Автор: Ромашкин Руслан Владимирович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ лицей №3
Населённый пункт: г. Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Ценностные основания гражданского воспитания школьников на уроках истории
Тема: Учитель и современный урок
Раздел: среднее образование
Ценностные основания гражданского воспитания
школьников на уроках истории
“Если учитель проживает все грани
урока, как гражданин и гуманист, то
он обязательно останется в душах и
детей”
В. Сухомлинский.
Современная
педагогика
доказывает,
что
школа
должна
встать
на
защиту
нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных
реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии.
Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и
способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому
ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это
не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в
этой жизни отводится учителям.
Отсюда
–
особые
требования
к
тем,
кто
по
своей
профессии
призван
вести
и
обеспечивать
образовательный процесс на современном уровне.
Сегодня эффективно
действующим
оказывается
учитель,
реагирующий
на
новые
социальные
ожидания,
мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию,
к восприятию и созданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению
педагогической теории и практики.
Современный опыт ведения урока истории в школе убедительно показывает, что
учитель может быть истинным
носителем
гуманистических ценностей тогда, когда
ежеминутно
связывает
неразрывной
нитью
понятия
гуманности
–
демократии
–
гражданственности со своим внутренним миром, со своим отношением к ученику, учебному
материалу, со своим жизненным опытом.
Ценностный
подход
в
преподавании
истории
является
условием
гражданского
воспитания
школьников,
позволяющим
переводить
преподавание
истории
из
режима
передачи знаний в режим воспитания. Ценностный подход направлен на достижение таких
результатов
учебно-воспитательного
процесса,
который
ориентирует
учащихся
на
гуманистические установки и активную гражданскую позицию.
Ценностный подход в педагогическом процессе включает:
-
эффективное
демократическое
поле
на
уроках
истории,
предполагающее
самоорганизацию детей и гуманистическое управление ученическим сообществом во время
урока;
- развитие личности учителя, его помощников–учеников, всего классного коллектива
в процессе урочной деятельности (развитие взаимоуважения, способность к компромиссу,
проявление толерантности, способность принять чужое мнение и т. д.);
-
ориентацию
образовательного
процесса
на
формирование
и
развитие
гуманистических
ценностей,
осмысление
знаний
в
ходе
урочной
и
самостоятельной
деятельности учащихся, на особенности культуры человеческого сообщества, потребности
развития гражданского общества;
-
отбор
содержания
и
технологий
в
процессе
преподавания
истории,
оказание
положительного влияния на свободное сотрудничество при условии содружества педагогов и
учеников, педагога с родителями, учащихся друг с другом и т. д. в едином образовательном
пространстве урока.
Такой педагогический подход к преподаванию истории основываю на
следующих
принципах:
- принцип целостности – учебно-воспитательный процесс
на уроке предполагает
уравновешенное
развитие всех сфер ребенка; интеллектуальной,
морально – волевой,
эмоциональной, ценностной, единение личностных и учебных достижений.
- принцип творчества – в процессе образовательного поля и учитель, и ученик могут
предлагать различные варианты своего видения проблемы урока, а учащиеся включается в
неё при помощи своей фантазии и детского мировоззрения.
Какие
же
ценностные
основания,
заложенные
в
учебном
предмете
истории,
необходимо выделить в качестве опорных в гражданском воспитании учащихся?
В этой системе представлены фундаментальные правовые ценности: общественный
порядок, обеспечивающий стабильное существование государства и общества, права как
ценности каждого члена общества, законопослушания и стремление к свободе и др.
В преподавание истории органично входят политические ценности, стимулирующие и
направляющие
борьбу
между
социальными
группами,
объединяющие
и
разъединяющие
людей, обосновывающие политику как конструктивного, так и деструктивного характера.
Перед учащимися «проходят свой исторический путь» интересы различных социальных
групп и политических образований, наполняются разными смыслами такие ценности, как
сословная
гордость,
классовая
солидарность,
патриотизм
и
гражданственность,
национальная гордость и национальное достоинство.
Через
преподавание
истории
высказываются
идеи
приоритета
общечеловеческих
ценностей, выношенных в духовном опыте человечества, идеи политического диалога и
консенсуса. В рамках ООН, прежде всего ЮНЕСКО, эти идеи приобрели даже форму
концепции «Культура мира» - «Педагогика мира».
Современный опыт ведения урока истории в школе убедительно показывает, что
учитель
может
быть
истинным
носителем
гуманистических
ценностей
тогда,
когда
ежеминутно
связывает
неразрывной
нитью
понятия
гуманности
–
демократии
–
гражданственности со своим внутренним миром, со своим отношением к ученику, учебному
материалу, со своим жизненным опытом.
Для нас
представляет интерес та модель
урока, которая связана с человеческим
достоинством ученика и учителя, уважением к истории. Уклад жизни урока, принимается
нами как мини - модель гражданского общества.
Поэтому при построении урока:
учитываются
возрастные
особенности
и
возможности
гуманистического
гражданского становления каждого ребенка;
соблюдаются права человека, ребенка с позиции
толерантности, умения вести
диалог, терпимости к ошибкам и т. д.;
дается возможность каждому участнику высказать собственное суждение, сделать
собственные выводы на уроке;
принимается критика.
Позиция
педагога
во
взаимоотношениях
со
школьниками
и
в
общении
с
ними
исключительно важна. Внимание к каждому ребенку, учет его положения среди школьников
и в семье, доброжелательность, терпение, стремление помочь ему, опора на потребности и
интересы
детей,
увлечение
их
познавательной
деятельностью
с
элементами
игры
и
романтики – все это помогает создать атмосферу сотрудничества на уроке. Главное для меня
на уроке – деятельность самих детей. Образно говоря, учитель не солист и даже не столько
дирижер, сколько драматург (или сценарист) и постановщик урока.
Стиль ведения урока.
Избегаю приказного тона и затянутого монолога.
Извиняюсь в случае собственной ошибки или оплошности.
Стараюсь
избегать
ненужных
конфликтов,
не
допускать
педагогической
предубежденности и неэтичности, унижения ученика.
Стремлюсь обеспечить его положительное самочувствие
удовольствие от
познавательной деятельности.
Использую
возможность
поблагодарить
ученика
за
выполненную
работу,
подчеркиваю его успехи, не выпячиваю недоработки и просчеты. Такой стиль
ведения уроков характерен не только в работе с сильными, но и со всеми
остальными, в том числе и со слабоуспевающими учениками. Такой характер и
стиль деятельности и общение педагога с детьми помогает мне оптимизировать
сотрудничество, способствует формированию коллективистских и гражданских
качеств.
Главное на уроке – деятельность самих детей. Образно говоря, учитель не солист и
даже не столько дирижер, сколько драматург (или сценарист) и постановщик урока.