Автор: Шлейник Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 105
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры по средством фольклора».
Раздел: дошкольное образование
«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной
культуры по средством фольклора»- работа с семьей.
(из опыта работы)
Федеральные
государственные
требования
ориентированы
на
воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих
уважать
и
принимать
духовные и
культурные
ценно сти своего
народа. Воспитание
патриотических,
духовно-нравственных,
социально-
коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через
познание
детьми
народной
культуры
своей
Родины,
родного
края,
той
общественной среды, в которой они живут.
Потенциал
детей
дошкольного
возраста
уникален,
именно
в
этом
возрасте
дошкольник
воспринимает
окружающую
его
действительность
эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и
живет,
чувство
восхищения
культурой
своего
народа,
гордость
за
свою
страну.
Многие
ли
взрослые
могут
спеть
своему
ребенку
настоящую
колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем
доме
красивую
детскую
книжку,
репродукции
картин
великих
мастеров;
слышат
светлую,
мелодичную
музыку?
К
сожалению,
таких
домов
все
меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом
– гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно
там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом,
игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего
детства.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что
нам, педагогам,
необходимо
проводить
с
детьми
и
родителями
большую
работу в
данном
направлении:
от
возрождения
колыбельной,
умения
рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к
высотам
классической,
отечественной
и
мировой
литературы,
искусств,
театра, музыки.
Фольклор
–
это
устное
народное
творчество,
включающее
в
себя
большое
количество
жанров:
сказки,
пословицы,
поговорки,
потешки,
частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное
знание.
Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста
способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Песенки,
потешки,
прибаутки
–
маленькие
шедевры
народного
творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор.
Данный
педагогический
опыт
может
быть
полезен
воспитателям
дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.
Технология опыта
Цель:
Создать
систему
взаимодействия
с
семьями
воспитанников,
способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.
Задачи: 1. Создать условий в группе для приобщения детей к
фольклору.
2. Познакомить и приобщить детей и родителей к русскому народному
творчеству, через использование фольклора.
3. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова.
В работе использую следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой
метод
(игры-драматизации,
игры-инсценировки,
дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание,
имитация действий.
Основные направления работы:
1. Создание условий.
В
группе
создана
предметно
-
развивающая
среда
соответствующая
возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными
сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности,
уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и
инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый
театры,
театр
на
фланелеграфе,
по
сюжетам
русских
народных
сказок:
«Курочка
Ряба»,
«Теремок»,
«Кошкин
дом»,
«Волк
и
семеро
козлят»,
«Заюшкина
избушка»,
«Кот,
петух
и
лиса»,
«Маша
и
медведь»,
«Два
медвежонка»,
«Гуси-лебеди»,
«Сестрица
Аленушка
и
братец
Иванушка»,
«Хаврошечка»,
«Царевна-лягушка»;
дидактические
и
настольно-печатные
(лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые
сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Звери
в сказках», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». По многим
литературным
произведениям
имеются
видеокассеты,
CD-диски,
аудиокассеты
с
записями
инсценировок
по
мотивам
народных
сказок,
закличек, небылиц, русских народных песен.
2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все
задач и всестороннего
развития
детей,
поэтому
наряду
с
основными
приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший
материал
словесного
творчества
народа.
Потешки,
считалки,
заклички
являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая
чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию
поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Потешки
я
обыгрывала
разными
способами:
сопровождала
чтение
действием
игрушки,
использовала
пальчиковый
театр,
шапочки,
маски
различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают
потешки, загадки и сказки.
Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно,
как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравится, когда я берешь
куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю, бай!
Мы проснулись, потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками
«Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок,
золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети
легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с
потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В
предварительной
беседе
объясняла
значение
новых
слов,
которые
ребята
услышат
в
потешке.
Приятно
было
наблюдать,
как
дети
использовали
песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим
куклам.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала
такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно
ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например,
петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На
головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую,
людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка
больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно
их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной
речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную
сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более
смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая
картинки,
дети
стали
последовательно
рассказывать
сказки.
Все
герои
сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети
знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети
любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них
веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки
(песня
козы
«Волк
и
семеро
козлят).
Дети
с
нетерпением
спрашивают:
«Какую сказку мы будем слушать?»
Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание
содержания
литературных
текстов,
любовь
к
художественному
слову,
к
русской народной культуре.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент
познавательной
деятельности,
на
котором
будет
строиться
дальнейшее
постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало
жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён
солнцем народного поэтического творчества.
Уже с раннего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей
нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево,
говорю словами потешки:
«Ай, дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная, позолоченная».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к
истокам
русской
народной
культуры
считаю
различные
досуги
и
развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки», «Поиграем с ложкой»
дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли
познавательный
интерес
к
старинным
предметам,
к
русским
народным
песням, потешкам.
Для
решения
всех
поставленных
задач
детей
мною
подобрана
и
составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли
мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но
и
как
жанр
устного
народного
творчества.
Содержащийся
в
играх
фольклорный
материал
способствует
эмоциональному
положительному
овладению
родной
речью.
Дети
с
большим
удовольствием
и
интересом
играют в подвижные игры.
3 направление Взаимодействие с родителями.
Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместно
с родителями собрана детская библиотека русских народных сказок.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить
семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации
для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка», « Роль игры
– драматизации в развитии речи ребенка». Все необходимые рекомендации
размещаю
в
«уголке
для
родителей.
За
последний
год
подготовила
для
родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами,
советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового
речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных
игр.
На
родительских
собраниях
семьи
обмениваются
своим
опытом
по
развитию
речи
дома, раздавала
каждому
родителю
тексты
колыбельных
песен,
привлекала
родителей
к
помощи
при
изготовлении
костюмов
и
атрибутов к русским народным сказкам, привлекала родителей к совместной
деятельности
с
детьми
(рисование,
рассказывание
сказок,
драматизация
сказок и потешек и др.).
Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в
детском саду.
Результативность.
В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя
готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной
литературы,
обогащен
и
расширен
словарный
запас,
способность
к
овладению родной речью.
Заключение.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,
произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет
способствовать
духовному,
нравственному,
патриотическому
воспитанию
дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности
нашей
Родины
и
Россия
будет
жить,
даря
миру
громадное
количество
талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее
пределами.
В дальнейшей своей работе будем активно использовать все виды и
формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание
сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие
детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же
продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной
культуры. Вести работу по взаимодействию с семьями воспитанников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
М.Ф.
Литвинова.
Русские
народные
подвижные
игры
для
детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.:
Айрис-пресс, 2010.
2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной
культуры:
Программа.
Учебно-методическое
пособие.
–
СПБ.:
Детство-Пресс,2008.
3.
Знакомство
детей
с
русским
народным
творчеством:
Конспекты
занятий
и
сценарии
календарно-обрядовых
праздников:
Методическое
п о с о б и е
д л я
п е д а г о г о в
д о ш к о л ь н ы х
о б р а з о в а т е л ь н ы х
учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,
4. О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками
по
государственному
образовательному
стандарту:
План-программа.
Конспекты занятий.
5.
Сценарии
праздников:
Методическое
пособие
для
педагогов
дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б.,
Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с
русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. –
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное
пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
8.
Роль
малых
фольклорных
форм
в
жизни
детей
раннего
возраста.
Кравченко И.В., 2011.
Сайты: «Дошкольник.ру» – сайт для всей семьи, «ТЕРЕМОК» – сайт
для
детей,
Образовательный
сайт
«Мир
Дошкольников»-все
для
детей,
«Детский портал Солнышко».