Напоминание

"Вопросы к олимпиаде по русскому языку 5 класс"


Автор: Болотина Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск –на– Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вопросы к олимпиаде по русскому языку 5 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Вопросы к олимпиаде по русскому языку 5 класс

1 раздел "Фонетика"

1задание. Расставьте ударение в следующих словах:

алфавит, положила, документ, портфель, километр, партер, средства, шофер.

2 задание. Определите количество звуков в следующих словах :

Яков, лампа, просьба, вялый, вьюн, гвоздь, я, они, отъезд.

3 задание. Составьте из букв, составляющих слово грамотей, как можно больше других

существительных, употребляя их в форме именительного падежа.

4 задание. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова:

прорубь, сторож, варежка, город, погодка.

5 задание. Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие

согласные звуки на глухие:

груба, дубить, обрызгать.

2 раздел "Словообразование. Морфемика"

1 задание. Придумайте слова с приставками:

низ-, нис-, пред-, предо-

2 задание. Выделите суффикс в словах:

зайчонок, девчонка, добрячок, дождливый, лживый, доверчивый.

3 задание. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

подделка, восстание, ссора, конный.

3 раздел " Орфография"

1

задание. Вставьте пропущенные буквы:

флаг разв...вается, разв...вать способности, св...рить грибы, отв...рить двери, подр...внять

ряды, выр...вненная дорога, ум...лять о пощаде, ум...лять достоинство, зам...рять рост

прим...рить врагов.

2 задание. Определите вид орфограммы, графически ее обозначьте, вставьте

пропущенные буквы:

а) вид...т, дума..т, ненавид...т;

б)в тетрад..., о брат..., с вегк...;

в)вес...ник, чудес...ный, вкус...ный;

4 раздел "Лексика. Фразеология"

1 задание. О чем идет речь в этих загадках-шутках? Запишите все угаданные

фразеологизмы.

а) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

б) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле.

в) Его вешают, приходя в уныние; его задираю, зазнаваясь.

2 задание. Замените в данных словосочетаниях прилагательные другими,

противоположными по смыслу.

а) Ручной зверь . б) Легкомысленный человек. в) Жидкий суп. г) Глубокая река.

д) Ленивый ученик.

3 задание. Подобрать к каждому из слов синоним:

битва, груз, вьюга, зной, противник, еда, нежность.

5 раздел "Морфология

1 задание. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова. Составьте с

ними предложения.

Печь, три, жгут, стих, пила.

2 задание .Определите, к какому роду относятся слова:

картофель, кофе, какао, фамилия, простыня, молодежь, тюль, рояль, шампунь.

6 раздел " Синтаксис"

1 задание. Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получилось сложное

предложение:

Взошло солнце, и...

Звонко стучал по сухому дереву дятел, а

Деревья шумели, шуршали и слушали, как...

2 задание. Выполни синтаксический разбор предложения. Из какого оно

произведения? Кто его автор?

Три девицы пол окном пряли поздно вечерком.

Ответы.

1 раздел. "Фонетика"

1 задание. алфавИт, положИла, докумЕнт, киломЕтр, партЕр, срЕдства, шофЁр.

2 задание

Яков-5 зв, лампа-5 зв., просьба-6 зв, вялый-5 зв, вьюн-4 зв., гвоздь-5 зв., я -2 зв, они-3

зв , отъезд- 6 зв.

3 задание .Гам, том, мот, рот, май, ром, мор, море, горе, гром, морг, гора, метр, тема,

рота, метро, герой и др.

4 задание. Оглушение согласного на конце слова и перед глухим согласным.

5 задание. Крупа, тупит, опрыскать.

2 раздел "Словообразование. Морфемика"

1 задание. Низвергнуть, ниспадать, предложить, предсказать, предопределить и др.

2 задание.ЗайчОНОК, девчОНКа, добрячОК, дождЛИВый, лжИВый, доверЧИВый.

3 задание . Под-дел-ка,вос-ста-ни-е, ссор-а, кон-н-ый.

3 раздел "Орфография"

1 задание.

флаг развевается , развивать способности, сварить грибы, отворить двери ,

подравнять ряды, выровненная дорога, умолять о пощаде, умалять достоинство,

замерять рост, примирить врагов.

2 задание.

а) видит. думает, ненавидит;

б ) в тетради, о брате, с ветки;

в) вестник, чудесный, вкусный.

4 раздел "Лексика. Фразеология"

1 задание.

а) уши: уши вянут, хлопать ушами;

б)ветер: ветер в голове, ищи ветра в поле;

в) нос: повесить нос, задрать нос.

2 задание. а) дикий зверь; б)серьёзный человек; в)густой суп; г)мелкая река; д)

трудолюбивый ученик.

3 задание.

битва(бой, сражение); груз( тяжесть; вьюга(метель); зной(жара; противник( враг,

неприятель); еда(пища); нежность(ласка).

5 раздел "Морфология"

1 задание.

печь- существительное и глагол;

три- числительное и глагол;

жгут- существительное и глагол;

стих- существительное и глагол;

пила-существительное и глагол.

2 задание.

картофель(м.р.); кофе(м.р.); какао(с.р.); фамилия(ж.р.); простыня(ж.р.);

тюль(м.р.);рояль(м.р.); шампунь(м.р.)

6 раздел "Синтаксис"

1 задание.

Взошло солнце, и сразу в поле стало светло.

Звонко стучал по сухому дереву дятел, а червяки ещё не показались.

Деревья шумели, шуршали и слушали, как ветер разносил их листья по лесу.

2 задание. А.С.Пушкин " Сказка о царе Салтане"

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

----------------- -.-.-.-.-.-.-. ---------- -.-.-.-.-. -.-.-.-.-.

-----------

Список используемой литературы

1.Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку.-Ростов н/ Дону:

Феникс, 2009

2.Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины,

олимпиады / С.В.Водолазькая. - Изд.3-е - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.

3.Предметные недели в школе. Русский язык и литература, 2002.

Составитель: Л.И.Косивцова . Издательство "Учитель". Волгоград.



В раздел образования