Автор: Антошкина Ольга Вячеславовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная(казенная) школа–интернат№1 для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Арт–терапевтическое занятие по изобразительному искусству"
Раздел: дополнительное образование
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная
(коррекционная)-школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель изобразительного искусства
Антошкина Ольга Вячеславовна
Здоровье сберегающие технологии
внеурочная деятельность
Методическая разработка
арт-терапевтическое занятие по изобразительному искусству
Тема занятия
:
Рисование на свободную тему(по настроению)
пальцами рук.
В настоящий момент государство наряду с обучением большое внимание уделяет
здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровье сберегающих
педагогических технологий, форм и методов обучения способствует сохранению здоровья,
разностороннему развитию ребенка и является жизненно важной необходимостью
современной системы образования. Но не нужно забывать , что понятие «здоровье»
включает в себя не только физическое но и психологическое здоровье детей.
Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только
проблему духовного , но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не
только способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции:
зрение, двигательную координацию, речь, мышление,- но и определяет духовное
становление и психологическое развитие личности.
Занятие живописью. Лепкой.. снимает тревожность и агрессию Такое направление
получило название арт-терапия- лечение с помощью искусства.
Сегодня детям и особенно воспитанникам школ- интернатов нужно образование,
приближенное к жизни, пронизанное знанием жизненных реалий, социальных проблем,
основанное на опыте самостоятельной практической, исследовательской, творческой
деятельности.
Создание положительного эмоционального настроя в группе, способствованию развития
коммуникативных навыков ребенка, укрепление культурной идентичности, помощь в
преодолении языкового барьера, возможность выражения своих чувств в социально
приемлемой форме; развитие чувства внутреннего контроля; способствование
творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков
изобразительной деятельности.
Арт-терапия показана детям имеющим задержку речевого развития , неврозы,
гиперактивность, дефицит внимания. На занятиях дети учатся свободным движениям,
становятся более раскрепощенными, уверенными в себе, снимают психофизическое
напряжение. Применение различных техник позволяет поддерживать постоянный интерес
у детей. Существует множество различных техник: воскография, трафаретная, акватипия,
рисование песком, набрызг красками, рисование пальцами. Также можно
экспериментировать и с художественными материалами. Часто детям не нравится то, что
они рисуют .И поэтому они отказываются рисовать, а подобный вид творчества позволяет
детям почувствовать , что у них получилось что-то интересное, и они с охотой еще
занимаются творчеством.
Арт-терапевтические занятия на фоне искреннего интереса и доброжелательного
отношения педагога к ученику помогают скорректировать его негативные эмоции, такие,
как тоска, страх, гнев, тревожность, передавая эти переживания в художественных
образах.
Особенно актуальны уроки арт-терапии в первые годы обучения в школе. В этот период
происходит становление контекстной и диалогической речи, совершенствуется общение.
В связи с этим у младших школьников могут возникать затруднения в коммуникативной
деятельности, вербализации чувств и мысли, однако они с удовольствием «говорят» не
вербально, посредством визуальной и пластической экспрессии, рисунка.
Структура урока предлагаемая ЛД Лебедевой наиболее приемлема для школьной
практики. ее я применяю на уроке
Урок Арт-терапевтическое занятие
Тема занятия: Рисование на свободную тему(по настроению) пальцами
рук
.
Занятие разработано для кружка ИЗО и рассчитано на детей начальной школы.
Цель;
Знакомство с изобразительными материалами и их свойствами, овладение
техникой рисования пальцами.
Задачи;
1. Развивающие
Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной творческой деятельности.
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
способствование творческому самовыражению, развитию воображения, практических
навыков изобразительной деятельности.
4Диагностические задачи
. Это корректный способ понаблюдать за ним в
самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний
мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие
специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных
отношений и реальное положение каждого в коллективе,
3Коррекционные задачи
. На занятиях дети учатся свободным движениям, становятся более раскрепощенными,
уверенными в себе, снимают психофизическое напряжение.
2. Воспитательные
Обучение
корректному
общению,
сопереживанию,
бережныму
взаимоотношению
со
сверстниками и взрослыми
Планируемый результат
Предметные умения
1 обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций
данной темы, с точки зрения содержания
и средств его выражения.
2 воспринимать, и эмоционально
оценивать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников
3 применять различные художественные техники и приемы для наилучшего выражения
в работе своих эмоций.
•
Межпредметные УУД
•
Личностные УУД:
-облегчить процесс коммуникации и установления отношений с другими детьми .
преподавателями, воспитателями..
-способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
Регулятивные УУД:
. -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Форма организации деятельности
:
индивидуально-практическая.
Технологии: Здоровье сберегающие технологии
, игровые технологии
Тип занятия: творческий урок.
Форма работы: групповая активная арт-терапия
Изобразительные материалы
; ватманА1( по числу групп), ватманА3 (по числу
учеников), гуашь..
Структура занятия:
1этап- настрой
2 этап-раскрытие темы занятия
3этап- актуализация визуальных, кинетических ощущений
4этап- индивидуальная изобразительная деятельность
5этап- коллективная работа
6этап- Рефлективный анализ.
Занятие
Рисование на свободную тему(по настроению) пальцами рук
.
1этап- настрой
Каждый ученик пожимает руки соседа с пожеланиями и приветствиями
2 этап -раскрытие темы занятия:
Рисование на свободную тему(по настроению) пальцами рук.
У учеников может возникнуть неуверенность в своих силах, умениях и знаниях.
3 этап актуализация визуальных, кинетических ощущений
Для того, чтобы преодолеть эту неуверенность в себе детям предлагается вспомнить о том,
как все они когда-то рисовали на песке у воды или на заиндевелом стекле.
Потом детей просят разбиться на пары. Один из учеников представляет себе, что он хочет
нарисовать, затем рисует это в воздухе одной или двумя руками. Его партнер пытается
отгадать, что нарисовано.потом дети меняются местами.
4этап- индивидуальная изобразительная деятельность
Индивидуальная работа( что-то выразить красками без помощи кисточек, используя
пальцы или всю ладонь) На увлажненной бумаге дети рисуют любимыми красками на
свободную тему. По окончании работы ученикам предлагается дать название своей
работе.
4этап- коллективная работа
Следующим этапом учеников просят разбиться на группы. Совместно обсудить тему
общего рисунка. И приступить к работе. Дети рисуют на больших листах ватмана.
Рисовать можно как вместе одновременно, так и по очереди, дополняя рисунок
предыдущего автора. Наблюдая за процессом работы, педагог отмечает положительные
моменты. Выделяет лидеров и ведомых.
6этап- Рефлективный анализ.
Дети садятся в круг, разместив рисунки на полу. По желанию ученики рассказывают о
том, как назвали свои работы и почему? Члены группы делятся мнением о том, как
происходило общение или сотрудничество, насколько их действия были согласованны.
Можно сравнивать эмоциональное состояние в процессе индивидуальной работы и работы
в группе
Участники высказывают свое мнение о чувствах и ассоциациях, которые они испытали в
процессе работы и какие этапы работы больше всего запомнились.
В конце урока желают друг другу успехов.
На данном этапе ученику предлагается занять активную позицию, взять на себя
ответственность, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний
и взаимоотношения с другими людьми.
В конце урока желают друг другу успехов
.
Поведение подобных занятий способствует созданию положительного эмоционального
настроя в группе, развитию коммуникативных навыков ребенка, укреплению культурной
идентичности, является помощь в преодолении языкового барьера, помогает выраженияю
своих чувств в социально приемлемой форме; развитию чувства внутреннего контроля,
творческому самовыражению, развитию воображения, вырабатыванию практических
навыков изобразительной деятельности.