Напоминание

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры по средством фольклора».


Автор: Шлейник Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 105
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры по средством фольклора».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной

культуры по средством фольклора»- работа с семьей.

(из опыта работы)

Федеральные

государственные

требования

ориентированы

на

воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих

уважать

и

принимать

духовные и

культурные

ценно сти своего

народа. Воспитание

патриотических,

духовно-нравственных,

социально-

коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через

познание

детьми

народной

культуры

своей

Родины,

родного

края,

той

общественной среды, в которой они живут.

Потенциал

детей

дошкольного

возраста

уникален,

именно

в

этом

возрасте

дошкольник

воспринимает

окружающую

его

действительность

эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и

живет,

чувство

восхищения

культурой

своего

народа,

гордость

за

свою

страну.

Многие

ли

взрослые

могут

спеть

своему

ребенку

настоящую

колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем

доме

красивую

детскую

книжку,

репродукции

картин

великих

мастеров;

слышат

светлую,

мелодичную

музыку?

К

сожалению,

таких

домов

все

меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом

– гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно

там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом,

игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего

детства.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что

нам, педагогам,

необходимо

проводить

с

детьми

и

родителями

большую

работу в

данном

направлении:

от

возрождения

колыбельной,

умения

рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к

высотам

классической,

отечественной

и

мировой

литературы,

искусств,

театра, музыки.

Фольклор

это

устное

народное

творчество,

включающее

в

себя

большое

количество

жанров:

сказки,

пословицы,

поговорки,

потешки,

частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное

знание.

Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста

способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Песенки,

потешки,

прибаутки

маленькие

шедевры

народного

творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор.

Данный

педагогический

опыт

может

быть

полезен

воспитателям

дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

Технология опыта

Цель:

Создать

систему

взаимодействия

с

семьями

воспитанников,

способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. Создать условий в группе для приобщения детей к

фольклору.

2. Познакомить и приобщить детей и родителей к русскому народному

творчеству, через использование фольклора.

3. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова.

В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой

метод

(игры-драматизации,

игры-инсценировки,

дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание,

имитация действий.

Основные направления работы:

1. Создание условий.

В

группе

создана

предметно

-

развивающая

среда

соответствующая

возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными

сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности,

уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и

инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый

театры,

театр

на

фланелеграфе,

по

сюжетам

русских

народных

сказок:

«Курочка

Ряба»,

«Теремок»,

«Кошкин

дом»,

«Волк

и

семеро

козлят»,

«Заюшкина

избушка»,

«Кот,

петух

и

лиса»,

«Маша

и

медведь»,

«Два

медвежонка»,

«Гуси-лебеди»,

«Сестрица

Аленушка

и

братец

Иванушка»,

«Хаврошечка»,

«Царевна-лягушка»;

дидактические

и

настольно-печатные

(лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые

сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Звери

в сказках», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». По многим

литературным

произведениям

имеются

видеокассеты,

CD-диски,

аудиокассеты

с

записями

инсценировок

по

мотивам

народных

сказок,

закличек, небылиц, русских народных песен.

2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все

задач и всестороннего

развития

детей,

поэтому

наряду

с

основными

приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший

материал

словесного

творчества

народа.

Потешки,

считалки,

заклички

являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая

чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию

поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Потешки

я

обыгрывала

разными

способами:

сопровождала

чтение

действием

игрушки,

использовала

пальчиковый

театр,

шапочки,

маски

различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают

потешки, загадки и сказки.

Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно,

как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравится, когда я берешь

куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю, бай!

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками

«Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок,

золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети

легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с

потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В

предварительной

беседе

объясняла

значение

новых

слов,

которые

ребята

услышат

в

потешке.

Приятно

было

наблюдать,

как

дети

использовали

песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим

куклам.

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала

такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно

ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например,

петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На

головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую,

людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка

больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно

их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной

речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную

сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более

смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая

картинки,

дети

стали

последовательно

рассказывать

сказки.

Все

герои

сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети

знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети

любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них

веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки

(песня

козы

«Волк

и

семеро

козлят).

Дети

с

нетерпением

спрашивают:

«Какую сказку мы будем слушать?»

Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание

содержания

литературных

текстов,

любовь

к

художественному

слову,

к

русской народной культуре.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент

познавательной

деятельности,

на

котором

будет

строиться

дальнейшее

постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало

жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён

солнцем народного поэтического творчества.

Уже с раннего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей

нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево,

говорю словами потешки:

«Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная».

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к

истокам

русской

народной

культуры

считаю

различные

досуги

и

развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки», «Поиграем с ложкой»

дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли

познавательный

интерес

к

старинным

предметам,

к

русским

народным

песням, потешкам.

Для

решения

всех

поставленных

задач

детей

мною

подобрана

и

составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли

мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но

и

как

жанр

устного

народного

творчества.

Содержащийся

в

играх

фольклорный

материал

способствует

эмоциональному

положительному

овладению

родной

речью.

Дети

с

большим

удовольствием

и

интересом

играют в подвижные игры.

3 направление Взаимодействие с родителями.

Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместно

с родителями собрана детская библиотека русских народных сказок.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить

семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации

для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка», « Роль игры

– драматизации в развитии речи ребенка». Все необходимые рекомендации

размещаю

в

«уголке

для

родителей.

За

последний

год

подготовила

для

родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами,

советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового

речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных

игр.

На

родительских

собраниях

семьи

обмениваются

своим

опытом

по

развитию

речи

дома, раздавала

каждому

родителю

тексты

колыбельных

песен,

привлекала

родителей

к

помощи

при

изготовлении

костюмов

и

атрибутов к русским народным сказкам, привлекала родителей к совместной

деятельности

с

детьми

(рисование,

рассказывание

сказок,

драматизация

сказок и потешек и др.).

Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в

детском саду.

Результативность.

В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя

готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной

литературы,

обогащен

и

расширен

словарный

запас,

способность

к

овладению родной речью.

Заключение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,

произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет

способствовать

духовному,

нравственному,

патриотическому

воспитанию

дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности

нашей

Родины

и

Россия

будет

жить,

даря

миру

громадное

количество

талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее

пределами.

В дальнейшей своей работе будем активно использовать все виды и

формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание

сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие

детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же

продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной

культуры. Вести работу по взаимодействию с семьями воспитанников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

М.Ф.

Литвинова.

Русские

народные

подвижные

игры

для

детей

дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.:

Айрис-пресс, 2010.

2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской

народной

культуры:

Программа.

Учебно-методическое

пособие.

СПБ.:

Детство-Пресс,2008.

3.

Знакомство

детей

с

русским

народным

творчеством:

Конспекты

занятий

и

сценарии

календарно-обрядовых

праздников:

Методическое

п о с о б и е

д л я

п е д а г о г о в

д о ш к о л ь н ы х

о б р а з о в а т е л ь н ы х

учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

4. О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками

по

государственному

образовательному

стандарту:

План-программа.

Конспекты занятий.

5.

Сценарии

праздников:

Методическое

пособие

для

педагогов

дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б.,

Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с

русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. –

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное

пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

8.

Роль

малых

фольклорных

форм

в

жизни

детей

раннего

возраста.

Кравченко И.В., 2011.

Сайты: «Дошкольник.ру» – сайт для всей семьи, «ТЕРЕМОК» – сайт

для

детей,

Образовательный

сайт

«Мир

Дошкольников»-все

для

детей,

«Детский портал Солнышко».



В раздел образования