Автор: Бусарова Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Ульяновская СШ
Населённый пункт: село Ульяново Лукояновского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над сочинением при подготовке к ОГЭ – 9.
Раздел: среднее образование
Работа над сочинением при подготовке к ОГЭ – 9.
(выступление на заседании ШМО №3 от 11.01.2017 г.)
Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к
ГИА является понимание текста. Эта
проблема связана с написанием сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х
классов.
При подготовке выпускников к ГИА столкнулась с проблемой: учащиеся не могут писать сочинения на
лингвистические темы, поэтому целый ряд разработок посвятила этой теме.
Основная идея доклада -
выбор наиболее оптимальных форм, методов и приемов работы при
подготовке учащихся 9 – х классов к экзамену в новой форме.
В основном содержании доклада рассматриваются такие важные аспекты проблемы, как:
информация о составе современных учеников – девятиклассников в школах;
от простого сложному: о пользе знаков препинания (рассказ- сказка А.Каневского);
и в шутку, и всерьез о знаках препинания: запятой, тире, двоеточии, многоточии и др. (от веселой
грамматики в стихах до теории);
технология написания сочинения
Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего
его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями.
Компетенции учащихся при написании сочинения:
Лингвистическая
компетентность
–
умение
проводить
элементарный
лингвистический
анализ
языковых явлений.
Языковая компетентность – практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим
строем, соблюдение языковых норм.
Коммуникативная
компетентность
–
владение
разными
видами
речевой
деятельности,
умением
воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Показателем
уровня
учебных
компетенций
учащихся
является
степень
полноты,
глубины
и
правильности понимания текста, через который читатель или слушатель должен воспринять личность
автора.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это небольшое связное рассуждение в научном
или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного
последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова
Цель написания сочинения на лингвистическую тему:
Раскрыть
важность
тех
или
иных
языковых
знаний,
речевых
умений
в
реальной
жизнедеятельности. (“Зачем нужно правильно писать?”, “Для чего мы учим правила орфографии?” и т.д.).
Язык нужен для живой жизни – вот основополагающий принцип
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему может быть написано:
в общекультурном плане,
с философской точки зрения.
Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.
Особую
трудность
для
девятиклассников
при
создании
сочинения-рассуждения
представляет
аргументация
их
собственных
умозаключений
и
выводов.
Как
правило,
школьники
не
вполне
ясно
представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения,
объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”.
Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и
цитирование (но чрезмерно не увлекаться!).
Способы
введения
примеров-аргументов
в
текст
сочинения
связаны
прежде
всего
со
способами
цитирования,
а
также
с
применением
вставных
конструкций
(указания
в
скобках
на
номера
соответствующих предложений).
Сочинение-рассуждение
по
прочитанному
тексту
(С2.2)
направлено
на самостоятельную
интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении
его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу.
Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание
всего текста в целом, но не выходя за его рамки (!!!).
Методические приемы работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (С2.1)
Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной
работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. При выполнении
данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность
умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции
языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста. Алгоритм построения текста-рассуждения
содержится в самой формулировке задания части С. Однако учащиеся затрудняются в построении самого
риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? Какие лингвистические термины-
понятия отобрать? как связать доказательства и вывод? При этом в письменных работах допускаются те же
типичные ошибки, что и в устных ответах на уроке:
1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание;
2) непродуманность в расположении отдельных частей текста;
3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста;
4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста;
5) неумение пользоваться частотными для языка науки средствами выражения сопоставительных,
классификационных отношений.
И в очередной раз задаем себе вопрос: как помочь учащимся? Чаще всего мы пользуемся готовыми
советами, шаблонами.
Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, можно заключить следующее:
1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
2. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с
помощью специально подобранных аргументов.
3. Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:
a) Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мной и другом возник
спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы (Для чего же
мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах,
снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время
на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова?»);
б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто
утверждает, что…»);
в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации
может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _______________________,
достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,__________________»);
г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).
Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть различными.
Могут опираться на самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев.
Ниже даются модели, описывающие возможные способы развертывания текста рассуждения.
Этапы работы над написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1. Формирование понятийного аппарата учащихся: тезис, тема, аргументы, вывод.
2. Работаем над понятием тезис.
3. Подбор аргументов к тезисам на лингвистическую тему.
Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?
Роль вводных слов в предложении.
Роль многоточия в тексте.
Работаем над темой «Роль многоточия в тексте».
Многоточие - знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве
случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.
Структура сочинения-рассуждения: Тезис - доказательства (аргументы)- вывод.
Речевые средства связи:
- повтор слов,
- местоимения ( личные, указательные)
- вводные слова и конструкции: например, так, во-первых, во-вторых,
таким образом, итак, в
заключение, как видим и др.
Коллективное написание сочинения-рассуждения.
На
письме
без многоточия
невозможно
обойтись. Многоточие и знание правил его постановки
необходимы как пишущему, так и читающему: пишущему - чтобы выразить определённый смысл, а
читающему- чтобы правильно воспринять этот смысл.
Многоточие- знак препинания в виде нескольких поставленных рядом точек. В большинстве случаев
оно
обозначает
незаконченную
мысль
или
паузу. Этот
знак
препинания
встречается
чаще
в
художественном тексте, в том числе и предложенном нам. Какова же роль многоточия в текстах? С
какой целью оно используется?
Во-первых,
для
обозначения
пауз
при
неожиданном
переходе
от
одной
мысли
к
другой
между
незаконченными предложениями. Например, в предложениях № 2,8.
Во-вторых,
в
начале,
в
середине,
в
конце
цитаты
для
указания
на
то,
что
пропущена
часть
цитируемого текста. Так, с этой целью используются предложения 13,14.
Как видим,…
В заключительной части доклада обосновывается вывод о том, что при подготовке к ГИА по русскому
языку девятиклассников можно и нужно писать сочинение на лингвистическую тему.
Литература:
1.
Волина В. Русский язык в рассказах, сказках ,стихах.- М.:АСТ, 2006
2.
ГИА-9/ Под редакцией Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион,2010.
3.
Русский язык в школе и дома. №6, 2005.