Автор: Шурлина Ирина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: г.Муром, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальный фольклор как эффективная составляющая позитивной социализации старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
I муниципальный Форум педагогических идей «Эффективные практики
повышения качества образования»
Тема: «Музыкальный фольклор как эффективная
составляющая позитивной социализации старших
дошкольников»
Шурлина Ирина Алексеевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №43»
2018г.
Актуальность.
Внимание к фольклору и традиции в целом, как к источнику развития и
воспитания
человека,
в
социально-педагогической
среде
проявляется
в
последнее
время
особенно
активно.
Неудивительно,
ведь
фольклорное
творчество является доступным для восприятия, интересным и понятным для
детей
уже
с
самого
раннего
возраста.
Фольклор
дает
возможность
для
творческого
самораскрытия
даже
тем
ребятам,
которые
не
обладают
музыкальной, художественной, хореографической одаренностью. При этом
дети чувствуют собственную успешность, учатся взаимодействовать друг с
другом,
со
взрослыми,
постепенно
адаптируясь
в
окружающем
социуме.
Поэтому
в
данном
случае
фольклор
выступает
как
эффективная
составляющая позитивной социализации дошкольников.
Ц е л ь
– показать
эффективность
успешной
социализации
старших
дошкольников
посредством
фольклорного
творчества
через
модель
сопровождения социального воспитания.
Задачи:
-
проанализировать деятельность фольклорного кружка как эффективной
составляющей позитивной социализации старших дошкольников;
-
создать
теоретическую
модель
процесса
сопровождения
успешной
социализации старших дошкольников посредством фольклорного творчества;
-
разработать
рекомендации
специалистам
дошкольных
образовательных
учреждений
по
обеспечению
процесса
успешной
социализации
старших
дошкольников.
Научная новизна заключается в уточнении понятия о сущности процесса
социального
воспитания
в
дошкольном
детстве. Доказано,
что
квалифицированно организованное социальное воспитание как управляемая
часть
не
только
определяет специфику
процесса, но и выводит его на
качественно иной уровень, а именно – культурное воспитание дошкольников.
Теоретическая значимость определяется тем, что изучена специфика
социального
воспитания
старших
дошкольников
через
фольклорную
деятельность
и
разработана
теоретическая
модель
сопровождения
социализации старших дошкольников посредством фольклорного кружка.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в нем
теоретические
положения
и
выводы
доведены
до
уровня
конкретных
методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности
социализации
старших
дошкольников
посредством
фольклорного
кружка.
Предложенные
в
исследовании
методические
материалы
могут
быть
использованы в практике социального воспитания дошкольников в разных
типах дошкольных образовательных учреждений.
Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации,
педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование зрелости
и
развития
личности
посредством
включения
ее
в
различные
виды
социальных
отношений
в
общении,
игре,
учебе
и
социально-полезной
деятельности.
В
с вою
оч е ред ь,
фольк лор
пред с т а вля е т
с о б о й
художественную
коллективную
творческую
деятельность
народа,
отражающую
его
жизнь,
воззрения,
идеалы.
Для
того
чтобы
наглядно
показать взаимосвязь между фольклорным творчеством и эффективностью
социального воспитания дошкольников, мы разработали и реализовали на
базе
дошкольного
образовательного
учреждения
модель процесса
сопровождения воспитания дошкольников как эффективную составляющую
позитивной социализации посредством фольклора.
Данная модель предлагает организацию обучения в рамках специфичных
для
дошкольников
видов
деятельности:
игры,
художественного
труда,
изобразительной деятельности, музыкальных и познавательных занятий.
Модель построена
на основе программы «Родной край», созданной
творческой группой ДОО.
Объект
воспитательного
воздействия
–
дети
5-7
лет
(старшая,
подготовительная группа)
Субъекты воспитательного воздействия
– музыкальный руководитель,
воспитатели, родители.
Цель
работы:
социальное
воспитание
старших
дошкольников
через
приобщение их к истокам народного творчества.
В процессе работы решаются следующие задачи:
Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения
к традициям своего народа и людям труда.
- Воспитывать толерантность.
Образовательные:
-
Знакомить
детей
с
русским
народным,
поэтическим
и
музыкальным
творчеством, традиционными праздниками.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования,
музыкально-ритмических движений.
Развивающие:
-
Развивать
самостоятельность,
инициативу
и
импровизационные
способности у детей.
-
Развивать
активное
восприятие
музыки
посредством
музыкального
фольклора.
- Развивать музыкальные способности: ритм, ладовое чувство, музыкально-
слуховые представления.
-
Развивать
коммуникативные
качества
детей
в
процессе
танцевально-
игрового народного творчества.
Принципы нашей работы:
- Взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
-
Формирование эстетической
восприимчивости
и
эмоционального
отношения к народной культуре.
- Интеграция.
- Комплексно – тематический принцип.
- Постепенность нарастания объема от простого к сложному.
- Доступность.
- Учет возраста детей.
Работа фольклорного кружка проходит в следующих формах:
- Тематические занятия.
- Занятия интегрированного типа.
- Развлечения.
В работе с дошкольниками используются следующие методы:
- Наглядный, словесный, практический.
- Беседы с детьми.
- Слушание русских народных песен, сказок.
-
Разыгрывание
для
детей
и
самими
детьми
русских
народных
сказок
со взрослыми с привлечением родителей.
- Инсценировки песен и малых фольклорных форм.
- Совместная работа с родителями и педагогами дошкольного учреждения.
Кружковая
деятельность
предполагает
комплексное
изучение
следующих
разделов:
Раздел 1. «Всякому мила своя сторона» (социально-коммуникативное
развитие). Воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение
к традициям и культуре родного народа.
Раздел
2.
«Мир
освещается
солнцем,
а
человек
знанием»
(познавательная
деятельность). Ознакомление
с
национальной
культурой,
бытом,
традициями
и
обрядами
русского
народа.
Историей
и
культурой
родного края.
Раздел 3. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит» (речевая
деятельность). Развитие речи, знакомство с русским фольклором.
Раздел 4. «Красоту творить – людям радость дарить» (художественно –
эстетическая
деятельность). - «Красна сказка складом, а песня - ладом»
(театрализованная, музыкальная деятельность); «Всякому молодцу ремесло к
лицу»
(художественная
деятельность);
«Всякая
душа
празднику
рада»
(музыкальная, речевая деятельность)
Раздел 5. «Береги платье снова, а здоровье смолоду» (физическое
развитие). Пальчиковые игры, забавы, народные подвижные игры, состяза-
ния.
Раздел 6. «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят». В этом разделе
ведется работа с родителями для возрождения лучших семейных традиций.
Приобщения к отечественным традициям в воспитании детей, гармонизации
семейных отношений.
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно
возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как
постепенно
ребёнок
погружается
в
мир
народной
музыки,
календарных
праздников,
как
поэтапно
накапливается
фольклорный
материал.
Параллельно
с
этим
разработаны
и
методические
рекомендации
(Приложение 5)
Структура построения и освоения детьми данной модели заключается в
следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к
сложному.
Через
творчество
простых
произведений
детского
фольклора,
а
потом
более
сложных
мелодий,
игровых,
песенных
припевов.
Через
интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более
сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара,
и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения,
театрализованные представления для детей и взрослых, с
участием родителей.
Ожидаемые результаты реализации модели у детей:
Первый год обучения:
- Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми
диалогами.
- Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать песни.
- Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
- Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях
(Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора
(колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
- Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
-
Знать
название
инструментов
(треугольник,
дудочка,
гармонь,
гусли,
трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
- Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения:
«Улитка»,
«Ручеёк»,
два
круга
в
противоположные
стороны,
«стенка
на
стенку», выполнять движения в свободной пляске.
-
Проявлять
самостоятельность
и
доброжелательность
в
играх
со
сверстниками.
- Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Проявлять внимание и заботу к близким.
- Передавать полученные знания малышам.
Второй год обучения
- Уметь показывать сценки. Импровизировать.
- Быть способными вводить в свои выступления не только устный, но и
музыкальный фольклор.
- С желанием участвовать в любом виде деятельности.
-
Знать
традиции
и
обычаи
Родного
края,
понимать
смысл
народных
праздников, уметь рассказать об этом.
- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
- Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и
взрослыми.
- Передавать полученный опыт малышам.
Для
включения
родителей
в
деятельность
по
данному
направлению
рекомендовано
провести
беседу
или
анкетирование
определяющее
отношение
родителей к фольклору и воспитанию в социуме посредством
данного
творчества,
узнать
существуют
ли
традиции
использования
фольклора в семье (Приложение 4). Участие в работе кружка поможет и дома
закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым,
достичь желаемых результатов.
К
предложенной
модели коллективом
ДОО наработан разнообразный
практический материал для использования на фольклорных и краеведческих
мероприятиях: игры-развлечения
«Русские
матрешки»,
«Осенины»,
игры-
посиделки «Ладушки в гостях у бабушки», «Кузьминки – осени поминки»,
«Богатыри
земли
Муромской»
(Приложение
6),
дидактические игры с
использованием
пословиц,
настольно-печатные
игры
с
использованием
мотивационных
постановок. Незаменимый материал для развития чувства
ритма - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. В сюжетно-
ролевых играх можно использовать русские народные колыбельные песни,
что позволит детям испытать положительные эмоции, связанные с теплыми
воспоминаниями.
Каждая
неделя
модели
кружковой
работы
посвящена
определенной
теме.
(Приложение
3).
Данная
модель
кружковой
работы
предполагает
взаимодействие
с
учреждениями
социума:
фольклорными
коллективами на базе СОШ № 2, № 18; ДШИ; КОС № 15, Дом культуры
«Вербовский».
Для оценки результативности работы фольклорного кружка «Ладушки»
предложена
диагностика,
которая
поможет
проследить уровень
знаний
музыкального
фольклора,
по
программе
«Родной
край» (Приложение
1)
и уровень социального воспитания детей, по методическому пособию Т.А.
Цквитарии «Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного
возраста» (Приложение2).
Диагно стика
социального
во спит ания
детей
п р о в од и т с я
индивидуально. Фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его
объяснения.
Особое
внимание
уделяется
оценке
адекватно сти
эмоциональных
реакций
ребенка
на
моральные
нормы:
положительная
эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) на нравственный поступок и
отрицательная (осуждение, негодование) - на безнравственный.
Таким
образом,
разработанная
теоретическая
модель
процесса
сопровождения успешной социализации старших дошкольников посредством
фольклорного кружка - это комплекс методов, средств, принципов, решения
поставленных
задач.
Деятельность
фольклорного
кружка
имеет
большое
значение не только в успешной социализации развития ребенка, но и во
всестороннем развитии личности дошкольника.
Список использованной литературы
1.
Аникин В. П. Русский фольклор // Учебное пособие для вузов.
М.: Высшая школа, 1987. 143с.
2.
Аникин
В.
П.,
составитель.
Русский
фольклор.
М . :
Художественная литература, 1986. 342с.
3.
Гусев
В.
Е.
Фольклор:
история
термина
и
его
современное
значение. №2. М.: Сов. этнография, 1966. 253с.
4.
Литвин Э. Песенные жанры русского детского фольклора. Номер
1. М.: Сов. этнография, 1972. 333с.
5.
Некрылова
А.
Ф.
Русские
народные
городские
праздники,
увеселения и зрелища. Л.: Искусство, 1984. 177 с.
6.
Программа «Родной край»
7.
Савушкин Н. И. Русский народный театр. М. Наука, 1976. 274с.
8.
Савушкина Н. О. О современном состоянии фольклора (из опыта
работы
фольклорных
экспедиций
МГУ)
//
Традиции
и
современность
в
фольклоре. М., 1988. 264с.
9.
Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2:
Диагностика, предметно – пространственная среда. – М.:ТЦ Сфера,
2014. 128с.