Автор: Болотина Ольга Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Комсомольск –на– Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вопросы к олимпиаде по русскому языку 5 класс"
Раздел: среднее образование
Вопросы к олимпиаде по русскому языку 5 класс
1 раздел "Фонетика"
1задание. Расставьте ударение в следующих словах:
алфавит, положила, документ, портфель, километр, партер, средства, шофер.
2 задание. Определите количество звуков в следующих словах :
Яков, лампа, просьба, вялый, вьюн, гвоздь, я, они, отъезд.
3 задание. Составьте из букв, составляющих слово грамотей, как можно больше других
существительных, употребляя их в форме именительного падежа.
4 задание. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова:
прорубь, сторож, варежка, город, погодка.
5 задание. Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие
согласные звуки на глухие:
груба, дубить, обрызгать.
2 раздел "Словообразование. Морфемика"
1 задание. Придумайте слова с приставками:
низ-, нис-, пред-, предо-
2 задание. Выделите суффикс в словах:
зайчонок, девчонка, добрячок, дождливый, лживый, доверчивый.
3 задание. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:
подделка, восстание, ссора, конный.
3 раздел " Орфография"
1
задание. Вставьте пропущенные буквы:
флаг разв...вается, разв...вать способности, св...рить грибы, отв...рить двери, подр...внять
ряды, выр...вненная дорога, ум...лять о пощаде, ум...лять достоинство, зам...рять рост
прим...рить врагов.
2 задание. Определите вид орфограммы, графически ее обозначьте, вставьте
пропущенные буквы:
а) вид...т, дума..т, ненавид...т;
б)в тетрад..., о брат..., с вегк...;
в)вес...ник, чудес...ный, вкус...ный;
4 раздел "Лексика. Фразеология"
1 задание. О чем идет речь в этих загадках-шутках? Запишите все угаданные
фразеологизмы.
а) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
б) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле.
в) Его вешают, приходя в уныние; его задираю, зазнаваясь.
2 задание. Замените в данных словосочетаниях прилагательные другими,
противоположными по смыслу.
а) Ручной зверь . б) Легкомысленный человек. в) Жидкий суп. г) Глубокая река.
д) Ленивый ученик.
3 задание. Подобрать к каждому из слов синоним:
битва, груз, вьюга, зной, противник, еда, нежность.
5 раздел "Морфология
1 задание. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова. Составьте с
ними предложения.
Печь, три, жгут, стих, пила.
2 задание .Определите, к какому роду относятся слова:
картофель, кофе, какао, фамилия, простыня, молодежь, тюль, рояль, шампунь.
6 раздел " Синтаксис"
1 задание. Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получилось сложное
предложение:
Взошло солнце, и...
Звонко стучал по сухому дереву дятел, а
Деревья шумели, шуршали и слушали, как...
2 задание. Выполни синтаксический разбор предложения. Из какого оно
произведения? Кто его автор?
Три девицы пол окном пряли поздно вечерком.
Ответы.
1 раздел. "Фонетика"
1 задание. алфавИт, положИла, докумЕнт, киломЕтр, партЕр, срЕдства, шофЁр.
2 задание
Яков-5 зв, лампа-5 зв., просьба-6 зв, вялый-5 зв, вьюн-4 зв., гвоздь-5 зв., я -2 зв, они-3
зв , отъезд- 6 зв.
3 задание .Гам, том, мот, рот, май, ром, мор, море, горе, гром, морг, гора, метр, тема,
рота, метро, герой и др.
4 задание. Оглушение согласного на конце слова и перед глухим согласным.
5 задание. Крупа, тупит, опрыскать.
2 раздел "Словообразование. Морфемика"
1 задание. Низвергнуть, ниспадать, предложить, предсказать, предопределить и др.
2 задание.ЗайчОНОК, девчОНКа, добрячОК, дождЛИВый, лжИВый, доверЧИВый.
3 задание . Под-дел-ка,вос-ста-ни-е, ссор-а, кон-н-ый.
3 раздел "Орфография"
1 задание.
флаг развевается , развивать способности, сварить грибы, отворить двери ,
подравнять ряды, выровненная дорога, умолять о пощаде, умалять достоинство,
замерять рост, примирить врагов.
2 задание.
а) видит. думает, ненавидит;
б ) в тетради, о брате, с ветки;
в) вестник, чудесный, вкусный.
4 раздел "Лексика. Фразеология"
1 задание.
а) уши: уши вянут, хлопать ушами;
б)ветер: ветер в голове, ищи ветра в поле;
в) нос: повесить нос, задрать нос.
2 задание. а) дикий зверь; б)серьёзный человек; в)густой суп; г)мелкая река; д)
трудолюбивый ученик.
3 задание.
битва(бой, сражение); груз( тяжесть; вьюга(метель); зной(жара; противник( враг,
неприятель); еда(пища); нежность(ласка).
5 раздел "Морфология"
1 задание.
печь- существительное и глагол;
три- числительное и глагол;
жгут- существительное и глагол;
стих- существительное и глагол;
пила-существительное и глагол.
2 задание.
картофель(м.р.); кофе(м.р.); какао(с.р.); фамилия(ж.р.); простыня(ж.р.);
тюль(м.р.);рояль(м.р.); шампунь(м.р.)
6 раздел "Синтаксис"
1 задание.
Взошло солнце, и сразу в поле стало светло.
Звонко стучал по сухому дереву дятел, а червяки ещё не показались.
Деревья шумели, шуршали и слушали, как ветер разносил их листья по лесу.
2 задание. А.С.Пушкин " Сказка о царе Салтане"
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
----------------- -.-.-.-.-.-.-. ---------- -.-.-.-.-. -.-.-.-.-.
-----------
Список используемой литературы
1.Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку.-Ростов н/ Дону:
Феникс, 2009
2.Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины,
олимпиады / С.В.Водолазькая. - Изд.3-е - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
3.Предметные недели в школе. Русский язык и литература, 2002.
Составитель: Л.И.Косивцова . Издательство "Учитель". Волгоград.