Автор: Киселева Наталья Александровна
Должность: учитель географии и технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Классный час
Тема: Дети войны. Последний бой.
Раздел: среднее образование
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Классный руководитель
9 «Д» класса:
Киселева Н.А
1
2018 год
Цель: - расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- пробуждать уважение к людям старшего поколения;
- формировать активную жизненную позицию.
Подготовительная работа: - задание ученикам написать на платке памяти
имя бойца, воевавшего в ВОВ, чеченской или афганской войнах (спросить у
родственников, соседей, знакомых);
- назначить группу детей, которые подготовят информационные
сообщения по материалам сценария;
- подобрать музыкальное сопровождение классного часа, музыку для
минуты молчания.
Оформление кабинета: платки памяти, фотографии военных сражений,
полководцев.
План классного часа.
1.Вступительное слово классного руководителя.
2. Информационный блок:
- «Последний бой, он трудный самый» - 5 человек;
- Знамя Победы - 1 человек;
- Маршал Победы - 3 человека;
- Парад Победы - 3 человека;
- Солдаты Победы - 1 человек
3. Заключительное слово классного руководителя. Дискуссия.
2
1. Классный руководитель: 2018 год – 73 года прошло с времени окончания
страшной, кровопролитной, унесшей миллионы жизней, Второй мировой
войны, Отечественной войны, в которой советский народ, при поддержке
многих народов мира, разгромил фашистскую Германию и провозгласил мир
9 Мая 1945 года.
Нет семьи в нашей стране, которой не коснулась бы эта война. Для вас
она была давно, и вам, может быть, трудно представить, что пережили люди
за эти долгие четыре года. Но для ваших бабушек и дедушек все это очень
близко, несмотря на целые 73года.
Мало участников войны осталось в живых.
Даже тем добровольцам, которые со школьной скамьи уходили на фронт,
сейчас уже за 90.
Как относятся к этой войне потомки? Вправе ли мы забыть те
страшные дни?
Звучит музыка «Священная война»
Ученик читает стихотворение поэта-фронтовика С. Гудзенко «Мое
поколение»: Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы,
Расцвели и опали… Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
Классный руководитель: Мы в вечном долгу перед ними, потому что
они заплатили своей кровью, лишениями и страданиями за то, чтобы мы
сейчас жили, радовались солнцу, любили. Отдать этот долг мы можем только
памятью и уважением. Наш классный час лишь малая толика этого долга.
2. Информационный блок.
«Последний бой, он трудный самый»
3
1-й ученик: 22 июня 1941 г. Началась Великая Отечественная война. В планах
Гитлера было захватить богатства нашей страны. Большую часть жителей
уничтожить, как представителей неполноценной расы, остатки населения
загнать за Урал, в приполярные леса и болота. И на сотни лет установить
новый порядок, который должен держаться на господстве высшей расы –
арийцев. Весь наш народ поднялся на борьбу против такого порядка. Долгие
4 года шла война, миллионы солдат полегли на полях сражений, но наш народ
все-таки изгнал фашистов со своей земли. Кровью вписаны в историю
России и битва под Москвой, и Сталинград, и Курская дуга, и снятие блокады
Ленинграда, и освобождение Европы. Последний бой, последнее крупное
сражение Великой Отечественной войны – это битва за Берлин.
2-й ученик: Май 1945г. Наши войска, освободив Родину, гнали гитлеровцев до
их логова. Нужно было обязательно уничтожить врага, чтобы никогда не
возродился фашизм. И вот наши солдаты уже под Берлином. Разворачивается
последняя наступательная операция советских войск, которая получила
название «Уран». Это уже не 1941-й год, когда фашисты парадным шагом
шли по нашей земле, а сотни тысяч наших бойцов погибали, не успев сделать
ни одного выстрела. Теперь советские войска превосходят противника и по
количеству и по качеству вооружения. Операцию по взятию Берлина
разрабатывали лучшие полководцы, и в успехе никто не сомневался. Но и
враг понимал, что это его последний шанс. Это и сделало Берлинское
сражение одним из самых упорных и кровопролитных на Восточном фронте.
Гитлеровцы защищали свой последний рубеж, и терять им было нечего.
3-й ученик: На берлинском направлении у немцев действовала крупная
группировка армий «Висла» и «Центр» (около 1 миллиона человек). Гитлер
превратил Берлин в неприступную крепость. Наиболее тщательно укреплялся
центральный район, где находились Рейхстаг и Имперская канцелярия. Город
был разбит на 9 секторов, которые были связаны ходами. Для скрытного
маневра широко использовалось метро. С советской стороны в операции
участвовало 2,5 миллиона человек, у нашей армии было в 4 раза больше
орудий и минометов, в 4 раза больше танков, в 2 раза больше самолетов.
Главная роль при взятии немецкой столицы отводилась армиям 1-го
Белорусского фронта, которым командовал маршал Г.К. Жуков. Но активное
участие в этой операции принимали и войска 1-го Украинского и 2-го
Белорусского фронтов.
4
4-й
ученик: 16 апреля наша армия пошла в наступление. Бои были тяжелыми,
кровопролитными, фашисты отчаянно сопротивлялись, но нашим войскам
удалось замкнуть кольцо окружения. Еще одна группа советских войск
встретилась с американцами. Вражеская оборона оказалась рассеченной
надвое. Одна часть фашистов отчаянно пыталась прорвать окружение, чтобы
сдаться в плен американцам. После упорных боев гитлеровцам удалось
ненадолго прорвать кольцо окружения. Но на Запад прорвались считанные
единицы. Штурм немецкой столицы начался 26 апреля. Бои шли и днем и
ночью. Весь город был насыщен оборонительными сооружениями, метро
было затоплено, дома взрывались, чтобы перегородить улицы, и главное – до
самого последнего момента людей гнали на убой, чтобы они держали
оборону. Советские войска вынуждены были буквально штурмовать каждый
дом.
5-й ученик: 29 апреля начались бои за Рейхстаг, каждый этаж здания
приходилось брать сбоем. И вот на крыше Рейхстага вспыхнуло красное
знамя. Еще раздавалась беспорядочная стрельба, еще из домов и подвалов
летела смерть на наших солдат, но всем уже стало ясно, что Третий рейх
раздавлен. 1 мая представители гитлеровского штаба запросили перемирия,
сообщив о самоубийстве Гитлера. Однако Жуков по приказу Сталина
потребовал безоговорочной капитуляции. Гитлеровское командование это
требование отвергло, и начался последний штурм центральной части города,
где находилась Имперская канцелярия. Бой за этот объект продолжался всю
ночь с 1 на 2 мая и закончился капитуляцией фашистов. От имени Сталина
акт капитуляции подписал маршал Г.К. Жуков. Остатки берлинского
гарнизона (более 134 тысяч человек) сдались в плен. За этот горд была
заплачена очень высокая цена – потери наших войск были даже выше, чем во
5
время Сталинградской или Курской битвы. Сотни тысяч наших солдат так и
не вернулись домой, остались лежать в чужой земле ради того, чтобы
навсегда покончить с фашизмом.
Знамя Победы
6-й ученик: Знамя как знамя: красный прямоугольник, серп и молот, надпись
«150-я ордена Кутузова второй степени Идрицкая стрелковая дивизия».
Именно этому боевому стягу было официально присвоено звание «Знамя
Победы». 30 апреля 1945 г. Полковые разведчики – сержант Михаил Егоров и
младший сержант Мелитон Кантария установили это знамя на крыше
Рейхстага. Бойцы из других подразделений тоже устанавливали красные
флаги над Берлином, но это знамя было особенное. Девять таких знамен
было доставлено самолетами в Берлин. И только одно из них, под номером 5,
было водружено над Рейхстагом. Это знамя устанавливали буквально под
огнем противника – много еще фашистов продолжали сопротивляться, сидя в
развалинах домов, на крышах, в подвалах. Но нужно было обязательно
показать всем, что Рейхстаг взят, что фашизму пришел конец. И Красное
знамя над Рейхстагом было лучшим тому доказательством. В 1945 г., после
Парада Победы, это знамя было отправлено на вечное хранение в
Центральный музей Вооруженных Сил.
Маршал Победы
7-й ученик: «Маршал Победы» - так называли Георгия
Константиновича Жукова. Жуков – великий полководец 20
века. Один современный историк заметил, что Россия
каждое столетие рождала полководца, гений которого
возвеличивал государство и нацию. В 18 веке это был
А.В.Суворов, в 19 веке – М.И.Кутузов, а в 20 веке Г.К.Жуков.
Биография Жукова – это биография воина. Даже название
деревни, где он родился – Стрелковка – связано с оружием.
Семья Жуковых была очень бедной: отец сапожничал в
городе, а мать перебивалась разными заработками. Свое боевое крещение
Георгий Константинович получил еще в царской армии, на фронтах Первой
мировой войны. Он стал хорошим кавалеристом, дослужился до унтер-
офицера, был награжден двумя георгиевскими крестами. После революции
вступил в Красную Армию. Пулеметные и кавалерийские курсы – вот и все
его военные академии.
8-й ученик: Полководческий талант Жукова проявился в боях на реке Халхин
Гол, где наши войска под его руководством окружили и разгромили японскую
армию. В этом сражении потери противника составили 61 тысячу
6
военнослужащих. Советские войска потеряли 18,5 тысяч человек. За эту
боевую операцию Жуков был удостоен звания Героя Советского Союза. Но
наиболее ярко талант Жукова – полководца раскрылся в годы Великой
Отечественной войны. «Где Жуков, там и победа», - говорили солдаты. Жуков
руководил самыми ответственными сражениями Великой Отечественной
войны: Московская, Ленинградская, Курская битва. Он руководил штурмом
Берлина. Он первым подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Именно он в 1945 г. принимал Парад Победы на Красной площади.
9-й ученик: Жуков был человеком очень сильной воли, крепкого характера.
Он один мог возражать Сталину, спорить с вождем. Жукова некоторые
обвиняют в том, что он добивался победы любой ценой, не берег солдат. Но
известный историк Вадим Кожинов опроверг это. Да, действительно, многие
военные операции, в которых принимал участие прославленный полководец,
сопровождались немалыми жертвами. Но в процентном отношении от числа
бойцов эти потери были намного меньшими, чем у других военачальников.
Кто Проше ту войну знает, что Жукову не нужны оправдания. На этой войне
нельзя было победить чуть-чуть, просто выгнав врага из своего дома.
Фашизм нужно было уничтожить во что бы то ни стало. Ведь если бы
гитлеровцы победили, нынешние обвинители великого полководца вряд ли
могли бы рассуждать в тиши своих кабинетов о кровожадности маршала
Жукова и о разумности его приказов. Георгий Константинович Жуков вошел
в историю вместе с нашей Великой Победой.
Парад Победы
10-й ученик: Долгие годы испытаний. Долгие годы сражений. Миллионы
погибших… И все это ради одного дня – Дня Победы…
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. И ровно через 4
года, 24 июня 1945г. в Москве, на Красной площади состоялся Парад Победы.
Принимал Парад победы маршал Советского Союза Георгий
Константинович Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза
Константин Константинович Рокоссовский. По требованию Сталина Жуков
должен был принимать парад верхом на белом коне. Для Рокоссовского тоже
подобрали коня. В параде должны были принять участие по одному сводному
полку от всех фронтов, сводные полки Военно-Морского флота и Военно-
Воздушных сил. В состав полков включались Герои Советского Союза,
кавалеры орденов Славы, прославленные снайперы, орденоносцы.
11-й ученик: В ходе парада наши солдаты должны были складывать немецкие
знамена у подножия Мавзолея, но за несколько дней до парада было принято
решение швырять вражеские штандарты. Для выполнения этого маневра
пришлось обучить двести солдат-знаменосцев сложным приемам
перестроений, принятым еще у древнеримских легионеров. Открывало парад
7
Знамя Победы. Это знамя, которое установили над Рейхстагом бойцы 756-го
стрелкового полка Егоров и Кантария. В день парада в Москве пошел дождь.
Но всеобщее волнение было так велико, что дождя никто не замечал.
12-й ученик: Под бой кремлевских курантов маршал Жуков выехал из
Спасских ворот на белом коне. Навстречу ему с шашкой наголо выехал
верхом Рокоссовский. Перед Мавзолеем маршалы остановились друг против
друга, и в абсолютной тишине все услышали голос Рокоссовского: «Войска
действующей армии и московского гарнизона для Парада Победы
построены!». Жуков и Рокоссовский стали объезжать и приветствовать
войска. Площадь буквально сотрясалась от тысячеголосого «Ура!».
Во все кадры кинохроники вошло самое потрясающее событие парада –
марш 200 знаменосцев, бросавших немецкие знамена на помост, к подножию
Мавзолея. После парада фашистские флаги были собраны и отправлены в
музеи, а помост, где они лежали, как и перчатки знаменосцев, были сожжены.
Так была проведена полная дезинфекция от побежденной фашистской
заразы. Следующий Парад Победы прошел через 20 лет. Именно тогда, в1965
г., 9 мая был официально объявлен праздничным днем.
Солдаты Победы
13-й ученик: 4 года шла война, 4 года работала машина истребления людей.
До сих пор неизвестно точное количество наших погибших солдат. Очень
дорого заплатил наш народ за эту победу. И знамя, и маршалы, и парад – все
это важно и нужно для победы, но все же главным победителем стал наш
солдат. Это он прошел по военным дорогам от границы до Сталинграда. Это
он мерз в окопах, зарывался в землю и вставал во весь рост под огнем
немецких батарей, это он шел на танки с винтовкой и гранатой, это он
освобождал от фашистской нечисти страны Европы. Это он брал Берлин.
Солдаты Победы: русские, украинцы, белорусы, татары, чеченцы, башкиры,
казахи, киргизы, грузины, молдаване – представители десятков
национальностей поднялись на войну с фашизмом и стали на этой войне
одним народом – народом-победителем. Вспомнить всех поименно
невозможно – их миллионы, погибших, пропавших без вести, умерших от
ран, в немецком плену. Но если бы каждый из нас в святой День Победы
вспомнил хотя бы одно имя, то по всей России не осталось бы забытых
солдат. Давайте вспомним погибших по памятным платкам, которые в этом
году собираются в нашей школе, назовем их имена.
Классный руководитель: Прошу почтить память всех павших в Великой
Отечественной войне минутой молчания.
8