Напоминание

"Калейдоскоп профессий"


Автор: Лата Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Киселевского городского округа Кемеровской области
Наименование материала: разработка профориентационного мероприятия
Тема: "Калейдоскоп профессий"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

«Калейдоскоп

профессий»

методическая разработка профориентационного

мероприятия

Выполнила:

Лата Татьяна Николаевна

Педагог дополнительного

образования

МБУ ДО ДДТ

Киселевск 2018

1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Ход профориентационного мероприятия

«Калейдоскоп профессий» ………………………………………………..…5

Заключение………………………………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………………10

Приложение 1…………………………………………………………………………11

Приложение 2, 3……………………………………………………………………12

Приложение 4…………………………………………………………………………13

Приложение 5, 6……………………………………………………………………14

Приложение 7…………………………………………………………………………15

2

Введение

Как огромен мир профессий! Как не заблудиться в этом многообразии и

выбрать свою профессию, один раз и на всю жизнь, чтобы приносила

удовлетворение и радость и была необходима обществу. Проблема «Кем

быть» является одной из главных в жизни человека. Ведь это не просто

удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся

или разбитая судьба, успешная жизнь или равнодушное существование,

наконец, одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья.

Но как важно для человека быть на своём месте и что будет если он займёт

чужое место. Над этими жизненно важными вопросами мы всё больше и

больше задумываемся в последнее время, потому что знаем, как велика

цена ошибки.

Кем стать? Этот вопрос в определённый момент жизни задавали и

будут

задавать

все

люди.

И

нередко

получается,

что,

оказываясь

в

напряженной ситуации выбора, молодой человек не способен принять

самостоятельное решение. Ученые считают, что у нашего современника в

двести раз больше возможностей для

выбора профессии, чем у его

предка, жившего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и

специальностей, чтобы сделать правильный сознательный выбор! Для того

чтобы облегчить ситуацию выбора молодежи необходимо расширить их

знания о мире профессий. И начинать их знакомство необходимо как

можно

раньше.

Конкурсное

мероприятие

«Калейдоскоп

профессий»

в

непринужденной игровой форме способен помочь в решении этой задачи:

расширить знания детей о мире профессий.

Цель: содействие в расширении общей осведомленности обучающихся в

мире профессий.

Задачи:

поддержать познавательный интерес детей к миру профессий.

способствовать

формированию

мотивации

к

самопознанию

через

знакомство

с

различными

сторонами

профессий;

Р а з в и в а т ь

коммуникативные навыки работы в команде.

3

Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.

Категория участников: учащиеся 3-5 кл.

Время проведения мероприятия: 45 мин.

Форма мероприятия: конкурсная программа

Оборудование: учебный кабинет, листы бумаги, маркеры, шариковые

ручки. плакат с пословицами о труде, карточки-подсказки для задания

«Знатоки». Плакат с цепочкой букв для задания «Цепи - кованные»,

предметы для игры «Конверт с изюминкой». Презентация «Калейдоскоп

профессий».

Этапы профориентационного мероприятия

«Калейдоскоп профессий»

Этапы

время

1

Вводная часть

2 мин

2

Основная часть

40

2.1

1. Задание: Представление и приветствие команд.

3 мин

2.2

2. Задание: «Знатоки»

5 мин

2.3

3. Задание: «Цепи - кованные»

5 мин

2.4

4. Задание: «Викторинка-юморинка»

4 мин

2.5

5. Задание: «Мудрость веков»

3 мин

2.6

6. Задание: «Умницы и умники»

5 мин

2.7

7. Задание: «Конверт с изюминкой»

5 мин

2.8

8. Задание: «Загадочный стихоплет»

5 мин

2.9

9. Задание: «Аукцион от А до Я».

5 мин

3

Заключительная часть

3 мин

Подведение итогов конкурса. Награждение команд.

Ход мероприятия

Утром мы отправляемся в школу, а наши родители на работу.

4

Труд каждого из нас важен и полезен Послушайте стихотворение Эди

Огнецвет «Кто начинает день?» (Приложение1)

Чтобы понять какие бывают профессии, чем занимаются ваши

родители и знакомые, давайте познакомимся с миром профессий. И в этом

нам поможет наше мероприятие «Калейдоскоп профессий».

1. Задание: Представление и приветствие команд

Ц е л ь : повысить

групповою

активность

участников,

создать

доброжелательную атмосферу.

Задание: Представить название и девиз своей команды и приветствие

команде соперника.

Это домашнее задание создает настрой учащихся на конкурс, способствует

снятию напряжения и волнения у учащихся, создает доброжелательное

отношение между соперниками.

На выполнения задания 3 мин.

2. Задание «Знатоки»

Цель:

расширение

общей

осведомленности

обучающихся

в

мире

профессий.

Задание: Командам необходимо, по предложенным словам, отгадать к

представителям какой профессии они относятся. За угаданную с первой

подсказки профессию команда получает 5 баллов, каждая следующая

попытка снижает оценку команды на 1 балл. Чем больше профессий

отгадает команда, тем больше заработанных баллов. (Приложение 2).

На выполнения задания 5 мин.

3. Задание: «Цепи - кованные»

Цель:

Способствовать

развитию

внимания,

сосредоточения

на

определенном задании, расширению кругозора.

5

Задание: в

цепочке

букв

отыскать

как

можно

больше

названий

профессий. За каждую найденную профессию 5 баллов.

На выполнения задания 5 мин.

4. Задание: «Разминка-юморинка»

Цель:

Способствовать

снятию

напряжения,

развитию

внимания,

расширению кругозора.

Задание:

переставить

буквы

в

предложенных

словах

так,

чтобы

получились названия профессий.

За каждый правильный ответ команде первой выполнившей задание-1

балл. Можно получить до 10 баллов. (Приложение 5)

На выполнения задания 4 мин.

5. Задание: «Мудрость веков»

Веками народом прославлялся труд, умение и любовь к труду. Понять и

сохранить народную мудрость по силам и нам. (Приложение 6)

Цель: Способствовать сохранению и пониманию народных пословиц о

труде.

Задание: Соотнести начало и конец пословицы. За каждый правильный

ответ 1 балл. Команде, первой выполнившей задание дополнительно еще

1 балл.

На выполнения задания 3 мин.

6. Задание: «Умницы и умники».

Цель: Расширение знаний учащихся, активизация коллектива.

Задание: Командам задаются вопросы и три варианта ответа. Выбрать

верный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(Приложение 4).

На выполнения задания 5 мин.

6

7. Задание: «Конверт с изюминкой»

Цель: активизация учащихся, моделирование поведения профессионала

при

выполнении

работы,

вырабатывание

навыков

эффективной

самопрезентации.

Конкурс с элементами игры-импровизации.

Задание: Каждой команде предлагается достать из конверта предметы или

картинки

с

предметами,

угадать

к

какой

профессии

они

относятся

и

показать

другой

команде,

что

у

вас

за

предмет

и

какая

профессия.

Оценка этого конкурса 5 балл за каждый правильный ответ.(Приложение3)

На выполнения задания 5 мин.

8. Задание: «Загадочный стихоплет».

Ц е л ь : формирование

мотиваций

к

самопознанию,

содействие

в

расширении творческих способностей, через знакомство с загадками о

профессиях.

Труд человека воспевали в своих произведениях знаменитые поэтов,

подчёркивая его важность и значимость. Сегодня и вы внесете свою лепту

в создание стихов.

Задание:

Необходимо

отгадать

профессию.

Внимательно

следите

за

рифмой и смыслом загадки.

За каждую правильно отгаданную загадку

команде присуждать два балла. (Приложение 7)

На выполнения задания 5 мин.

9. Задание: «Аукцион от А до Я».

Цель: закрепление знаний обучающихся названий профессий.

Задание: Записать названия профессий по алфавиту с использованием

количества

букв

равных

полученным

баллам.

(т.е.

рекомендуется

записывать

короткие

названия

профессий

по

алфавиту).

Команда,

написавшая больше профессий, признается победительницей в аукционе и

получает 5 баллов.

7

На выполнения задания 5 мин.

Заключительная часть.

В

конце

мероприятия

подводится

общий

итог,

выявляются

положительные

моменты,

его

практическая

значимость.

Награждаются

команды победителей и участников. Обратная связь осуществляется при

помощи записанных обучающимися отзывов.

Молодцы, ребята! Вы все хорошо работали, и многие из вас правильно и

быстро

справлялись

с

заданием.

Вы

узнали

много

нового

о

мире

профессий. И все вы я думаю весело и с пользой провели это время.

Пришло

время

награждать

победителей.

Награждается

команда-

победитель. Но проигравших у нас нет. Команда, занявшая второе место,

также награждается призами и грамотой.

Заключение

8

Задача профориентации повысить готовность обучающихся сделать

правильный,

осознанный

выбор.

Чтобы

не

заблудиться

в

этом

многообразии и выбрать свою, возможно единственную профессию, один

раз и на всю жизнь, чтобы она была не только востребована обществом, но

и

приносила

удовлетворение

и

радость

самому.

Ведь

это

одно

из

важнейших слагаемых и условий человеческого счастья.

Сделать

правильный

выбор,

реализовать

себя

в

изменяющихся

социально-экономических

условиях

весьма

сложно

для

современного

молодого человека. Особенно если он выбрал профессию не с учетом

своих интересов, возможностей, мотиваций, а по совету окружающих,

близких, знакомых, друзей. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо

пораньше дать возможность детям задуматься о своем будущем, узнать

побольше о мире профессий.

Конкурсное

мероприятие

«Калейдоскоп

профессий».

В

непринужденной игровой форме способен расширить знания обучающихся

об удивительном для них мире профессиях, заинтересовать их какими-

либо профессиями, подумать о профессиях и о своем будущем.

На данном мероприятии учащиеся, играя в командах научились

работать в коллективе, расширили свой кругозор в мире профессий, что

поможет

им

в

дальнейшем

сделать

правильный,

осознанный

выбор

будущей профессиональной карьеры.

Результативность мероприятия, по оценке учащихся, соответствует

высокому уровню.

9

Список литературы

1.

Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А. Д.

Гонеев, Н. И. Лифинцева, Л.В. Ялпаева – 7-е изд., стер. – Москва:

Академия, 2011. – 272 с.

2.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе образования [Текст]: учебное пособие / ред. Е. С. Полат. – 2-е

изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 272 с. – (Высшее образование).

3.

Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и

личностного

самоопределения [Текст]:

учеб.

-метод.

пособие

/

Н.

С.

Пряжников. – 2-е изд., стер. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. –

400 с. – (Библиотека школьного психолога).

Приложение 1

10

стихотворение Эди Огнецвет «Кто начинает день?»

Кто начинает день?

Шофёр не любит долго спать,

Чуть свет встаёт шофёр.

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Везде дела шофёра ждут –

Во все концы земли

Возить готов он кирпичи,

Чтоб города росли.

Едва забрезжила заря –

Поднялся хлебопёк,

Чтоб ты румяным калачом

Полакомиться мог.

Маляр порадовать спешит

Природу и людей,-

Нам пестроту весны дарит

Весёлый чародей.

Спроси у солнца и земли,

Спроси у быстрых рек:

- Кто начинает новый день?

- Рабочий человек!

Приложение 2

Задание: «Знатоки».

11

Школа, урок, перемена, звонок, доска (учитель)

Суп, гарнир, котлета, кастрюля, салат (повар)

Улица, мусор, листья, снег, чистота (дворник)

Нитки, ткань, булавка, иголки, наперсток (портной)

Продукты, прилавок, касса, товар, витрина (продавец)

Сцена, песня, микрофон, костюм, овация (певец)

Кисти, холст, палитра, портрет, живопись (художник)

Растение, грабли, лопата, семена, удобрение (садовник)

Калькулятор, папки, отчеты, деньги, зарплата (бухгалтер)

Рецепт, таблетки, лечение, аптека, витамины (врач)

Кирпич, плита, цемент, кровля, стекло (строитель)

Ножницы, шампунь, волосы, бигуди, зеркало (парикмахер)

Порядок, правила, защита, сирена, закон (полицейский)

Машина, пассажиры, грузы, дорога, бензин (водитель)

Секретарь, подпись, решение, руководство, штат (директор)

Письмо, посылка, адресат, связь, бандероль (почтальон)

Приложение 3

Задание: «Конверт с изюминкой»

Учитель – мел, указка, учебник, ручка

Почтальон – письмо, открытка, газета, журнал

Доктор – таблетки, градусник, шприц

Повар – черпак, кастрюля, специи, колпак

Музыкант – нотная тетрадь, микрофон, музыкальный инструмент

Швея – нитки, иголка, ножницы, ткань

Милиционер – жезл, фуражка, детская милицейская машинка

Продавец – приборы из детского набора для продавца (гири, весы)

Приложение 4

Задание: «Умницы и умники»».

12

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут

ремесла?

а) Агния Барто

б) Сергей Михалков

в) Джанни Родари

2. За чем мужчина обращается к флористу?

а) за табаком

б) за цветами

в) за морепродуктами

3. Представители какой профессии раньше успешно заменяли врачей?

а) кузнецы

б) цирюльники

в) алхимики

4. Где работает крупье?

а) в казино

б) на конюшне

в) на мельнице

5. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

а) культиватор

б) культуролог

в) культурист

6. С представителями какой профессии сравнивают грязнулю?

а) трубочист

б) шахтер

в) нефтяник

7. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед

операцией?

а) физиотерапевт

б) гипнотизер

в) анестезиолог

8. Что делает визажист?

а) визы

б) макияж

в) пластические операции

9. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

а) прокурор

б) адвокат

в) следователь

Приложение 5

Задание: «Разминка -юморинка».

13

РВАЧ

В - медицинский работник (врач)

СОПЛО

П - дипломатический представитель (посол)

ТЕРКА

А - театральная и кинематографическая профессия (актер)

МАРЛЯ

М - «разноцветный» рабочий (маляр)

ФИАКР

Ф - волшебная цирковая профессия (факир)

КРЕДИТОР

Д - руководитель предприятия (директор)

СТАРИНА

С - младший медицинский рабочий (санитар)

ВОДОСТОК

С - животноводческая профессия (скотовод)

АВДОТКА

А - юридическая профессия (адвокат)

ТРАВИНКА

А - продавец старины (антиквар)

Приложение 6

Задание: «Мудрость веков»

Начало половицы

продолжение пословицы

1.

Терпение и труд …

а) хвалит

2.

Дело мастера …

б) боится

3.

Всякая работа мастера …

в) делом

4.

Кто рано встает, …

г) портит

5.

Без труда не вытянешь

д) все перетрут

6.

Труд кормит, а лень …

е) тому Бог подает

7.

Не спеши языком, торопись

ж) и рыбку из пруда

8.

О дереве судят по плодам, а о человеке

з) по делам

Приложение 7

Задание: «Загадочный стихоплет»

Автор. Олеся Емельянова.

14

Мы в профессии играем.

По душе их выбираем,

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А, кем быть, решить и стать.

Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет …

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Значит, вырастет …

У художника сестренка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит, вырастет …

У певицы есть соседи -

Близнецы Денис и Федя.

Воду варят вечерами,

Значит будут …

Повара с Валерой в ссоре,

Он опять о вкусах спорит.

Очень любит он дебаты,

Значит станет …

Депутат с Мариной дружит.

Той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина

Стать мечтает …

Балерина дружит с Дашей.

Даша кормит с ложки кашей

Куклу-капризулю Катю,

Значит, будет …

Воспитатель ходит в школу

Вместе с мальчиком веселым.

Ян жонглирует мячом,

Значит, будет …

Ян-циркач знаком с Иваном,

Недоверчивым и странным.

Он следит за дядей Сёмой

И мечтает стать …

У шпиона есть братишка.

Коля любопытный слишком.

Он наукой увлеченный,

Значит, вырастет …

Наш ученый с другом Васей

Плавал дома на матрасе.

Ловко обогнул диван

Вася, храбрый …

Капитана Ксюша с Жанной

Заразили кашей манной.

А потом лечили щами,

Стать хотят они …

15

У врачей есть три подружки -

Наряжаются в подушки.

Галя, Машенька и Вера

По призванью …

Модельеры любят Гошу,

Потому что он хороший.

Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет …

У поэта брат - Степашка,

Он весь год учил букашку

Прыгать из стакана в ковшик.

Подрастает …

Дрессировщик с другом Димой

Целый день искали мину.

Дима банку под забором,

Закопал, чтоб стать …

У сапера старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель -

Лёва будущий …

Наш спасатель ходит парой

С доброй девочкой Тамарой.

Лечит та зверей отваром,

Чтобы стать …

У ветеринара Томы

Мышки все ушли из дома.

Их найдет, всех опросив,

Тима, местный …

Детектив наш на диване

Отыскал заколку Ани.

Аня учит роль Алисы,

Чтобы стать большой …

Для актрис - аплодисменты

И цветы, и комплименты.

Крикнул Анечке: "Мотор!"

Слава - кино- …

Режиссер театр забросил,

Пол он с Данькой пылесосил.

Окружающий мир дорог

Даньке. Будет он …

У эколога сосед -

Сколотил сам табурет,

А еще для птичек дом.

Значит, станет …

Был столяр на дне рожденья

У Володи в воскресенье.

Папа Вовке автомат

Подарил, чтоб рос …

Все солдаты ходят строем.

Ордена раздал героям

И обратно в бой послал

Рома - храбрый…

16

Генерал в отставку подал,

Ведь его погоны продал

Толя, маленький хитрец,

Значит, будет …

Продавец зимой Олегу

Продал три сугроба снега.

Крепостей Олег лепитель -

Он потомственный …

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты кем хочешь стать?

17



В раздел образования