Автор: Бунина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №99
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие педагогов и родителей в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В
ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Перед дошкольной организации в области физического воспитания де-
тей стоит задача поспособствовать развитию движений, приобщить дошколь-
ника к здоровому образу жизни, вовлечь родителей к совместной работе по
физическому воспитанию. Для формирования представлений о здоровом об-
разе жизни дошкольников большой вклад может внести живой пример роди-
телей и их отношение к физическому воспитанию ребенка в семье. Также
можно что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низ-
кого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств
физического воспитания в условиях семьи.
Родители дошкольников утверждают, что самым действительным фак-
тором в физическом воспитании ребенка, выступает самым действенным зна-
чением - личный пример взрослого.
Изучая данную проблему, мы выявили, что формированием здорового
образа жизни у дошкольников заинтересованы не только медицина и педаго-
гика, но этой проблемой также занимаются в различных областях знания. Вот
например, медики и физиологи (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чу-
маков), психологи (О. С. Осадчук), экологи (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и
педагоги (В. Г. Алямовская, Г. К.Зайцев, Ю. Ф. Змановский).
Один из известных авторов Б.Я. Солопов, дал определение «здоровье -
индивидуальное
психоматическое
(душевно-телесное)
со стояние,
выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные
жизненные потребности».
Г.
М.
Коджаспирова
выявила
в
своей
работе,
что
«здоровье
-
это
е с т е с т ве н н о е
с о с тоя н и е
о р га н и зма ,
ха р а кт е р и зу юще е с я
е г о
уравновешенностью
с
окружающей
средой
и
отсутствием
каких-либо
болезненных
изменений;
состояние
полного
телесного,
душевного
и
социального
благополучия,
наличие
у
человека
достаточного
количества
энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела».
Авторы
О.Л
Зверева
и
Т.В.Кротова,
дали
свое
определение,
что
«здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными
возможностями),
физиологическими
резервами
жизнедеятельности,
нормальным
психическим
состоянием
и
социальными
возможностями
реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых)» .
Точное определение «здоровье» найти сложно, так как современная
литература носит более 100 понятий этому слову. В большинстве случаев
придерживаются
исходному
определению,
что
представлено
в
Уставе
Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием
полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствием болезней и физических дефектов».
Потому, что еще из всех определений которые дают авторы понятию
«здоровье»
не
приняли
эталонном.
Каждый
автор
судит
по
своим
исследуемым данным о состоянии здоровья человека.
Нам
уже
знакомо,
что
здоровье
человека
напрямую
зависит
от
общественных ценностей, что определяет смысл жизни. Здоровье выступает
как ценность личная и общественная.
В своей работе мы выделим несколько видов здоровья.
Первый вид - соматическое здоровье. Этот вид включает в себя данное
состояние
органов
и
систем
организма
человек.
Составляется
основа
биологической программы индивидуального развития. При этом происходит
опосредованность базовыми потребностями, доминирующими на различных
этапах онтогенетического развития. Такие потребности определяются, как
пусковой
механизм
человеческого
развития
и
обе спечивание
индивидуализацию этого процесса.
Второй вид - физическое здоровье. Под таким здоровьем понимается,
уровень роста и развития органов и систем организма. В основой состав
физического
здоровья
входят
морфофизиологические
и
функциональные
резервы, что и обеспечивают адаптационные реакции.
Третий вид - психическое здоровье. Такое здоровье определяется, как
состояние
психической
сферы.
В
состав
основы
психического
здоровья
входит,
комфортное
состояние,
присутствие
адекватной
поведенческой
реакции. При таком состояние обуславливаются как биологические, так и
социальные потребности, но даже и возможность их удовлетворить.
Четвертый вид - нравственное здоровье. Этот вид включает в себя
комплекс
характеристик
мотивационной
и
потребностно-информативной
сферы
жизнедеятельности.
Основа
нравственного
здоровья
определяется
системой
ценностей,
установками
и
мотивами
поведения
индивида
в
обществе. Такое здоровье является духовностью человека, потому что оно
имеет связь с общечеловеческими ценностями, такими, как добро, любовь и
красота.
Авторы к одному мнению по определению «здорового образа жизни»
не
пришли,
вот
например
представители
философско-социологического
направления
такие,
как
П.А.
Виноградов,
Б.С.
Ерасов,
В.И.
Столяров,
определяют здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему,
составную часть жизни общества в целом.
Психолого-педагогические
исследователи,
Г.
П.
Аксенов,
В.К.
Бальсевич, М.Я. Виленский, в своих работах здоровый образ жизни выявили
со стороны зрения сознания, человеческой психологии и мотивации.
О.Л.
Зверева
изучая
данную
проблему,
определила,
что
«здоровый
образ жизни - это результирующее действий многих внутренних и внешних
факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на
состояние здоровья» .
Мы согласны, что здоровый образ жизни является предпосылкой для
развития
других
сторон
жизнедеятельности
человека,
достижения
им
активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Мы рассматривали мнение Д.Б. Эльконина, что «дошкольный возраст -
один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Имен-
но в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного
физического развития, происходит становление двигательных способностей,
формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются лич-
ностные, морально-волевые и поведенческие качества».
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических,
культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние
здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспи-
тание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях
возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности
гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физическо-
го воспитания.
Исследованиями Е. А. Пимоновой установлено, что «занятия в объеме
программы по физической культуре направлены, главным образом, на освое-
ние определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффек-
тивному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного
возраста». Мы согласны с мнением А. Б. Лагутина, что «работа по единой,
жестко регламентированной "Программе воспитания и обучения в детском
саду" неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и
обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориенти-
рована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя ин-
дивидуальные особенности развития».
Таким образом, если будут учтены все средства и факторы физического
воспитания дошкольников и будут использованы методы взаимодействия с
детьми и их родителей по формированию здорового образа жизни детей стар-
шего дошкольного возраста.
В области дошкольного образования многие специалисты утверждают,
что необходимо привлечь родителей дошкольников к физическому воспита-
нию их детей.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и дет-
ский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что об-
легчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не
эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип
параллельности,
а
принцип
взаимопроникновения.
Важнейшим
условием
преемственности является установление доверительного делового контакта
между семьей и дошкольным учреждением, в ходе которого корректируется
воспитательная позиция родителей и педагогов». Все это сводится на то, что-
бы переосмыслить и изменить содержание и форму работы с родителями до-
школьников.
Переход новой формы отношения родитель и педагог невозможен в
рамке закрытого детского сада. Таким образов в современном мире формиро-
вание представлений о здоровом образе жизни, у детей дошкольного возраста
в процессе сотрудничества родителя и педагога должна быть в открытой фор-
ме. Открытость дошкольной организации выступает одной из главных педа-
гогических условий. Проанализировав зарубежные и отечественные источни-
ки, исследования позволили охарактеризовать, что открытость дошкольной
организации складывается, из открытости внутри и открытости наружи.
Открытость внутри, это означает, что в дошкольной организации педа-
гогический процесс является более свободным, гибким, дифференцирован-
ным,
гуманизировать
отношения
между
детьми,
педагогами,
родителями.
Перед дошкольными организациями стоит и такая задача, организовать такие
условия. Чтобы все участники воспитательного процесса (дети, педагоги, ро-
дители) были подготовлены к такой деятельности, мероприятиям, могли лег-
ко поделиться друг с другом о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и
т.д.
В первую очередь, пример должен показать по открытости, педагог до-
школьной
организации.
Педагог
на
практике
может
продемонстрировать
свою открытость с детьми, рассказать им о чем-то своем - интересном, уви-
денном и пережитом в праздничные дни, привлечь тем самым дошкольников
к участию присоединиться к беседе. При общении с родителями, педагог не
должен скрывать свои сомнения, он может просить совета или помощи, при
этом подчеркнув свое уважение к личности собеседника. Таким образом, пе-
дагогический такт, должен выступить как важнейшее профессиональное ка-
чество, не позволив педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
Используя прием открытости, педагог как личной готовностью открыть
самого себя, этим приемом в силах заразить дошкольника и родителей. На
своем примере он привлекает на доверительное отношение родителя, они
также могут поделиться своими тревогами, трудностями, просят помощи и
предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.
Открытость детского сада внутрь – это процесс завлекает родителя в
образовательную деятельность детского сада. Все члены семьи дошкольника
могут увеличить разнообразию жизни детей в дошкольной организации, по-
делиться своим опытом или вложить свои идеи в образовательную работу.
Например, каждая семья в силах провести эпизодическое мероприятие. Мо-
жет быть у кого-то из родителей возникнет желание организовать экскурсию,
поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогиче-
ского процесса, третьи - чему-то научат детей.
Дошкольная образовательная организация оказывает и помощь родите-
лям в приобретении знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого
оформляются информационные доски для родителей, проводятся открытые
занятия, беседы, консультации, рекомендуется список специальной литерату-
ры по разнообразным формам организации двигательной деятельности ре-
бенка. Для правильного физического воспитания ребенка в семье использу-
ются знания родителей. Такие знания используются в профилактических и
коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр.
Список литературы
1.
Аксенова, З. Ф. Спортивные праздники в детском саду / З. Ф.
Аксенова. М., 2003. 110 с.
2.
Алямовская,
В.
Г.
Как
воспитать
здорового
ребенка
/
В.
Г.
Алямовская. М., 1993. 96 с.
3.
Алямовская,
В.
Г.
Психолого-педагогический
мониторинг
как
метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в
дошкольных образовательных учреждениях. / В. Г. Алямовская //Здоровье и
физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях:
проблемы и пути оптимизации. М., 2001. 102 с.
4.
Ашебьёва, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А.
Ашебьёва М., 2005. 68 с.
5.
Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.
Методическое пособие / Т. Л. Богина. М. : Мозаик. Синтез, 2005. 112 с.
6.
Боровкова,
Т.
И.
Мониторинг
развития
системы
образования.
Практические аспекты: Учебное пособие. / Т. И. Боровкова, И. А. Морев.
Владивосток: Дальневосточный университет, 2004. 134 с.
7.
Брехман, И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И. И.
Брехман. М., 1987. 78 с.
8.
Бродягина, О. Г. Роль родителей в приобщении дошкольников к
здоровому образу жизни. / О. Г. Бродягина, С. Б. Шарманова // Управление
ДОУ. 2006. №4. С.6-8.
9.
Вареник, Е. Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет / С. Г.
Кудрявцева, Н. Н. Сергиенко. М. : ТЦ Сфера, 2008. 88 с.
10.
Венкова, З. Л. Методологические основы социально-педагогиче-
ского партнерства ДОУ и семьи / З.Л. Венкова // Международная научно-
практическая конференция. Актуальные проблемы образования детей до-
школьного и младшего школьного возраста в контексте современного научно-
го знания. Оренбург, 2014. 339 с.