити,
удерживающей пружину, тележки начали двигаться со скоростями, показанными на
рисунке стрелками.
II. Изучение нового материала
Б л о к 1. Представление о плотности вещества
1. Эксперимент показывает, что…
а) …тела одинаковой массы имеют
разный объём.
б) …тела равного объёма имеют разную
массу.
Вывод: все вещества обладают свойством, которое называется плотностью, разные
вещества обладают разной плотностью. Плотность обозначается буквой ρ (ро).
Б л о к 2. Каков физический смысл плотности вещества?
Плотность показывает, чему равна
масса 1 см
3
или 1 м
3
вещества.
Она измеряется в г/см
3
или кг/м
3
.
11,3 г/см
3
Свинец
Например, плотность железа равна
11,3 г/см
3
. Что это значит?
Это значит, что 1 см
3
железа имеет массу
11,3 г.
Как плотность связана с внутренним
строением вещества?
Самый удобный способ разобраться с понятием
плотности это рассмотреть три состояния
вещества
молекулы в каждом из состояний меняют взаимное расположение, промежутки между молекулами
уменьшаются. Значит плотность зависит от того как располагаются молекулы внутри
тела.
Вывод: чтобы вычислить плотность вещества, из которого изготовлено вещество, нужно
массу тела разделить на его объём, то есть:
плотность =
масса
объем
или
ρ
m
V
Б л о к 3. Представление об экспериментальном методе определения
плотности твердого тела
Для экспериментального определения
плотности вещества нужно иметь
следующее оборудование:
1) весы и разновески для измерения
массы тела m (в г);
2) мензурка для измерения объёма
тела V в см
3
.
Вывод: зная формулу вычисления плотности вещества, из которого изготовлено
вещество, можно определить массу тела и его объём, то есть .
m= ρ*V V= m/ ρ [ρ =1кг/м ] ] [ρ =1 гсм
3
]
вычислив плотность вещества по формуле и посмотрев в таблицу плотностей, можно
узнать, из какого вещества изготовлено тело!
Запомни:
1. Для определения плотности жидкостей применяется специальный прибор, который
называется ареометром.
2. ρльда > ρводы > ρводяного пара
3. Плотности различных веществ можно найти в таблице плотностей.
4. Нужно уметь переводить единицы плотности, например, ρалюм = 2,7 г/см
3
. Умножим
это число на 1000 и получим другую единицу плотности алюминия 2700 кг/м
3
. Можно
поступить и наоборот. Например, ρкапрона = 1100 кг/м
3
. Разделим это число на 1000 и
получим плотность капрона 1,1 г/см
3
.
Закрепление изученного .
Используя таблицу плотностей применим новые знания при выполнении
практического задания по группам. У каждой группы на партах есть набор оборудования
и задание . (выполняя измерения объема тела неправильной формы, найти плотность
(массы известны): по завершению подготовить отчёт используя предоставленные
вопросы.
1 группа: 100 г меди ;
2 группа: 100 г деревянного бруска ;
3 группа: 150 г мёда;
3 группа: 100 г мыла .
Вопросы для отчета:
1.
Какие величины вам необходимо было узнать для выполнения задания?
2.
Как вы их нашли?
3.
Какой получился результат в г/см
3
, а в кг/м
3
?
Из рубрики « Это интересно»
Средняя плотность Земли 5500 кг/м
3
, Солнца – 1400 кг/м
3
, Луны – 3300 кг/м
3
.
Плотность крови человека 1050 кг/м
3
.
Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3.
Ответьте почему? Отрывок из рассказа Л.Н Толстого «Сырость»:
«...Осенью и зимою двери разбухают и не растворяются, а летом ссыхаются и
притворяются. От чего слабое дерево — осина больше разбухает, а дуб меньше?»
От того, что в крепком дереве — дубе пустого места меньше и воде некуда набраться, а в
слабом дереве — осине пустого места больше и воде есть куда набраться.
(ρ осины = 500
, ρ дуба = 700
)
Подведение итогов урока. Анализ домашнего задания.
- Итак, чтобы узнать плотность тела, необходимо знать массу тела и его объём.
IV. Домашнее задание: § 21, ответить на вопросы к § 21, выполнить упражнение 7
(№ 1-3 устно; № 4,5 письменно)
Используемая литература
1.Архив газеты 1 Сентября. Подборка статей по методике проведения уроков физики.
2.Методика преподавания и инновации в сфере образования , статьи из журнала «Физика в
школе» «Открытая физика»
3.Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник для общеобразовательных учреждений-М Дрофа
2010
4.Коренчук Т.М., Дифференцированный подход в обучении.//Открытая школа. - 2009 г. -
стр. 50 — 52.
5.Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М., 1996.