Напоминание

"Взаимодействие педагогов и родителей в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Бунина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №99
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие педагогов и родителей в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В

ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Перед дошкольной организации в области физического воспитания де-

тей стоит задача поспособствовать развитию движений, приобщить дошколь-

ника к здоровому образу жизни, вовлечь родителей к совместной работе по

физическому воспитанию. Для формирования представлений о здоровом об-

разе жизни дошкольников большой вклад может внести живой пример роди-

телей и их отношение к физическому воспитанию ребенка в семье. Также

можно что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низ-

кого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств

физического воспитания в условиях семьи.

Родители дошкольников утверждают, что самым действительным фак-

тором в физическом воспитании ребенка, выступает самым действенным зна-

чением - личный пример взрослого.

Изучая данную проблему, мы выявили, что формированием здорового

образа жизни у дошкольников заинтересованы не только медицина и педаго-

гика, но этой проблемой также занимаются в различных областях знания. Вот

например, медики и физиологи (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чу-

маков), психологи (О. С. Осадчук), экологи (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и

педагоги (В. Г. Алямовская, Г. К.Зайцев, Ю. Ф. Змановский).

Один из известных авторов Б.Я. Солопов, дал определение «здоровье -

индивидуальное

психоматическое

(душевно-телесное)

со стояние,

выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные

жизненные потребности».

Г.

М.

Коджаспирова

выявила

в

своей

работе,

что

«здоровье

-

это

е с т е с т ве н н о е

с о с тоя н и е

о р га н и зма ,

ха р а кт е р и зу юще е с я

е г о

уравновешенностью

с

окружающей

средой

и

отсутствием

каких-либо

болезненных

изменений;

состояние

полного

телесного,

душевного

и

социального

благополучия,

наличие

у

человека

достаточного

количества

энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела».

Авторы

О.Л

Зверева

и

Т.В.Кротова,

дали

свое

определение,

что

«здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными

возможностями),

физиологическими

резервами

жизнедеятельности,

нормальным

психическим

состоянием

и

социальными

возможностями

реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых)» .

Точное определение «здоровье» найти сложно, так как современная

литература носит более 100 понятий этому слову. В большинстве случаев

придерживаются

исходному

определению,

что

представлено

в

Уставе

Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием

полного физического, душевного и социального благополучия, а не только

отсутствием болезней и физических дефектов».

Потому, что еще из всех определений которые дают авторы понятию

«здоровье»

не

приняли

эталонном.

Каждый

автор

судит

по

своим

исследуемым данным о состоянии здоровья человека.

Нам

уже

знакомо,

что

здоровье

человека

напрямую

зависит

от

общественных ценностей, что определяет смысл жизни. Здоровье выступает

как ценность личная и общественная.

В своей работе мы выделим несколько видов здоровья.

Первый вид - соматическое здоровье. Этот вид включает в себя данное

состояние

органов

и

систем

организма

человек.

Составляется

основа

биологической программы индивидуального развития. При этом происходит

опосредованность базовыми потребностями, доминирующими на различных

этапах онтогенетического развития. Такие потребности определяются, как

пусковой

механизм

человеческого

развития

и

обе спечивание

индивидуализацию этого процесса.

Второй вид - физическое здоровье. Под таким здоровьем понимается,

уровень роста и развития органов и систем организма. В основой состав

физического

здоровья

входят

морфофизиологические

и

функциональные

резервы, что и обеспечивают адаптационные реакции.

Третий вид - психическое здоровье. Такое здоровье определяется, как

состояние

психической

сферы.

В

состав

основы

психического

здоровья

входит,

комфортное

состояние,

присутствие

адекватной

поведенческой

реакции. При таком состояние обуславливаются как биологические, так и

социальные потребности, но даже и возможность их удовлетворить.

Четвертый вид - нравственное здоровье. Этот вид включает в себя

комплекс

характеристик

мотивационной

и

потребностно-информативной

сферы

жизнедеятельности.

Основа

нравственного

здоровья

определяется

системой

ценностей,

установками

и

мотивами

поведения

индивида

в

обществе. Такое здоровье является духовностью человека, потому что оно

имеет связь с общечеловеческими ценностями, такими, как добро, любовь и

красота.

Авторы к одному мнению по определению «здорового образа жизни»

не

пришли,

вот

например

представители

философско-социологического

направления

такие,

как

П.А.

Виноградов,

Б.С.

Ерасов,

В.И.

Столяров,

определяют здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему,

составную часть жизни общества в целом.

Психолого-педагогические

исследователи,

Г.

П.

Аксенов,

В.К.

Бальсевич, М.Я. Виленский, в своих работах здоровый образ жизни выявили

со стороны зрения сознания, человеческой психологии и мотивации.

О.Л.

Зверева

изучая

данную

проблему,

определила,

что

«здоровый

образ жизни - это результирующее действий многих внутренних и внешних

факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на

состояние здоровья» .

Мы согласны, что здоровый образ жизни является предпосылкой для

развития

других

сторон

жизнедеятельности

человека,

достижения

им

активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Мы рассматривали мнение Д.Б. Эльконина, что «дошкольный возраст -

один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Имен-

но в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного

физического развития, происходит становление двигательных способностей,

формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются лич-

ностные, морально-волевые и поведенческие качества».

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических,

культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние

здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспи-

тание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях

возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности

гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физическо-

го воспитания.

Исследованиями Е. А. Пимоновой установлено, что «занятия в объеме

программы по физической культуре направлены, главным образом, на освое-

ние определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффек-

тивному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного

возраста». Мы согласны с мнением А. Б. Лагутина, что «работа по единой,

жестко регламентированной "Программе воспитания и обучения в детском

саду" неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и

обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориенти-

рована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя ин-

дивидуальные особенности развития».

Таким образом, если будут учтены все средства и факторы физического

воспитания дошкольников и будут использованы методы взаимодействия с

детьми и их родителей по формированию здорового образа жизни детей стар-

шего дошкольного возраста.

В области дошкольного образования многие специалисты утверждают,

что необходимо привлечь родителей дошкольников к физическому воспита-

нию их детей.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и дет-

ский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что об-

легчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не

эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип

параллельности,

а

принцип

взаимопроникновения.

Важнейшим

условием

преемственности является установление доверительного делового контакта

между семьей и дошкольным учреждением, в ходе которого корректируется

воспитательная позиция родителей и педагогов». Все это сводится на то, что-

бы переосмыслить и изменить содержание и форму работы с родителями до-

школьников.

Переход новой формы отношения родитель и педагог невозможен в

рамке закрытого детского сада. Таким образов в современном мире формиро-

вание представлений о здоровом образе жизни, у детей дошкольного возраста

в процессе сотрудничества родителя и педагога должна быть в открытой фор-

ме. Открытость дошкольной организации выступает одной из главных педа-

гогических условий. Проанализировав зарубежные и отечественные источни-

ки, исследования позволили охарактеризовать, что открытость дошкольной

организации складывается, из открытости внутри и открытости наружи.

Открытость внутри, это означает, что в дошкольной организации педа-

гогический процесс является более свободным, гибким, дифференцирован-

ным,

гуманизировать

отношения

между

детьми,

педагогами,

родителями.

Перед дошкольными организациями стоит и такая задача, организовать такие

условия. Чтобы все участники воспитательного процесса (дети, педагоги, ро-

дители) были подготовлены к такой деятельности, мероприятиям, могли лег-

ко поделиться друг с другом о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и

т.д.

В первую очередь, пример должен показать по открытости, педагог до-

школьной

организации.

Педагог

на

практике

может

продемонстрировать

свою открытость с детьми, рассказать им о чем-то своем - интересном, уви-

денном и пережитом в праздничные дни, привлечь тем самым дошкольников

к участию присоединиться к беседе. При общении с родителями, педагог не

должен скрывать свои сомнения, он может просить совета или помощи, при

этом подчеркнув свое уважение к личности собеседника. Таким образом, пе-

дагогический такт, должен выступить как важнейшее профессиональное ка-

чество, не позволив педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Используя прием открытости, педагог как личной готовностью открыть

самого себя, этим приемом в силах заразить дошкольника и родителей. На

своем примере он привлекает на доверительное отношение родителя, они

также могут поделиться своими тревогами, трудностями, просят помощи и

предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

Открытость детского сада внутрь – это процесс завлекает родителя в

образовательную деятельность детского сада. Все члены семьи дошкольника

могут увеличить разнообразию жизни детей в дошкольной организации, по-

делиться своим опытом или вложить свои идеи в образовательную работу.

Например, каждая семья в силах провести эпизодическое мероприятие. Мо-

жет быть у кого-то из родителей возникнет желание организовать экскурсию,

поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогиче-

ского процесса, третьи - чему-то научат детей.

Дошкольная образовательная организация оказывает и помощь родите-

лям в приобретении знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого

оформляются информационные доски для родителей, проводятся открытые

занятия, беседы, консультации, рекомендуется список специальной литерату-

ры по разнообразным формам организации двигательной деятельности ре-

бенка. Для правильного физического воспитания ребенка в семье использу-

ются знания родителей. Такие знания используются в профилактических и

коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

Список литературы

1.

Аксенова, З. Ф. Спортивные праздники в детском саду / З. Ф.

Аксенова. М., 2003. 110 с.

2.

Алямовская,

В.

Г.

Как

воспитать

здорового

ребенка

/

В.

Г.

Алямовская. М., 1993. 96 с.

3.

Алямовская,

В.

Г.

Психолого-педагогический

мониторинг

как

метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в

дошкольных образовательных учреждениях. / В. Г. Алямовская //Здоровье и

физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях:

проблемы и пути оптимизации. М., 2001. 102 с.

4.

Ашебьёва, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А.

Ашебьёва М., 2005. 68 с.

5.

Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.

Методическое пособие / Т. Л. Богина. М. : Мозаик. Синтез, 2005. 112 с.

6.

Боровкова,

Т.

И.

Мониторинг

развития

системы

образования.

Практические аспекты: Учебное пособие. / Т. И. Боровкова, И. А. Морев.

Владивосток: Дальневосточный университет, 2004. 134 с.

7.

Брехман, И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И. И.

Брехман. М., 1987. 78 с.

8.

Бродягина, О. Г. Роль родителей в приобщении дошкольников к

здоровому образу жизни. / О. Г. Бродягина, С. Б. Шарманова // Управление

ДОУ. 2006. №4. С.6-8.

9.

Вареник, Е. Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет / С. Г.

Кудрявцева, Н. Н. Сергиенко. М. : ТЦ Сфера, 2008. 88 с.

10.

Венкова, З. Л. Методологические основы социально-педагогиче-

ского партнерства ДОУ и семьи / З.Л. Венкова // Международная научно-

практическая конференция. Актуальные проблемы образования детей до-

школьного и младшего школьного возраста в контексте современного научно-

го знания. Оренбург, 2014. 339 с.



В раздел образования