Напоминание

Учитель и современный урок


Автор: Ромашкин Руслан Владимирович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ лицей №3
Населённый пункт: г. Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Ценностные основания гражданского воспитания школьников на уроках истории
Тема: Учитель и современный урок
Раздел: среднее образование





Назад




Ценностные основания гражданского воспитания

школьников на уроках истории

“Если учитель проживает все грани

урока, как гражданин и гуманист, то

он обязательно останется в душах и

детей”

В. Сухомлинский.

Современная

педагогика

доказывает,

что

школа

должна

встать

на

защиту

нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных

реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии.

Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и

способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому

ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это

не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в

этой жизни отводится учителям.

Отсюда

особые

требования

к

тем,

кто

по

своей

профессии

призван

вести

и

обеспечивать

образовательный процесс на современном уровне.

Сегодня эффективно

действующим

оказывается

учитель,

реагирующий

на

новые

социальные

ожидания,

мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию,

к восприятию и созданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению

педагогической теории и практики.

Современный опыт ведения урока истории в школе убедительно показывает, что

учитель может быть истинным

носителем

гуманистических ценностей тогда, когда

ежеминутно

связывает

неразрывной

нитью

понятия

гуманности

демократии

гражданственности со своим внутренним миром, со своим отношением к ученику, учебному

материалу, со своим жизненным опытом.

Ценностный

подход

в

преподавании

истории

является

условием

гражданского

воспитания

школьников,

позволяющим

переводить

преподавание

истории

из

режима

передачи знаний в режим воспитания. Ценностный подход направлен на достижение таких

результатов

учебно-воспитательного

процесса,

который

ориентирует

учащихся

на

гуманистические установки и активную гражданскую позицию.

Ценностный подход в педагогическом процессе включает:

-

эффективное

демократическое

поле

на

уроках

истории,

предполагающее

самоорганизацию детей и гуманистическое управление ученическим сообществом во время

урока;

- развитие личности учителя, его помощников–учеников, всего классного коллектива

в процессе урочной деятельности (развитие взаимоуважения, способность к компромиссу,

проявление толерантности, способность принять чужое мнение и т. д.);

-

ориентацию

образовательного

процесса

на

формирование

и

развитие

гуманистических

ценностей,

осмысление

знаний

в

ходе

урочной

и

самостоятельной

деятельности учащихся, на особенности культуры человеческого сообщества, потребности

развития гражданского общества;

-

отбор

содержания

и

технологий

в

процессе

преподавания

истории,

оказание

положительного влияния на свободное сотрудничество при условии содружества педагогов и

учеников, педагога с родителями, учащихся друг с другом и т. д. в едином образовательном

пространстве урока.

Такой педагогический подход к преподаванию истории основываю на

следующих

принципах:

- принцип целостности – учебно-воспитательный процесс

на уроке предполагает

уравновешенное

развитие всех сфер ребенка; интеллектуальной,

морально – волевой,

эмоциональной, ценностной, единение личностных и учебных достижений.

- принцип творчества – в процессе образовательного поля и учитель, и ученик могут

предлагать различные варианты своего видения проблемы урока, а учащиеся включается в

неё при помощи своей фантазии и детского мировоззрения.

Какие

же

ценностные

основания,

заложенные

в

учебном

предмете

истории,

необходимо выделить в качестве опорных в гражданском воспитании учащихся?

В этой системе представлены фундаментальные правовые ценности: общественный

порядок, обеспечивающий стабильное существование государства и общества, права как

ценности каждого члена общества, законопослушания и стремление к свободе и др.

В преподавание истории органично входят политические ценности, стимулирующие и

направляющие

борьбу

между

социальными

группами,

объединяющие

и

разъединяющие

людей, обосновывающие политику как конструктивного, так и деструктивного характера.

Перед учащимися «проходят свой исторический путь» интересы различных социальных

групп и политических образований, наполняются разными смыслами такие ценности, как

сословная

гордость,

классовая

солидарность,

патриотизм

и

гражданственность,

национальная гордость и национальное достоинство.

Через

преподавание

истории

высказываются

идеи

приоритета

общечеловеческих

ценностей, выношенных в духовном опыте человечества, идеи политического диалога и

консенсуса. В рамках ООН, прежде всего ЮНЕСКО, эти идеи приобрели даже форму

концепции «Культура мира» - «Педагогика мира».

Современный опыт ведения урока истории в школе убедительно показывает, что

учитель

может

быть

истинным

носителем

гуманистических

ценностей

тогда,

когда

ежеминутно

связывает

неразрывной

нитью

понятия

гуманности

демократии

гражданственности со своим внутренним миром, со своим отношением к ученику, учебному

материалу, со своим жизненным опытом.

Для нас

представляет интерес та модель

урока, которая связана с человеческим

достоинством ученика и учителя, уважением к истории. Уклад жизни урока, принимается

нами как мини - модель гражданского общества.

Поэтому при построении урока:

учитываются

возрастные

особенности

и

возможности

гуманистического

гражданского становления каждого ребенка;

соблюдаются права человека, ребенка с позиции

толерантности, умения вести

диалог, терпимости к ошибкам и т. д.;

дается возможность каждому участнику высказать собственное суждение, сделать

собственные выводы на уроке;

принимается критика.

Позиция

педагога

во

взаимоотношениях

со

школьниками

и

в

общении

с

ними

исключительно важна. Внимание к каждому ребенку, учет его положения среди школьников

и в семье, доброжелательность, терпение, стремление помочь ему, опора на потребности и

интересы

детей,

увлечение

их

познавательной

деятельностью

с

элементами

игры

и

романтики – все это помогает создать атмосферу сотрудничества на уроке. Главное для меня

на уроке – деятельность самих детей. Образно говоря, учитель не солист и даже не столько

дирижер, сколько драматург (или сценарист) и постановщик урока.

Стиль ведения урока.

Избегаю приказного тона и затянутого монолога.

Извиняюсь в случае собственной ошибки или оплошности.

Стараюсь

избегать

ненужных

конфликтов,

не

допускать

педагогической

предубежденности и неэтичности, унижения ученика.

Стремлюсь обеспечить его положительное самочувствие

удовольствие от

познавательной деятельности.

Использую

возможность

поблагодарить

ученика

за

выполненную

работу,

подчеркиваю его успехи, не выпячиваю недоработки и просчеты. Такой стиль

ведения уроков характерен не только в работе с сильными, но и со всеми

остальными, в том числе и со слабоуспевающими учениками. Такой характер и

стиль деятельности и общение педагога с детьми помогает мне оптимизировать

сотрудничество, способствует формированию коллективистских и гражданских

качеств.

Главное на уроке – деятельность самих детей. Образно говоря, учитель не солист и

даже не столько дирижер, сколько драматург (или сценарист) и постановщик урока.



В раздел образования