Автор: Абрамова Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муняковский детский сад "Росинка"
Населённый пункт: деревня Ершово
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ
(для педагогов ДОУ)
«Взаимодействие детского сада и семьи по
развитию речи»
?
Своевременное
и
полноценное
формирование
речи
в
дошкольном
детстве
-
одно
из
основных
условий
нормального
развития
ребенка
и
в
дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое
нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а
также на его деятельности в различных его формах. Важное значение имеет
развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и
письму),
так
как
письменная
речь
формируется
на
основе
устной.
К
сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя
процесс обучения, так как именно они являются причинами дисгармонии и
дислексии.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их
ребенка,
естественно
расстраиваются,
задают
многочисленные
вопросы:
почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет
целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные
правила
правописания
и
пр.
А
ведь
многие
из
них
занимались
своим
ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы
добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет писать и
читать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело?
Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий
неправильного речевого развития своего ребенка?
Опыт
работы
показывает:
взаимодействие
детского
сада
и
семьи
-
необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Так как
наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели)
и родители действуют согласованно.
Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу.
Ему предшествует целенаправленная работа педагогов. В процессе которой
родители
эпизодически
включаются
в
жизнь
группы;
приобщаются
к
проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).
Участие
семей
в
речевом
развитии
начинается
с
момента
прихода
ребенка в детский сад. Уже на этом этапе ( и во время последующих встреч)
родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии
ребенка
значима;
что
все
усилия
педагогов
без
их
помощи
будут
недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи
своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.
1.
Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.
В последние годы резко увеличилось количество детей с различными
отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых
страдает именно речь.
2.
Если водителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо
бояться обращаться за консультацией к специалистам.
У нас обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в
основном
тогда,
когда
ему
исполняется
5
лет,
т.
к.
становление
речи
завершается примерно к этому возрасту. Получается, что, пока происходит
развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт
тревогу.
Когда
же
речь
устоялась
(вместе
с
дефектами),
специалисты
принимаются
за
дело.
Это
нельзя
признать
правильным,
особенно
если
учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не
надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо
оказывать
ему
разностороннюю
помощь
до
завершения
этого
процесса,
способствуя таким
образом
предупреждению
возможных
расстройств
речи
(возрастных
и
некоторых патологических).
3.
Нельзя
сводить проблему формирования речи к обучению грамоте
(освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный
процесс,
в
котором
освоение письменной
формы
является
лишь
составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и
писать - хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать
стихи
как
минимум.
Поэтому
они
стремятся
как
можно
раньше
научить
своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны
развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не
учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не
является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое
средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего
последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные
навыки, которые требуют о т ребенка определенного уровня развития, в том
числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом
невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и
т.п.
овладение
грамотой
-
не
самоцель,
это
определенный
этап
речевого
развития ребенка , который подразумевает серьезную предшествующую и
последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
4.
Необходимо
весьма осторожно
относится
к
раннему
введению
иностранных языков в жизнь ребенка.
Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии
формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой
языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим
характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это
касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем
арсенале
звуки,
которые
характерны
только
для
него,
а
обучение
ино ст ранному
языку
подразумевает
по ст ановку
п р а в и л ь н о го
звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.
Предлагаемая методика по развитию речи:
-учитывает состояние речевого развития детей на современном этапе;
-ориентируется
в
первую
очередь
на
индивидуальные
особенности
развития речи ребенка, а не только возрастные;
-активно использует педагогические технологии, которые позволяют
эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;
-охватывает все стороны речи: произношение, словарь, грамматический
строй и связную речь;
-рассматривает обучение грамоте не как самостоятельную методику, а
как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным её
продолжением;
-тесно взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребенка;
-опирается на помощь родителей в вопросах развития речи детей.
Перед ДО У и семьей стоят единые задачи развития детей, отличаются
лишь пути их реализации.
Работа ДОУ.
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ.
Ежегодно
в
начале
учебного
года
педагоги
проводят
обследование
состояния
речи
каждого
ребенка
группы
по
следующим
разделам:
произносительная
сторона
(звукопроизношение
и
речевой
слух),
словарь,
грамматический
строй
речи,
связная
речь.
Обследуется
также
развитие
мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано
нормальное речевое развитие ребенка.
Цель
обследования
-
выявление
уровня
речевого
развития
каждого
ребенка
и
группы
в
целом
на
начало
учебного
года;
определение
результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т.е.
динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).
Обследование речи - трудоемкий процесс, на который обычно уходит 2-
3
недели.
От
его
результатов
зависит
планирование
работы
педагогов
и
родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследования дает
четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.
Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это
происходит
только
в
индивидуальной
беседе.
Главная
цель
этого
этапа
работы-
заручиться
поддержкой
родителей
для
по следующего
взаимодействия
в
вопросах
речевою
развития.
В
беседе
воспитатели
отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания
помощи в развитии речи и дальнейшего её совершенствования. Тогда
же
происходит
«распределение
обязанностей»
между
д/с
и
семьёй,
иными
словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их
работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно,
разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка;
от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей
участвовать в мероприятиях
по развитию
речи своего ребенка и пр.. При
необходимости к разговору с родителями привлекаются учителя - логопеды
д/с.
Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии
ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение,
каждая беседа с ребенком и пр. - это неотъемлемая часть сложного процесса
формирования речи. Если родители устранятся от
этой работы,
то
нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает
их ребенок
.