Напоминание

"Совершенствование исполнительских навыков в процессе работы над учебным репертуаром в классе аккордеона"


Автор: Лукьянова Светлана Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: г. Донской Тульской области
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Совершенствование исполнительских навыков в процессе работы над учебным репертуаром в классе аккордеона"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

муниципального образования город Донской

Тульской области

Методическая разработка

открытого урока

«Совершенствование исполнительских навыков в процессе работы

над учебным репертуаром в классе аккордеона»

Разработчик:

Лукьянова Светлана Евгеньевна -

преподаватель по классу аккордеона

МБУДО «Детская школа искусств № 1»

г. Донской

г. Донской

1

Урок запланирован для проведения с учащимся 4 класса, обучающимся

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

(8-летний цикл обучения). Учебный предмет «Специальность

(аккордеон)».

Тема урока: «Совершенствование исполнительских навыков в процессе

работы над учебным репертуаром в классе аккордеона»

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.

Форма урока: индивидуальная

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока: отработка исполнительских навыков в классе аккордеона.

Задачи урока:

1. Дидактические (обучающие):

-закрепить теоретические и практических знания и умения: агогические

изменения, меховедение, штрихи, аппликатурный принцип, техника

звукоизвлечения, туше, метроритм, средства музыкальной

выразительности.

2. Формирующие:

- формировать навыки применения полученных знаний и умений на

практике.

3. Развивающие:

-развитие творческой активности (сравнительный анализ изучаемых

произведений в исполнении оркестров различных по составу через

видеозаписи);

-развитие чувства ритма, эмоциональности, активного внимания,

сосредоточенности, слухового восприятия, самооценки и самоконтроля;

- развитие положительной мотивации к обучению.

3. Воспитательные:

-воспитание любви к предмету, эмоционального отношения к искусству.

Технологии обучения:

Элементы развивающего обучения:

- работа в творческом сотрудничестве, взаимопонимание и раскрепощение

учащегося, активизация познавательной деятельности, повышение

самоконтроля и самооценки учащегося;

- выбор приемов и методов обучения, темпа работы, изучаемого репертуара

соответствующего возрастным и психологическим особенностям

учащегося.

Элементы информационных технологий:

-просмотр видеоматериалов.

Элементы здоровьесберегающей образовательной технологии:

-комфортная психологическая обстановка на уроке;

-рациональная организация работы учащегося на уроке;

2

-создание положительной учебной мотивации обучения;

-творческий подход к обучению.

На уроке предполагается использовать следующие методы обучения:

словесный, наглядный, стимулирования, мотивации, показа, самоконтроль

и контроль.

Материалы и оборудование: музыкальные инструменты: аккордеоны

полный и 3/4, подставка для ног, ноутбук, пюпитр, стулья, стол.

Наглядные пособия: ноты исполняемых произведений, ноутбук.

Планируемые знания, умения и навыки: развитие и совершенствование

исполнительских навыков: тремоло мехом, мелкие длительности,

меховедение, звукоизвлечение, агогические изменения, штрихи, акценты.

Структура урока

1. Организационный момент:

1.1. Постановка целей и задач - 1 мин.

1.2. Исполнение гамм с использованием разных видов штрихов – 4 мин.

2.Основная часть

2.1. Работа над исполнительскими навыками в произведении

И.Дунаевского «Полька» из к/ф «Кубанские казаки»:

- первоначальное проигрывание произведения – 2 мин.

-определение проблемных мест – 30 сек.

- определение приемов и методов работы над проблемными фрагментами,

реализация их на практике – 12 мин.

- исполнение произведения, для выявления уровня сформированности

полученных исполнительских умений и навыков – 2 мин.

-просмотр видеоматериалов на ноутбуке: исполнение «Польки»

профессиональными исполнителями-солистами и оркестрами

2.2. Работа над исполнительскими навыками в произведении М. Товпеко

«Веселые гуси»:

- первоначальное проигрывание произведения – 2 мин.

-определение проблемных мест – 30 сек.

- определение приемов и методов работы над проблемными фрагментами,

реализация их на практике – 12 мин.

- исполнение произведения, для выявления уровня сформированности

полученных исполнительских умений и навыков – 2 мин.

3.Заключительная часть

3.1 Подведение итогов – 1 мин.

3.2 Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

3

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга участниками образовательного

процесса, объявление темы урока, изучаемого материала.

Преподаватель определяет объём изучаемого материала: инструктивный

материал (гаммы), И.Дунаевский «Полька», М.Товпеко «Веселые гуси».

Работа над техническим материалом: исполнение гамм C – dur, G - dur,

соответствующих тональностям исполняемых произведений.

Проработка каждой гаммы: исполнение комплексом (четвертные

длительности в одну октаву, восьмые длительности в две октавы). При

исполнении гамм восьмыми длительностями проработать гаммы

штриховыми вариантами: legato, staccato, переменный штрих. При

исполнении сконцентрировать внимание учащегося на самоконтроле,

направленном на точное соблюдение аппликатуры, смены меха, четкого

метроритма, на контроле над позиционными переходами в правой руке (3-

1; 4-1 пальцы при движении вверх, 1-3; 1-4 пальцы при движении вниз).

2.Основная часть.

2.1. Работа над исполнительскими навыками в произведении

И.Дунаевского «Полька» из к/ф «Кубанские казаки».

Итак, мы переходим к основной части нашего урока. Учащемуся

предлагается исполнить произведение от начала до конца без остановок.

После первоначального проигрывания в диалоге преподаватель и ученик

определяют неудачные моменты исполнения, намечаются основные задачи

предстоящей работы над неверно и некачественно исполненными

фрагментами произведения: неубедительное ritenuto после вступления при

переходе на 1 часть, в 1 части неточное исполнение штрихов и туше, в 3

части неточности при исполнении интервала кварта, нет четкости при

исполнение тремоло мехом.

Преподаватель предлагает проработать все не получившиеся фрагменты.

При работе над ritenuto учащемуся предлагается исполнить вступление и

переход на 1 часть в ровном темпе со счетом, определить нотный отрезок, с

которого следует начать замедление. В совместном исполнении с

преподавателем добиться нужного постепенного замедления.

При работе над 1 частью ученику предлагается внимательно соблюдать

штрихи, при исполнении staccato акцентировать внимание на четкости

пальцевого удара для достижения желаемого туше – манеры легкого,

отрывистого звукоизвлечения.

Для точности исполнения кварт в 3 части произведения преподаватель

обращает внимание ребенка на построение мотивов по звукам арпеджио и

рекомендует проработать фрагменты путем объединения звуков в аккорды

для четкой фиксации расстояний между нотами.

В исполняемой польке используются фрагменты с применением тремоло

мехом. Для точного исполнения данного исполнительского приема

преподаватель предлагает ученику расставить акценты и исполнить

4

неполучившиеся места с применением акцентов и четким соблюдением

метроритмического рисунка. Как вариант, отработать меховое тремоло в

совместном исполнении с преподавателем.

Далее преподаватель предлагает учащемуся исполнить пьесу с учетом

проделанной работы.

Для отдыха и переключения учащегося с одного вида деятельности на

другой преподаватель предлагает просмотр видеоматериалов на ноутбуке:

разнообразие трактовок исполнения польки профессиональными

оркестрами.

2.2. Работа над исполнительскими навыками в произведении М. Товпеко

«Веселые гуси».

Учащемуся предлагается исполнить произведение от начала до конца без

остановок. Далее учащемуся предлагается самостоятельно определить

проблемные места и места, в которых он чувствует затруднения.

Совместно с преподавателем намечаются основные задачи предстоящей

работы над неверно и некачественно исполненными фрагментами

произведения: неточности при исполнении акцентов, неровное тяжелое

исполнение мелких длительностей, в кантиленной части неровное

звуковедение.

Учащемуся предлагается проработать все не получившиеся фрагменты.

В произведении часто используются акценты на вторую долю, ввиду чего

ученику предлагается сосредоточить свое внимание именно на этом и

проиграть все фразы сначала в сдержанном темпе, затем с наращиванием

темпа специально утрируя исполнение акцентов на вторую долю. Как

вариант, можно использовать совместное исполнение с преподавателем.

Для приобретения навыка ровности и легкости при исполнении мелких

длительностей (шестнадцатые ноты) преподаватель предлагает отработать

их разными видами штрихов (legato; staccato; переменный штрих; с

остановками на 1,2,3,4 ноты в каждой из четырех шестнадцатых; ритмами

(чередование длинной и короткой нот и наоборот)). При этом внимание

следует концентрировать на естественном и экономичном движении

пальцев, кисти и предплечья.

Кантиленная часть произведения требует от ученика постоянного

внимания к звукоизвлечению, legato, координации двух рук.

Преподаватель предлагает ученику прислушаться к своему исполнению,

сосредоточить свое внимание и проконтролировать ровный звук и плавную

смену направления движения меха, точность координации движений

пальцев при исполнении обеими руками.

Для выявления уровня сформированности исполнительских навыков

ученику, предлагается сыграть целиком произведение, учитывая

проработанные замечания.

3.Заключительная часть

5

3.1. Подведение итогов.

Преподаватель отмечает, что проделанная работа дала положительный

результат, цель и задачи учебного занятия достигнуты.

3.2 Домашнее задание

Преподаватель вместе с учеником определяют план для самостоятельной

работы: И.Дунаевский «Полька»: закрепить навык исполнения ritenuto, в 1

части точное исполнение штрихов и туше, закрепить объединение в

аккорды элементов арпеджио в 3 части, закрепить четкое исполнение

мехового тремоло. М.Товпеко «Веселые гуси»: закрепить навык точного

исполнения акцентов, закрепить исполнение шестнадцатых нот legato;

staccato; переменным штрихом; с остановками на 1,2,3,4 ноты в каждой из

четырех шестнадцатых; ритмами (чередование длинной и короткой нот и

наоборот), в кантиленной части закрепить ровное звуковедение.

Запись домашнего задания.

Окончание урока.

-Урок окончен. Спасибо за плодотворное сотрудничество.

Использованная литература:

1. Л.Баренбойм "Музыкальная педагогика и исполнительство" – Л.:

Музыка,1974г.

2. А.Мирек «Школа игры на аккордеоне» Музыка, 1966г.

3. В.Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» Советский

композитор, 1975г.

Интернет-ресурсы:

1. Видеозаписи

И.Дунаевский Полька из к/ф "Кубанские казаки" обр. В.Емельянова

Исполняет Центральный военный оркестр МО РФ

2. С.В.Винокурова Методические рекомендации по составлению

методических разработок теоретических уроков

3. Н.С.Рвачев Методическое сообщение «Современные образовательные

технологии в ДШИ»

4. Методические рекомендации для педагогов дополнительного

образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в

учреждении дополнительного образования»

6



В раздел образования