Напоминание

Педагогическое стимулирование, как важный фактор формирования мотивации у студентов СПО к учебной деятельности.


Автор: Телепнева Анна Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Петровский колледж"
Населённый пункт: г. Санктпетербург
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое стимулирование, как важный фактор формирования мотивации у студентов СПО к учебной деятельности.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Педагогическое стимулирование, как важный фактор формирования

мотивации у студентов СПО к учебной деятельности.

Телепнева А.В.

Преподаватель специальных дисциплин

(бухгалтерского учета и финансов)

СПб ГБПОУ «Петровский колледж»

В

настоящее

время

вопросам

формирования

и

развития

учебной

мотивации

у

студентов

среднего

специального

образования

посвящено

множество трудов. Однако несмотря на это, проблема эта до сих пор остается

не решенной, что обуславливает актуальность данной темы.

Основой

профессионального

становления

студента

является

образование, главным компонентом, которого выступает обучение. Очень

важно, когда студенты заинтересованы в процессе и результатах обучения, а

достаточными

они

будут

только

тогда,

когда

присутствует

сознательная

целевая установка и сформированная мотивация к обучению.

Определим

мотивацию

к

учебной

деятельности

как

совокупность

побуждений

вызывающую

активность

студента

в

процессе

получения

образования.

Учебная

мотивация

в

учебном

процессе

очень

важна,

так

как

она

является

источником

учебной

деятельности,

определяющей

поведение

обучаемого студента колледжа и, следовательно, существенно влияющей на

результат обучения и освоения профессии.

Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть

причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента, так как, объем

знаний,

получаемых

в

процессе

обучения

в

учреждениях

СПО,

сложно

освоить при отсутствии учебной мотивации. Основой же успешной учебной

деятельности

любого

обучающегося

является

высокий

уровень

развития

мотивации к учению.

2

Кроме

того,

позитивное

или

негативное

отношение

к

учебной

деятельности

определяет

отношение

к

будущей

профессии,

а

значит,

существует

риск

получить

неквалифицированных

специалистов,

не

заинтересованных в качестве своей работы.

В

учреждениях

СПО,

наблюдается

сложность

формирования

мотивации к учебной деятельности.

Поэтому

решение

проблемы

формирования

и

развития

учебной

мотивации

у

студентов,

должна

стать

одним

из

важных

направлений

в

деятельности педагога среднего профессионального образования. Так как

формирование и развитие учебной мотивации у студентов является одним из

условий

благоприятного

личностного

развития

и

эффективной

профессиональной подготовки.

Развитие

личности

происходит

в

процессе

деятельности

для

достижения

поставленной

цели.

Осуществлять

деятельность

и

достигать

цели можно только при наличии мотивации.

Важным

фактором,

побуждающим

студентов

к

учебе-является

стимулирование.

Под

стимулированием,

мы

понимаем

процесс

использования

конкретных стимулов для пользы человека, а также влияние, побуждение,

внешнее подталкивание к определенным действиям.

Влияние педагогического стимулирования на формирование мотивации

у студентов к обучению, изучались такими учеными как: З.И. Равкиным, Г.И.

Щукиным,

Ю.К.

Бабанским,

А.Н.

Леонтьевым,

В.Г.

Пряниковой,

М.Г.

Яновской и др.

Под

стимулированием

студентов

к

учебной

деятельности,

мы

понимаем,

совокупность

методов,

средств,

применяемых

руководством

и

преподавателями

СПО,

влияющих

на

создание

благоприятной

среды

для

процесса обучения.

Педагог,

в

свою

очередь,

в

своей

деятельности

должен

применять

различные

средства,

приемы,

которые

бы

положительно

действовали

на

3

формирование

мотивации

к

учебе,

через

стимулирование

познавательной

активности.

Стимулирование

познавательной

активности,

на

наш

взгляд,

представляет собой целенаправленное внешнее влияние на формирование

мотивации

студентов

к

учебной

деятельности,

посредством

специально

подобранных педагогом стимулов, с целью преобразования педагогического

воздействия в активное взаимодействие.

Познавательная

активность

учащихся

выступает

важным

условием

достижения

цели

обучения.

Она

основана

на

свойственной

человеку

врожденной

потребности

в

познании

нового,

является

свидетельством

правильной

организации

учебного

процесса,

а

ее

отсутствие

серьезным

недостатком в организации обучения. [1]

Результативность учебной деятельности студентов во многом зависит

от условий для проявления их активности. Если их учебная деятельность

организована на основе использования информационных методов изложения

материала, подробных инструкций и указаний для выполнения практических

работ,

готовых

способов

решения

учебных

задач,

точного

запоминания

изучаемого

материала,

то

будут

развиваться

только

репродуктивные

способности, позволяющие студентам осуществлять исполнительскую, а не

творческую деятельность. Творчество-это такой уровень развития личности,

который предполагает рефлексию собственных действий. Творчество, как

правило, результативно. Его результатом является овладение необходимой

информацией, и преобразование ее в новые знания.

Создать условия для проявления и развития творческих способностей,

творческой

активности

сложнее,

и

здесь,

как

ни

как,

значительная

роль

отводится педагогическому стимулированию.

Для

проявления

и

развития

творческих

способностей,

творческой

активности,

педагогу

необходимо

создать

такие

условия,

в

которых

бы

учитывался

личностный

подход

к

студентам

(выявление

и

учет

индивидуально-психологических

особенностей

студента),

создавались

4

условия

позитивной

эмоциональной

атмосферы

в

процессе

обучения,

снижающие

психологическую

инерцию;

использовались

активные

и

интерактивные методы обучения.

Важными инструментами педагогического стимулирования мотивации

студентов, являются интерактивные формы и методы обучения.

Использование различных интерактивных форм и методов активизации

познавательной

активности

позволяет

вовлечь

студентов

в

практические

ситуации, возникающие в реальной действительности, но не решаемые на

о сновании

применения

традиционных технологий

организации

образовательного процесса. Безусловно, интерактивные методы обучения не

должны полностью заменить традиционно сложившиеся формы обучения,

однако

смогут

значительно

повысить

уровень

сформированной

познавательной активности будущих специалистов системы СПО.

Однако,

следует

отметить,

что

использование

в

педагогической

практике

интерактивных

методов

обучения,

требует

иного

подхода

к

организации

познавательной

активно сти

студентов,

с и с т е м е

взаимоотношений преподавателя и студента СПО.

Применение этих методов, предполагает, выход преподавателя за рамки

субъекта,

владеющего

обширными

теоретиче скими

з н а н и я м и ,

разнообразными

методами,

он

принимает

роль

квалифицированного

консультанта. При этом, студент, как будущий специалист, в свою очередь,

становится

не

только

активно

мыслящим

субъектом

познавательной

деятельности,

хаотично

аккумулирующим

учебный

материал

на

уровне

формального восприятия, без ее дальнейшего осмысления, но сталкиваясь с

реальными

«производственными»

ситуациями,

превращается

в

активного

участника познавательного процесса.

В

настоящей

статье,

кратко

остановимся

на

некоторых

из

интерактивных

метод

обучения,

которые

на

наш

взгляд,

могут

быть

использованы

преподавателями

СПО,

такие

как:

лекции

проблемного

5

содержания, визуальные лекции, семинары-дискуссии, семинары-тренинги,

деловые игры, метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод

кейсов, самооценки, метод мозгового штурма и некоторые другие.

Итак,

проблемная

лекция,

характеризуется

как

такой

способ

монологического

изложения

преподавателем

учебного

материала,

когда

активное

восприятие

обеспечивается

благодаря

постановке

проблемы

в

начале лекции и раскрытию ее решения в ходе лекции. Постановка проблемы

побуждает студента к мышлению, к попытке самостоятельно ответить на

поставленный вопрос, создает интерес к излагаемому материалу.

При

организации

семинарских

занятий,

можно

использовать

такой

метод обучения, как метод дискуссий, представляющий собой групповое

целенаправленное

обсуждение

студентами

учебной

проблемы,

что

задает

устремленность

к

поиску

нового

задания-ориентира

для

последующей

самостоятельной деятельности. Цели проведения дискуссии для повышения

активизации

познавательной

деятельности

студентов

СПО

могут

быть

разнообразные: овладение знаниями и представлениями о познавательной

деятельности,

тренинг,

диагностика

уровня

познавательной

активности,

преобразование,

изменение

познавательных

установок

и

т.д.

Дискуссия

способствует высокой вовлеченности студентов в обсуждение содержания

проблемы и используется не только как средство активизации познавательной

деятельности, но и как способ углубленной работы с содержанием предмета,

выходя за пределы освоения фактических сведений, творческого применения

получаемых знаний. Такая форма занятий эффективна на этапе закрепления

сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных

ориентаций.

Одним

из

эффективных

методов

интерактивного

обучения,

на

наш

взгляд,

является

метод

оценки

и

самооценки

участников

группы.

Эта

процедура ориентирована на оценку личного вклада каждого в групповой

проект. Многие эксперты считают, что оценка работы участников проекта -

идеальный инструмент для рефлексии над проделанной работой, а также для

6

планирования дальнейшего академического маршрута, в том числе в качестве

развития выделяемых в целях исследования качеств личности. Эта процедура

подготавливает студентов к реальной профессиональной ситуации, где им

будет необходимо и составлять, и анализировать полученные отчеты.

Работая

над

совместным

проектом,

студенты

развивают

свои

познавательные навыки, учатся решать проблемы, учатся влиять на других,

на практике пробуют нестандартные, оригинальные решения. Таким образом,

групповая

работа,

работа

в

парах,

в

триадах

способствует

преодолению

ограничений

развития

качеств,

необходимых

для

формирования

познавательной активности.

Кроме оценки действий согруппников, частью многих предметов может

стать

задание

по

оценке

самого

себя.

Так,

можно

попросить

студентов

описать,

как

курс

способствовал

достижению

персональных

целей,

поставленных

на

начало

обучения.

Это

даст

студентам

шанс

оценить

собственный

прогресс

и

зарегистрировать

положительные

изменения,

а

также

наметить

дальнейшее

направление

развития

познавательной

активности.

Особо

отметим

тот

факт,

что

в

подобного

рода

работах

необходимо предложить студентам проанализировать пройденный предмет в

контексте с другими предметами, и отметить, где студент видит связи и как

новое знание и новые приобретенные умения «вписываются» в наличный

опыт и в программу его дальнейшего личностного и профессионального

развития.

В

процессе

активизации

познавательной

деятельности

студентов,

можно

использовать

такой

интерактивный

метод

«кейс-стадии»

-

метод

активного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций. Сущность

данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в

виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и

творческой исследовательской работы. Основными характеристиками этого

метода

являются

сочетание

профессиональной

деятельности

с

игровой;

использование

профессиональных

проблем

из

реальной

практической

7

деятельности,

что

повышает

уровень

мотивации

участников

посредством

стимулирования

профессионального

интереса;

возможность

участия

максимального количества людей в процессе сравнения различных взглядов

на

принятие

решения

в

проблемной

ситуации;

минимальная

степень

зависимости обучаемых друг от друга. Кейсы разрабатываются с учетом

принципов соответствия целям профессионального обучения и максимальной

приближенности к реальной действительности.

При этом задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно

было пользоваться разными путями для решения. В процессе обучения, как

правило, используются цепочки кейсов, то есть задания, имеющие между

собой общие связи.

Таким

образом,

немаловажную

роль

в

активизации

познавательной

деятельности студентов СПО играют упражнения, направленные на решение

реальных проблем. Такие задания могут использоваться как в течение курса,

так и в качестве финального задания - проекта. Ощущение реальности - это

мощный

стимул

к

самоорганизации,

мобилизации

и

планированию

использования

своих

ресурсов.

Применение

в

учебном

процессе

современных образовательных технологий, как показал опыт работы в СПО,

способствует повышению мотивации к обучению, так как студенты чаще

посещают

такого

рода

занятия

и,

проявляют

высокую

познавательную

активность.

В

заключении,

необходимо

отметить,

что

стимулирование

учебной

деятельности студентов, является важным фактором формирования учебной

мотивации, и как следствие их профессионального становления. Поэтому

стимулирование учебной деятельности студентов необходимо, однако, при

этом важно сохранять направленность на творческую личность, обладающую

компетентностью

профессиональной,

компетентностью

к

инновационной

деятельности,

что

обеспечит

в

свою

очередь,

конкурентоспособность

будущего

специалиста

СПО

в

современных

социально-экономических

условиях.

8

1.

Бабанский

Ю.К.

Методы

стимулирования

учебной

деятельности

школьника//Советская педагогика-1980-3-с.99-106.



В раздел образования