Напоминание

"Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников"


Автор: Шурлина Ирина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: г.Муром, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




I муниципальный Форум педагогических идей «Эффективные практики

повышения качества образования»

Тема: «Музыкальный фольклор как эффективная

составляющая позитивной социализации старших

дошкольников»

Шурлина Ирина Алексеевна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №43»

2018г.

Актуальность.

Внимание к фольклору и традиции в целом, как к источнику развития и

воспитания

человека,

в

социально-педагогической

среде

проявляется

в

последнее

время

особенно

активно.

Неудивительно,

ведь

фольклорное

творчество является доступным для восприятия, интересным и понятным для

детей

уже

с

самого

раннего

возраста.

Фольклор

дает

возможность

для

творческого

самораскрытия

даже

тем

ребятам,

которые

не

обладают

музыкальной, художественной, хореографической одаренностью. При этом

дети чувствуют собственную успешность, учатся взаимодействовать друг с

другом,

со

взрослыми,

постепенно

адаптируясь

в

окружающем

социуме.

Поэтому

в

данном

случае

фольклор

выступает

как

эффективная

составляющая позитивной социализации дошкольников.

Ц е л ь

– показать

эффективность

успешной

социализации

старших

дошкольников

посредством

фольклорного

творчества

через

модель

сопровождения социального воспитания.

Задачи:

-

проанализировать деятельность фольклорного кружка как эффективной

составляющей позитивной социализации старших дошкольников;

-

создать

теоретическую

модель

процесса

сопровождения

успешной

социализации старших дошкольников посредством фольклорного творчества;

-

разработать

рекомендации

специалистам

дошкольных

образовательных

учреждений

по

обеспечению

процесса

успешной

социализации

старших

дошкольников.

Научная новизна заключается в уточнении понятия о сущности процесса

социального

воспитания

в

дошкольном

детстве. Доказано,

что

квалифицированно организованное социальное воспитание как управляемая

часть

не

только

определяет специфику

процесса, но и выводит его на

качественно иной уровень, а именно – культурное воспитание дошкольников.

Теоретическая значимость определяется тем, что изучена специфика

социального

воспитания

старших

дошкольников

через

фольклорную

деятельность

и

разработана

теоретическая

модель

сопровождения

социализации старших дошкольников посредством фольклорного кружка.

Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в нем

теоретические

положения

и

выводы

доведены

до

уровня

конкретных

методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности

социализации

старших

дошкольников

посредством

фольклорного

кружка.

Предложенные

в

исследовании

методические

материалы

могут

быть

использованы в практике социального воспитания дошкольников в разных

типах дошкольных образовательных учреждений.

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации,

педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование зрелости

и

развития

личности

посредством

включения

ее

в

различные

виды

социальных

отношений

в

общении,

игре,

учебе

и

социально-полезной

деятельности.

В

с вою

оч е ред ь,

фольк лор

пред с т а вля е т

с о б о й

художественную

коллективную

творческую

деятельность

народа,

отражающую

его

жизнь,

воззрения,

идеалы.

Для

того

чтобы

наглядно

показать взаимосвязь между фольклорным творчеством и эффективностью

социального воспитания дошкольников, мы разработали и реализовали на

базе

дошкольного

образовательного

учреждения

модель процесса

сопровождения воспитания дошкольников как эффективную составляющую

позитивной социализации посредством фольклора.

Данная модель предлагает организацию обучения в рамках специфичных

для

дошкольников

видов

деятельности:

игры,

художественного

труда,

изобразительной деятельности, музыкальных и познавательных занятий.

Модель построена

на основе программы «Родной край», созданной

творческой группой ДОО.

Объект

воспитательного

воздействия

дети

5-7

лет

(старшая,

подготовительная группа)

Субъекты воспитательного воздействия

– музыкальный руководитель,

воспитатели, родители.

Цель

работы:

социальное

воспитание

старших

дошкольников

через

приобщение их к истокам народного творчества.

В процессе работы решаются следующие задачи:

Воспитательные:

- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения

к традициям своего народа и людям труда.

- Воспитывать толерантность.

Образовательные:

-

Знакомить

детей

с

русским

народным,

поэтическим

и

музыкальным

творчеством, традиционными праздниками.

- Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования,

музыкально-ритмических движений.

Развивающие:

-

Развивать

самостоятельность,

инициативу

и

импровизационные

способности у детей.

-

Развивать

активное

восприятие

музыки

посредством

музыкального

фольклора.

- Развивать музыкальные способности: ритм, ладовое чувство, музыкально-

слуховые представления.

-

Развивать

коммуникативные

качества

детей

в

процессе

танцевально-

игрового народного творчества.

Принципы нашей работы:

- Взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

-

Формирование эстетической

восприимчивости

и

эмоционального

отношения к народной культуре.

- Интеграция.

- Комплексно – тематический принцип.

- Постепенность нарастания объема от простого к сложному.

- Доступность.

- Учет возраста детей.

Работа фольклорного кружка проходит в следующих формах:

- Тематические занятия.

- Занятия интегрированного типа.

- Развлечения.

В работе с дошкольниками используются следующие методы:

- Наглядный, словесный, практический.

- Беседы с детьми.

- Слушание русских народных песен, сказок.

-

Разыгрывание

для

детей

и

самими

детьми

русских

народных

сказок

со взрослыми с привлечением родителей.

- Инсценировки песен и малых фольклорных форм.

- Совместная работа с родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Кружковая

деятельность

предполагает

комплексное

изучение

следующих

разделов:

Раздел 1. «Всякому мила своя сторона» (социально-коммуникативное

развитие). Воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение

к традициям и культуре родного народа.

Раздел

2.

«Мир

освещается

солнцем,

а

человек

знанием»

(познавательная

деятельность). Ознакомление

с

национальной

культурой,

бытом,

традициями

и

обрядами

русского

народа.

Историей

и

культурой

родного края.

Раздел 3. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит» (речевая

деятельность). Развитие речи, знакомство с русским фольклором.

Раздел 4. «Красоту творить – людям радость дарить» (художественно –

эстетическая

деятельность). - «Красна сказка складом, а песня - ладом»

(театрализованная, музыкальная деятельность); «Всякому молодцу ремесло к

лицу»

(художественная

деятельность);

«Всякая

душа

празднику

рада»

(музыкальная, речевая деятельность)

Раздел 5. «Береги платье снова, а здоровье смолоду» (физическое

развитие). Пальчиковые игры, забавы, народные подвижные игры, состяза-

ния.

Раздел 6. «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят». В этом разделе

ведется работа с родителями для возрождения лучших семейных традиций.

Приобщения к отечественным традициям в воспитании детей, гармонизации

семейных отношений.

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно

возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как

постепенно

ребёнок

погружается

в

мир

народной

музыки,

календарных

праздников,

как

поэтапно

накапливается

фольклорный

материал.

Параллельно

с

этим

разработаны

и

методические

рекомендации

(Приложение 5)

Структура построения и освоения детьми данной модели заключается в

следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к

сложному.

Через

творчество

простых

произведений

детского

фольклора,

а

потом

более

сложных

мелодий,

игровых,

песенных

припевов.

Через

интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более

сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара,

и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения,

театрализованные представления для детей и взрослых, с

участием родителей.

Ожидаемые результаты реализации модели у детей:

Первый год обучения:

- Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми

диалогами.

- Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать песни.

- Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

- Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях

(Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).

- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора

(колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).

- Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.

-

Знать

название

инструментов

(треугольник,

дудочка,

гармонь,

гусли,

трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.

- Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения:

«Улитка»,

«Ручеёк»,

два

круга

в

противоположные

стороны,

«стенка

на

стенку», выполнять движения в свободной пляске.

-

Проявлять

самостоятельность

и

доброжелательность

в

играх

со

сверстниками.

- Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

- Проявлять внимание и заботу к близким.

- Передавать полученные знания малышам.

Второй год обучения

- Уметь показывать сценки. Импровизировать.

- Быть способными вводить в свои выступления не только устный, но и

музыкальный фольклор.

- С желанием участвовать в любом виде деятельности.

-

Знать

традиции

и

обычаи

Родного

края,

понимать

смысл

народных

праздников, уметь рассказать об этом.

- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

- Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и

взрослыми.

- Передавать полученный опыт малышам.

Для

включения

родителей

в

деятельность

по

данному

направлению

рекомендовано

провести

беседу

или

анкетирование

определяющее

отношение

родителей к фольклору и воспитанию в социуме посредством

данного

творчества,

узнать

существуют

ли

традиции

использования

фольклора в семье (Приложение 4). Участие в работе кружка поможет и дома

закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым,

достичь желаемых результатов.

К

предложенной

модели коллективом

ДОО наработан разнообразный

практический материал для использования на фольклорных и краеведческих

мероприятиях: игры-развлечения

«Русские

матрешки»,

«Осенины»,

игры-

посиделки «Ладушки в гостях у бабушки», «Кузьминки – осени поминки»,

«Богатыри

земли

Муромской»

(Приложение

6),

дидактические игры с

использованием

пословиц,

настольно-печатные

игры

с

использованием

мотивационных

постановок. Незаменимый материал для развития чувства

ритма - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. В сюжетно-

ролевых играх можно использовать русские народные колыбельные песни,

что позволит детям испытать положительные эмоции, связанные с теплыми

воспоминаниями.

Каждая

неделя

модели

кружковой

работы

посвящена

определенной

теме.

(Приложение

3).

Данная

модель

кружковой

работы

предполагает

взаимодействие

с

учреждениями

социума:

фольклорными

коллективами на базе СОШ № 2, № 18; ДШИ; КОС № 15, Дом культуры

«Вербовский».

Для оценки результативности работы фольклорного кружка «Ладушки»

предложена

диагностика,

которая

поможет

проследить уровень

знаний

музыкального

фольклора,

по

программе

«Родной

край» (Приложение

1)

и уровень социального воспитания детей, по методическому пособию Т.А.

Цквитарии «Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного

возраста» (Приложение2).

Диагно стика

социального

во спит ания

детей

п р о в од и т с я

индивидуально. Фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его

объяснения.

Особое

внимание

уделяется

оценке

адекватно сти

эмоциональных

реакций

ребенка

на

моральные

нормы:

положительная

эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) на нравственный поступок и

отрицательная (осуждение, негодование) - на безнравственный.

Таким

образом,

разработанная

теоретическая

модель

процесса

сопровождения успешной социализации старших дошкольников посредством

фольклорного кружка - это комплекс методов, средств, принципов, решения

поставленных

задач.

Деятельность

фольклорного

кружка

имеет

большое

значение не только в успешной социализации развития ребенка, но и во

всестороннем развитии личности дошкольника.

Список использованной литературы

1.

Аникин В. П. Русский фольклор // Учебное пособие для вузов.

М.: Высшая школа, 1987. 143с.

2.

Аникин

В.

П.,

составитель.

Русский

фольклор.

М . :

Художественная литература, 1986. 342с.

3.

Гусев

В.

Е.

Фольклор:

история

термина

и

его

современное

значение. №2. М.: Сов. этнография, 1966. 253с.

4.

Литвин Э. Песенные жанры русского детского фольклора. Номер

1. М.: Сов. этнография, 1972. 333с.

5.

Некрылова

А.

Ф.

Русские

народные

городские

праздники,

увеселения и зрелища. Л.: Искусство, 1984. 177 с.

6.

Программа «Родной край»

7.

Савушкин Н. И. Русский народный театр. М. Наука, 1976. 274с.

8.

Савушкина Н. О. О современном состоянии фольклора (из опыта

работы

фольклорных

экспедиций

МГУ)

//

Традиции

и

современность

в

фольклоре. М., 1988. 264с.

9.

Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2:

Диагностика, предметно – пространственная среда. – М.:ТЦ Сфера,

2014. 128с.



В раздел образования