Напоминание

"Хореографическое искусство: традиции и инновации"


Автор: Смирнова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа хореографичекского искусства города Брянска"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Хореографическое искусство: традиции и инновации"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хореографическое искусство: традиции и инновации

Популярность балетного искусства в нашей стране растет, и все большее количество детей и подростков

стремятся ближе познакомиться с классическим танцем, овладеть им на практике. Достаточно большой процент

поступающих на хореографические отделения, особенно девочки, стремятся именно к тому, чтобы выступить в

классическом репертуаре на сцене. Однако, как показала практика, лишь в единичных случаях был достигнут

удовлетворительный художественный результат при попытках учащихся этих отделений танцевать «классику».

Анализ просчетов и довольно редких удач диктует известную осторожность в использовании классического танца

в репертуаре отделений и необходимость строго принципиального подхода к решению репертуарных задач в

каждом конкретном случае.

На

сегодняшний

день

в

работе

хореографических

отделений

наметилось

два

основных

подхода

к

классическому танцу. Первый — классический танец необходим в учебном процессе лишь в качестве средства

тренажа и общего танцевального развития, права самостоятельного выхода на сцену в классическом танце

учащиеся не имеют. Второй — классический танец является не только учебной дисциплиной, но и имеет право

занять

место

в

репертуаре

отделений,

поскольку

его

отсутствие

обедняет

и

суживает

художественные

возможности учащихся.

Эти, казалось бы, противоположные точки зрения, не столько противоречат друг другу, сколько друг друга

дополняют, рисуя общую картину «трудностей роста», и подводят к вопросу о том, в какой форме и в каком

качестве классический танец может быть использован в репертуаре. В связи с этим необходимо остановиться на

тех важнейших чертах классического танца, которые должны быть тщательно оберегаемы и которые нельзя

разрушать ни при каких условиях.

I. Классический танец на протяжении длительной истории своего развития сложился в стройную систему

движений, имеющих совершенную, художественно законченную форму. Отшлифованный временем, классиче-

ский танец стал одним из самых прекрасных видов искусства. Требования этого искусства к художественной

форме,

технике

исполнения,

законченности,

стилю,

манере

танца

очень

велики,

и

снижение

уровня

этих

требований недопустимо, прежде всего потому, что лишает классический танец значения в качестве средства

эстетического воспитания.

II.

Исторически

сложившаяся

система

преподавания

классического

танца

вобрала

в

себя

наиболее

совершенные методы и приемы, выработала и проверила долгой практикой ряд педагогических принципов,

главными из которых являются:

постепенность в развитии природных данных и способностей ученика;

строгая логика в построении учебного процесса в целом, постепенность и четкая последовательность в

нарастании физических нагрузок и технических трудностей;

обязательная

систематичность

и

регулярность

занятий

при

общей

большой

затрате

физической

и

нервной энергии.

Только строгое выполнение этих условий может обеспечить успешность обучения и необходимое качество

сценического исполнения.

III. Классический танец предъявляет высокие требования к личным качествам исполнителя (духовным,

интеллектуальным,

волевым

и

другим).

Необходимы

общая

культура,

углубленный

подход

к

образному

содержанию танца, умение художественно выявить это содержание в исполнении, и многое другое.

Эти требования, предъявляемые исполнителю, и обуславливают, в первую очередь, большое воспитательное

воздействие классики. Без всего этого классический танец — лишь внешняя форма, лишенная содержания.

Таким

образом,

овладение

основами

классического

танца

предъявляет

целый

ряд

принципиальных

требований

к

организации

учебного

процесса,

квалификации

педагога,

качествам

исполнителя,

подбору

репертуара,

которые

нельзя

обойти,

не

потеряв

при

этом

эстетических,

художественных,

воспитательных

ценностей, которые он в себе несет.

Решая

вопрос

о

подготовке

классического

репертуара,

руководство

и

педагогический

коллектив

хореографических

отделений

в

первую

очередь

должны

учитывать,

в

какой

степени

организация

учебного

процесса

и

качество

преподавания

классического

танца

удовлетворяет

всем

необходимым

условиям

и

требованиям. Не останавливаясь здесь на вопросах подбора репертуара, построенного на основе классики, и

работы над ним, следует выделить основной принцип: во всех случаях репертуар не должен превышать программ

соответствующих

классов

по

этому

предмету,

соответствовать

возрасту,

данным,

техническому

уровню

исполнителей и, что не менее важно, уровню их общего и художественного развития.



В раздел образования