Автор: Лукьянова Светлана Евгеньевна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: г. Донской Тульской области
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Совершенствование исполнительских навыков в процессе работы над учебным репертуаром в классе аккордеона"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
муниципального образования город Донской
Тульской области
Методическая разработка
открытого урока
«Совершенствование исполнительских навыков в процессе работы
над учебным репертуаром в классе аккордеона»
Разработчик:
Лукьянова Светлана Евгеньевна -
преподаватель по классу аккордеона
МБУДО «Детская школа искусств № 1»
г. Донской
г. Донской
1
Урок запланирован для проведения с учащимся 4 класса, обучающимся
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»
(8-летний цикл обучения). Учебный предмет «Специальность
(аккордеон)».
Тема урока: «Совершенствование исполнительских навыков в процессе
работы над учебным репертуаром в классе аккордеона»
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.
Форма урока: индивидуальная
Продолжительность урока: 40 минут
Цель урока: отработка исполнительских навыков в классе аккордеона.
Задачи урока:
1. Дидактические (обучающие):
-закрепить теоретические и практических знания и умения: агогические
изменения, меховедение, штрихи, аппликатурный принцип, техника
звукоизвлечения, туше, метроритм, средства музыкальной
выразительности.
2. Формирующие:
- формировать навыки применения полученных знаний и умений на
практике.
3. Развивающие:
-развитие творческой активности (сравнительный анализ изучаемых
произведений в исполнении оркестров различных по составу через
видеозаписи);
-развитие чувства ритма, эмоциональности, активного внимания,
сосредоточенности, слухового восприятия, самооценки и самоконтроля;
- развитие положительной мотивации к обучению.
3. Воспитательные:
-воспитание любви к предмету, эмоционального отношения к искусству.
Технологии обучения:
Элементы развивающего обучения:
- работа в творческом сотрудничестве, взаимопонимание и раскрепощение
учащегося, активизация познавательной деятельности, повышение
самоконтроля и самооценки учащегося;
- выбор приемов и методов обучения, темпа работы, изучаемого репертуара
соответствующего возрастным и психологическим особенностям
учащегося.
Элементы информационных технологий:
-просмотр видеоматериалов.
Элементы здоровьесберегающей образовательной технологии:
-комфортная психологическая обстановка на уроке;
-рациональная организация работы учащегося на уроке;
2
-создание положительной учебной мотивации обучения;
-творческий подход к обучению.
На уроке предполагается использовать следующие методы обучения:
словесный, наглядный, стимулирования, мотивации, показа, самоконтроль
и контроль.
Материалы и оборудование: музыкальные инструменты: аккордеоны
полный и 3/4, подставка для ног, ноутбук, пюпитр, стулья, стол.
Наглядные пособия: ноты исполняемых произведений, ноутбук.
Планируемые знания, умения и навыки: развитие и совершенствование
исполнительских навыков: тремоло мехом, мелкие длительности,
меховедение, звукоизвлечение, агогические изменения, штрихи, акценты.
Структура урока
1. Организационный момент:
1.1. Постановка целей и задач - 1 мин.
1.2. Исполнение гамм с использованием разных видов штрихов – 4 мин.
2.Основная часть
2.1. Работа над исполнительскими навыками в произведении
И.Дунаевского «Полька» из к/ф «Кубанские казаки»:
- первоначальное проигрывание произведения – 2 мин.
-определение проблемных мест – 30 сек.
- определение приемов и методов работы над проблемными фрагментами,
реализация их на практике – 12 мин.
- исполнение произведения, для выявления уровня сформированности
полученных исполнительских умений и навыков – 2 мин.
-просмотр видеоматериалов на ноутбуке: исполнение «Польки»
профессиональными исполнителями-солистами и оркестрами
2.2. Работа над исполнительскими навыками в произведении М. Товпеко
«Веселые гуси»:
- первоначальное проигрывание произведения – 2 мин.
-определение проблемных мест – 30 сек.
- определение приемов и методов работы над проблемными фрагментами,
реализация их на практике – 12 мин.
- исполнение произведения, для выявления уровня сформированности
полученных исполнительских умений и навыков – 2 мин.
3.Заключительная часть
3.1 Подведение итогов – 1 мин.
3.2 Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
3
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга участниками образовательного
процесса, объявление темы урока, изучаемого материала.
Преподаватель определяет объём изучаемого материала: инструктивный
материал (гаммы), И.Дунаевский «Полька», М.Товпеко «Веселые гуси».
Работа над техническим материалом: исполнение гамм C – dur, G - dur,
соответствующих тональностям исполняемых произведений.
Проработка каждой гаммы: исполнение комплексом (четвертные
длительности в одну октаву, восьмые длительности в две октавы). При
исполнении гамм восьмыми длительностями проработать гаммы
штриховыми вариантами: legato, staccato, переменный штрих. При
исполнении сконцентрировать внимание учащегося на самоконтроле,
направленном на точное соблюдение аппликатуры, смены меха, четкого
метроритма, на контроле над позиционными переходами в правой руке (3-
1; 4-1 пальцы при движении вверх, 1-3; 1-4 пальцы при движении вниз).
2.Основная часть.
2.1. Работа над исполнительскими навыками в произведении
И.Дунаевского «Полька» из к/ф «Кубанские казаки».
Итак, мы переходим к основной части нашего урока. Учащемуся
предлагается исполнить произведение от начала до конца без остановок.
После первоначального проигрывания в диалоге преподаватель и ученик
определяют неудачные моменты исполнения, намечаются основные задачи
предстоящей работы над неверно и некачественно исполненными
фрагментами произведения: неубедительное ritenuto после вступления при
переходе на 1 часть, в 1 части неточное исполнение штрихов и туше, в 3
части неточности при исполнении интервала кварта, нет четкости при
исполнение тремоло мехом.
Преподаватель предлагает проработать все не получившиеся фрагменты.
При работе над ritenuto учащемуся предлагается исполнить вступление и
переход на 1 часть в ровном темпе со счетом, определить нотный отрезок, с
которого следует начать замедление. В совместном исполнении с
преподавателем добиться нужного постепенного замедления.
При работе над 1 частью ученику предлагается внимательно соблюдать
штрихи, при исполнении staccato акцентировать внимание на четкости
пальцевого удара для достижения желаемого туше – манеры легкого,
отрывистого звукоизвлечения.
Для точности исполнения кварт в 3 части произведения преподаватель
обращает внимание ребенка на построение мотивов по звукам арпеджио и
рекомендует проработать фрагменты путем объединения звуков в аккорды
для четкой фиксации расстояний между нотами.
В исполняемой польке используются фрагменты с применением тремоло
мехом. Для точного исполнения данного исполнительского приема
преподаватель предлагает ученику расставить акценты и исполнить
4
неполучившиеся места с применением акцентов и четким соблюдением
метроритмического рисунка. Как вариант, отработать меховое тремоло в
совместном исполнении с преподавателем.
Далее преподаватель предлагает учащемуся исполнить пьесу с учетом
проделанной работы.
Для отдыха и переключения учащегося с одного вида деятельности на
другой преподаватель предлагает просмотр видеоматериалов на ноутбуке:
разнообразие трактовок исполнения польки профессиональными
оркестрами.
2.2. Работа над исполнительскими навыками в произведении М. Товпеко
«Веселые гуси».
Учащемуся предлагается исполнить произведение от начала до конца без
остановок. Далее учащемуся предлагается самостоятельно определить
проблемные места и места, в которых он чувствует затруднения.
Совместно с преподавателем намечаются основные задачи предстоящей
работы над неверно и некачественно исполненными фрагментами
произведения: неточности при исполнении акцентов, неровное тяжелое
исполнение мелких длительностей, в кантиленной части неровное
звуковедение.
Учащемуся предлагается проработать все не получившиеся фрагменты.
В произведении часто используются акценты на вторую долю, ввиду чего
ученику предлагается сосредоточить свое внимание именно на этом и
проиграть все фразы сначала в сдержанном темпе, затем с наращиванием
темпа специально утрируя исполнение акцентов на вторую долю. Как
вариант, можно использовать совместное исполнение с преподавателем.
Для приобретения навыка ровности и легкости при исполнении мелких
длительностей (шестнадцатые ноты) преподаватель предлагает отработать
их разными видами штрихов (legato; staccato; переменный штрих; с
остановками на 1,2,3,4 ноты в каждой из четырех шестнадцатых; ритмами
(чередование длинной и короткой нот и наоборот)). При этом внимание
следует концентрировать на естественном и экономичном движении
пальцев, кисти и предплечья.
Кантиленная часть произведения требует от ученика постоянного
внимания к звукоизвлечению, legato, координации двух рук.
Преподаватель предлагает ученику прислушаться к своему исполнению,
сосредоточить свое внимание и проконтролировать ровный звук и плавную
смену направления движения меха, точность координации движений
пальцев при исполнении обеими руками.
Для выявления уровня сформированности исполнительских навыков
ученику, предлагается сыграть целиком произведение, учитывая
проработанные замечания.
3.Заключительная часть
5
3.1. Подведение итогов.
Преподаватель отмечает, что проделанная работа дала положительный
результат, цель и задачи учебного занятия достигнуты.
3.2 Домашнее задание
Преподаватель вместе с учеником определяют план для самостоятельной
работы: И.Дунаевский «Полька»: закрепить навык исполнения ritenuto, в 1
части точное исполнение штрихов и туше, закрепить объединение в
аккорды элементов арпеджио в 3 части, закрепить четкое исполнение
мехового тремоло. М.Товпеко «Веселые гуси»: закрепить навык точного
исполнения акцентов, закрепить исполнение шестнадцатых нот legato;
staccato; переменным штрихом; с остановками на 1,2,3,4 ноты в каждой из
четырех шестнадцатых; ритмами (чередование длинной и короткой нот и
наоборот), в кантиленной части закрепить ровное звуковедение.
Запись домашнего задания.
Окончание урока.
-Урок окончен. Спасибо за плодотворное сотрудничество.
Использованная литература:
1. Л.Баренбойм "Музыкальная педагогика и исполнительство" – Л.:
Музыка,1974г.
2. А.Мирек «Школа игры на аккордеоне» Музыка, 1966г.
3. В.Лушников «Самоучитель игры на аккордеоне» Советский
композитор, 1975г.
Интернет-ресурсы:
1. Видеозаписи
И.Дунаевский Полька из к/ф "Кубанские казаки" обр. В.Емельянова
Исполняет Центральный военный оркестр МО РФ
2. С.В.Винокурова Методические рекомендации по составлению
методических разработок теоретических уроков
3. Н.С.Рвачев Методическое сообщение «Современные образовательные
технологии в ДШИ»
4. Методические рекомендации для педагогов дополнительного
образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в
учреждении дополнительного образования»
6