Автор: Дамбаева Светлана Батомункуевна
Должность: учитель немецкого и бурятского языков
Учебное заведение: МБОУ " Ташеланская СОШИ"
Населённый пункт: село Ташелан Заиграевского района Республики Бурятия
Наименование материала: Сохранение и развитие духовных исторических и культурных ценностей, чувства патриотизма
Тема: "Краеведение"
Раздел: среднее образование
Сохранение и развитие духовных , исторических и культурных ценностей,
чувства патриотизма
Дамбаева Светлана Батомункуевна,
учитель немецкого и бурятского языков
МБОУ « Ташеланская средняя общеобразовательная школа- интернат»,
Заиграевский район, Республики Бурятия
tsosh06@yandex.
ru
В последние годы в условиях роста национального самосознания,
возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость
более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа,
с его национальной культурой, обычаями и традициями. Следовать принципу
уважения к языкам и культуре всех народов - это одна из основ политики
государства
по
укреплению
гражданского
мира
и
согласия
в
обществе.
Изменения
в
обществе
тяжело
переживаются
взрослым
поколением.
Это
оказывает влияние и на молодое поколение. Дети стремятся к самоутверждению
и проявлению индивидуальности.
Целью
данной
работы
является
воспитание
высоконравственных,
духовно
богатых
учащихся
обладающих
чувством
гражданского
долга
и
любовью
к
Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального
достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный прикоснуться к
идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно лишь узнав и полюбив
страну, ее язык, традиции, ритуалы, обычаи.
И поэтому вопрос воспитания ребят на обычаях и традициях народов Бурятии
актуален
как
никогда.
Традиции
содержат
правила,
наставления,
нормы
поведения
во
многих
жизненных
ситуациях,
представления
о
чести
и
достоинстве, красоте. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли
регуляции повеления и деятельности взрослых и детей в семье и обществе,
формируют основы нравственных качеств, способствуют возрождению новых
дух
Становление
и
развитие
национального
духа
или
поиски
Республикой
Бурятия
себя
должны
начаться
с
формирования
концепции
духовного
оздоровления
молодежи
и
формирования
духовно-нравственного
климата
в
обществе по следующим основным направлениям:
1. Духовное и нравственное состояние общества. Воспитание чувства любви к
своей
большой
и
малой
Родине,
национальной
гордости,
гражданской
ответственности.
2. Культ семьи и здорового образа жизни - именно ценностной ориентации в
семье.
3. Сохранение и воссоздание исторических традиций. национальной культуры..
4. Сохранение и воссоздание культурного достояния.. Необходимо повышать
статус культурного наследия .
Сегодня перед обществом ставится задача возрождения духовности. Вопросы
интеллектуального,
эстетического,
трудового,
физического,
духовно-
нравственного воспитания приобретают особую актуальность.
Человек познает идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Это приводит его к
осмыслению
и
восприятию
духовно-нравственных
принципов,
идей
добра,
красоты, блага, истины, справедливости.
Определенная работа по сохранению духовных, исторических и культурных
ценностей проводится и в школе. В школе работает музей истории родного края.
Музей необходим, т.к. он дает развитие интереса к истории, углубление знаний
по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-
патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей,
как: любовь и уважение к родному селу; бережное отношение к плодам труда,
опыту
предшествующих
поколений;
приумножение
исторического
наследия,
сохранение исторической памяти.
Огромную роль в изучении истории родного края, обычаев, традиции являются
интегрированные уроки, классные часы, также проведение мероприятий
«
Сагаалган», «Сурхарбан»,« Пасха».конкурсов « Дангина» и « Гэсэр»
Традицией становится проведение встречи выпускников в нашей школе.
В школе работает научное общество, и учащиеся разработали и представили
научные проекты, такие как: « Моё село – Ташелан», « Моя родословная», « Моё
любимое село – Нарын», « Приметы и суеверия народов Германии и России», «
Символика числа
«три» в бурятском героическом эпосе « Гэсэр», в которых
раскрыты духовные и исторические ценности, память и наследие.
Итогом работы по всем направлениям является воспитание нравственно-
духовных,
гражданских
и
мировоззренческих
качеств
личности,
которые
проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и
приумножить лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной
культуры, своей земли.
Этапы реализации программы:
1 этап- мониторинг предпочтений школьников
2 этап- воспитание гордости за свою Родину через изучение родного города, села,
семьи, школы, знаменитых земляков, родителей и выпускников школы.
3 этап – обобщение опыта работы учителей, родителей, учащихся по формированию
гражданской позиции личности через приобщение к отечественным, духовно-
нравственным и патриотическим традициям.
Предполагаемые результаты.
Развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания
подрастающего поколения;
Создание условий для развития духовной личности;
Поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация
учебного процесса, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и
физического здоровья детей;
Повышение компетентности в области нравственности;
Рост социального оптимизма подрастающего поколения.
Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная
динамика роста патриотизма, гражданственности.