Автор: Нурокова Елена Рафиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 16 "Родничок"
Населённый пункт: Янаул
Наименование материала: методический проект
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 «Родничок» города Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Программа по самообразованию
Тема: «Влияние устного народного
творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
г. Янаул
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка:
1.2. Цели
1.3. Актуальность выбранной темы
1.4 Задачи
1.5 Планируемый результат
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Методы и приемы
2.2. Планирование
3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация деятельности группы:
3.1.
Продолжительность и расписание непосредственной организованной образовательной
деятельности детей
3.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группы
1.
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым
компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог
успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко
оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у
таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию
его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение
языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать,
делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое
общение
со
сверстниками.
Не
все
дети
одинаково
успешно
овладевают
фонетической,
лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим
условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста
мы находим в трудах многих ученых. Так К.Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар
слова», т.е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму».
Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как
народные, так и авторские. А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на
народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые
А.А.
Леонтьев,
А.С.
Рубинштейн,
О.С.
Ушакова.
Л.С.
Выгодский
на
основе
длительного
изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания
утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и
эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». И я полностью согласна с ним.
Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий
нормального
развития
ребенка.
К
сожалению,
в
настоящее
время
наблюдается
тенденция
увеличения
количества
детей
с
речевыми
отклонениями
или
нарушениями
в
результате
воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей,
существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали
общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение
уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития
речи.
Все
эти
отклонения
сами
по
себе
не
исчезают
и
при
отсутствии
специально
организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее
ребенка.
Дети, даже без специально обучения, с самого раннего возраста проявляют большой
интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую,
так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие
из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и
речевому общению.
В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:
2.
свободное речевое общение;
3.
культурно – языковая среда;
4.
обучение родному языку и речи на специальных занятиях;
5.
различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
6.
художественная литература;
7.
различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);
8.
использование произведений народного творчества;
9.
взаимосвязь с семьей по речевому развитию.
Наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста)
является народное творчество (фольклор).
Фольклор
–
одно
из
действенных
и
ярких
средств,
таящий
огромные
дидактические
возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей,
формирует
отношения
к
окружающему
миру,
играет
неоценимую
роль
во
всестороннем
развитии.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в
становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность
детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с
ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство
фантазий,
яркие
художественные
образы
привлекают
внимание
ребенка,
доставляют
ему
радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие.
Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое
богатство – смысловое, звуковое и речевое.
1.2. Цель работы:
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений
русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей
на основе устного народного творчества.
1.3 Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная
задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в
освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим
источником
развития
выразительности
детской
речи
являются
произведения
устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички,
потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .
Воспитательное,
познавательное
и
эстетическое
значение
фольклора
огромно,
так
как
он
расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
обусловлена
спецификой
содержания
и
форм
произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым
развитием дошкольников.
Дети
хорошо
воспринимают
фольклорные
произведения
благодаря
их
мягкому
юмору,
ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками
взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное
народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту,
лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
1.4 Задачи
1.
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
2.
Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства
выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
3.
Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого
опыта русских традиций.
4.
Обогащение
словаря,
развитие
лексико-грамматического
строя,
выразительности
интонации и фонематического слуха.
5.
Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
1.5. Планируемый результат
1.
У
детей сформированы
первоначальные
представления
и
базовые
знания
об
устном
народном творчестве.
2. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
II. Содержательный раздел.
2.1
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
1.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
2.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
3.
Чтение художественной литературы.
4.
Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.
5.
Проведение русских народных игр.
6.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной
деятельности.
7.
Применение игрушек и изделий народных промыслов.
8.
Представление кукольного театра.
9.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
10. Рассказ о народных обычаях и традициях.
11. Рассматривание иллюстраций о русском быте.
12. Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
1.
Организованная образовательная деятельность.
2.
Совместная деятельность.
3.
Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
4.
Наблюдения в быту и природе.
5.
Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
6.
Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.
7.
Посещение тематических выставок.
8.
Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
2.2 Планирование
Перспективный план по устному народному творчеству в младшей группе
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические
выходы
Изучение
методической
литературы
Сентябрь
-
май
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.
Н а р о д н а я
п е д а г о г и к а
в
воспитании
дошкольника.
М.,
1995.
2.
Даль
В.И.
Пословицы
и
поговорки русского народа. М.,
2009.
3.
Жаворонушки:
П е с н и ,
п р и г о в о р к и ,
п о т е ш к и ,
прибаутки,
считалки
/
Сост.
Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д.
Приобщение
детей
к
истокам
русской культуры: Учеб.-метод.
пособие
2-е
изд.,
перераб.
и
доп. сПб,. 2008.
5.
Козырева
Л.М.
Говорю
красиво и правильно. Развитие
речи у детей от рождения до 5
лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В.
Аникин. М., 1985.
Работа с детьми
Октябрь
Отгадывание детьми загадок.
Д о с у г
« В е ч е р
загадок».
Ноябрь
Театрализованная постановка.
Инсценирование
русской
народной
сказки «Теремок».
Февраль
Просмотр кукольного театра по
русским
народным
сказкам,
хороводы, подвижные игры.
Развлечение
«Широкая
Масленица»
Март
Пальчиковые
игры
на
основе
русских народных потешек.
Игровая
деятельность
« П о и г р а е м
с
пальчиками».
Апрель
Знакомство
с
закличками,
потешками о солнце.
Досуг
«Солнышко,
нарядись,
красное,
покажись!»
Работа с семьёй
Январь
Разучивание потешек, песенок,
скороговорок, выступление для
родителей.
«Посиделки»
(творческий
вечер
с
участием родителей)
Апрель
Совместное творчество детей и
родителей.
Семейный
конкурс
«Отгадай
загадку
–
нарисуй отгадку»
Самореализация
Март
Консультация
для
воспитателей
«Влияние
русского
народного
т в о р ч е с т в а
н а
развитие речи детей
3-4 лет».
Май
Открытый показ нод во второй
младшей группе.
Открытое занятие по
развитию
речи
в
м л а д ш е й
г р у п п е
«Устное
народное
творчество.
Потешки»
Май
Отчёт о проделанной работе по
теме
самообразования
на
итоговом педсовете.
В ы с т у п л е н и е
н а
педсовете.
III. Организационный раздел
3.1. Продолжительность
и расписание непосредственной организованной
образовательной
деятельности детей
Возраст
Название
Часы/мин.
в день
в неделю
в мес.
в год
3-4года
Устное народное творчество
(первый год обучения)
15
мин.
1 час(4
НОД по 15
мин.во2
пол.дня
4 часа
36 часов
Краткая характеристика процесса обучения.
Занятие, включает теоретическую и практическую часть выполнения заданий. Теоретическая
часть
включает
в
себя
объяснение
нового
материала,
информация
об
устном
народном
творчестве,
которая
носит
познавательный
характер,
сведения
о
том
какие
материалы
и
инструменты будут использоваться. Практические часть работы включает игры, хороводы,
театрализованные праздники.
3.2 Результативность
К концу 3-4 лет дошкольники должны знать:
Песенки, потешки, заклички
1. «Пальчик-мальчик…»
2. «Как у нашего кота…»
3. «Травка-муравка…»
4. «Сидит белка на тележке…»
5. «Ай, качи-качи-качи!..»
6. «Дождик, дождик, пуще…»
7. «Заинька, попляши…»
8. «Чи-ки-чики-чикалочки…»
9. «Ночь пришла…»
10. «Сорока, сорока…»
11. «Еду-еду к бабе, к деду…»
12. «Радуга-дуга…»
13. «Божья коровка…»
14. «На улице три курицы…»
15. «Тили-бом! Тили-бом!..»
16. «Тень, тень, потетень…»
17. «Курочка-рябушечка…»
18. «Кисонька-мурысенька…»
19. «Жили у бабуси…»
20. «Заря-заряница».
Сказки
1. «Колобок», обр. К. Ушинского;
2. «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
3. «Теремок», обр. Е. Чарушина;
4. «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
6. «Гуси-лебеди»
7. «Бычок – черный бочок, белые копытца»
8. «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
9. «Лиса и Заяц», обр. В. Даля;
10.«У страха глаза велики», обр. М. Серовой.