Напоминание

"Идеал прекрасной девушки у народа Саха"


Автор: Нюрова Татьяна Гаврильевна
Должность: преподаватель театрального отделения
Учебное заведение: МБОУ ДО "Верхоянская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Верхоянск
Наименование материала: Научная работа
Тема: "Идеал прекрасной девушки у народа Саха"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Поволжская научная конференция учащихся им. Н.И.Лобачевского

Идеал прекрасной девушки у народа саха

Научная работа: Нюровой

Татьяны Гаврильевны

г. Верхоянск

1

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3

Глава 1. Представление народа саха о прекрасной девушке …………...........6

1.1. Понятие прекрасного человека……………………………………….........6

1.2. Прекрасная девушка - идеал народа саха………………………………...7

Глава 2. Воспевание прекрасной девушки в якутском героическом эпосе,

поэзии………………………………………..…………………………………10

2.1. Образ прекрасной девушки – героини олонхо……………………….11

2.2.

Анализ

произведений

основоположника

якутской

литературы

А.Е.Кулаковского «Красивая девушка», «Портреты якутских женщин»..14

Заключение……………………………………………………………….........21

Список использованной литературы………………………………………...23

2

Введение

В связи с реализацией национальной концепции в Республике Саха

произошло

много

изменений.

Одной

из

важнейших

проблем

является

сохранение

якутского

народа

как

этноса,

передача

накопленного

веками

духовного

богатства,

уникальной

культуры,

нравственных

ценностей

будущим поколениям.

Одним из критериев нравственных ценностей является красота. Говоря о

красоте, такие просветители, как В. Соловьев, Н Бердяев отмечали, что

восприятие красоты в мире – уже есть творчество. Красота - это не только

цель искусства, но и основная цель жизни, красота реализуется посредством

самих людей, она выступает «как задача для человечества».[12. C.53]

«С древних времен у любого народа сложился своеобразный идеал

прекрасного, отличается понятие прекрасного человека», - пишет известный

якутский философ Б.Н. Попов. [14.C. 15]

Издревле в жизни саха (якутов) девушка занимает главенствующее

положение. Народ воспевал прекрасную девушку в своих легендах, песнях,

стихах.

Сила

красивой

девушки

заставляет

отказаться

от

нечистых

помыслов, все окружающие становятся добрее и лучше.

Прекрасная

девушка

в

олонхо

и

художественных

произведениях

якутских писателейкакидеал народа саха до сих пор глубоко не изучен. Наша

работа посвящена анализу воспевания прекрасной девушки

в якутском

героическом

эпосе

олонхо

и

поэзии.

Якутская

женщина

издавна

ассоциировалась с понятием прекрасного, чего-то очень нежного.

Проблема,

поднимаемая

в

нашем

исследовании,

не

потеряла

актуальности.

В

недрах

якутской

культуры

сохранились

прекрасные

традиции,из

которых

народ

черпает

новое

мироощущение,

нравственные

ориентиры, формирующие идеал современной девушки.

Главным

требованием

нового

государственного

стандарта

в

образовании становится воспитание, поиск новых путей в этом направлении.

Еще в конце прошлого века народом саха была выдвинута идея национальной

3

концепции. В школах начали преподавать специальные предметы «Якутская

национальная

культура»,

«УрунУолан»

(для

юношей),

«КыысКуо»

(для

девушек).

Для любого народа девушка – это святое, от нее зависит будущее нации.

В

наше

время

актуальна

проблема

воспитания

-

понимание

молодыми

девушками своего предназначения в жизни, роли женщины в семье. Якутская

девушка

должна,

как

говорится

в

олонхо,

в

соответствии

со

святым

предназначением

«стать

прародительницей»

саха,

воспитателем

детей,

главной хранительницей очага для своей семьи.

Все вышеуказанное определяет актуальность нашей работы.

Объектом

исследования

является

прекрасная

девушка

как

идеал

народа саха.

Предмет

исследования

образы

прекрасных

девушек

в

якутских

героических эпосах и поэтических произведениях.

Цель

исследования: теоретически обосновать, анализировать образ

прекрасной девушки в народном эпосе и поэзии народа саха.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- передать общее понятиео прекрасном человеке;

- рассмотреть образ прекрасной девушки как идеал народа саха;

-изучить образ прекрасной девушки в якутском героическом эпосе (образы

СыралынсаКуо, Кун Чемчуук в олонхо «ЭлэсБоотур» Петра Оготоева и

ХаанчылаанКуо в олонхо Н.П. Бурнашева «КыысДэбилийэ»);

- найти поэтические строки, изображающие чарующую красоту якутской

девушки

в

поэтических

произведениях

А.Е.

Кулаковского

(«Красивая

девушка», «Портрет якутских женщин»).

В

ходе

написания

работы

применялись

следующие методы

исследования:

1.

теоретический:

изучение

философской

и

публицистической

литературы;

4

2.

практический:

анализ

идеального

образа

девушки

саха

на

примере

якутского героического эпоса и на основе литературных произведений.

Теоретической

основой

нашего

исследования

послужили

научные

трудыкрупнейших

русских

философов

Н.А.

Бердяева,

Г.А.

Соловьева,

великого якутского писателя-просветителя П.А. Ойунского, исследователя

Якутии,

этнографа,

сибиреведа,

публицистаВ.Л.Серошевского,

якутского

философа-ученого Б.Н.Попова, профессора В.В.Илларионова, этнографов-

профессоров Р.И.Бравиной, К.Д.Уткина.

Практическая значимость исследования состоит в том, что можно

использовать

основные

положения,

выводы

этой

работы

на

уроках

«Якутской

национальной

культуры»,

«КыысКуо»

(для

девушек)

и

воспитательной работе в связи с тем, что воспитание становится главным

требованием нового государственного стандарта в образовании.

Достоверность

ре зульт атов

исслед ования

п од т в е р ж д а е т с я

теоретической

обоснованностью

исходных

положений,

результатов

практической

работы

и

их

положительной

оценкой

на

улусном,

региональном,

республиканском

этапах

научной

конференции

учащихся

«Шаг в будущее».

Апробация

материалов

исследовательской

работы

осуществлена

на

всех

этапахнаучных

конференций

учащихся

«Шаг

в

будущее»

(ноябрь,

декабрь – 2011 г., январь – 2012 г.).

Работа

состоит

из:

введения,

двух

глав,

заключения,

списка

использованной литературы и приложения.

5

Глава 1. Представления народа саха о прекрасной девушке

1.1. Понятие прекрасного человека

Еще древние греки понимали, что человек – прекрасное, великое

творение природы. Предназначение человека, как и у зеленого наряда земли –

растений, деревьев, лежит в стремлении к свету, свободе, счастью. В течение

всей

жизни

человек

совершенствует

в

себе

добрые,

прекрасные

начала,

стремится к этому.

У саха понятие прекрасного связано с природой. Человек черпает

созидательные силы у божеств Айыы и наполняет ими окружающее. По

представлению народа саха, прекрасное – это то, что радует глаз, то, что

любимо и приятно на слух, воспринимает сердце. У народа саха полностью

сложились идеалы прекрасного мужчины и женщины.

Якуты в течение веков всегда понимали прекрасное и ценили его.

Понимание прекрасного у саха видно в его песнях. Песня у народа саха

появляется в итоге импровизации. Саха поет, следуя своему внутреннему

состоянию. У настоящего якута есть своя собственная песня. Народная песня

кылысах (своеобразная манера петь) не требует никакого сопровождения.

Есть в ней свое внутреннее сопровождение. А якутскийхомус тоже имеет

свою песню, слова. У мастера хомус передает всем понятные слова. Это

удивительно.

И

это

прекрасно.

Каждую

струночку,

каждую

ниточку

прекрасного, звук, своеобразие мы должны беречь как зеницу ока. В этом

священное предназначение человека Айыы.

Как говорится, саха может быть интересным для других народов,

только сохраняя в себе прекрасное, этническое.

Прекрасное - не во внешнем облике человека, а в его душе, мыслях,

отношении к людям, по-другому, чертах, показывающих его со всех сторон.

Вспомним слова А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и

лицо, и одежда, и душа, и мысли». Писать о человеке и о прекрасном в нем

сложно.

С

развитием

человеческого

общества

смысл

прекрасного

расширяется, требования возрастают. [12.C.34]

6

Много было сказано, написано мастерами слова о человечестве,

конкретно о человеке, нравах общества. В стихотворении народного поэта

Якутии

Петра

Тобурокова,

ставшем

песней,

есть

строки,

полностью

подтверждающие

это.

Если

перевести

стихотворение,

то

выходит

такой

смысл: «Некоторые говорят, что в человеке прекрасным является светлый

лик, лучшими считают черные глаза. Но, даже если у него глаза не черные,

лицо не светлое, для меня прекраснее прекрасного – его характер, душа,

совесть». [19.C.72]

1.2. Прекрасная девушка – идеал народа саха

Спокойная, неторопливая якутская женщина! С чем сравнить ее

доброту, горячее сердце, изгоняющее грустные мысли, ее изящный, точеный

стан. Что может быть лучше ее радостной, сияющей улыбки.

Женщина – основа жизни на земле. Женщина-мать возрождает жизнь,

вносит

счастье

в

семью.

[15.C.41]

Знающие

люди

говорят,

что

уровень

культуры общества может быть оценен его отношением к женщине.

Прежде чем говорить о девушке, как о народном идеале, нужно

разъяснить значение идеала.

Идеал

(лат.Idealisот

греч.Idea

образ,

идея)

высшая

ценность,

наилучшее, завершенное состояние того или иного явления – образец личных

качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный

идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном;

совершенство

в

отношениях

между

людьми;

наиболее

совершенное

устройство общества. [4.C.198]

Идеал – представление о лучшей жизни. Каждый человек имеет свой

идеал. Идеал для каждого имеет разные понятия. Он основывается на личном

опыте, примеры для подражания выбираются, просеиваются из опыта других

людей.

Слишком

завышенные,

нереальные

идеалы

свидетельствуют

о

незнании жизни, возникшем в горячем сознании молодых, или об амбициях

конкретного человека.

7

Может быть, в противовес этому беспочвенному идеалу, Чернышевский

говорил: «Поиски слишком хорошего в любых проявлениях

жизни – это

результат отхода от жизни или фантазия болезни бездействия». Роль идеала в

жизни огромная, поэтому он имеет свойство идти в ногу с жизнью.[18.C.105]

В прежние времена, отсталые народы, в том числе якуты, по словам

исследователей, не имели идеалов, но этому можно противопоставить много

примеров. У любого народа, у саха тоже существовал идеал достойного

человека

в

их

легендах,

мифах,

олонхо,

сказках.

Изве стный

дореволюционный

исследователь

Якутии

В.Л.Серошевский

говорил,

что

идеалом физической красоты и для мужчины, и для женщины саха является

человек с носом с горбинкой, овальным, приятным лицом, тонкими красными

губами и большими черными, блестящими глазами. [17.C.298]

В произведениях якутских писателей созданы образы, показывающие

женщину как творение природы, как источник красоты и жизни. Вспомним

по этому поводу «Долгунча» КуннукУурастыыраба, «Якутской женщине» С.

Данилова, «Еруунэ» М. Ефимова, «Где моя возлюбленная» П. Тобурокова и

многих

других.

Они

воспевали

чистую

благородную

любовь

якутской

девушки. Образы Любви и Женщины всегда переплетаются в многослойных

структурах художественных произведений. Они существовали во времени и в

пространстве как вечные понятия якутской народной мудрости и идеала.

[20.C.19]

Идеал – это ожидание от человека прекрасного. Человеку свойственно

любить все прекрасное. Сила прекрасного завораживает. Красота девушки

выражается не только внешним видом,

но и нравом, словом, чистыми

помыслами.

Якутская

девушка

женщина

известна

своей

скромностью,

красотой

души.

Она

должна

быть

благоразумной,

серьезной,

с

обоснованными выводами в речи. Природа наделила народ саха внутренней

культурой. Хотя запросы современного человека стали другие, но этот идеал

не меняется. [14.C.17]

8

Для народа саха женщина – украшение, хозяйка земли, животворящая

сила,

прекрасное создание. В народе существует пословица: «Обидишь

женщину – обидишь себя и свой народ». Это свидетельствует о глубоком

почитании

женщины.

До

сегодняшнего

дня

она

центральная

фигура

домашнего очага, благополучие семьи, мощь народа, демография зависят от

нее.

Когда-то Платон Алексеевич Ойунский сказал: «У саха женщина

является божеством». И подтверждение этому есть, Иэйэхсит, Айыысыт –

основные

божества.

Пока

женщина

обожествляется,

судьба

народа

будет

благополучной. Женщина всегда была в почете, так и будет впредь. [19.C.92]

Наши мыслители-философы Кулаковский,

Софронов, Ойунский и другие

пик

своего

творчества,

высоту

удивительно

гуманистического

мышления

пробовали на признанной человеческой цивилизацией теме – женщины -

матери,

подруги.

И

утверждали

высокий

дух

обоготворения

прекрасного

пола. Величия женщины в этом мироздании.

Подытоживая

можно

сказать,

что

якутская

девушка

женщина

небесами

создана,

чтобы

выполнить

священную

миссию,

стать,

образно

говоря,

«родительницей

народа

саха»,

у

нее

прекрасное

будущее

«стать

хозяйкой домашнего очага, воспитывать детей». «Девушка – будущее народа»

говорят.

Если

у

народа

есть

сложившийся

идеал

прекрасной

девушки

женщины, то он может развиваться, иметь свою неповторимую судьбу.

Глава 2. Воспевание прекрасной девушки

9

в якутском героическом эпосе, поэзии.

В недрах якутской культуры сохранились удивительные образцы олонхо и

мира

поэзии,

из

которых

человек

черпает

новое

мироощущение

для

духовного роста.В олонхо якутский народ выразил мечты о благородном и

возвышенном, что дает ему силу и веру, широту взглядов на мир, в образе

прекрасной девушки.

В образе эпической героини народ воссоздавал свой идеал прекрасной

девушки. Это-девушка, не знающая горя и нужды, живущая в изобилии и

довольстве. Она одета в дорогие меха, есть даже не мясо, а «один жир». В то

же

время

она

помощница

героя,

его

умная,

изобретательная

советчица,

идеальная хозяйка-воплощение мирной и счастливой жизни. Хотя в олонхо

всячески

подчеркивается,

что

героиня

окружена

сказочным,

несметным

богатством,

в

действительности

довольно

явственно

проступает

убогая

обстановка жизни якутской девушки в прошлом.

Образы героинь олонхо сложнее и разнообразнее образов героев.

По

участию в действии героини могут быть активными и пассивными.[16.C.120]

Некоторые героини только эпические красавицы, из-за которых происходит

борьба

богатырей.

Описываются

их

внешность,

происхождения,

жизнь

в

семье до начало событий, в которых они фактически не участвуют. За них

хлопочут, из-за них происходят различные конфликты, переговоры, вокруг

них плетется сеть разнообразных интриг, наконец, из-за них происходят

грандиозные схватки богатырей. Разрушаются страны и миры, в их судьбы

вмешиваются всемогущие боги, но сами они бездействуют. Она – причина,

источник событий олонхо, но не участница и организатор событий.

2.1 Образ прекрасной девушки – героини олонхо

10

В якутских олонхо воспевается красота и чарующая прелесть героинь.

О красоте эпической героини сказители не скупились в выражениях.

В

олонхо

Петра

Оготоева

«ЭлэсБоотур»

представлены

образы

СыралынсаКуо

и

Кун

Чемчуук.

СыралынсаКуо

отличается

красотой,

трудолюбием, описание ее автором волнует сердце, радует глаз читателя.

Светлого дома зарница

Белого дома мотылек,

Черного дома ласточка,

От пасмурного дня береженая,

Ясно солнцу не казанная

Женщина желанная

Красоты бесподобной,

Любому сердцу отрада…

На щеках румянец заиграл,

На глазах слеза заблистала,

Глазами влажными

Февральского жеребенка…

У

якутов

одним

из

верхних

божеств

Айыы

является

Джесегей,

покровительствующий коневодству. Поэтому Оготоев уподобляет красивые

глаза

СыралынсаКуо

глазам

кобылицы.

Губы,

зубы

у

нее

как

будто

бы

сотворены

руками

великого

кузнеца.

В

этом

слышна

похвала

и

таланту

якутских мастеров.Автор описывает благовейное отношение к незамужней

девушке, характер воспитания ее доходит буквально до святости. В описании

отражается

спектр

мировоззрения

якутов

к

женщине,

как

главной

хранительнице домашнего очага и семейных традиций.

Автор описывает красоту Кун Чемчуук.

По траве шелковистой

Плыла навстречу

Лебедем белым,

Лепестком прелестным,

11

Солнцем ослепляющим

Девушка юная

Красоты невиданной

В одежде богатой

Из соболей отборных,

Затмевая собой

Образ жены любимой.

Устремила взгляд

Прямо в душу,

Погоняла впереди

Трех коров своих.

В улыбке сладкой

Сверкали зубы,

Ослепляя, дурманя.

От ее красоты глаза слепит, она подобна свободно парящему в небе

поющему жаворонку. Девушка проходит по зеленому лугу, словно лебедь,

подобна солнцу, цветку, прекрасная из всех прекрасных. Автор сравнивает ее

с чудесными явлениями природы, тем самым подчеркивая неразрывную связь

человека с Матерью-природой. Образ героини представляет собою идеал той

счастливой жизни, к которой стремятся герои олонхо. Соответственно с этим

она всегда изображается как воплощение внутренней и внешней красоты.

Она окружена самыми дорогими и красивыми предметами (в представлении

древнего якута).

А красота другой героини в олонхо Н.П.Бурнашева «КыысДэбилийэ»

такова,

что,

когда

она

появляется,

«мрачный

дом

светлым

становится,

светлый дом сиять начинает. Когда покажется божественному солнцу, не

видно тени ее, если ступит на рыхлый снег, -не видно следа ног, если начнет

кроить, - не находит следа ножниц, чудесная Хаанчылаан Куо со светлым

ликом, как белый камень, горящий с шипеньем».

В олонхо описывается бережное отношение родителей к дочери:

12

Зеницу их глаз видящих,

Десну их зубов выпадающих,

Ласточка их черного дома,

Сияние их светлого дома,

Мотылька их белого дома,

У которой тело сквозь одежду светлеет,

Сквозь тело кости белеют,

Сквозь кости мозг просвечивает,

Которую в пасмурный день наружу не показывали,

Чтоб нечистый ее не похитил.

Н.П.Бурнашев

в

олонхо

о

Хаанчылаан

Куо

показывает

истинную

внутреннюю

красоту

якутской

девушки.

Ее

родители

воспитывают,

не

показывая другим людям, чтобы красота ее не поблекла раньше времени,

оберегая от невзгод:

В ясную погоду во двор не выводили,

Чтоб серебряный лик ее не потускнел,

В потайном девятислойном чулане,

В просторном восьмислойном амбаре

В неприступной семислойной крепости

В глубокой тайне – скрытости

Спрятанную - вскормленную,

С румянцем, как кровь в ковше,

Хаанчылаан Куо,

Любимейшую дочь…

В то же время в олонхо подчеркивается чуткость, отзывчивость героини,

ее доброта.

2.2

Анализ произведений А.Е.Кулаковского «Красивая девушка»,

«Портреты якутских женщин»

13

Алексей

Елисеевич

Кулаковский

основоположник

якутской

литературы, просветитель, философ-гуманист, первый исследователь истории

и

культуры

Якутии

в

таких

фундаментальных

научных

областях,

как

экономика и социология, естествознание и этнография, этнопсихология и

мифология; автор концептуальных классических открытий по языкознанию,

литературоведению и фольклористике.

А.Е. Кулаковский – поэт, который жил и работал в ключевую эпоху

развития

якутской

культуры,

когда

формировалась

национальное

самопознание

народа

и

становились

актуальными

основные

проблемы

духовности.

Основатель

якутской

литературы

А.Е.

Кулаковский

в

своих

поэтических

произведениях

продемонстрировал

всю

глубину

якутского

художественного сознания и философско-эстетических взглядов. [11.C.295]

Философия А.Е. Кулаковского не только содержала идеи, близкие к

взглядам русских мыслителей конца XIX - начала XXвека Вл. Соловьева, Н.

Бердяева, но и развивалась в сущности синхронно с учениями современных

ему западных мыслителей.

В

одной

из

работ

В.

Соловьев

говорит

о

значении

красоты

в

философском миросозерцании. Для пояснения своего понимания красоты он

приводит

примеры

из

природы.

А

Кулаковский

как

художник

слова

и

носитель созидательных идей высказал свою точку зрения на канон якутской

красоты

в

своих

произведениях.

Поэт

создал

целую

галерею

образов

якутских

женщин

с

удивительно

тонкой

наблюдательностью

и

поразительным знанием души и сердца женщины.

А.Е.Кулаковский написал свою песню «Красивая девушка» в 1910 году. В

ХIХ веке саха уже развивались как народность, соответственно писатель

описывает красивую девушку-якутку с разных сторон, этот образ является

обобщающим.

Во вступлении к песне писатель говорит о том, что воспевая прекрасную

девушку, он забывает про все грустное, отвлекается от жизненных невзгод.

Как

сказано

выше,

все

прекрасное

притягивает

человека,

обладает

14

призывной,

завлекающей

силой.

Поэтому

красота

девушки

завораживает

человека, в особенности молодого парня.

Певец в течение нескольких часов осматривает девушку со всех сторон, но

не находит в ней никаких изъянов: темные шелковые косы длиною семь

четвертей;

брови

два

камчатских

соболя,

сходящихся

с

головами

у

переносицы; ресницы, которые загибаются вверх; глаза такие сияющие, что

похожие на солнце; щеки такие круглые, что похожи на золотые червонцы;

зубы такие ровные, словно их нарочно ровняли; губы такие яркие, словно они

нарисованы. Поэт не знает ни равных ей, ни даже похожих.

Мысль о том, что мир скуден прекрасным и настала пора наделить его

бесценным и неутратным, высказано в поэме «Красивая девушка».

Прекрасная девушка АйталынКуо – идеал красоты и гармонии. И эта

блистательная девушка воспета в ХIХ веке.

Для современных девушек имеет важное значение возрождение идеала

прекрасной девушки.

Недаром девушки придавали значение красоте волос, прибегали к разным

способам улучшения вида волос три раза в течение дня. Красивая девушка у

наших предков имеет длинные волосы в девять

пядей. Девушки должны

знать значения слов о волосах, меры длины, используемые в старину. У

красивой девушки черные брови, загнутые вверх ресницы, сияющие глаза,

круглые щеки с румянцем, зубы ровные, сочные губы, прямой нос. Стройна

как озерная тростинка.

Красоту девушки определяют не только внешний вид, но и душа, слова,

мысли. Певец воспевает нрав красивой девушки, которая не знает, что такое

ругаться,

сердиться,

находить

в

людях

плохое.

Она

человек

добрый,

трудолюбивый, совестливый. Поет, играет, веселится, ясно выражает свои

мысли.

Внутренняя сила красивой девушки

заставляет отказаться от нечистых

помыслов, все окружающие становятся добрее. Все – и большие, и малые, и

15

парни, и девушки, добрые, злые стараются быть около нее. Этот идеал

девушки ХIХ века востребован и для современных девушек.

А.Е.Кулаковский писал, что прекрасная девушка с такой силой духа –

дитя природы, ее прекрасное творение. Ничто не сравнится с ней в природе.

Гордые гусыни, стерхи, певчие птицы, соболи – всем им далеко до нее. Даже

портретисты-художники, сказители - олонхосуты не могут описать всех ее

прелестей.

А.Е.Кулаковский описал как восемь дней и восемь ночей совещались

боги, чтобы сотворить ее, в конце концов они решили собрать у многих

народов, речек все самое лучшее:

Сотворим же, боги,

На радость людям

Прекрасную девушку

Айталын-Куо!

На

основе

олонхо

А.Е.Кулаковский

создал

обобщающий

образ

прекрасной девушки – живого жителя ХIХ века. Красота якутской природы

воплощена в красоте прекрасной девушки. Полноценная красота девушки

несет в себе гармонию внешнего облика, внутреннего мира, речи, нрава.

Два

источника

питали

художественное

творчество

Кулаковского

родной фольклор и классическая русская литература. Созданный им образ

соответствует

фольклорному

идеалу

женской

красоты.

Певец

решается

сравнить

ее

с

божествами

созидательницей

людей

Айыысыт

и

охранительницей Иэйиэхсит. Казалось бы, Кулаковский нарушил неписаный

закон,

гласящий

о

том,

что

там,

где

начинается

голая

описательность,

кончается поэзия. Но он не ограничивается перечислением внешних данных

красавиц. Примерно так же, как красота Елены Прекрасной в «Илиаде»

Гомера, красота якутской девушки носит функциональный характер. Прежде

всего ее облик гармоничен, внешняя, телесная красота сочетается с красотой

внутренней, духовной. Она отличается незаурядным умом и покоряет всех

«светлыми

мыслями,

добрыми

думами»,

«волшебным

красноречием».

Ей

16

присущи

«душа

добрейшая»,

«нрав

кроткий»,

«здоровье

отменное».

В

результате

невиданная

красота

девушки

оказывает

на

окружающих

облагораживающее воздействие. Всякий, находясь рядом с ней, очищается от

злобных мыслей и проникается чистыми помыслами. Каждый, кто видит ее,

освобождается от темных побуждений и озаряется светлым умом.

Созданный в стихотворениях Кулаковского идеал красоты и гармонии

основан не только на традициях национального фольклора, но и связан с

восходящей к русской литературе идеей «красоты, спасающей мир». Более

того,

идеал,

оставаясь

национальным,

приобретает

вневременной,

универсальный характер.

Поэма

А.Е.

Кулаковского

«Красивая

девушка»

имеет

предельно

широкое общечеловеческое значение.

В

поэме

Алексея

Кулаковского

«Портреты

якутских

женщин»,

написанном в 1904 году, представлено семь достаточно характерных образов,

реалистически отражающих социальное положение и внутренний мир этой,

наиболее униженной и угнетенной части якутского общества того далекого

времени. Несмотря на бесчеловечные условия в портретах своих героинь

находит

прекрасные

свойства

характера

якутских

женщин.

Жизнелюбие,

жажда

деятельности,

оптимизм,

идеалы

красоты

и

гармонии

выражают

образы главных героев.

В каждом портрете переданы образы разных женщин. К примеру, в

третьем портрете мы видим хорошую хозяйку. Четвертый портрет посвящен

женщине с хорошими чертами характера. Нравом славная, добропорядочная,

обаятельная

натура.

Пятая

женщина

скромная,

застенчивая.

Такой

тип

женщины

встречался

в

конце

прошлого

века,

а

сегодня

увидишь

редко.

Шестая женщина тяготеет к старине, отличается гостеприимством. Седьмая

женщина

тоже

своеобразна,

наделена

пылким,

несколько

неумеренным

чувством,

не

походит

на

других.

Судьбы

героинь

приобретают

характер

судьбы

целого

народа.

При

всей

реальности

существующего

положения

вещей гуманизм автора выражен в убежденности, что его родной народ

17

заслуживает

иной,

лучшей

доли.

Красота

еще

не

реализовалась

в

той

действительности,

а

только

реализуется

посредством

самих

людей,

она

выступает как задача для человечества.

Несколько перефразируя Л. Толстого, можно сказать, что там, где есть

истинная красота, всегда есть духовное величие и духовная значительность.

Красота есть не только выражение бесконечной жизни в конечной форме, но,

будучи достигнутой, она непреложно преображает весь мир.

2.3. Новый взгляд на образ идеальной девушки

Современные якуты уже не смотрят на женщину только как на хозяйку.

В их взглядах она не отрывается от общественной жизни, общественно-

полезного

труда.

В

наш

век

всеобщего

образования,

интеллектуального

подъема взгляд на женскую красоту синтезирует и телесное духовное начало.

Человек воспринимает красоту женщин в связи с ее интеллектуальностью,

всесторонним развитием личности. Следовательно, нет сомнения в том, что

ум женщины входит в понятие современной красоты. Синтез эстетических и

интеллектуальных ценностей – вот критерий понимания красоты не только

женщины, но и человека вообще. Ум человека как компонент включается в

оценку красоты человека. И действительно, глупость лишает человека его

внешней

привлекательности.

Но

не

следует

абсолютизировать

значение

интеллекта и тем более нельзя его отрывать от общего развития человека.

Иногда умственный уровень нередко уживается с нравственной незрелостью.

Современный

человек

уже

не

может

ограничиваться

только

своей

национальной модели красоты. Мы смотрим на женщину не только своими

глазами, но и глазами Рубенса, Рафаэля, Петрарки, Блока, Семена Данилова,

Леонида Попова – глазами всей мировой культуры. Женская красота всегда

под стать законам искусства своей эпохи. Она формирует вкус художника,

который в свою очередь принимает активное участие в формировании у

людей правильного понимания красоты человека.

18

Приходим

к

выводу,

что

этническое

понимание

красоты

человека

наполняется новым общечеловеческим содержанием.

Человек, с момента рождения оказывается в среде, опирающейся на

общечеловеческие ценности, но проникнутая национальными традициями,

богатством

национальной

культуры,

состоящая

из

этнопедагогического

содержания

и

уклада

жизни.

Поэтому

кроме

традиционных

ценностей

девушку важно обучать и основам психологии, этнопедагогики:

Традиционные занятия якутской девушки и занятия,

характерные девушкам всех народов

№ Занятия у всех народов

Занятия, присущие только якутской девушке

1.

Приготовление еды

Приготовление якутской традиционной еды

2.

Шитье

Вышивка

оленьей

шерстью

по-якутски,

плетение веревки, работа с бисером, шитье

меховой одежды, берестяной посуды

3.

Физическая подготовка

Дыхание

по-якутски,

движения,

ходьба,

танцы осуохай

4.

Песня

Запев

осуохая,

импровизация

олонхо,

старинные, современные песни (дьиэрэтии,

дэгэрэн,

хабарга,

мурун,

таналай

и

т.д.

разнообразное голосовое, носовое, горловое

пение)

5.

Стих, разговорный жанр

Чистая якутская речь, образность языка

6.

Чтение, письмо

Чтение на якутском, письмо

7.

Рисование

Якутские узоры

8.

Прослушивание

музыки,

игра на инструментах

Игра на хомусе, на якутских музыкальных

инструментах

(дунур,

купсуур,

чагаан,

иирэрдьага и т.д.)

9.

Пребывание на природе

Якутские обряды, обычаи, верования

10.

Скотоводство

Земледелие, сенокос, дымокур, подготовка к

зимним работам в хлеву (плетение веревки),

осенью замазывание стен хлева и т.д.

11.

Праздники

Угощение,

семейные

праздники,

свадьба,

19

ысыах, обряд

12.

Воспитание детей

Целует

своих

детей

(по-якутски

нюхает

носом), гладит, специальные обряды, в том

числе оберегающие (харыс)

13.

Специальное занятие

Лечение

по-якутски,

приготовление

из

бересты смолы для жевания и т.д.

Якутская девушка этим занимается с самого детства и потом передает

своим детям, внукам. Только тогда это становится традицией, передается по

наследству и бытует в новом поколении. Воспитательное значение таких

занятий неисчерпаемо.

Заключение

Как видно из истории, якутская женщина издавна ассоциируется с

понятием

прекрасного,

нежного

цветка.

Красота

девушки

выражается

не

только внешним видом,

но и нравом, словом, чистыми помыслами. По

представлению народа саха, прекрасное – это то, что радует глаз, то, что

любимо и приятно на слух, воспринимает сердце.

Героиня

олонхо

всегда

изображается

как

воплощение

внутренней,

внешней красоты, она окружена самыми дорогими и красивыми предметами

(разумеется,

в

представлении

древнего

якута).

В

олонхо

подчеркивается

чуткость, отзывчивость героини, ее доброта.

20

Основатель якутской литературы А.Е. Кулаковский в какой-то степени

дал свой угол зрения на канон якутской красоты. Он цветистый образный

язык посвящает описанию неувядаемой красоты якутской девушки. Ее ясный,

гибкий

ум,

сочный

образный

язык,

женское

обаяние

и

человеческая

добропорядочность стали предметом поэтического восхищения.

И в наше время есть девушки, соответствующие идеалу прекрасной

девушки.

Красота

девушки

-

в

ее

уме,

хорошем

поведении,

высокой

нравственности, несравненном внешнем виде. Предначертание девушки в

продолжении

рода,

в

счастливой

жизни

будущих

поколений,

в

полной

гармонии семейного очага. Современная молодежь должна сохранить то, что

завещано

нам

предками

традиции

народа

саха

и

передать

будущим

поколениям обогащенное понятие прекрасного.

Современная девушка должна соблюдать традиции и продолжать

их в

наше время, должна гордиться принадлежностью к народу саха, должна

иметь возможность научиться традиционным занятиям: например, танцевать

подобно

стерхам,

петь,

запевать

осуохай,

исполнять

олонхо,

читать

скороговорки, играть на хомусе. Благодаря этому она сможет полностью

реализоваться в жизни.

Из наших общих размышлений вывод один – именно красота побуждает к

справедливости, добру, милосердию, к нравственной чистоте и гармонии с

окружающим миром. Тесно взаимодействуя с красотой, формируется человек

гуманный, с прекрасной, живой и творческой душой.

В заключение отметим, что добро и красота как явления гармонии тесно

связаны. Идеалы добра – гармоничны (например, гармония справедливости),

идеалы

прекрасного

добры.

Поэтому

завершим

нашу

работу

словами

В.Соловьева: «…Красота нужна для исполнения добра в материальном мире,

ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира».

21

Использованная литература:

1.

Бахтин

М.М.

Вопросы

литературы

и

эстетики.

М.:

Художественная

литература, 1975. – 322 с.

2.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ Хранитель, 2006. – 364 с.

3.

Бердяев Н.А. Философия нравственности. М.: ИМА – Пресс, 1990. – 279 с.

4.

Большой толковый словарь русского языка – С.-П., Норинт, 2000. –

1753 с.

5.

Бурнашев Н.П. КыысДэбилийэ, ВО «Наука» Новосибирск 1993. – 327 с.

6.

Горынь В.И. Общественно-эстетический идеал. Киев, 1999. – 92 с.

22

7.

Емельянов

Н.В.

Сюжеты

олонхо

о

родоначальниках

племени.

Москва

«Наука», 1990. – 203 с.

8.

Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: «Наука», 1980. – 372 с.

9.

Илларионов В.В. Введение в курс «Олонховедение».- Якутск, «Бичик»,

2009. –207 с.

10.Кулаковский

А.Е.

Наступление

лета.

Стихи

и

проза,

Избранные

сочинения. – М.: Современник, 1986. – 341 с.

11.Кулаковский

А.Е.

Поэтические

произведения.

Том I.

Новосибирск

«Наука», 2009. – 625 с.

12.Никитич Л.А. Эстетика:Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана,2003.-143 с.

13.Оготоев П. Олонхо «Элэс Боотур». – Якутск, 2002. – 321 с.

14.Попов Б.Н. О поэзии жизни. Якутск, 1970. – 53 с.

15.Попова

М.А.,

Павлов

А.Н.

Саха

итэ5элин

терут

ейдебулэ

(Основные

понятия в якутских верованиях). – Якутск, 2000. – 74 с.

16. Пухов И.В. Якутский героический эпос. М.: 1962. – 254 с.

17.Серошевский В.Л. Якуты. М., 1993 – 467 с.

18.Соловьев

Г.А.

Чернышевский

о

прекрасном,

художественности

и

искусстве. М., 1980. – 258 с.

19.Уткин К.Д. Культура народа саха. Якутск, «Бичик», 1998. – 366 с.

20.Уткин К.Д. Саха итэ5элигэр «Кыыс танара» (Девушка-богиня в якутских

верованиях). – Якутск, 1994. – 28 с.

23



В раздел образования