Напоминание

"Арт–терапевтическое занятие по изобразительному искусству"


Автор: Антошкина Ольга Вячеславовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная(казенная) школа–интернат№1 для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Арт–терапевтическое занятие по изобразительному искусству"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная

(коррекционная)-школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель изобразительного искусства

Антошкина Ольга Вячеславовна

Здоровье сберегающие технологии

внеурочная деятельность

Методическая разработка

арт-терапевтическое занятие по изобразительному искусству

Тема занятия

:

Рисование на свободную тему(по настроению)

пальцами рук.

В настоящий момент государство наряду с обучением большое внимание уделяет

здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровье сберегающих

педагогических технологий, форм и методов обучения способствует сохранению здоровья,

разностороннему развитию ребенка и является жизненно важной необходимостью

современной системы образования. Но не нужно забывать , что понятие «здоровье»

включает в себя не только физическое но и психологическое здоровье детей.

Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только

проблему духовного , но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не

только способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции:

зрение, двигательную координацию, речь, мышление,- но и определяет духовное

становление и психологическое развитие личности.

Занятие живописью. Лепкой.. снимает тревожность и агрессию Такое направление

получило название арт-терапия- лечение с помощью искусства.

Сегодня детям и особенно воспитанникам школ- интернатов нужно образование,

приближенное к жизни, пронизанное знанием жизненных реалий, социальных проблем,

основанное на опыте самостоятельной практической, исследовательской, творческой

деятельности.

Создание положительного эмоционального настроя в группе, способствованию развития

коммуникативных навыков ребенка, укрепление культурной идентичности, помощь в

преодолении языкового барьера, возможность выражения своих чувств в социально

приемлемой форме; развитие чувства внутреннего контроля; способствование

творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков

изобразительной деятельности.

Арт-терапия показана детям имеющим задержку речевого развития , неврозы,

гиперактивность, дефицит внимания. На занятиях дети учатся свободным движениям,

становятся более раскрепощенными, уверенными в себе, снимают психофизическое

напряжение. Применение различных техник позволяет поддерживать постоянный интерес

у детей. Существует множество различных техник: воскография, трафаретная, акватипия,

рисование песком, набрызг красками, рисование пальцами. Также можно

экспериментировать и с художественными материалами. Часто детям не нравится то, что

они рисуют .И поэтому они отказываются рисовать, а подобный вид творчества позволяет

детям почувствовать , что у них получилось что-то интересное, и они с охотой еще

занимаются творчеством.

Арт-терапевтические занятия на фоне искреннего интереса и доброжелательного

отношения педагога к ученику помогают скорректировать его негативные эмоции, такие,

как тоска, страх, гнев, тревожность, передавая эти переживания в художественных

образах.

Особенно актуальны уроки арт-терапии в первые годы обучения в школе. В этот период

происходит становление контекстной и диалогической речи, совершенствуется общение.

В связи с этим у младших школьников могут возникать затруднения в коммуникативной

деятельности, вербализации чувств и мысли, однако они с удовольствием «говорят» не

вербально, посредством визуальной и пластической экспрессии, рисунка.

Структура урока предлагаемая ЛД Лебедевой наиболее приемлема для школьной

практики. ее я применяю на уроке

Урок Арт-терапевтическое занятие

Тема занятия: Рисование на свободную тему(по настроению) пальцами

рук

.

Занятие разработано для кружка ИЗО и рассчитано на детей начальной школы.

Цель;

Знакомство с изобразительными материалами и их свойствами, овладение

техникой рисования пальцами.

Задачи;

1. Развивающие

Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной творческой деятельности.

Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

способствование творческому самовыражению, развитию воображения, практических

навыков изобразительной деятельности.

4Диагностические задачи

. Это корректный способ понаблюдать за ним в

самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний

мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие

специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных

отношений и реальное положение каждого в коллективе,

3Коррекционные задачи

. На занятиях дети учатся свободным движениям, становятся более раскрепощенными,

уверенными в себе, снимают психофизическое напряжение.

2. Воспитательные

Обучение

корректному

общению,

сопереживанию,

бережныму

взаимоотношению

со

сверстниками и взрослыми

Планируемый результат

Предметные умения

1 обсуждать и анализировать собственную художественную

деятельность и работу одноклассников с позиций

данной темы, с точки зрения содержания

и средств его выражения.

2 воспринимать, и эмоционально

оценивать собственную художественную

деятельность и работу одноклассников

3 применять различные художественные техники и приемы для наилучшего выражения

в работе своих эмоций.

Межпредметные УУД

Личностные УУД:

-облегчить процесс коммуникации и установления отношений с другими детьми .

преподавателями, воспитателями..

-способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

Регулятивные УУД:

. -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Форма организации деятельности

:

индивидуально-практическая.

Технологии: Здоровье сберегающие технологии

, игровые технологии

Тип занятия: творческий урок.

Форма работы: групповая активная арт-терапия

Изобразительные материалы

; ватманА1( по числу групп), ватманА3 (по числу

учеников), гуашь..

Структура занятия:

1этап- настрой

2 этап-раскрытие темы занятия

3этап- актуализация визуальных, кинетических ощущений

4этап- индивидуальная изобразительная деятельность

5этап- коллективная работа

6этап- Рефлективный анализ.

Занятие

Рисование на свободную тему(по настроению) пальцами рук

.

1этап- настрой

Каждый ученик пожимает руки соседа с пожеланиями и приветствиями

2 этап -раскрытие темы занятия:

Рисование на свободную тему(по настроению) пальцами рук.

У учеников может возникнуть неуверенность в своих силах, умениях и знаниях.

3 этап актуализация визуальных, кинетических ощущений

Для того, чтобы преодолеть эту неуверенность в себе детям предлагается вспомнить о том,

как все они когда-то рисовали на песке у воды или на заиндевелом стекле.

Потом детей просят разбиться на пары. Один из учеников представляет себе, что он хочет

нарисовать, затем рисует это в воздухе одной или двумя руками. Его партнер пытается

отгадать, что нарисовано.потом дети меняются местами.

4этап- индивидуальная изобразительная деятельность

Индивидуальная работа( что-то выразить красками без помощи кисточек, используя

пальцы или всю ладонь) На увлажненной бумаге дети рисуют любимыми красками на

свободную тему. По окончании работы ученикам предлагается дать название своей

работе.

4этап- коллективная работа

Следующим этапом учеников просят разбиться на группы. Совместно обсудить тему

общего рисунка. И приступить к работе. Дети рисуют на больших листах ватмана.

Рисовать можно как вместе одновременно, так и по очереди, дополняя рисунок

предыдущего автора. Наблюдая за процессом работы, педагог отмечает положительные

моменты. Выделяет лидеров и ведомых.

6этап- Рефлективный анализ.

Дети садятся в круг, разместив рисунки на полу. По желанию ученики рассказывают о

том, как назвали свои работы и почему? Члены группы делятся мнением о том, как

происходило общение или сотрудничество, насколько их действия были согласованны.

Можно сравнивать эмоциональное состояние в процессе индивидуальной работы и работы

в группе

Участники высказывают свое мнение о чувствах и ассоциациях, которые они испытали в

процессе работы и какие этапы работы больше всего запомнились.

В конце урока желают друг другу успехов.

На данном этапе ученику предлагается занять активную позицию, взять на себя

ответственность, пытаясь понять природу своих внутренних переживаний

и взаимоотношения с другими людьми.

В конце урока желают друг другу успехов

.

Поведение подобных занятий способствует созданию положительного эмоционального

настроя в группе, развитию коммуникативных навыков ребенка, укреплению культурной

идентичности, является помощь в преодолении языкового барьера, помогает выраженияю

своих чувств в социально приемлемой форме; развитию чувства внутреннего контроля,

творческому самовыражению, развитию воображения, вырабатыванию практических

навыков изобразительной деятельности.



В раздел образования