Автор: Смирнова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа хореографичекского искусства города Брянска"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Хореографическое искусство: традиции и инновации"
Раздел: дополнительное образование
Хореографическое искусство: традиции и инновации
Популярность балетного искусства в нашей стране растет, и все большее количество детей и подростков
стремятся ближе познакомиться с классическим танцем, овладеть им на практике. Достаточно большой процент
поступающих на хореографические отделения, особенно девочки, стремятся именно к тому, чтобы выступить в
классическом репертуаре на сцене. Однако, как показала практика, лишь в единичных случаях был достигнут
удовлетворительный художественный результат при попытках учащихся этих отделений танцевать «классику».
Анализ просчетов и довольно редких удач диктует известную осторожность в использовании классического танца
в репертуаре отделений и необходимость строго принципиального подхода к решению репертуарных задач в
каждом конкретном случае.
На
сегодняшний
день
в
работе
хореографических
отделений
наметилось
два
основных
подхода
к
классическому танцу. Первый — классический танец необходим в учебном процессе лишь в качестве средства
тренажа и общего танцевального развития, права самостоятельного выхода на сцену в классическом танце
учащиеся не имеют. Второй — классический танец является не только учебной дисциплиной, но и имеет право
занять
место
в
репертуаре
отделений,
поскольку
его
отсутствие
обедняет
и
суживает
художественные
возможности учащихся.
Эти, казалось бы, противоположные точки зрения, не столько противоречат друг другу, сколько друг друга
дополняют, рисуя общую картину «трудностей роста», и подводят к вопросу о том, в какой форме и в каком
качестве классический танец может быть использован в репертуаре. В связи с этим необходимо остановиться на
тех важнейших чертах классического танца, которые должны быть тщательно оберегаемы и которые нельзя
разрушать ни при каких условиях.
I. Классический танец на протяжении длительной истории своего развития сложился в стройную систему
движений, имеющих совершенную, художественно законченную форму. Отшлифованный временем, классиче-
ский танец стал одним из самых прекрасных видов искусства. Требования этого искусства к художественной
форме,
технике
исполнения,
законченности,
стилю,
манере
танца
очень
велики,
и
снижение
уровня
этих
требований недопустимо, прежде всего потому, что лишает классический танец значения в качестве средства
эстетического воспитания.
II.
Исторически
сложившаяся
система
преподавания
классического
танца
вобрала
в
себя
наиболее
совершенные методы и приемы, выработала и проверила долгой практикой ряд педагогических принципов,
главными из которых являются:
•
постепенность в развитии природных данных и способностей ученика;
•
строгая логика в построении учебного процесса в целом, постепенность и четкая последовательность в
нарастании физических нагрузок и технических трудностей;
•
обязательная
систематичность
и
регулярность
занятий
при
общей
большой
затрате
физической
и
нервной энергии.
Только строгое выполнение этих условий может обеспечить успешность обучения и необходимое качество
сценического исполнения.
III. Классический танец предъявляет высокие требования к личным качествам исполнителя (духовным,
интеллектуальным,
волевым
и
другим).
Необходимы
общая
культура,
углубленный
подход
к
образному
содержанию танца, умение художественно выявить это содержание в исполнении, и многое другое.
Эти требования, предъявляемые исполнителю, и обуславливают, в первую очередь, большое воспитательное
воздействие классики. Без всего этого классический танец — лишь внешняя форма, лишенная содержания.
Таким
образом,
овладение
основами
классического
танца
предъявляет
целый
ряд
принципиальных
требований
к
организации
учебного
процесса,
квалификации
педагога,
качествам
исполнителя,
подбору
репертуара,
которые
нельзя
обойти,
не
потеряв
при
этом
эстетических,
художественных,
воспитательных
ценностей, которые он в себе несет.
Решая
вопрос
о
подготовке
классического
репертуара,
руководство
и
педагогический
коллектив
хореографических
отделений
в
первую
очередь
должны
учитывать,
в
какой
степени
организация
учебного
процесса
и
качество
преподавания
классического
танца
удовлетворяет
всем
необходимым
условиям
и
требованиям. Не останавливаясь здесь на вопросах подбора репертуара, построенного на основе классики, и
работы над ним, следует выделить основной принцип: во всех случаях репертуар не должен превышать программ
соответствующих
классов
по
этому
предмету,
соответствовать
возрасту,
данным,
техническому
уровню
исполнителей и, что не менее важно, уровню их общего и художественного развития.