Автор: Чечулина Евгения Анатольевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Конспекты занятий
Тема: "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39
Цикл занятий по правовому воспитанию детей
дошкольного возраста
Составили:
Чечулина Евгения Анатольевна
Педагог - психолог
ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?
Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о
правах ребёнка.
Задачи:
1) познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом по
защите прав человека;
2) развивать мыслительную активность, понимания того, что соблюдение прав ребёнка
очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям;
3) воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.
Оборудование
и
материалы:
картинки,
иллюстрирующие
права
на
жизнь,
на
игру,
на
медицинское обслуживание, на жильё, на отдых, на образование, документ «Конвенция о правах
ребёнка», лист чистой бумаги для игры «Для чего этот предмет», иллюстрации к сказке «Гадкий
утёнок», магнитофон.
Ход:
- Ребята, в нашей группе в разных местах спрятано что-то очень ценное. Давайте займёмся
поиском.
2. Основная часть.
Вместе с детьми находим картинки. Прошу объяснить, что на них нарисовано. Затем все
найденные картинки выставляю на стенд.
-
На
этих
картинках
нарисовано
самое
важное,
ценное,
необходимое
ребёнку
для
счастливой жизни с момента рождения. Это права ребёнка. Право – это то, без чего человек не
может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто
потому, что вы люди.
Игра «Для чего этот предмет»
Дети встают в круг. По кругу пускается лист чистой бумаги. Каждый ребёнок предлагает
вариант возможного применения этого листочка.
- Дети, в этой игре мы все использовали своё воображение, фантазию, высказали своё
мнение. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно также
мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас.
- Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые
обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Ребёнок перед лицом беды становится
беззащитным. У детей мало опыта и сил, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали
специальный
документ,
договор,
защищающий
детей,
в
котором
записаны
все
права
детей.
Называется этот документ «Конвенция о правах ребёнка».
(Показываю детям документ «Конвенция о правах ребёнка»)
- Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в
Конвенции, и не нарушать их!
- Ребята, а что значит не нарушать права? Чтобы ответить на этот вопрос,давайте сядем за
столы и вспомним сказку «Гадкий утёнок». (Показываю иллюстрацию из сказки и зачитываю
отрывок, в котором описывается появление гадкого утёнка на птичьем дворе.)
- Все ли герои сказки относились друг к другу доброжелательно?
- Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка? (он был не похож на других.)
- Могли бы вы поступить так же, как обитатели птичьего двора, если бы в вашу группу
пришёл ребёнок, непохожий на вас: очень высокий или маленький, темнокожий или с рыжими
волосами?
-Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом
чувствовали?
- Да ребята, вы правы, нельзя обижать, оскорблять друг друга, придумывать обидные
прозвища, даже если человек не похож на вас, потому что это и есть нарушение прав. Каждый
ребёнок обладает всеми правами человека.
Игра «Прикоснись ко мне нежно»
Встаём с детьми друг за другом. Прошу детей представить, что над их головами светит
ласковое, тёплое солнышко, которое ласкает их плечи и нежно прикасается своими лучиками.
Даётся несколько минут на массаж стоящего впереди.
-Что вы ощущали, когда вам делали массаж?
-Что было бы, если бы кто-то проявил грубость или причинил боль впереди стоящему?
-Как надо относиться друг к другу, чтобы в нашей группе все всегда были веселы и
счастливы?
3. Заключительная часть.
- Ребята, что нового мы сегодня узнали? О чём говорили? (о правах) Для чего нужны права
ребёнку? (для счастливой жизни.) Где записаны все права ребёнка? Как называется этот документ?
Права никто не должен нарушать. Они одинаковы для всех детей.
СЕМЬЯ - СЕМЬ Я
Цель: углубление представлений детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка
членами семьи.
Словарь: благополучная
дружная
семья,
забота,
помощь,
обязанности,
права,
защита,
уважение.
Материалы
и
оборудование: дымковские
игрушки,
изготовленные
детьми
из
глины;
аппликационные
работы
детей
«Семейное
древо»;
картинки
с
изображением
героев
сказки
«Дюймовочка».
Предварительная работа: лепка дымковских игрушек «Семья», персонажей потешки «Из-за
леса, из-за гор» (коллективная работа детей); составление альбома с фотографиями семей детей
группы;
разучивание
с
детьми
пословиц
и
поговорок
народов
России
о
семье;
просмотр
мультфильмов «Мама для мамон-тенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка» (или
прочтение
одноименных
сказок);
чтение
детской
литературы:
Барто
А.
«Большая
семья»,
Александрова 3. «Бабушка».
Ход:
Игра «Из-за леса, из-за гор»
Воспитатель рассказывает потешку, выставляя на стол дымковские игрушки:
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Сам - на лошадке, жена - на коровке, дети - на
телятках, внуки - на козлятках».
Воспитатель: Подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса,
из-за гор? (Семья.)
Воспитатель: Дети, давайте назовем членов семьи и кем они приходятся? (Ответы детей:
жена, муж, дети, дедушка, бабушка, брат, сестра, внук, внучка...) Кем в этой потешке приходятся
друг другу люди? Можно ли эту семью назвать большой? Почему вы решили, что семья большая?
Воспитатель в ходе беседы помогает детям придти к следующим выводам: дедушка Егор и
его жена (бабушка) - старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям
растить своих внуков. Их все в семье уважают и любят. Все члены семьи - очень близкие друг
другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и
в обычных делах.
Воспитатель: Дети, дедушка Егор привез нам сундук. Давайте посмотрим, что в нем.
Дети
открывают
сундук
и
вынимают
из
него
альбом.
Воспитатель
предлагает
детям
рассмотреть альбом. Дети узнают свои семьи и рассказывают о членах своих семей.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
♦
Всякая птица свое гнездо любит.
♦
Свой дом - самое лучшее место.
♦
Кто живет ладно, у того все складно.
♦
Вся семья вместе, так и душа на месте.
♦
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
♦
Птица радуется весне, а младенец матери.
Отгадывание загадок.
Излучает она свет, От улыбки - ямочка... Никого дороже нет, Чем родная... (мамочка).
Все хозяйство: лебеда Да хохлатка Рябушка, Но яичницей всегда Нас накормит... (бабушка).
Надарила безделушек -Семь матрешек и бобренка... Но дороже всех игрушек Для меня
моя... (сестренка).
В этом слове семь букв «Я». Отгадай-ка, друг! (Семья.)
Мать с дочерью,
Да мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой.
А всего трое. (Бабушка, дочь и внучка.)
Угадай-ка, кто же это? Пейджер, трубка, галстук, шляпа. Жду, друзья, от вас ответа.
Молодцы! Конечно, ... (папа).
Мочит в теплом молоке Он кусочек хлебушка, Ходит с палочкой в руке Наш любимый...
(дедушка).
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший... (брат).
Воспитатель продолжает разговор о том, что каждый в семье имеет право на заботу,
уважение
и
любовь.
Для
детей
очень
важно
жить
со
своими
родителями.
Дети,
вспомним
Дюймовочку.
Что
произошло
с
девочкой?
Какие
из-за
этого
неприятности
произошли
с
Дюймовочкой?
Воспитатель: Дети, а давайте представим себе, что ваши родители уехали на несколько дней
и вы остались дома одни. (Ответы детей.)
Воспитатель после прослушанных ответов помогает детям сделать вывод: все члены семьи
обязаны заботиться друг о друге, особенно о детях, которых необходимо защищать и оберегать от
неприятностей, потому что дети еще не могут жить самостоятельно.
ПОМОГИ, КОМУ ТРУДНО
Цель: развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, о малышах.
Словарь: забота,
обязанность,
сочувствие,
переживание,
помощь,
младенец,
пожилой
человек.
Материалы
и
оборудование: предметные
картинки
с
изображением
маленьких
детей,
пожилых людей; сюжетные картинки (дедушка ремонтирует стул, мальчик поранил палец, у
девочки развязался шнурок, бабушка несет тяжелую сумку, бабушка поливает цветы, дедушка
уронил очки); разрезные картинки (соска, бутылочка, коляска, игрушка, очки, трость, клубок
ниток, кресло-качалка и т.п.); «волшебная палочка»; наборное полотно.
Ход
Воспитатель
обращается
к
детям
с
просьбой
помочь
ему
расставить
картинки
на
демонстрационном панно. На первое панно ставят картинки с изображением малышей, на второе -
с изображением пожилых людей.
Воспитатель: Дети, вы помогли мне расставить картинки. А кто изображен на картинках?
Как вы думаете, нуждаются ли они все в нашей помощи? (Ответы детей.)
Дети рассматривают картинки на первом панно.
Воспитатель: Как вы узнали, что это маленькие дети? А есть ли у кого-нибудь из вас
младшие братики или сестрички? Как вы им помогаете? А как еще им можно помочь? А почему
они нуждаются в нашей помощи? (Ответы детей.)
Дети обращаются ко второму панно.
Воспитатель: Дети, как вы узнали, что на этих картинках пожилые люди? Ребята, у кого из
вас есть бабушка и дедушка? А вы им помогаете? Почему вы им помогаете?
Игра «Волшебники»
Воспитатель
предлагает
вниманию
детей
сюжетные
картинки,
показывает
детям
«волшебную палочку» и говорит о том, что сегодня каждый из них может стать волшебником.
Воспитатель: Дети, сейчас каждый возьмет волшебную палочку, прикоснется к картинке и
скажет, как он сможет помочь персонажу.
Игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: Дети, спасибо, вы помогли и малышам, и пожилым людям. Я предлагаю вам
оставить им свои подарки. Вы соберете картинки и подарите нашим героям.
Дети собирают картинки (соска, бутылочка, коляска, игрушка, очки, трость, клубок ниток,
кресло-качалка и т.п.) и говорят, кому они это дарят.
Воспитатель читает стихотворение:
Бабушке с дедушкой часто, бывает,
Помощи в чем-то твоей не хватает.
Вот, например, моет бабушка пол.
Труд этот, знаешь ли, очень тяжел.
Должен ты в этом помочь постараться:
Бабушке так нелегко нагибаться.
Бабушку старую ты поддержи,
Помощь скорее свою предложи.
Пусть хоть немножко она отдохнет,
Сядет спокойно и чаю попьет.
Дедушка твой ремонтирует что-то,
Требует помощи эта работа:
Гвоздь принести, молоточек подать...
Должен во всем ты помощником стать.
Хватит капризничать, хватит лениться.
Взрослым пора бы тебе становиться.
Бабушку с дедушкой ты уважай,
Им постоянно во всем помогай.
Воспитатель делает вывод о том, что забота, помощь необходимы как маленьким детям, так
и пожилым людям.
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Словарь: уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок», «Волк и лиса»,
«Заюшкина избушка»; сюжетные картинки к рассказу В. Осеевой «Просто старушка»; бумажные
сердечки
и
темные
тучки
по
количеству
детей;
«коробочка
добрых
дел»;
«мешок
плохих
поступков»; мяч.
Ход
Воспитатель
проводит
с
детьми
беседу
«Кто
из
героев
плохо
поступает?».
Дети
рассматривают
иллюстрации
к
сказкам
«Теремок»,
«Колобок»,
«Волк
и
лиса»,
«Заюшкина
избушка» и объясняют, кто вел себя доброжелательно, а кто поступал плохо и почему.
Воспитатель: В народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Как вы это понимаете?
Подумайте и скажите, какие поступки и дела можно назвать добрыми? (Ответы детей.) Расскажите
о добрых поступках своих друзей. (Рассказы детей.)
Воспитатель читает:
«По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко.
Старушка поскользнулась и упала.
-
Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на
помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
-
Это твоя бабушка?
-
Нет, - ответил мальчик.
-
Мама? - удивилась подружка.
-
Нет!
-
Ну, тетя? Или знакомая?
-
Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка». Дети, прослушав рассказ,
разыгрывают ситуацию: «Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую
старушку». После этого разыгрывается ситуация, данная в рассказе. Затем проигрывается третья
ситуация: мальчик и девочка вместе помогают старушке.
Игра «Добрые дела» Воспитатель дает детям бумажные сердечки и предлагает складывать
их в «коробочку добрых дел», но при этом ребенок должен сказать, что хорошее он сегодня
сделает или уже сделал.
Воспитатель кладет сердечко в коробочку и говорит: «Я подклею книги».
Дети (варианты ответов): Я научу Вову рисовать машину. Я помогу нянечке убрать посуду.
Когда сердечки окажутся в коробочке, воспитатель говорит: «Дети, вы только подумайте,
сколько разных добрых дел мы можем сделать за один лишь день в детском саду. Мы можем
сделать свою жизнь интересной. Надо уметь дружить, любить и заботиться о своих близких,
заниматься любимыми делами. Кто-то любит рисовать. Он может дарить свои рисунки друзьям.
Кто-то хочет научиться играть на музыкальном инструменте и сочинять песни, которые принесут
радость многим людям».
Игра «Я умею»
Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею...», называя те добрые
дела, которые они совершают по отношению к близким.
Воспитатель: Сколько хороших дел можно сделать для людей! Только не надо лениться.
Давайте вместе вспомним пословицы и поговорки о добре, о добрых делах и хороших людях
(детям логопедических групп предлагается договорить пословицу или поговорку).
♦
Добро творить - себя веселить.
♦
Добро совершить никогда не поздно.
♦
Добрые люди живут долго.
♦
Добрый человек - что солнце и луна - для всех светит.
♦
Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
♦
Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает.
♦
Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.
♦
Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит.
♦
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
♦
Деревья смотри в плодах, а людей - в делах.
♦
Друга ищи, а найдешь - береги.
Воспитатель: О человеке судят по его делам. Мне так приятно видеть внимательное и
доброе отношение детей нашей группы друг к другу.
(Воспитатель приводит примеры.) А как я
радуюсь, когда слышу хорошие слова!
Воспитатель: Дети, чтобы у нас в группе всем было хорошо и весело, я предлагаю сложить
в этот мешок наши плохие поступки и мысли: злость, обиду, плохие слова - темные тучки, а когда
пойдем гулять, этот мешок выбросим.
КАК ЖИТЬ ДРУЖНО, БЕЗ ССОР
Цель: формировать навыки бесконфликтного общения и поведения.
Словарь: добро, зло, обида, обман, ссора, наказание, переживание, расстраиваться.
Оборудование: мягкие мячи по числу команд.
Ход
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Котята смеялись, Котята играли
И вдруг неожиданно ссориться стали,
Но подбежавшая Мышка сказала:
- Не надо, детишки!
Не надо сердиться,
Ругаться и злиться.
Я вам предлагаю
Быстрей помириться.
А этой большущею банкой варенья
Скорее отметим, друзья, примиренье!
Прошу вас, ребята,
Совсем не забыть,
Поссорился кто-то -
Спешите мирить!
Воспитатель: Дети, а бывает так, что ссорятся не только котята? (Ответы
детей.) А кто
ссорится
между
собой? (Ответы детей без оценки.) А друзья ссорятся между собой? (Ответы
детей.) Почему? Если вы поссорились, что надо сделать,чтобы сохранить дружбу? А теперь
послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В.Орлов. «Кто кого»):
Кто кого обидел первый?
-
Он меня!
-
Нет, он меня!
-
Кто кого ударил первый?
-
Он меня!
-
Нет, он меня!
-
Вы же раньше так дружили?
-
Я дружил!
-
И я дружил!
-
Что же вы не поделили?
-
Я забыл.
-
И я забыл.
Воспитатель: Эта
история
смешная
или
грустная?
Над
чем
тут
можно
посмеяться?
(Мальчики забыли, из-за чего подрались.) А что в этой истории грустного? (Мальчики поссорились
и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего.) Подходит ли к этой истории пословица «Глупые
ссорятся, а умные договариваются»? Значит, эту ссору можно назвать... А мальчиков можно
назвать глупыми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем, чем закончилась история.
Что ж не будете ругаться?
-
Ни за что!
-
И никогда! Остается вам обняться!
-
Здорово!
-
Согласен я!
Воспитатель
помогает
детям
сделать
вывод:
мальчики
помирились,
поняли,
что
ссора
ненужная, глупая.
Воспитатель: А как часто вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры? Дети,
давайте разделимся на две команды и не поссоримся.
Воспитатель помогает детям, предлагает варианты для деления на команды.
Игра «Передай мяч»
Дети выстраиваются в две колонны и по команде передают над головой мяч сзади стоящему
ребенку. Эту игру повторяют несколько раз, меняя способы передачи мяча.
Воспитатель: Дети, хотя команды и проигрывали друг другу, мы не будем ссориться.
Давайте подойдем друг к другу и пожмем руки.
«ЗА СВОЕ ПОСТОЮ, А ЧУЖОЕ НЕ ВОЗЬМУ»
Цель: формирование представлений у детей о собственности, личных вещах.
Словарь: личные вещи, общие вещи, чужое.
Материалы и оборудование: мультфильм «Это мое» из мультсериала «Лунтик», выпуск 4
(ООО «Студия анимационного кино «Мельница», 2006 г.)
Ход
Незнайка входит в группу, рассматривает игрушки, вещи. Он с восхищением смотрит на
игрушку, берет ее и говорит: «Какая красивая машинка, я возьму ее себе, теперь это будет моя
машинка». Дальше Незнайка подходит к детям, берет у них раскраску и опять забирает себе,
говорит:
«Какая
замечательная
раскраска,
я
давно
мечтал
о
такой!
Теперь
это
будет
моя
раскраска!»
Воспитатель: А ты кто такой? Как тебя зовут? А почему ты берешь наши игрушки?
Незнайка: Меня зовут Незнайка. Я думал, что это ничьи игрушки и они могут быть моими.
Воспитатель: Незнайка, эти все игрушки детей нашей группы, они общие.
Незнайка: А как эти игрушки могут стать моими?
Дети: Пусть тебе купят или подарят тебе, и тогда они станут твоими.
Незнайка (обращается к одному ребенку): А это твоя кукла? Ребенок: Нет, это кукла всех
ребят.
Незнайка: Ой, какие у тебя красивые бантики, это тоже общие?
Ребенок: А бантики мои, мне их подарила бабушка.
Незнайка: Дети, теперь я все понял! Игрушки в группе - общие, ими могут играть все. А,
например, бантики, одежда - это личные вещи каждого из детей, потому что их или подарили, или
купили, или отдали. Ребята, а ведь мне на день рождения подарили мультфильм про Лунтика, я
предлагаю вам его посмотреть.
Незнайка прощается и уходит.
Просмотр мультфильма и беседа по содержанию просмотренного:
а)
припоминание героев мультфильма;
б)
беседа по вопросам:
-
Что услышал Лунтик на полянке?
-
Из-за чего ссорились гусеницы?
-
А чей это был росток? Что посоветовал Лунтик?
-
Послушали ли гусеницы Лунтика? Что они стали делать?
-
Дети, у нас в детском саду много дорожек? Чьи они? Можно ли их поделить? Значит,
чьи это дорожки?
-
А смогли ли гусеницы поделить пруд? Почему?
-
Что произошло на полянке, которую собирались поделить гусеницы?
-
Почему гусеницы помирились? (Гусеницы поняли: «Это наша, общая полянка!»)
-
Что посоветовал Лунтик гусеницам? (Поделиться, а не делить все вокруг.)
Воспитатель: Теперь мы знаем, что предметы и вещи бывают общие и личные. Личными
вещами мы можем поделиться, а общими пользуются все, как герои мультфильма пользуются
полянкой.
СЕКРЕТЫ ВЕЖЛИВОСТИ
Цель: ознакомление с правилами вежливого (уважительного) отношения к другим людям и
формирование у детей навыков вежливого обращения.
Словарь: вежливость, правила, уважение, спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый день,
добрый вечер, здравствуйте, до свидания, Вы.
Материалы
и
оборудование: стихотворение А. Шибаева «Добрые слова»; фланелеграф;
плоскостные фигурки: кукла Маша, деревья, белочка, медвежонок.
Предварительная
работа: чтение В. Осеева «Волшебное слово» и стихов И. Токмаковой;
просмотр
мультфильмов
по
тематике
из
мультсериала
«Тридцать
восемь
попугаев»
(«Союзмультфильм», 1979 г.)
Ход
Воспитатель предлагает детям выполнять различные инструкции. В своих обращениях
воспитатель употребляет «вежливые» слова, например: «Света, сядь, пожалуйста, рядом с Катей».
Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, историю о Павлике (В. Осеева «Волшебное
слово»):
«Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его
просьбы. Однажды сидел Павлик на скамейке в парке и с обидой думал о том, что сестра не дала
ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка,
который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой
грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро
улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает
его просьбы выполнимыми».
Воспитатель проводит беседу, используя следующие вопросы:
-
Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь?
-
Какие вежливые слова вы еще знаете?
-
Как по-другому можно назвать вежливые слова?
-
Какие нужно говорить слова, чтобы не обидеть?
-
Какие
слова
принято
говорить,
когда
люди
встречаются,
прощаются,
хотят
извиниться, обидели друг друга, хотят что-то узнать?
Воспитатель
зачитывает
отрывок
из
стихотворения
А.
Шибаева
«Добрые
слова»
и
предлагает детям отгадать слово, которое хотел герой услышать от Вити:
Встретил Витю я, соседа –
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда
Налетел из-за угла!
Но - представьте –
зря от Вити Ждал я слова ... (извините).
Воспитатель: Дети, что должен был Витя сказать соседу? Витя так и не извинился. Как
можно назвать его поступок? Как бы вы поступили, если бы нечаянно кого-то толкнули? Какие
слова вы бы сказали человеку?
Инсценировка сказки «Кукла Маша» с использованием фланелеграфа.
В процессе развития
сюжета фигурками действует воспитатель-ведущий.
Маша: Дети, помогите мне попасть домой!
Ведущий: Маша,
ты
обращаешься
невежливо.
Дети,
подскажите
Маше,
как
нужно
попросить. (Маша должна сначала поздороваться, затем сказать волшебное слово - «пожалуйста».)
Маша повторяет свою просьбу вежливо.
Ведущий: Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали, и встретила на тропинке
медвежонка.
Маша: Уходи, медвежонок с моей дороги, дай мне пройти.
Ведущий: А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Дети, как вы думаете, почему?
Дети помогают Маше вежливо попросить медвежонка: Медвежонок, здравствуй, дай мне
пройти, пожалуйста.
Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Маша.
Ведущий: Маша пошла дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что
она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг на верхушках
деревьев она увидела белочек.
Маша: Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказались
помочь?
Вспомню-ка
я
слова,
которые
мне
подсказали
дети.
3дравствуйте,
белочки!
Будьте
любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!
Белочка: Здравствуй, Маша. Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем
тебе дорогу. Иди за нами.
Ведущий: Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и
вышла на тропинку. А вот и дом!
Маша: Спасибо, дети, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.
Ведущий: Дети, почему Маша решила, что эти слова - волшебные? Как еще мы называем
эти слова? Назовите мне их! (Ответы! детей.) Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей
речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.
«ПОРЯДОК - ЭТО ХОРОШО, БЕСПОРЯДОК - ПЛОХО!»
Цель: формирование представлений о правилах поведения в общественных местах.
Словарь: правило, порядок, беспорядок, культура.
Материалы и оборудование: мультсериал «Лунтик», выпуск 4, серия «Беспорядок» (ООО
«Студия анимационного кино «Мельница», 2006 г.); изображения героев мультфильма - Лунтика,
паука Шнюка, Пескаря Ивановича, рыб; изображения маршрутного автобуса, кукольного театра
(цирка), магазина, вагона поезда, поликлиники.
Предварительная
работа: чтение тематических разделов книги Шалаевой Г.П. Большая
книга правил поведения для воспитанных детей. - М.: Филол. о-во СЛОВО; Изд-во Эксмо, 2005.
Ход
Воспитатель: Дети, у нас в гостях наш старый знакомый -Лунтик. Он нам расскажет, как
наводил порядок в пруду.
Просмотр мультфильма и беседа по содержанию просмотренного:
а)
припоминание героев мультфильма;
б)
беседа по вопросам:
-
Почему пауку Шнюку стало плохо?
-
Что Лунтик увидел в пруду?
-
Почему Пескарь Иванович не хотел наводить порядок?
-
Как вели себя рыбы в пруду?
-
Почему нельзя вести себя шумно, мусорить? Воспитатель выставляет изображения
маршрутного автобуса, кукольного театра (цирка), магазина, вагона поезда, поликлиники и задает
вопросы, помогая называть правильный вариант поведения для соответствующего изображения:
1.
Где мы соблюдаем тишину?
2.
Куда следует бросать мусор?
3.
Куда дети не ходят без взрослых?
4.
К кому ты обратишься за помощью, если потерялся?
В конце воспитатель, отправляясь с детьми на прогулку, проводит беседу о правилах
поведения на территории детского сада.
«В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ»
Цель: формировать представления детей о потребностях человека в жилье и праве на жильё.
Словарь: дом, квартира, жильё, жильцы, порядок, беспорядок.
Материалы и оборудование: наборное полотно; иллюстрации к сказке «Три поросенка»;
аудиозапись
песенки
из
сказки
«Три
поросенка»;
«строительный
материал»
для
кукольного
домика; мультфильм «Лиса и заяц» («Союзмультфильм», 1973 г., режиссер Юрий Норштейн);
картинки с изображением разных домов.
Предварительная работа: рассказывание сказок: «Три поросенка» (в переводе С. Маршака),
«Заюшкина избушка», «Кошкин дом».
Ход
На наборном полотне изображения трех поросят. Звучит отрывок аудиозаписи из сказки
«Три поросенка»:
«Хоть полсвета обойдешь, Обойдешь, обойдешь, Лучше дома не найдешь, Не найдешь, не
найдешь. Никакой на свете зверь, Хитрый зверь, страшный зверь Не откроет эту дверь, Эту дверь,
эту дверь».
Воспитатель: Дети, а вы узнали, кто поет эту песенку? (Ответы детей.) Чему радовались
поросята? (У них есть крепкий дом.) Давайте и мы построим дом!
Дети строят из конструктора большой кукольный дом.
Воспитатель: Дети,
мы
построили
дом,
а
жильцами
в
нем
будут
куклы.
Такой
дом
игрушечный. А для людей строят настоящие дома.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением разных
домов.
Воспитатель: Дети, вы видите, как много есть домов. Они бывают разными по форме, по
материалу, из которого они сделаны.
Воспитатель берет любую из картинок и рассказывает детям, где строятся такие дома, из
чего
они
делаются,
как
называются,
например:
многоэтажный,
одноэтажный,
деревянный,
кирпичный, блочный, бревенчатый.
Воспитатель задает детям вопросы: «Почему люди строят дома? А у вас есть свой дом,
квартира? А вы знаете свой домашний адрес? А для чего нужно знать свой адрес?» (Ответы детей,
воспитатель помогает наводящими вопросами.)
Воспитатель: Дети, а вдруг вы остались дома одни, как надо себя вести? (Варианты ответов
детей: не трогать электрические приборы, не брать спички, не открывать дверь, краны с водой и
т.п.)
Воспитатель: Дети, очень плохо остаться без жилья. Вот какая история произошла с одним
сказочным героем. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц» и беседа по вопросам:
-
Какой дом построила лиса? А заяц?
-
Почему лиса осталась без жилья (дома)? А заяц?
-
Хорошо ли поступила лиса? Почему?
-
А человека (людей) можно выгонять из дома? Что может случиться с человеком,
который остался без жилья?
Воспитатель: Дети, человеку необходимо иметь свое жильё. Человек не может и не должен
жить на улице.
ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Цель: формирование представлений у детей об изменении с возрастом социального статуса
людей и о документах, подтверждающих этот статус.
Словарь: документ, свидетельство о рождении, паспорт, возраст.
Материалы
и
оборудование: стихотворение
С.
Маршака
«Вот
какой
рассеянный»,
свидетельство о рождении, паспорт.
Подготовительная
работа: чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»,
просмотр мультфильма «Вот какой рассеянный» (студия «Экран», 1975 г., по одноименному
стихотворению С. Маршака).
Ход
Воспитатель зачитывает стихотворение С. Маршака:
«Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку
надевать, В рукава просунул руки — Оказалось, это брюки. Вот какой рассеянный С улицы
Бассейной!»
Входит Рассеянный.
Воспитатель (обращаясь к Рассеянному): Здравствуйте! Кто Вы? Как Вас зовут?
Рассеянный: А я не знаю, как меня зовут... Дети, как же узнать, как меня зовут? (ответы
детей).
Воспитатель (обращаясь к Рассеянному): А у Вас нет с собой каких-либо документов?
Рассеянный: Нет у меня никаких документов. А что это за документы?
Воспитатель: Человеку с рождения выдают документ, который называется «свидетельство о
рождении».
В
нем
записывается
имя,
фамилия
и
отчество
человека,
а
также
как
зовут
его
родителей.
Вот,
например,
мое
свидетельство
о
рождении (демонстрируется
детям). Дети,
у
каждого из вас есть свидетельство о рождении. Пусть родители вам его покажут дома.
Рассеянный: А у меня такого документа нет. Наверное, я теперь никогда не узнаю, как меня
зовут!
Воспитатель: Не расстраивайтесь! Вероятно, у вас есть паспорт, потому что у всех взрослых
он есть.
Рассеянный: А как он выглядит?
Воспитатель: А
вот
так
выглядит! (Воспитатель
демонстрирует
настоящий
паспорт,
рассказывает о его признаках и содержании, особое внимание уделяется объяснению того, что в
паспорте есть фотография человека, по ней можно определить, чей это документ, например, если
паспорт потерялся.)
Рассеянный: Ой, а у меня такой документ есть! Вот он! (Достает из кармана паспорт.)
Оказывается меня зовут . (имя подбирается по паспорту)! Спасибо, дорогие ребята, вы помогли
мне узнать, как меня зовут, где я живу. Наверное, меня уже ищут. До свидания, дети, я поспешу
домой.
Воспитатель: Дети,
теперь
вы
понимаете,
какие
важные
документы
паспорт
и
свидетельство о рождении, а значит, их надо бережно хранить.
Игра «Кому нужен этот документ» Дети делятся на две группы: дети 1 группы изображают
людей разных возрастов, дети 2 группы выбирают для них документы (количество нарисованных
обложек паспортов и свидетельств о рождении должно быть больше, чем персонажей).
Дети
1
группы
«одевают»
элемент
одежды
соответственно
выбранной
карточке
с
изображением: младенца, дошкольника, младшего школьника, военнослужащего, врача, дедушки,
бабушки.
Воспитатель: Итак, дети, сегодня мы узнали о том, что у каждого человека есть документы.
У вас есть свидетельство о рождении. Но когда вы станете старше, вам выдадут паспорт.
ЕСЛИ ПРИШЛО ПИСЬМО...
Цель: познакомить детей с почтовыми отправлениями и средствами связи, с правом на
тайну переписки и почтовых отправлений.
Словарь: почта,
телеграмма,
телефон,
сотовый
телефон, SMS,
открытка,
письмо,
телеграмма, переписка.
Материалы и оборудование: большие конверты (по количеству детей), в них - иллюстрации
к мультфильму «Каникулы в Простоквашино» (студия «Союзмульфильм», 1978 г., автор сценария
Э. Успенский, режиссер В. Попов); карточки с изображением почтовых отправлений и средств
связи для каждого ребенка (почтовый конверт, посылка, телеграмма, поздравительная открытка,
телефонный аппарат, сотовый телефон).
Подготовительная работа: чтение стихотворения С. Маршака «Почта»; экскурсия на почту;
беседа о значимости профессии почтовых работников; для нелогопедической группы -упражнение-
игра «Как написать адрес на конверте?».
Ход
Воспитатель предлагает ребятам подумать и сказать, как могут пообщаться близкие люди
друг с другом, если они живут в разных городах, странах, на большом расстоянии и не могут часто
видеться, приехать в гости. Как же им быть? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям выбрать способ поздравления близкого человека с днем
рождения.
Дети выбирают карточки и рассказывают о поздравлении (при необходимости воспитатель
оказывает помощь в составлении рассказа) , например, на карточке изображен почтовый конверт:
«Я отправлю письмо с добрыми пожеланиями»; на карточке изображен сотовый телефон: «Я
пошлю SMS с веселой картинкой».
Появляется почтальон Печкин: Здравствуйте, дети! Давайте знакомиться! (Дети называют
свои имена.) Я вижу, что вы меня узнали и рады видеть! Я хочу загадать вам загадки:
♦
Дом из жести, а жильцы в нем - вести. (Почтовый ящик.)
♦
Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)
Печкин: Я привез вам много писем.
Воспитатель: Печкин, а ты открывал конверты, читал письма?
Печкин: Нет! Нет! Это не положено, ведь эти письма адресованы не мне, хотя очень хочется
заглянуть в эти конверты хоть одним глазком!
Воспитатель: Дети, правильно ли поступил Печкин - не стал вскрывать конверты с чужими
письмами? А как бы вы поступили? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы! Никто не имеет права читать чужие письма. Как узнать, кому
адресовано письмо? (Ответы детей.)
Воспитатель с Печкиным раскладывают на столе письма, и дети выбирают конверты со
своими именами. На столе остаются конверты с именами детей, которых нет в группе.
Воспитатель: У нас остались письма, что мы будем с ними делать? (Ответы детей.) Может
быть, я их открою и прочитаю? (Ответы детей.) Верно вы мне подсказали, нельзя читать письма,
адресованные другим людям. А если пришла посылка?
(Ответы детей не комментировать, а подвести итог после просмотра мультфильма.)
Воспитатель: Чужие письма вернем Печкину, и он их доставит адресату.
Дети вскрывают конверты и вынимают картинки с изображением героев мультфильма
«Каникулы в Простоквашино».
Печкин: Дети, а знаете ли вы, в каком мультфильме можно этих героев увидеть вместе?
(ответы детей). Дети благодарят почтальона Печкина, и он уходит.
Просмотр отрывка мультфильма, в котором почтальон Печ-кин приносит посылку дяде
Федору, и беседа по содержанию просмотренного:
а)
припоминание героев мультфильма;
б)
беседа по вопросам:
-
Кому была адресована посылка?
-
А знал ли почтальон Печкин, что это и есть дядя Федор?
-
А как это можно узнать? (воспитатель помогает найти правильные ответы)
-
Правильно ли поступил почтальон Печкин, что не отдал посылку?
Воспитатель: У каждого человека есть право на тайну переписки. Никто не имеет права
читать чужие письма, открывать чужие посылки.
«КАК ДОГОВОРИЛСЯ, ТАК И СПОР РАЗРЕШИЛСЯ»
Цель: формировать
у
детей
навыки
бесконфликтного
поведения
и
ненасильственного
отношения к окружающему миру.
Словарь: конфликт, ссора, обида, жадность, дружба, правило, справедливость.
Материалы
и
оборудование: схема
постройки,
крупный
конструктор,
картинки
с
изображением персонажей мультфильма.
Предварительная работа: просмотр мультипликационного фильма «Кубик и Тобик» (автор
сценария - С. Рунге, кинорежиссер - В. Арбеков, «Союзмультфильм» 1984 г.).
Ход
Воспитатель
делит
детей
на
две
команды.
Каждой
команде
воспитатель
предлагает
предметы крупного конструктора.
В группу входит Незнайка, приветствует детей и воспитателя. Он просит детей помочь ему
в постройке необычного дома. Обращает внимание детей на то, что у каждой команды есть
конструктор и дети легко справятся с заданием. Незнайка предлагает детям схему постройки.
Каждая команда детей пытается построить дом по схеме. У детей ничего не получается, т. к.
каждой команде не хватает строительного материала.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что у вас ничего не получается, давайте подумаем, что
же нам делать?
Дети предлагают варианты решения проблемы: взять кубики от первой команды, добавить
детали другого конструктора.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что постройка должна соответствовать схеме.
При
необходимости
воспитатель
ненавязчиво
подводит
детей
к
пониманию
необходимости
объединения в одну команду. В итоге дети предлагают объединиться двум командам и построить
дом вместе.
Используется схема одной из команд (фото № 2).
Незнайка: У вас получился хороший дом. Ребята, смогли бы вы построить дом каждый
своей командой? Что помогло вам прийти к согласию? Что вы посоветуете детям, которые спорят?
Какие правила надо соблюдать, чтобы не было спора и конфликта?
Незнайка
предлагает
посмотреть
мультфильм
«Кубик
и
То-бик»,
благодарит
детей
за
помощь и уходит.
После просмотра мультфильма дети припоминают его героев, воспитатель выставляет их
изображения (фото № 3).
Детям предлагается работа со слогами. Из слогов дети собирают слова: гусенок, котенок,
щенок, козленок. Вопросы для беседы по мультфильму:
-
Куда пришел Гусенок?
-
Как Гусенок открыл ворота? А как надо открывать двери? Почему установлены
такие правила? (Возможные дополнительные вопросы: открываете ли вы так же дверь к себе
домой. Когда вы приходите в гости, как вы открываете двери?)
-
Чьи игрушки в детском саду? Чей кубик нашел Гусенок?
-
Принадлежал ли Щенку кубик, который взял Гусенок? А Козленку? А Котенку?
-
Почему подрались Котенок и Щенок? Кто из них прав, почему?
-
Хорошо ли поступил Котенок, отобрав кубик у Щенка?
-
Зачем Котенок стал рассказывать другим «зверятам» о том, что нарисовано на
кубиках?
-
Справедливо ли поступил Котенок, обменяв один кубик на три?
-
Как бы вы назвали такой поступок Котенка?
-
Почему «зверята» обиделись на Котенка?
-
Почему «зверята» потребовали у Котенка отдать кубики?
-
Что «зверята» сделали с кубиками?
-
Почему «зверята» захотели сделать кубики общими?
-
Как нужно было поступить «зверятам» с кубиками сразу после того, как они их
нашли?
-
Какие правила игры с кубиками были у «зверят» с самого начала?
-
Какие правила игры с кубиками предложите вы?
В
ходе
беседы
воспитатель
активизирует
диалог
дополнительными
вопросами
или
собственными соображениями по существу задаваемых детям вопросов.
Воспитатель: Ребята, что можно (нужно) делать, чтобы не возникали споры и конфликты?
Какие правила игры надо соблюдать, чтобы никто не ссорился?
Я И СЕМЬЯ
Цель: углубление представлений детей о праве на заботу и уважение в семье, о семейных
традициях и ценностях.
Словарь: дружная семья, забота, помощь, обязанности, права, уважение, добрые слова.
Материалы и оборудование:
-
стихотворение Елены Благининой «Мама спит, она устала»;
-
мультфильм «Встречайте бабушку» («Экран», режиссер Р. Страутмане, 1984 г.);
-
картинки с изображениями:
♦
инструментов, игрушек, женской одежды, продуктов питания, бытовой техники,
мебели, денежных купюр;
♦
героев мультфильма «Встречайте бабушку».
Предварительная работа: изготовление родителями семейных гербов и их описаний.
Ход
В группе организуется выставка семейных гербов. Воспитатель предлагает детям посетить
выставку, на которой:
-
дети рассматривают каждый герб;
-
воспитатель рассказывает о семейных ценностях, традициях по символике гербов.
Воспитатель: Дети, чтобы у вас была еда, одежда, игрушки, что делают ваши родители?
(Ответы детей.)
Воспитатель зачитывает стихотворение «Мама спит, она устала....»:
Мама спит, она устала... Но и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не
шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И
сказала я лучу: - Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы
песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне.
-
Ничего, - шепнул он будто,
-
Посидим и в тишине!..
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему девочка не шумела, когда мама спала? А вы
как себя ведете, когда родители приходят с работы? Помогаете ли вы родителям? Как?
Воспитатель: Дети, давайте подумаем, на что тратятся деньги, заработанные родителями?
Игра «Покупка»
Детям выдаются «заработанные» деньги и предлагается совершить покупку из трех вещей
(изображений) и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Дети, запомните, что ваши родители не могут покупать каждый день только
игрушки и сладости для вас. Ведь для семьи нужны еще продукты, одежда, мебель, другие вещи,
которыми пользуются все. А значит, родители должны тратить деньги так, чтобы никто в семье не
был обижен.
Воспитатель предлагает посетить «кинотеатр» - оборудованное место у телевизора. Дети,
сегодня мы посмотрим мультфильм «Встречайте бабушку».
Просмотр мультфильма и беседа по содержанию просмотренного:
а)
припоминание героев мультфильма;
б)
беседа по вопросам:
-
Что делали папа, мама, сын дома?
-
Кто пришел к ним в гости?
-
Как встретили бабушку?
-
Что стала делать бабушка?
-
Понравилось ли всем, что сделала бабушка?
-
Как встретили бабушку второй раз? Почему ей обрадовались?
-
А как надо было встречать бабушку в первый раз?
Воспитатель: Дети, каждый в семье ждет внимания, помощи, уважения, доброго слова,
заботы. А значит, заботиться и уважать всех в семье должен каждый.