Напоминание

"Развитие толерантности как нравственной основы личности учащихся во внеурочной и урочной деятельности"


Автор: Саквин Михаил Александрович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №42"
Населённый пункт: г. Нижневартовска
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие толерантности как нравственной основы личности учащихся во внеурочной и урочной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




Саквин Михаил Александрович, учитель физики, МБОУ «СШ № 42»

Развитие толерантности как нравственной основы личности

учащегося во внеурочной и урочной деятельности.

Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фунда-

ментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толе-

рантность - непременное условие выживания и развития современной цивилизации. В

настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её ак-

туальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по

экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимо-

сти, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных

отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Нерешён-

ность многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и

вследствие отрицания их наличия, имевших место, привела к высвобождению огром-

ной социальной энергии разрушения, нигилизма и нетерпимости в обществе. Следует

отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религи-

озная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности

его внешнего вида, физические способности, интересы, увлечения, привычки.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации

проникают в семью, школу. Вызывает особую тревогу тот факт, что у 66% опрошен-

ных учащихся 5-9 классов чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к

людям другим, иным по каким - то критериям, и что удивительно число критериев не-

приятия множится. В категории непринятых могут быть как люди взрослые, так и

дети и что удивительно часто там оказываются дети инвалиды и дети с ОВЗ.

Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспи-

тания в духе толерантности.

Толерантность – это новое модное слово, которое широко используется в печати и пе-

дагогической литературе, но что оно означает? В разных языках слово «толерант-

ность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости».

Основой толерантности является признание права на отличие.

Толерантность имеет почти одинаковый смысл во всех языках: в английском – готов-

ность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действу-

ет иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в

арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого,

таким, какой он есть.

На мой взгляд, наиболее точное и ёмкое понятие дал заведующий кафедрой психоло-

гии МГУ профессор А.Г. Асмолов - «толерантность»- это искусство жить в мире непо-

хожих людей».

Знакомя школьников с понятием « толерантность», можно использовать формулу, где

раскрыто понимание ключевых слов толерантности:

Толерантность = признание + принятие + понимание

Признание - это осознание того, что другой человек имеет право быть другим, от-

личным от остальных.

Принятие – это положительное, безусловное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир с

разных точек зрения: своей собственной и его.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из

определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и пси-

хологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми

иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантно-

сти. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерант-

ности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерант-

ность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению,

обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правиль-

ное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыраже-

ния и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гар-

мония в многообразии"

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимо-

уважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого де-

фицита происходит много бед: межэтнические, религиозные конфликты, расовая дис-

криминация.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и дей-

ствиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, уни-

жением достоинства, ущемлением интересов и прав человека.

Особая роль в формировании толерантности принадлежит, безусловно, педаго-

гам.Перед нами стоит сложная задача: как обеспечить формирование толерантных

качеств личности школьника в процессе поликультурного образования.

Школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межлич-

ностного,межэтнического общения, межнационального, формального и неформально-

го общения.Развитие толерантности как важного качества личности в ее ценност-

ном отношении к окружающему миру: признание того, что люди различаются по

внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом

жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность- важная составляющая

нравственной основы личности.

Решение задач толерантного воспитания возможно только комплексно. Я реализую эту

задачу через урочную и внеурочную деятельность.

Основные направления моей деятельности,основанные на трёх фундаментальных

принципах толерантности:

1.

Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь:

введение в систему образования этнокультурного материала (как средство формирова-

ния межкультурной и межнациональной толерантности)

Новый Федеральный Государственный стандарт общего образования (ФГОС)

рассматривает этнокультурное образование как важнейший элемент системы поли-

культурного образования. Основой этнокультурного образования является освоение

родной и неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и

мировой культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекват-

ной модели поведения в полиэтнической среде.Ведь только знание истории родного

края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответ-

ственным за настоящее и будущее своей страны, способствует воспитанию уважения

к обычаям других народов и к пониманию психологии человека другой национально-

сти.Использование этнокультурного материала на любом уроке очень важно и акту-

ально. Потому, что мы живем в большой многонациональной стране. Имеем разные

национальности и исповедуем разную религию, но при этом должны уважать тради-

ции и обычаи человека другой национальности и другой веры, быть толерантными.

Сегодня в век высоких технологий и компьютеров теряется связь между прошлым,

настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить эту

связь.И это приводит к мысли о необходимости пересмотреть содержание уроков. Не

исключением является и физика.

2.

Конфликт-это нормальный процесс, который надо уметь решать конструк-

тивно.

Для школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для

них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оце-

нивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение

со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у

некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе. Поэто-

му целью воспитательного процесса в классе становится формирование умения

конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без наси-

лия. Таким образом, я стараюсь создавать условия для формирования в классе атмо-

сферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сооб-

разно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с

праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необ-

ходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные

пути выхода из конфликта. Поэтому я привлекал к работе и тесно сотрудничала со

школьным психологом. Психологические знания, полученные моими учениками на за-

нятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни. Но следу-

ет отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребе-

нок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы. К

сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противо-

правные действия. Чтобы этого не произошло, я старался увлечь ребят работой, заин-

тересовать каким-либо делом, как в классе, так и в общешкольном мероприятия, кото-

рые проводятся в школе регулярно. Результативными были классные часы на тему

«Наши отношения», «Учимся договариваться», «Улыбка и смех приятны для всех»,

«Шесть шагов разрешения конфликта», «О правах и обязанностях ребенка», где ребята

познакомились с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы, а также в работе по-

могла психологическая игра «Необитаемый остров», пресс – конференции с участием

родителей на тему «Однажды в моем классе...», «От простых проступков доугроз», ро-

дительские собрания «Я- с семьёй, она - со мной, и вместе мы со школой», «Детская

шалость и нравственная ответственность», а также «Поприветствуем друг друга » в

форме познавательной игры, просмотр кинофильмов.

3.

Для общества очень важны социальная ответственность и способность каж-

дого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии

личных и общественных решений

Наше учреждение работает с детьми с ОВЗ, эти дети в силу своих особенностей

чаще сталкиваются с проявлением нетолерантности со стороны социума. Поэтому

одной из важных задач нашей работы мы считаем формирование толерантного от-

ношения к этим детям со стороны социума и развитие толерантности у самих ребят.

Для решения данной задачи применяю следующие принципы и правила работы:

1.

Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные

средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение

материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидак-

тического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность уча-

щихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходи-

мые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успе-

хи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры

в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и по-

знавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков

предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- работа в группах

Опираясь на собственный опыт и опыт моих коллег, можно сказать, что практиче-

ские шаги, которые в последнее время делаются в направлении формирования и

обучения толерантности, дают положительный ответ на поставленные вопросы и

вселяют в нас оптимизм.

Таким образом, в классе создана благоприятная среда для формирования то-

лерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее

цели и находят в ней личностный смысл. Осуществляется совместное планирова-

ние, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное

распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободно-

го выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может

реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести

реальный вклад в общее дело.



В раздел образования