Автор: Белоусова Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Конаково, Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС
Раздел: полное образование
Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения
ФГОС
Чтение – вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого
человека - есть наука самая зани –
мательная.
А.С. Пушкин
Смысловое чтение – это
•
вид чтения, которое нацелено на понимание смыслового содержания
текста;
•
метапредметный результат освоения образовательной программы
основного общего образования;
•
универсальное учебное действие;
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа
текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно
работает
воображение,
он
может
активно
взаимодействовать
со
своими
внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой,
текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у
него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь
письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности
.
Существует три функции чтения :
1. Познавательная функция реализуется в процессе получения
информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.
2. Регулятивная функция направлена на управление практической
деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии
с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.
3. Ценностно-ориентационная функция чтения связана с
эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит
воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к
совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200
факторов
.
Самый
главный
из
них
—
это
навык
чтения,
который
гораздо
сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
Психологами также установлено, что полноценное чтение — это слож-
ный
и
многогранный
процесс,
предполагающий
решение
таких
позна-
вательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной
информации,
самоконтроль,
восстановление
широкого
контекста,
интерпретации, комментирование текста и другие.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая— это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла,
своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений
складывается
общее
содержание.
В
этом
случае
чтение
включает:
просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узна-
вание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая—
это
извлечение
смысла,
объяснение
найденных
фактов
с
помощью
привлечения
имеющихся
знаний,
интерпретация
текста.
Здесь
происходит
упорядочивание
и
классифицирование,
объяснение и
суммирование,
различение,
сравнение
и
сопоставление,
группировка,
анализ и обобщение, соотнесение
с
собственным
опытом,
размышление
над контекстом и выводами.
Третья— это создание собственного нового смысла, то есть присвоение
добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто
останавливается
на
первой
фазе
чтения,
читают
репродуктивно,
механически
воспроизводят
содержание, пересказывают факты и фабулу.
Когда-то этого было достаточно для получения образования.
В связи с этим психологи выделяют несколько уровней понимания текста
при чтении.
Первый,самый
поверхностный,
это
понимание
фактов,
того,
о
чём
говорится.
Второй уровеньхарактеризуется
пониманием
«не
только
того,
о
чём
говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей,
отношений,
причин,
следствий,
скрытых
за
словами
текста,
а
именно,
подтекста.
Третий уровеньпредполагает осознание читателем общего настроения
произведения,
отношения автора к описанным событиям, персонажам, его
оценок,
а
также
осознание
своего
собственного
отношения
к
тому,
что
написано и как написано.
Рассмотрим методы и приемы, направленные на развитие смыслового
чтения.
Кластер – графическая организация / систематизация материала
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по
поводу какой – либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты
и их спутники. В центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты –
крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у
каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Наши мысли уже не громоздятся, а располагаются в определенном порядке.
Кластер раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на
примере повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель».
В процессе составления данного кластера обсуждается система образов
произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются
закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного
«Маленький»
человек
Трагедия
Самсона Вырина
Безысходност
ь
«Маленькая»
должность
Самсон
Вырин
Дуня
Блудная
дочь
Одиночест
во
Страх перед
жизнью
героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом
конфликте с окружающей действительностью.
Кластер помогает понять смысл произведения, становление характера
главного героя в рассказе В.Распутина «Уроки французского».
внешний мир
д
з
о
л
б
о
р
о
внутренний мир
Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в
произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные
сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого
человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период
взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на
какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в
пропасть, т.е. неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой
борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который
протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.
Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не
только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и
осмысленномуподходу обучающихся к изучению текстов.
Помимоструктурирования нового материала, кластеры целесообразно
использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при
написании творческих работ.
жители деревни,
мать, дядя Ваня
жители райцентра,
одноклассники, тётя
Надя, её дети
тяга к знаниям,
гордость, доброта
,
самопожертвование
голод, нужда,
одиночество,
зависть, корысть
автор герой
учительница
Вадик Птаха
директор
Данный приём позволяет понять мыслительный процесс обучающихся,
активизировать их познавательную активность, развивать интерес к
изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как
в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.
Синквейн – творческая форма рефлексии
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала в кратких выражениях. Слово «синквейн» происходит от
французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это
стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правило написания синквейна :
1.
В первой строчке тема называется одним словом ( обычно
существительным).
2.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя
прилагательными).
3.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя
словами ( глаголы).
4.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая
отношение к теме ( чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторит
суть темы.
Предлагаю примеры синквейнов, написанных моими учащимися:
Маша (А.С. Пушкин “Дубровский”)
Умная, красивая
Любит, терпит, страдает
Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба
распорядилась иначе.
Красота
Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”)
Храбрый, честный
Защищает, мстит, любит
Владимир никогда не сдается
Благородство
Грей (А.С. Грин “Алые паруса”)
Добрый, благородный
Сбегает, путешествует, влюбляется
Был счастлив, сотворив чудо своими руками
Герой
А вот, что думают учащиеся по поводу работы с синквейном:
«Благодаря синквейну, мы можем понять, плохо или хорошо мы
узнали того или иного героя».
«Синквейн – интересный и простой способ описать кого-либо. Мне он
нравится, потому что нужно мало писать, а больше думать».
Иногда синквейн становится частью большой творческой работы
учащихся.
Творческие работы развивают мышление, фантазию, и, по-моему,
это просто интересно. Не все можно выразить словами, и тогда
помогают цветные карандаши.
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».
•
«Рыбья кость»
Фишбон – «рыбья кость»
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на
ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже
на «рыбью кость» или, если эту «кость» расположить вертикально, - на
елочку.
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в
тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних
ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы.
Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по
ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает
проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об
абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление
верхних и нижних косточек расширение представленных сведений.
Формы работы на уроке.
Индивидуальная работа.
Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед
каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на
протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен
мнениями и заполнение общей схемы на доске.
в группах.
Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит
индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема
Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Пример
использования
на
уроке
литературы
технологии
Фишбоун.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Васильева «А
зори здесь тихие» с применением межпредметных связей.
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние
косточки
—
герои
смелые,
хочется
жить;
нужно
защищать Родину;
Нижние косточки —мужество героев, любовь к Родине, во что бы
то ни стало уничтожить врага ценой собственной жизни.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
б
«Ромашка Блума» – ромашка вопросов
Таксономия ( от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов,
созданная известным американским психологом и педагогом
Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного
образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней
познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ,
синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов
На примере рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» мы
использовали «Ромашку Блума».
•
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты,
вспомнить, воспроизвести некую информацию.
•
Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов : «То есть ты
говоришь, что…?, «Если я правильно понял, то …? Такие вопросы
предоставляют собеседнику обратную связь относительно того, что
он только что сказал.
•
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они
направлены на установление причинно- следственных связей.
•
Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии,
прогноза : «Что бы изменилось, если бы …? «Как вы думаете, как
будут развиваться события дальше ?»
•
Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев
оценки тех или иных событий, явлений, фактов : «Почему что - то
хорошо, а что - то плохо ?» «Чем один герой отличается от другого?»
•
Практические вопросы. Они направлены на установление
взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на
месте герою?
Таким
образом,
в
настоящее
время
разработано
много
приемов
и
подходов к совершенствованию обучения учащихся смысловому чтению.
Наш подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на
овладение ими навыками и приемами информации, содержащейся в
тексте.
Сущность
понимания
состоит
в
том,
чтобы
понять
идею
произведения,
замысел
его
автора
и
почувствовать
эмоциональный
настрой
и
красоту
языка
художественного
произведения.
Научить
пониманию
очень
сложно,
тем
не
менее
можно
и
нужно
создавать
благоприятные
условия
для
овладения
школьниками
приемами
понимания и совершенствования чтения в целом.
Конь с розовой
гривой
Как звали
главного героя ?
го
Как вы относитесь
к поступку
мальчика?
Как бы вы
поступили на
месте героя?
Что бы было, если
бы мальчик не
послушался
«левонтьевских
ребятишек»?
Если я правильно
поняла, то герой
был втянут в
обман?
Почему
главный герой
послушался
Саньку ?
Список использованной литературы.
Цыбулько И.П. Методические рекомендации по некоторым аспектам
совершенствования преподавания русского языка.- ФИПИ, 2016
ЕГЭ-2016. Русский язык. Актив-тренинг (под редакцией Цыбулько
И.П.): М., «Национальное образование», 2016
Жаркова Л.П. Формирование коммуникативной компетенции на уроках
русского языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ
Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст.
Задачник-практикум. 8-11 классы.- М.: Астрель, АСТ, 2003
Сборник «Элективные курсы (русский язык, литература) Министерство
образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов:
ООО Издательство «Научная книга». 2008
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и
аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 2016
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к
основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М.,
«Экзамен», 2016