Напоминание

"Урок на тему: Звук Ц, буква Ц"


Автор: Дьяченко Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Урок на тему: Звук Ц, буква Ц"
Раздел: начальное образование





Назад




Класс: 1

УМК Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»

Учитель:С.А.Дьяченко

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Учебник: «Букварь» 1 класс, часть 1, Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова

Тема урока: «Знакомство с буквой Ц»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала

Задачи урока:

Образовательные: - познакомить с новым звуком и новой буквой, которая его обозначает; выделять звук [ц] в речи; научить читать слоги и слова с

буквой ц;

Развивающие: - развивать фонематический слух ; развивать речь; логическое мышление, воображение:

- развивать умение работать в группе и самостоятельно.

Воспитательные: - формировать культуру общения, воспитывать интерес к чтению и желание читать.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать этапы выполнения звукового анализа слов, уметь самостоятельно читать слова, предложения, получат возможность научиться

выделять звук [ц]

Метапредметные:

Познавательные УУД: сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков, моделирование звуковой схемы, доказательство

выбора фишки при обозначении звука.

Регулятивные: умеет понимать цель деятельности, удерживать внимание до получения ее результата , анализировать собственную работу;

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и формулировать собственное и аргументировать его.

Личностные: выражать положительное отношение к учебному процессу; проявлят внимание и интерес к освоению новых знаний и умений.

Материально – техничное обеспечение урока:

- мультимедийный проектор, предметные картинки, образцы букв, фишки для обозначения звуков, карточки для индивидуальной работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Мотивация к

деятельности

Актуализация

опорных знаний

и поставка

учебной задачи

Открытие нового

знания

- Прозвенел сейчас звонок!

Нас позвал он на урок!

Будем думать и читать,

И пятёрки получать!

Скажите, какая цель стоит перед нами на уроках обучения

грамоте?

Что такое звук? Буква?

Много ли букв мы изучили?

Давайте вспомним, какие!

Игра «живые буквы» (классифицируем на:

гласные-согласные;

гласные - на какие группы можно разделить;

согл.- на какие группы можно разделить;

МОЛОДЦЫ!

Знакомство с звуком Ц

Все ли звуки и буквы мы изучили?

Чтобы узнать с каким звуком мы познакомимся сегодня,

предлагаю вам отгадать загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (цапля)

- Что означает это слово? (Картинка с изображением птицы)

- Выделите первый звук в слове цапля.

- Кто догадался, какова же тема сегодняшнего урока.?.

- Произнесите еще раз звук [ц] и охарактеризуйте его.

Приветствуют

учителя, проверяют

свою готовность к

уроку.

Высказывают

предположения, что

на уроке будут изучать

новый звук и новую

букву, читать слова с

этой буквой.

Принимают учебную

задачу.

Классифицируют

буквы.

Какой он по звонкости/глухости? Это звук-одиночка (глухой,

твердый).

Значит, карточкой какого цвета мы будем обозначать звук

Ц на звуковой схеме? Покажите мне эту карточку. На листке,

который лежит на вашем столе закрасьте нужным цветом

квадрат.

Составим звуковую схему слова ЦАПЛЯ, слоговую схему.

В каких еще словах встречается звук Ц мы узнаем, если

внимательно посмотрим инсценировку сказки Георгия

.Юдина «Цыпленок Цып». Ваша задача запомнить как можно

больше слов со звуком Ц, кот встречаются в этой сказке.

Беседа - Кто главный герой сказки?

- Что вы о нем узнали?

- Кто запомнил слова цапли?

- Чему учит нас сказка?

Какие слова со звуком[ц] вы услышали?

Приключения цыпленка на этом не закончились. Он пошёл

гулять дальше и попал в необычный цирк, в котором

выступали только животные, в названиях которых есть звук

Ц. Назовите животных, которых мог увидел цыплёнок в этом

цирке.

Что же вы узнали о [ц]?

ФИЗМИНУТКА

Руки вверх и потянулись.

Влево, вправо повернулись.

Наклонились все вперёд,

А потом - наоборот.

Ручками похлопали.

Подготовленный

ребёнок читает

загадку наизусть.

Разгадывают загадки,

выделяют звук,

высказывают свои

предположения.

Формулируют тему

урока. Отмечают, что

новый звук согласный,

твердый, глухой.

Делают

звукобуквенный

анализ слова. Один

ребёнок у доски.

Принимают участие в

инсценир. Часть –

смотрят сказку.

Первичное

восприятие и

усвоение нового

учебного

материала

Закрепление

Ножками потопали.

Сели на места опять,

Чтоб урок нам продолжать.

Знакомство с буквой Ц.

. Чтобы узнать какой буквой обозначают на письме звук [ц],

возьмите листочек, на котором написан ряд букв.

Вычеркните буквы, которые мы уже изучили. Какой значок

остался? Это буква Ц. На что она похожа? Запомнили, как

выглядит буква Ц?

Выложите из разрезного материала букву Ц.

Похожа ваша буква на букву Ц? Посмотрите друг у друга.

Как буква называется?

Работа по учебнику. Стр. 138

- Что изображено на рисунке на этой странице?

- Перечислить названия птиц (кратко сказать о каждой:

название дикая/домашняя, перелёт./зимующая, чем питается)

На доске план рассказа.

- Буква Ц – почему их две?

_ Самостоятельное чтение слов.

Смысл всех слов понятен?

Почему слова написаны парами?

- чтение слов вслух;

- выборочное чтение.

- Читать слова, обозначающие один предмет, мн.ч.

- Составить слова с буквой Ц.

Учебник стр 139

Прочитайте загадки, а отгадки впишите в кроссворд. Мы

знаем,

что

в

учебнике

нельзя

писать,

поэтому

ответы

Знакомятся с новой

буквой

Конструируют букву.

Осуществляют

самопроверку и

проверку в парах.

Выполняют задание

Читают слова.

Выбирают слова по

заданному критерию.

Самостоятельная

работа с

последующей

взаимопроверкой

Рефлексия

занесите в кроссворд на листках.

Учебник стр. 140

Прочитаем задание. Кто понял задание?

- Почитайте пары слов по строчкам. Что у вас получилось?

(Чепуха)

- Подберите к словам из левого столбика подходящие по

смыслу слова из правого столбика. Сказку «Цыпленок Цып»

почитаете дома.

Беседа по вопросам:

- Какую учебную цель ставили вначале урока?

- Как называется буква, которую мы изучили?

- Какой звук она обозначает?

- Еще раз охарактеризуйте его.

- Научились читать слова с буквой Ц?

- Кто считает, что сегодня на уроке работал хорошо, все

получалось и вы довольны собой? (Веселый смайлик).

У кого что-то не получилось? (Серьёзный смайлик – надо

доработать)

Кто совсем не доволен своей работой, совсем ничего не

получалось на уроке? (грустный смайлик). У вас на столе

смайлики. Покажите мне своих смайликов. МОЛОДЦЫ! Все

довольны своей работой на уроке!

Урок закончен. Спасибо за работу!

. Читают загадки.

Печатают слова

отгадки в кроссворде

Контролируют

действие в паре.

Делают выводы о

результатах работы.

Познакомились со

звуком [ц].

Обозначили его

буквой Ц.

Звук [ц] всегда

твердый

.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое

эмоциональное

состояние на уроке.



В раздел образования