Автор: Саквин Михаил Александрович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №42"
Населённый пункт: г. Нижневартовска
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие толерантности как нравственной основы личности учащихся во внеурочной и урочной деятельности"
Раздел: полное образование
Саквин Михаил Александрович, учитель физики, МБОУ «СШ № 42»
Развитие толерантности как нравственной основы личности
учащегося во внеурочной и урочной деятельности.
Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фунда-
ментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толе-
рантность - непременное условие выживания и развития современной цивилизации. В
настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её ак-
туальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по
экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимо-
сти, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных
отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Нерешён-
ность многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и
вследствие отрицания их наличия, имевших место, привела к высвобождению огром-
ной социальной энергии разрушения, нигилизма и нетерпимости в обществе. Следует
отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религи-
озная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности
его внешнего вида, физические способности, интересы, увлечения, привычки.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации
проникают в семью, школу. Вызывает особую тревогу тот факт, что у 66% опрошен-
ных учащихся 5-9 классов чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к
людям другим, иным по каким - то критериям, и что удивительно число критериев не-
приятия множится. В категории непринятых могут быть как люди взрослые, так и
дети и что удивительно часто там оказываются дети инвалиды и дети с ОВЗ.
Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспи-
тания в духе толерантности.
Толерантность – это новое модное слово, которое широко используется в печати и пе-
дагогической литературе, но что оно означает? В разных языках слово «толерант-
ность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости».
Основой толерантности является признание права на отличие.
Толерантность имеет почти одинаковый смысл во всех языках: в английском – готов-
ность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действу-
ет иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в
арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого,
таким, какой он есть.
На мой взгляд, наиболее точное и ёмкое понятие дал заведующий кафедрой психоло-
гии МГУ профессор А.Г. Асмолов - «толерантность»- это искусство жить в мире непо-
хожих людей».
Знакомя школьников с понятием « толерантность», можно использовать формулу, где
раскрыто понимание ключевых слов толерантности:
Толерантность = признание + принятие + понимание
Признание - это осознание того, что другой человек имеет право быть другим, от-
личным от остальных.
Принятие – это положительное, безусловное отношение к таким отличиям.
Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир с
разных точек зрения: своей собственной и его.
Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из
определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и пси-
хологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми
иной культуры, нации, религии, социальной среды.
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантно-
сти. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерант-
ности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерант-
ность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению,
обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правиль-
ное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыраже-
ния и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гар-
мония в многообразии"
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимо-
уважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого де-
фицита происходит много бед: межэтнические, религиозные конфликты, расовая дис-
криминация.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и дей-
ствиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, уни-
жением достоинства, ущемлением интересов и прав человека.
Особая роль в формировании толерантности принадлежит, безусловно, педаго-
гам.Перед нами стоит сложная задача: как обеспечить формирование толерантных
качеств личности школьника в процессе поликультурного образования.
Школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межлич-
ностного,межэтнического общения, межнационального, формального и неформально-
го общения.Развитие толерантности как важного качества личности в ее ценност-
ном отношении к окружающему миру: признание того, что люди различаются по
внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом
жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность- важная составляющая
нравственной основы личности.
Решение задач толерантного воспитания возможно только комплексно. Я реализую эту
задачу через урочную и внеурочную деятельность.
Основные направления моей деятельности,основанные на трёх фундаментальных
принципах толерантности:
1.
Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь:
введение в систему образования этнокультурного материала (как средство формирова-
ния межкультурной и межнациональной толерантности)
Новый Федеральный Государственный стандарт общего образования (ФГОС)
рассматривает этнокультурное образование как важнейший элемент системы поли-
культурного образования. Основой этнокультурного образования является освоение
родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и
мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекват-
ной модели поведения в полиэтнической среде.Ведь только знание истории родного
края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответ-
ственным за настоящее и будущее своей страны, способствует воспитанию уважения
к обычаям других народов и к пониманию психологии человека другой национально-
сти.Использование этнокультурного материала на любом уроке очень важно и акту-
ально. Потому, что мы живем в большой многонациональной стране. Имеем разные
национальности и исповедуем разную религию, но при этом должны уважать тради-
ции и обычаи человека другой национальности и другой веры, быть толерантными.
Сегодня в век высоких технологий и компьютеров теряется связь между прошлым,
настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить эту
связь.И это приводит к мысли о необходимости пересмотреть содержание уроков. Не
исключением является и физика.
2.
Конфликт-это нормальный процесс, который надо уметь решать конструк-
тивно.
Для школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для
них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оце-
нивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение
со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у
некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе. Поэто-
му целью воспитательного процесса в классе становится формирование умения
конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без наси-
лия. Таким образом, я стараюсь создавать условия для формирования в классе атмо-
сферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сооб-
разно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с
праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необ-
ходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные
пути выхода из конфликта. Поэтому я привлекал к работе и тесно сотрудничала со
школьным психологом. Психологические знания, полученные моими учениками на за-
нятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни. Но следу-
ет отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребе-
нок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К
сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противо-
правные действия. Чтобы этого не произошло, я старался увлечь ребят работой, заин-
тересовать каким-либо делом, как в классе, так и в общешкольном мероприятия, кото-
рые проводятся в школе регулярно. Результативными были классные часы на тему
«Наши отношения», «Учимся договариваться», «Улыбка и смех приятны для всех»,
«Шесть шагов разрешения конфликта», «О правах и обязанностях ребенка», где ребята
познакомились с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы, а также в работе по-
могла психологическая игра «Необитаемый остров», пресс – конференции с участием
родителей на тему «Однажды в моем классе...», «От простых проступков доугроз», ро-
дительские собрания «Я- с семьёй, она - со мной, и вместе мы со школой», «Детская
шалость и нравственная ответственность», а также «Поприветствуем друг друга » в
форме познавательной игры, просмотр кинофильмов.
3.
Для общества очень важны социальная ответственность и способность каж-
дого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии
личных и общественных решений
Наше учреждение работает с детьми с ОВЗ, эти дети в силу своих особенностей
чаще сталкиваются с проявлением нетолерантности со стороны социума. Поэтому
одной из важных задач нашей работы мы считаем формирование толерантного от-
ношения к этим детям со стороны социума и развитие толерантности у самих ребят.
Для решения данной задачи применяю следующие принципы и правила работы:
1.
Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные
средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение
материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидак-
тического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность уча-
щихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходи-
мые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успе-
хи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры
в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и по-
знавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков
предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- работа в группах
Опираясь на собственный опыт и опыт моих коллег, можно сказать, что практиче-
ские шаги, которые в последнее время делаются в направлении формирования и
обучения толерантности, дают положительный ответ на поставленные вопросы и
вселяют в нас оптимизм.
Таким образом, в классе создана благоприятная среда для формирования то-
лерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее
цели и находят в ней личностный смысл. Осуществляется совместное планирова-
ние, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное
распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободно-
го выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может
реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести
реальный вклад в общее дело.