Напоминание

Работа над сочинением при подготовке к ОГЭ – 9.


Автор: Бусарова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Ульяновская СШ
Населённый пункт: село Ульяново Лукояновского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над сочинением при подготовке к ОГЭ – 9.
Раздел: среднее образование





Назад




Работа над сочинением при подготовке к ОГЭ – 9.

(выступление на заседании ШМО №3 от 11.01.2017 г.)

Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к

ГИА является понимание текста. Эта

проблема связана с написанием сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х

классов.

При подготовке выпускников к ГИА столкнулась с проблемой: учащиеся не могут писать сочинения на

лингвистические темы, поэтому целый ряд разработок посвятила этой теме.

Основная идея доклада -

выбор наиболее оптимальных форм, методов и приемов работы при

подготовке учащихся 9 – х классов к экзамену в новой форме.

В основном содержании доклада рассматриваются такие важные аспекты проблемы, как:

информация о составе современных учеников – девятиклассников в школах;

от простого сложному: о пользе знаков препинания (рассказ- сказка А.Каневского);

и в шутку, и всерьез о знаках препинания: запятой, тире, двоеточии, многоточии и др. (от веселой

грамматики в стихах до теории);

технология написания сочинения

Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего

его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями.

Компетенции учащихся при написании сочинения:

Лингвистическая

компетентность

умение

проводить

элементарный

лингвистический

анализ

языковых явлений.

Языковая компетентность – практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим

строем, соблюдение языковых норм.

Коммуникативная

компетентность

владение

разными

видами

речевой

деятельности,

умением

воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Показателем

уровня

учебных

компетенций

учащихся

является

степень

полноты,

глубины

и

правильности понимания текста, через который читатель или слушатель должен воспринять личность

автора.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это небольшое связное рассуждение в научном

или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного

последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова

Цель написания сочинения на лингвистическую тему:

Раскрыть

важность

тех

или

иных

языковых

знаний,

речевых

умений

в

реальной

жизнедеятельности. (“Зачем нужно правильно писать?”, “Для чего мы учим правила орфографии?” и т.д.).

Язык нужен для живой жизни – вот основополагающий принцип

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему может быть написано:

в общекультурном плане,

с философской точки зрения.

Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.

Особую

трудность

для

девятиклассников

при

создании

сочинения-рассуждения

представляет

аргументация

их

собственных

умозаключений

и

выводов.

Как

правило,

школьники

не

вполне

ясно

представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения,

объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”.

Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и

цитирование (но чрезмерно не увлекаться!).

Способы

введения

примеров-аргументов

в

текст

сочинения

связаны

прежде

всего

со

способами

цитирования,

а

также

с

применением

вставных

конструкций

(указания

в

скобках

на

номера

соответствующих предложений).

Сочинение-рассуждение

по

прочитанному

тексту

(С2.2)

направлено

на самостоятельную

интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении

его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу.

Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание

всего текста в целом, но не выходя за его рамки (!!!).

Методические приемы работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (С2.1)

Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной

работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. При выполнении

данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность

умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции

языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста. Алгоритм построения текста-рассуждения

содержится в самой формулировке задания части С. Однако учащиеся затрудняются в построении самого

риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? Какие лингвистические термины-

понятия отобрать? как связать доказательства и вывод? При этом в письменных работах допускаются те же

типичные ошибки, что и в устных ответах на уроке:

1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание;

2) непродуманность в расположении отдельных частей текста;

3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста;

4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста;

5) неумение пользоваться частотными для языка науки средствами выражения сопоставительных,

классификационных отношений.

И в очередной раз задаем себе вопрос: как помочь учащимся? Чаще всего мы пользуемся готовыми

советами, шаблонами.

Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, можно заключить следующее:

1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.

2. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с

помощью специально подобранных аргументов.

3. Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

a) Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мной и другом возник

спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы (Для чего же

мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах,

снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время

на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова?»);

б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто

утверждает, что…»);

в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации

может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _______________________,

достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,__________________»);

г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).

Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть различными.

Могут опираться на самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев.

Ниже даются модели, описывающие возможные способы развертывания текста рассуждения.

Этапы работы над написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1. Формирование понятийного аппарата учащихся: тезис, тема, аргументы, вывод.

2. Работаем над понятием тезис.

3. Подбор аргументов к тезисам на лингвистическую тему.

Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?

Роль вводных слов в предложении.

Роль многоточия в тексте.

Работаем над темой «Роль многоточия в тексте».

Многоточие - знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве

случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.

Структура сочинения-рассуждения: Тезис - доказательства (аргументы)- вывод.

Речевые средства связи:

- повтор слов,

- местоимения ( личные, указательные)

- вводные слова и конструкции: например, так, во-первых, во-вторых,

таким образом, итак, в

заключение, как видим и др.

Коллективное написание сочинения-рассуждения.

На

письме

без многоточия

невозможно

обойтись. Многоточие и знание правил его постановки

необходимы как пишущему, так и читающему: пишущему - чтобы выразить определённый смысл, а

читающему- чтобы правильно воспринять этот смысл.

Многоточие- знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве случаев

оно

обозначает

незаконченную

мысль

или

паузу. Этот

знак

препинания

встречается

чаще

в

художественном тексте, в том числе и предложенном нам. Какова же роль многоточия в текстах? С

какой целью оно используется?

Во-первых,

для

обозначения

пауз

при

неожиданном

переходе

от

одной

мысли

к

другой

между

незаконченными предложениями. Например, в предложениях № 2,8.

Во-вторых,

в

начале,

в

середине,

в

конце

цитаты

для

указания

на

то,

что

пропущена

часть

цитируемого текста. Так, с этой целью используются предложения 13,14.

Как видим,…

В заключительной части доклада обосновывается вывод о том, что при подготовке к ГИА по русскому

языку девятиклассников можно и нужно писать сочинение на лингвистическую тему.

Литература:

1.

Волина В. Русский язык в рассказах, сказках ,стихах.- М.:АСТ, 2006

2.

ГИА-9/ Под редакцией Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион,2010.

3.

Русский язык в школе и дома. №6, 2005.



В раздел образования