Автор: Соболева Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Зап–Халеевичская СОШ" Стародубского муниципального района Брянской области
Населённый пункт: село Запольские Халеевичи Стародубского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие в школу здоровья
Раздел: начальное образование
«Путешествие в школу здоровья»
Цель: Сформировать представление детей о здоровье, как одной из ценностей человека.
Задачи:
- формировать привычку к здоровому образу жизни;
- учить детей быть здоровыми душой и телом;
- стремиться творить и сохранять своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами
природы, законами бытия.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, картинки с изображением продуктов, шапочки с
изображением овощей и фруктов, памятки для детей
Ход мероприятия
1. Оргмомент. Актуализация знаний.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему - привет.
С улыбкой солнце дарит, в след
Нам посылая свой привет.
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям привет.
При встрече через много лет
Вы скажете друзьям - привет.
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы: привет.
Учитель: Всем ли мы можем сказать – привет?
- Как нужно приветствовать взрослых?
- Что означает слово «здравствуйте»?
- Что означают слова «В здоровом теле - здоровый дух».
2. Сообщение темы и цели занятия.
Учитель: Сегодня мы отправимся в школу Здоровья. Вы узнаете много нового о себе, об
особенностях своего организма, узнаете, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть,
расти крепкими и здоровыми.
Открываем двери нашей школы здоровья (слайд 2).
3. Представление команд.
- В школу здоровья отправляются 2 команды - «Крепыши» и «Здоровяки». Что означает название
этих команд?
Кого так называют?
Представление команд. Команды представляют свои девизы:
“Крепыши”
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
“ Здоровяки ”.
В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся.
4.Разминка.
Вопросы для команды «Крепыши»
1.Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья?
2.Согласны ли вы, что жевательная резинка сохраняет зубы и даже может заменить зубную пасту?
3.Согласны ли вы, что закаливание должно быть регулярным, без пропуска дней?
Вопросы для команды «Здоровяки»
1.
Согласны ли вы, что хоккей, лыжи и фигурное катание – летние виды спорта?
2.
Согласны ли вы, что нельзя гладить незнакомых собак, кошек?
3.
Согласны ли вы, что из одуванчиков можно делать салаты, кофе, чай?
5. Уроки.
Учитель: Открываем двери школы и отправляемся на уроки.
1 урок: Урок анатомии (слайд 3)
Ты должен знать свое тело,
Знать и любить.
Самое первое дело -
В мире с ним жить.
Каждую клеточку тела
Нужно понять,
Пользоваться умело и охранять.
Учитель по очереди загадывает загадки командам.
1.
Вот гора, а у горы -
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
2.
Когда мы едим - они работают,
Когда не едим - они отдыхают.
Не будем их чистить - они заболят.
3.
Как называется орган пищеварения?
4.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот стук.
5.
Череп охраняет самый
чувствительный и важный орган…(мозг)
6.
Горшок умен,
Семь дырочек в нем.
Учитель: Итак, из каких частей состоит наш организм?
2 урок: “Будь здоров!” (слайд 4)
Учитель: Строение тела мы узнали, но нам нужно еще и знать, как его сохранить в полном
порядке. К нам пришел Заболейкин. Он хочет вас научить как заболеть и не ходить в школу. Вы
этого хотите? Тогда давайте поиграем. Отвечайте хором: “да” или “нет”.
- Нужно говорить плохие слова?
- Надо мало двигаться и целый день смотреть телевизор.
- Не нужно мыть руки перед едой.
- Нужно ли каждый день ходить к врачам и придумывать себе болезни.
- Как вы думаете, будет Заболейкин здоровым?
3 урок: Урок гигиены (слайд 5)
(После рассказа каждая команда получает загадки)
Загадки:
1. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расческа)
2. В ванной комнате висит, болтается,
За него всяк хватается. (полотенце)
3. Белая река в пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен всё выводит. (зубная паста)
4.Гладкое. Душистое,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было
Что это такое? (мыло)
Учитель: Как можно назвать все эти действия: умывание, чистка зубов, мытье рук,
подстригание ногтей? (Гигиена)
4 урок: Урок физкультуры (слайд 6, 7).
(Проводится физминутка и краткая беседа о закаливании)
- Как можно назвать все эти действия: прохладный душ, игры на свежем воздухе, обтирания
холодной водой, прогулка? (Закаливание)
5 урок: Урок “А, В, С” (слайды 8-10).
- Прежде чем начать этот урок я предлагаю Вам отправиться в магазин.
(Стук в дверь. Заходит ученик)
- Я принёс письмо от Карлсона:
“Здравствуйте, ребята! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит
голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я
составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола.
Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ваш Карлсон”.
Учитель: Ребята, верно ли Карлсон составил меню?
-Сейчас мы пойдём в магазин и выберем продукты для него.
(Дети складывают в корзину картинки с изображением разных продуктов.)
-Мы выбрали самые полезные продукты. А сейчас разложим остальные продукты на две тарелки:
на жёлтую полезные, которые используем часто, на красную – продукты, присутствующие на столе
редко.
Учитель: Ягоды, фрукты, овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ.
Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают
только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.
Основные группы витаминов: водорастворимые (С, В1, В2, В3) и жирорастворимые (А, Д, Е).
(Далее ученики рассказывают об основных группах витаминов), а рядом с ними стоят дети в
шапочках с изображением овощей и фруктов)
1-й ученик. Витамин “А” – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение.
Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.
2-й ученик. Все витамины группы В обеспечивают нормальное функционирование нервной
системы и отвечают за энергетический обмен. Они содержатся в овощах, мясе, яйцах, молочных
продуктах.
3-й ученик. Витамин “С” прячется в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах. Во
саду ли в огороде вы меня найдёте. А кто летом в лес пойдёт, тот нас в корзинке принесёт!
4-й ученик. Витамин “Д” сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся хрупкими и
мягкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин
“Д”.
Отгадывание загадок (Учитель по очереди загадывает загадки командам):
1.Щёки розовые, нос белый,
В темноте сижу день белый.
А рубашка зелёная вся на солнышке она. (Редиска)
2.Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок)
3.Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросло. (Свёкла)
4.Как на нашей грядке выросли загадки.
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А к осени краснеют. (Помидоры)
5. Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней. (Лук)
6. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
Ученик читает стихотворение Натальи Кончаловской “Про овощи”
Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена,
Садовод любовался на всходы,
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берёг от прохладной погоды.
Но когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде, ни в земле ни в воде,
Мы таких овощей не встречали.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках засеяны густо,
Огорбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, челук и репуста.
Учитель: Назовите правильно, что выросло на грядках.
А теперь послушайте, какие советы дает доктор Айболит.
Советы доктора Айболита: (слайд11)
1. При простуде надо пить чай с малиной.
2. От насморка полезен свекольный сок .
3. При кашле пьют медовый настой редьки.
4. От головной боли поможет избавиться капустный лист.
5. Не заболеть гриппом помогают лук и чеснок.
6 урок: “ Режим дня ” (слайд 12, 13).
Режим дня должен чередовать учёбу и отдых, тихие игры с подвижными, прогулку с просмотром
телепередач. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать режим дня.
Примерный режим дня первоклассника:
7.00 подъем
7.00-7.30 зарядка, умывание, одевание
7.30-8.00 завтрак, гигиена полости рта
8.00-8.20 дорога в школу
8.30-13.00 обучения в школе
13.00-13.30 дорога из школы домой
13.30-14.00 обед, гигиена полости рта
14.00-15.30 отдых, сон (можно вместо прогулки на свежем воздухе)
15.30-16.00 подготовка к школе
16.00-16.30 полдник
16.30-18.30 прогулка на свежем воздухе
18.30-19.00 свободное время
19.00-19.30 ужин
19.30-20.00 свободное время, чтение книг
20.00-20.30 подготовка ко сну, водные процедуры
6. Итог занятия (слайд14)
- Итак, что же надо делать, чтобы не болеть, быть сильным, везде успевать и хорошо учиться?
(Учитель выслушивает ответы детей).
Подводятся итоги между командами .
В конце мероприятия дети получают памятки по ЗОЖ и памятку «Режим дня первоклассника».
Приложение
Примерный режим дня первоклассника:
7.00 подъем
7.00-7.30 зарядка, умывание, одевание
7.30-8.00 завтрак, гигиена полости рта
8.00-8.20 дорога в школу
8.30-13.00 обучения в школе
13.00-13.30 дорога из школы домой
13.30-14.00 обед, гигиена полости рта
14.00-15.30 отдых, сон (можно вместо прогулки на свежем воздухе)
15.30-16.00 подготовка к школе
16.00-16.30 полдник
16.30-18.30 прогулка на свежем воздухе
18.30-19.00 свободное время
19.00-19.30 ужин
19.30-20.00 свободное время, чтение книг
20.00-20.30 подготовка ко сну, водные процедуры
Хочешь быть здоровым и успешным?
Тогда придерживайся следующих правил.
1.
Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
2.
Соблюдайте режим дня.
3.
Соблюдайте правила личной гигиены и безопасного поведения.
4.
Правильно питайтесь (пища должна быть простой и полезной).
5.
Занимайтесь спортом, закаляйтесь.
6.
Лучший отдых - активный отдых на свежем воздухе.
7.
Откажитесь от вредных привычек.