Автор: Алейникова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Колтовская ООШ"
Населённый пункт: д. Колтово Брянский р.н Брянская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальные проекты в образовательном процессе"
Раздел: среднее образование
Социальные проекты в образовательном процессе
ПРОЕКТ - слово очень популярное в наши дни . Мы охотно употребляем его, когда речь
идёт о человеке, у которого всегда наготове какая – нибудь идея, быстро становящаяся
проектом. В буквальном переводе с латинского «проект» - брошенный вперёд. Под нм
подразумевают план, предположение, предварительный текст какого- либо документа и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ– это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных,
графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах,
группах, индивидуально) с целью практического и теоретического решения значимой
проблемы.
Рождённый ещё в 20-е годы в США метод проектов успешно развивается и приобретает всё
большую популярность в современных российских школах за счёт рационального сочетания
теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Исследовательский
проект
как
элемент
творчества
учащихся
сегодня
часто
рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся
позволяет
педагогу
не
только
и
не
столько
учить,
сколько
помогать
ребенку
учиться,
направлять его познавательную деятельность. Меняется психологических климат в классной
комнате,
так
как
учителю
приходится
переориентировать
свою
учебно-воспитательную
работу
и
работу
учащихся
на
разнообразные
виды
самостоятельной
деятельности
исследовательского
поискового
творческого
характера.
Из
авторитетного
источника
информации
преподаватель
превращается
в
наставника,
консультанта,
организатора
самостоятельной деятельности учащихся. Это подлинное сотрудничество. На этапе защиты
проекта учитель вообще может «отойти в сторону» и предоставить «экспертам», «ведущим»
самим
вести
презентацию
проектов
различных
исследовательских
групп,
организуя
обсуждение, дискуссию. В этом случае учитель может быть лишь равноправным участником
общего обсуждения представляемых и защищаемых результатов проведённых исследований.
Эта часть - самая интересная в проектной деятельности. Вопросы учащиеся могут задавать
любому
участнику
проектной
группы,
и
каждый
должен
быть
готов
защищать
общегрупповую позицию.
Исследовательский проект учащегося может быть по содержанию монопредметным
(выполняется на материале конкретного предмета, например «Дети пишут историю» и др.),
межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например,
история, литература и МХК); надпредметным (например, проект «Катастрофа века.
Чернобыль 20 лет спустя», «Память сердца» и др.).
Метод проектов призван формировать личность, развивать лидерские качества учащихся,
способных к сотрудничеству в групповой и коллективных формах деятельности, владеющих
культурой межличностных отношений, готовых и умеющих защищать права и интересы
своего коллектива в любых инстанциях
.
Это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности мышления.
Проектная работа может быть выполнена в любой форме (доклад, альбом, видеофильм,
альманах, макет, сайт и др.). Выбор формы проекта определяется его темой, целью,
содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной формы можно
было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2.
Практическая теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов.
3.
Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая)
4.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).
5.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую
последовательность действий:
Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования
(использование в ходе совместного обсуждения метода «мозговой атаки»,
«круглого стола» );
Выдвижение гипотез поставленных задач;
Обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов,
статистические методы, экспериментальные, наблюдения и т.д.)
Обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация,
ролевая игра, видеоклип, доклад, пр.);
Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной
подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, и не менее тщательной
координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом. Вместе с тем, из
приведенного описания технологии метода проектов очевидна его направленность на
интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и
творческого мышления. Работа в малых группах сотрудничества позитивна тем, что является
одним из направлений социализации личности. Таким образом, метод проектов
действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов,
позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания.