Напоминание

"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи"


Автор: Абрамова Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муняковский детский сад "Росинка"
Населённый пункт: деревня Ершово
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ

(для педагогов ДОУ)

«Взаимодействие детского сада и семьи по

развитию речи»

?

Своевременное

и

полноценное

формирование

речи

в

дошкольном

детстве

-

одно

из

основных

условий

нормального

развития

ребенка

и

в

дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое

нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а

также на его деятельности в различных его формах. Важное значение имеет

развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и

письму),

так

как

письменная

речь

формируется

на

основе

устной.

К

сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя

процесс обучения, так как именно они являются причинами дисгармонии и

дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их

ребенка,

естественно

расстраиваются,

задают

многочисленные

вопросы:

почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет

целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные

правила

правописания

и

пр.

А

ведь

многие

из

них

занимались

своим

ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы

добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет писать и

читать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело?

Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий

неправильного речевого развития своего ребенка?

Опыт

работы

показывает:

взаимодействие

детского

сада

и

семьи

-

необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Так как

наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели)

и родители действуют согласованно.

Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу.

Ему предшествует целенаправленная работа педагогов. В процессе которой

родители

эпизодически

включаются

в

жизнь

группы;

приобщаются

к

проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).

Участие

семей

в

речевом

развитии

начинается

с

момента

прихода

ребенка в детский сад. Уже на этом этапе ( и во время последующих встреч)

родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии

ребенка

значима;

что

все

усилия

педагогов

без

их

помощи

будут

недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи

своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1.

Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

В последние годы резко увеличилось количество детей с различными

отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых

страдает именно речь.

2.

Если водителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо

бояться обращаться за консультацией к специалистам.

У нас обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в

основном

тогда,

когда

ему

исполняется

5

лет,

т.

к.

становление

речи

завершается примерно к этому возрасту. Получается, что, пока происходит

развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт

тревогу.

Когда

же

речь

устоялась

(вместе

с

дефектами),

специалисты

принимаются

за

дело.

Это

нельзя

признать

правильным,

особенно

если

учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не

надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо

оказывать

ему

разностороннюю

помощь

до

завершения

этого

процесса,

способствуя таким

образом

предупреждению

возможных

расстройств

речи

(возрастных

и

некоторых патологических).

3.

Нельзя

сводить проблему формирования речи к обучению грамоте

(освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный

процесс,

в

котором

освоение письменной

формы

является

лишь

составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и

писать - хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать

стихи

как

минимум.

Поэтому

они

стремятся

как

можно

раньше

научить

своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны

развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не

учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не

является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое

средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего

последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные

навыки, которые требуют о т ребенка определенного уровня развития, в том

числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом

невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и

т.п.

овладение

грамотой

-

не

самоцель,

это

определенный

этап

речевого

развития ребенка , который подразумевает серьезную предшествующую и

последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

4.

Необходимо

весьма осторожно

относится

к

раннему

введению

иностранных языков в жизнь ребенка.

Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии

формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой

языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим

характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это

касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем

арсенале

звуки,

которые

характерны

только

для

него,

а

обучение

ино ст ранному

языку

подразумевает

по ст ановку

п р а в и л ь н о го

звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.

Предлагаемая методика по развитию речи:

-учитывает состояние речевого развития детей на современном этапе;

-ориентируется

в

первую

очередь

на

индивидуальные

особенности

развития речи ребенка, а не только возрастные;

-активно использует педагогические технологии, которые позволяют

эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;

-охватывает все стороны речи: произношение, словарь, грамматический

строй и связную речь;

-рассматривает обучение грамоте не как самостоятельную методику, а

как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным её

продолжением;

-тесно взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребенка;

-опирается на помощь родителей в вопросах развития речи детей.

Перед ДО У и семьей стоят единые задачи развития детей, отличаются

лишь пути их реализации.

Работа ДОУ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ.

Ежегодно

в

начале

учебного

года

педагоги

проводят

обследование

состояния

речи

каждого

ребенка

группы

по

следующим

разделам:

произносительная

сторона

(звукопроизношение

и

речевой

слух),

словарь,

грамматический

строй

речи,

связная

речь.

Обследуется

также

развитие

мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано

нормальное речевое развитие ребенка.

Цель

обследования

-

выявление

уровня

речевого

развития

каждого

ребенка

и

группы

в

целом

на

начало

учебного

года;

определение

результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т.е.

динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).

Обследование речи - трудоемкий процесс, на который обычно уходит 2-

3

недели.

От

его

результатов

зависит

планирование

работы

педагогов

и

родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследования дает

четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.

Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это

происходит

только

в

индивидуальной

беседе.

Главная

цель

этого

этапа

работы-

заручиться

поддержкой

родителей

для

по следующего

взаимодействия

в

вопросах

речевою

развития.

В

беседе

воспитатели

отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания

помощи в развитии речи и дальнейшего её совершенствования. Тогда

же

происходит

«распределение

обязанностей»

между

д/с

и

семьёй,

иными

словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их

работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно,

разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка;

от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей

участвовать в мероприятиях

по развитию

речи своего ребенка и пр.. При

необходимости к разговору с родителями привлекаются учителя - логопеды

д/с.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии

ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение,

каждая беседа с ребенком и пр. - это неотъемлемая часть сложного процесса

формирования речи. Если родители устранятся от

этой работы,

то

нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает

их ребенок

.



В раздел образования