Напоминание

"Метод проектов как средство деятельностного подхода в обучении иностранному языку"


Автор: Крапивко Лидия Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №26
Населённый пункт: город Орехово–Зуево, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метод проектов как средство деятельностного подхода в обучении иностранному языку"
Раздел: среднее образование





Назад




«Метод проектов как средство деятельностного

подхода в обучении иностранному языку»

Содержание работы

I.

Введение

Особенности применения проектной технологии в иноязычном образовании.

II.

Основная часть

Технология проектного обучения: этапы и система действий учителя и

учащихся при работе над проектом.

III.

Заключение

Метод проектов - совокупность исследовательских, проблемных, творческих

методик.

IV.

Список литературы

2

Введение

Все

развитые

страны

мира

осознают

необходимость

реформирования

системы образования таким образом, чтобы ученик, как личность, являлся

центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность

учащихся

находилась

в

центре

внимания

педагогов.

Очень

важно,

чтобы

современное поколение умело самостоятельно мыслить, учиться, работать с

информацией,

совершенствовать

свои

знания

и

умения.Федеральные

государственные

стандарты,

последовательный

переход

на

которые

осуществляется во всех школах нашей страны, через реализацию системно-

деятельностного подхода должны обеспечить, в том числе, активную учебно-

познавательную

деятельность

обучающихся,

построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических особенностей детей. Модернизация российского образования

предполагает

необходимость

поиска

новых

подходов

к

преподаванию

иностранного языка. Применение нетрадиционных форм обучения означает

влияние

педагога

на

деятельность

каждого

учащегося

и

вовлечение

его

в

активную

учебно-

практическую

деятельность.

Одной

из

наиболее

эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.

В

основе

проектной

деятельности

лежат

задачи

развития

познавательных

навыков

учащихся,

умение

самостоятельно

применять

свои

знания,

ориентироваться в информационном пространстве, формировать критическое и

творческое

мышление,

умение

понять,

обозначить

и

решить

проблему.

В

проектной работе учащиеся вовлекаются в организуемую педагогом поисковую

учебно- познавательную деятельность и это позволяет развивать их творческие

способности.

Проектный

метод

обучения

представляет

собой

гибкую

модель

организации

учебного

процесса,

ориентированную

на

творческую

самореализацию

личности

обучающегося,

развитие

его

интеллектуальных

3

возможностей, формирование и совершенствование универсальных учебных

действий в процессе осуществления проектной деятельности.

Таким

образом,

в

условиях

реализации

системно-деятельностного

подхода

к

обучению

«метод

проектов» может

рассматриваться

как

один

из

наиболее

эффективных

методов

для

использования

и

в

урочном,

и

во

внеурочном образовательном процессе по всем предметным областям, в том

числе по английскому языку.

Предмету

«Английский

язык»

принадлежит

важное

место

в

системе

образования

школьников.

Он

помогает

формировать

коммуникативную

культуру обучающихся в условиях поликультурного и многоязычного мира,

расширяет кругозор и способствует речевому развитию детей. Без владения

английским

языком

как

средством

межкультурного

общения

невозможна

активная жизнь и успешная карьера в современном обществе.

Проектная деятельность учащихся в информационно - образовательном

пространстве может стать активной технологией подготовки образованного,

высокоразвитого,

современного

человека,

который

сможет

вести

активную

творческую деятельность.

Проектная методика характеризуется:

- высокой коммуникативностью,

- активным включением в учебную деятельность,

-принятием личной ответственности за продвижение в обучении.

Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у

учащихся. Благодаря данному методу на уроках создается исследовательская,

творческая атмосфера, где каждый ученик вовлечен в активный творческий,

познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

4

Метод

проектов

может

быть

использован

в

рамках

программного

материала практически по любой теме. Главное – это сформировать проблему,

над которой ученики будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Основные цели метода проектов:

1.Способствовать развитию проектного обучения, позволить каждому ученику

увидеть себя.

2.Развивать у обучающихся командный дух и коммуникабельность.

3.Обеспечивать

механизм

развития

критического

мышления,

умение

искать

пути решения поставленной задачи.

4.Развивать

у

обучающихся

исследовательские

умения,

аналитическое

мышление.

Актуальность использования метода проектов заключается в том, что

создаются максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления

творческого

потенциала

обучающихся.

При

этом

формируется

внутренний

мотив говорения.

Н а

у р о к а х

м о ж н о

и с п о л ь з о в а т ь

р а з н о о б р а з н ы е формы

проектов: статья, рекомендации, альбомы.

Разнообразны

и формы

презентации проекта:

доклад,

конкурс,

конференция, спектакль, праздник.

Главным результатом

работы над

проектом

является

актуализация

имеющихся и приобретенных новых знаний, умений и навыков и их творческое

применение в новых условиях.

5

Основная часть

Технология проектного обучения: этапы и система действий учителя и

учащихся при работе над проектом.

Методика

проектов

-

это

путь

наиболее

эффективного

использования

изученного

материала.

Проектная

методика

развивает

у

школьников

самостоятельность, творчество, активность.

Метод

проектов,

с

одной

стороны,

хорошо

вписывается

в

учебный

процесс, не затрагивая содержания обучения. Он позволяет научить учащихся

самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать

совместно

в

группе

и

паре,

анализировать

итоги

своей

работы.

С

другой

стороны, он позволяет развивать одновременно все четыре основные умения:

аудирование, говорение, письмо и чтение.

Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся.

Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации,

пишут текст и т.д.

Проектная

деятельность

-

это

высоко

адаптированная

методика.

Она

может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся,

получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами

планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают

коммуникативные

навыки.

Они

учатся

оценивать

свои

способности

и

способности

своих

товарищей,

проводить

диагностику

и

оценивать

промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата.

Меняется

роль

учителя: не

контролируется

и

не

направляется

каждый

последующий шаг работы ученика, а больше внимания уделяется процессу

мотивации обучения. Ученик превращается в собеседника, партнера, который

помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Дети

учатся ставить перед собой реальные цели и достигать результата.

6

Классификация проектов может проводиться по числу участников:

Индивидуальные (личные);

Парные;

Групповые.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

Исследовательские;

Творческие;

Игровые;

Информационные;

Социально-значимые.

Критерии оценки проекта:

Оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность;

Содержание

проекта

соответствие

теме,

наличие

оригинальных

находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала;

Представление

проекта

правильность

речи,

степень

владения

материалом, эмоциональность в представлении.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

7

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный

опыт каждого ученика

-

выбрать

тему

проекта,

сформулировать

проблему,

предложить

учащимся

идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача.

Распределяя

обязанности,

учитываются

склонности

учащихся

к

логичным

рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола,

разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением

этой

информации,

и

ее

документированием,

выбором

способов

реализации

проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.).

Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи

со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу

ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам,

защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны

способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть

специальная

тетрадь

только

для

проектов.

Проекты

могут

выполняться

на

отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы

могут

соревноваться

друг

с

другом.

Проектные

задания

тщательно

градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке.

Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Классификация проектов может проводиться по числу участников:

8

Индивидуальные (личные);

Парные;

Групповые.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

Исследовательские;

Творческие;

Игровые;

Информационные;

Социально-значимые.

Критерии оценки проекта:

Оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность;

Содержание

проекта

соответствие

теме,

наличие

оригинальных

находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала;

Представление

проекта

правильность

речи,

степень

владения

материалом, эмоциональность в представлении.

Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт,

как

технология

влияет

на

результаты

и

качество

знаний

учащихся.

Были

проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных

группах

учащихся.

При

контроле

навыков

чтения

(просмотровое,

полное

понимание,

извлечение

информации) в

течение

года уровень

подготовки

9

учащихся

по

данному

виду повысился.

Проверялось

умение

извлечь

информацию,

понять

и

выделить

главную

мысль,

обобщить

данные.

По

результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся

стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями.

Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в

речи.

Проектная методика дает учащимся возможность выразить свои мысли и

идеи в удобной для них форме (презентация, коллаж, схема, таблица, статья,

плакат),

развивает

самостоятельность

принятия

решений

у

учащихся,

учит

размышлять, работать в команде, выполнять различные социальные роли.

Работа над проектом происходит следующим образом:

1. Подготовка к проекту (выбор темы, обсуждение проблемы).

2.

Организация

участников

проекта

(формирование

групп,

распределение

обязанностей внутри группы)

3. Выполнение проекта (поиск информации, ее обсуждение, выбор способа

представления проекта)

4. Презентация проекта (представление материала, защита проекта).

5. Подведение итогов проектной работы (оценивание работы).

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков,

когда

по

результатам

его

выполнения,

я

оценивала

усвоение

учащимися

определенного учебного материала.

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную деятельную

практику школы необходимо помнить, что наряду с преимуществами работа

проектом содержит определенные трудности: учителю сложно удержаться от

подсказок

во

время

обсуждения

учащимися

проблемы,

сложно

оценивать

проектные работы, важно, чтобы проект не превратился в реферат (должна быть

своя точка зрения, цель исследования, метод исследования).

10

Проектная деятельность может применяться на любом этапе обучения и в

любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более

осознанно.

Они

учатся

сами

планировать

и

организовывать

свою

работу,

распределяют

задание,

развивают

коммуникативные

навыки.

Они

учатся

оценивать

свои

способности

и

способности

своих

товарищей,

проводить

диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего

конечного результата.

Меняется

роль

учителя:

Я

не

контролирую

и

не

направляю

каждый

последующий

шаг

работы

ученика,

а

больше

внимания

уделяю

процессу

мотивации обучения. Ученик превращается в собеседника, партнера, который

помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Я учу

детей ставить перед собой реальные цели и достигать результата.

Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского

языка показало ее эффективность в практике обучения. Есть данные, что по

всем видам речевой деятельности увеличивается скорость чтения, улучшается

качество

перевода,

содержание

которого

соответствует

темам

проектов,

значительно

совершенствуются

умения

устной

и

письменной

речи,

навыки

компьютерной

обработки

текстовой

информации,

расширяются

кругозор

учащихся,

отмечаются

развитие

коммуникативных

навыков,

умение

вести

дискуссию

на

английском

языке. Все

это

убедило

меня

в

необходимости

попробовать данную технологию на своих уроках.

Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла,

что это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся

большой интерес и здоровый азарт. Школьники с удовольствием принимают

участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы

дает

возможность

найти

применение

их

индивидуальным

способностям,

потребностям, интересам и талантам.

Первые два-три года изучения английского языка мои учащиеся выполняют

мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и

11

открытки. Например, уже во 2 классе первый проект — «Конкурс загадок»,

дети придумывают загадки о животных,красиво оформляют их, рисуют отгадки

к

ним.

А

следующий

в

3

классе

«Любимое

блюдо».Учащиеся

делятся

рецептами

различных

блюд,

приносят

готовые

изделия,

фотографии

своих

кулинарных

шедевров.

Очень

интересными

также

получаются

проекты

по

темам: «Рождество в России или в Англии», « Письмо зарубежному другу». В 4

классе — «Сочиняем сказку».

Начало проектной деятельности школьников среднего звена обычно очень

простое

то,

что

имеет

непосредственное

значение

для

каждого

из

них,

например

«Генеалогическое

древо»

(FamilyTree),

«Школа

будущего

или

«Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы). У детей

должно создастся впечатление, что английский язык — это развлечение, цвет,

деятельность, удовольствие.

12

13

В старших классах работаем над проектами «Здоровый образ жизни»,

«Великобритания»; «США», «Молодёжные группы», «Музыка» и т.д.

В

Интернете

мы

с

учениками

находим

различную

необходимую

для

проектов

информацию:

о

музеях,

достопримечательностях,

информацию

о

текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в

разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы

выступают

в

роли

«реального

«культурного

носителя»

в

процессе

межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как учителя английского

языка

состоит

в

том,

чтобы

адаптировать

их

к

данному

учебному

курсу,

изучаемой теме и языковому уровню учащихся.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при

обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при

организации

его

практического

применения

этот

метод

очень

эффективен.

Особенно

привлекательным

для

меня

является

тот

факт,

что

проектное

обучение активно влияет на мотивационную сферу учащихся. Очень важно

14

также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в

сотрудничестве

воспитывает

в

них

такие

нравственные

ценности,

как

взаимопомощь,

желание

и

умение

сопереживать;

совершенствует

общую

культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие

способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения

и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным

языком.

Заключение

Основной целью проектно-исследовательского обучения является

активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода

обучения. Реализация данной цели позволяет:

- повысить мотивацию изучения предмета;

- повысить качество знаний;

- повысить уровень образовательного процесса в целом.

Образовательная и воспитательная ценность заключается в метапредметных

связях,

которые

способствуют

развитию

у

учащихся

познавательной

активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности

и умений вести исследовательскую работу.

Обучение с использованием проектно-исследовательской деятельности

делает

акцент

на

овладение

ключевыми

компетенциями

ценностно-

смысловая,

учебно-познавательная,

информационная,

коммуникативная

компетенции.

Они

необходимы

в

любой

профессии

и

при

получении

дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: общение,

грамотность,

способность

выполнения

упражнений,

использование

информационных технологий и способность работы в группе, команде.

15

Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к

следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего,

причем каждым учащимся индивидуально.

Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения

этой технологии следующие:

- прочное и глубокое усвоение знаний;

- высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

- высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

- умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

- сплочение детского коллектива;

- мотивация коллективных достижений

Необходимо

подчеркнуть,

что

проектная

методика

не

заменяет,

а

дополняет

другие

виды

технологий

обучения.

Она

одинаково

полезна

и

э ф ф е кт и в н а

ка к

д л я

с л а б оу с п е ва ю щ и х

у ч а щ и хс я ,

т а к

и

д л я

высокомотивированных

и

одаренных

учащихся.

Целесообразно

направлять

деятельность учеников, учитывая их интересы, потребности, способности и

индивидуальные особенности, что отражает дифференцированный, личностно-

ориентированный

подход,

который

ставится

во

главу

угла

в

ФГОС.

Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою

полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет

использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате

данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект

на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный

материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех

учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся

может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы,

а

также

выполнять

исследовательские

проекты,

ориентированные

на

социальный

интерес

самих

участников,

требующих

хорошо

продуманной

структуры.

Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной

технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится

16

педагогу,

который,

с одной

стороны,

выступает

организатором

проекта,

обеспечивая развитие и обучение детей, а с другой, является равноправным

членом

рабочей

группы,

выдвигающим

собственные

цели,

анализирующим

ситуацию

и предлагающим

интересные

идеи

для

обсуждения.

Умение

пользоваться

методом

проектов

показатель

высокой

квалификации

преподавателя.

Список литературы

1.Полат

Е.С.,

Бухаркина

М.Ю.,Моисеева

М.В.,Петрова

А.Е.

«Новые

педагогические и информационные технологии в системе образования»-М.2017

2.Каганов Е.Г. « Метод проектов в основной школе».М.2016

3.Пахомова

Н.Ю.

«Метод

учебного

проекта

в

о б р а зо ват е л ь н ом

учреждении.Пособие

для

учителей

и

студентов

педагогических

вузов.-

М.АРКТИ,2016.-110с.

4.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка:

методическое пособие / В. В. Копылова. - М. : Дрофа, 2003. - 96 с.



В раздел образования