Автор: Юрина Светлана Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Хохловская основная школа"
Населённый пункт: д.Скобелевка, Пермский район, Пермский край
Наименование материала: Разработка урока по окружающему миру
Тема: Урок окружающего мира в технологии ТРКМ "Московская Русь"
Раздел: начальное образование
Юрина Светлана Васильевна
Окружающий мир
Класс: 3
Тема: «Московская Русь»
Изучение нового материала
УМК «Начальная школа XXI века»
Учебник «Окружающий мир» под редакцией авторов
Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой (2010 года).
Цели:
1.Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы Руси, закрепить знания учащихся
об исторических событиях и личностях Древней Руси;
познакомить с периодами становления и развития Московского государства;
познакомить с историческими событиями и выдающимися личностями Московского государства;
2.Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; развивать умение организовывать свою
деятельность на уроке, проводить сравнение и обобщение фактов и явлений,
развивать познавательную
активность учащихся, внимание, логическое мышление, память, речь;
3.Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся.
.
Технологическая карта урока
Этап
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
действия
1.
Самоопределе
ние к
деятельности.
Организацион
ный момент.
Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…
В том истории секрет.
Актуализация знаний.
- На прошлых уроках мы с вами
познакомились с Древнерусским
государством и великими князьями.
Вспомним русских князей, в каком
порядке они возглавляли княжество
и какую роль сыграли в истории.
Организация
учащихся,
включение в
деловой ритм.
Подведение к
озвучиванию
темы урока.
Подготовка к
восприятию
нового материала.
Актуализация
знаний,
составление
кластера на доске.
Личностные УУД:
самоопределение.
Регулятивные УУД:
целеполагание.
Коммуникативные
УУД: умение с
точностью выражать
свои мысли.
Познавательные УУД:
поиск и выделение
информации.
Русские князья
Рюрик
Оле
г
Игорь
Ольга
Святосла
в
Яросла
в
Мудры
й
Владими
р
Красное
Солнышк
о
?
Объедине
ние Руси,
столица -
Новгород
Месть
древляна
м,
2.
Создание
проблемной
ситуации
Стадия
вызова
См. Кластер
Подведение учащихся к
«открытию» темы урока
Какой возникает вопрос?
Ответы детей: (кто был
следующим правителем Руси?
Какой стала Русь в следующие
века?)
- Вспомним, как называлось
Древнерусское государство.
(Киевская Русь)
- Почему? (Центром Руси был
город Киев)
Что сейчас является центром
России? (Москва – столица)
Какой возникает вопрос?
(Как Москва стала столицей
русского государства?)
Если Русь была Киевская то теперь
стала … «Московская Русь»
Целеполагание.
Уточнение темы
урока, постановка
учебных задач.
Личностные УУД:
самоопределение.
Регулятивные УУД:
целеполагание.
Коммуникативные
УУД: планирование
(определение цели,
функций, способов
взаимодействия
обучающихся с
учителем и
сверстниками).
Владими
р
Красное
Солнышк
о
Это и будет темой нашего урока.
Мы ответим на вопросы:
- Как Москва стала столицей Руси?
Киевской Русью управляли князья.
Какой возникает вопрос?
- Кто был правителем Московской
Руси?
Зачем нам нужно это знать?
3.
Решение
проблемы.
Открытие
новых
знаний.
Работа с карточками и информацией в
учебнике.
Стр. 22-23. Пользуясь данными
текста и карты найдите причины, по
которым Москва стала столицей
Русского государства.
Проверка работы в группах. Вывод.
Ответили ли мы на вопрос?
Направляет и
следит за
правильным
выполнением
задания.
На доске или на
экране
сформулированы
причины. Дети
сверяются.
Работа в группах.
Выступление
групп.
Коммуникативные
УУД: умение с
точностью выражать
свои мысли, владение
речью в соответствии
с нормами русского
языка.
Познавательные УУД.
Общеучебные
универсальные
действия:
умение внимательно
слушать.
Логические
универсальные
действия:
анализ материала;
вывод-ответ.
Смысловая стадия
Открытие новых
Государство расширилось, окрепло,
теперь это было уже не маленькое
Наблюдает за
работой детей.
Работа в группах.
Логические
универсальные
знаний.
княжество. Кто же мог управлять
таким государством?
(царь)
Стр. 24 учебника.
Читаем вслух.
Какое прозвище было у царя?
Как вы думаете, почему его так
прозвали?
Обратите внимание на картину
художника В.Васнецова
«Иван Грозный».
Только ли этим запомнился в
истории первый царь Иван 4.
На ваших партах конверты, в них
вы найдёте исторические факты
правления Ивана Грозного.
Распределите их в таблицу «Плюс.
Минус. Интересно»:
1.
Положительные стороны
правления.
2.
Отрицательные стороны
правления Ивана Грозного.
3.
Какие факты вас
заинтересовали.
См. Пример таблицы
ПМИ
+
-
?
действия:
анализ материала;
вывод-ответ.
Выступления детей, сравнение
ответов.
- Какие факты вы отнесли к
положительным?
- Что посчитали отрицательными
сторонами правления?
- Что вас заинтересовало при
работе с информацией?
- Давайте ответим вместе на этот
вопрос по результатам нашей
таблицы.
Вывод детей: Иван Грозный был
жестоким и беспощадным
правителем, но в то же время
немало сделал для развития
государства.
Дополнения учителя:
В честь победы над Казанью решил
царь построить Собор Василия
Блаженного – одно из красивейших
зданий Кремля.
Об этом народ сложил легенду.
В честь победы над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете,
Пёстрый сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Храм Василия Блаженного –
Это чудо красоты,
Это зодчества бесценного
Древнерусские черты.
Двое зодчих – Постник с Бирмой –
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны,
Этим древним мастерам!
Существует предание, что когда
сооружение собора было
завершено, вызвал строителей царь
Иван 4 к себе. Смотрел долго на
Бирму, на Постника. О чём-то
думал и, наконец спросил:
- А сможете ли сделать храм краше
этого?
- Сможем, государь, только
прикажи.
Не хотел царь, чтобы был храм где-
то лучше этого и приказал ослепить
мастеров.
4.Первичное
закрепление.
Работа в рабочей тетради стр.7
- Согласны ли Вы с выводом:
«Образование Московского
государства – важнейшее событие в
истории нашей страны?»
- закончите предложения:
Первым русским царём
был…
Установление
осознанного
восприятия.
Обобщение.
Организация
деятельности по
применению
Разрешение
проблемной
ситуации.
Самопроверка.
Регулятивные УУД:
контроль, оценка,
коррекция.
Коммуникативные
УУД: умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
В народе его прозвали…
К концу XVII века Россию
стали называть …
новых знаний
Познавательные УУД:
общеучебные –
логические (анализ,
классификация,
подведение под
понятие, вывод.)
5.Стадия
рефлексии
И так наша экскурсия по
Московской Руси подошла концу.
Подведем итоги.
Как Москва стала столицей
нашей Родины – России?
Кто был первым русским царём?
Как вы думаете, о чём пойдёт речь
на следующем уроке? (продолжим
говорить о следующих правителях
русского государства и какой
становилась Русь дальше)
Оцените, как работала ваша группа.
Дополнение учителя.
Рефлексия:
Работа в парах.
Составьте синквейн по теме
нашего урока, ваши впечатления,
ваши мысли:
1.
Тема – сущ.
2.
2 прилаг. – описание темы
3.
3 глагола - описание
Организация
рефлексии.
Осуществление
самооценки
собственной
учебной
деятельности,
соотнесение цели
и результатов,
степени их
соответствия.
Коммуникативные
УУД: умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Познавательные УУД:
рефлексия.
Личностные УУД:
смыслообразование.
действий
4.
Отношение к теме (фраза
или предложение из 4 слов)
5.
Обобщение – синоним к 1.
См. примеры синквейна.
Домашнее задание на выбор:
- стр. 22-25 пересказ, тетрадь стр.6.
- составить кроссворд по данной
теме.
- сообщение
«Интересные факты из жизни
Ивана Грозного»
«Как Москва строилась»
«Символы царской власти»
Список использованной литературы
учебник (Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.
Виноградова. – 4-е изд., дораб. - М.: «Вентана-Граф», 2010.: ил. – (Начальная школа XXI века);
рабочая
тетрадь
№
2
к
учебнику
(Окружающий
мир):
3
класс:
рабочая
тетрадь
для
учащихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. - М.: «Вентана-Граф», 2011.: ил. –
(Начальная школа XXI века); методическое пособие для учителя (Н.Ф. Виноградова. «Окружающий мир» 1-4
классы.)
приложение
Карточка № 1.
Причины усиления Московского государства
Части текста
Причины
1 абзац
1.
2 абзац
2.
3 абзац
3.
4 абзац
4.
Карточка № 2.
Царь Иван Грозный
+
-
?
Исторические факты правления Ивана Грозного.
- Построен первый станок для книгопечатания Иваном Фёдоровым, создаётся государева библиотека.
- Казнил всех, в ком видел изменников и предателей.
- Строились и росли русские города.
- Расширил границы государства, присоединил Казань, Астрахань и Западную Сибирь.
- Царь для решения государственных дел собирал земские соборы (собрания) в которые входили бояре, дворяне,
представители духовенства и даже самостоятельные крестьяне.
- Постройка Собора Василия Блаженного.
- В порыве гнева не пощадил своего сына, ударил его посохом в висок, отчего наследник скончался.
- Заподозрил жителей Новгорода в заговоре и жестоко с ними расправился.
- Иван 4 создал первую боеспособную армию Стрелецкое войско.
- На службе государя были солдаты-опричники, которые подчинялись только царю и могли безнаказанно совершать
преступления.
Пример таблицы ПМИ
Царь Иван Грозный
+
-
?
- Построен первый станок для
книгопечатания Иваном
Фёдоровым, создаётся государева
библиотека.
- Строились и росли русские города.
- Расширил границы государства,
присоединил Казань, Астрахань и
Западную Сибирь.
- Царь для решения государственных
дел собирал земские соборы
(собрания) в которые входили бояре,
дворяне, представители духовенства
и даже самостоятельные крестьяне.
- Постройка Собора Василия
Блаженного.
- Казнил всех, в ком видел изменников и
предателей
- В порыве гнева не пощадил своего сына,
ударил его посохом в висок, отчего
наследник скончался.
- Заподозрил жителей Новгорода в
заговоре и жестоко с ними расправился.
- Иван 4 создал первую боеспособную
армию Стрелецкое войско.
- На службе государя были солдаты-
опричники, которые подчинялись только
царю и могли безнаказанно совершать
Иван Грозный умный правитель или
жестокий царь?
преступления.
Примеры синквейн:
Иван 4
Жестокий, умный
Казнил, строил, укреплял
Много сделал для Руси.
Грозный.
Русь
Московская, великая
Расширялась, укреплялась, строилась
Это важный этап в истории.
Родина.